Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Азбука поэзии. Поэтический семинар. Хронос протос -- время простое


Хронос протос – время простое.

 

***

 

«Сверхмудрый сын Фемиды правомыслящий,

На зло тебе, на зло себе железами

К пустынному утесу прикую тебя. (…)

Вот и награда человеколюбию!

Сам бог, богов тяжелый презирая гнев,

Ты к людям свыше меры был участливым.

За это стой скалы печальным стражем. (…)

На ветер будешь вопли ты и жалобы

Бросать без счета: Зевс не знает жалости»

(под ред. Апта)

 

 

***

 

Здравствуйте, дорогие мои любители поэзии!

 

Сегодня с вами снова я, Имма Грак; сижу перед компом, жую тушеную картошку с морковкой и луком, которую мне сунули под нос, чтобы я не умер с голода, … я ем и почти одновременно думаю о том, как подытожить всё, что уже было сказано о двудольных и трехдольных размерах.

 

Итак.

 

Хорей (Аа), Ямб (аА), Дактиль (Ааа), Анапест (ааА), Амфибрахий (аАа).

 

В русском языке при определении размера главную роль играет ударение.

 

Хорей – плясовой (греч);

Ямб – сын нимфы Эхо и бога Пана (греч);

Дактиль – палец (греч);

Анапест – отраженный назад (греч);

Амфибрахий – с обоих сторон краткий (греч);

 

Так почему же все названия имеют греческое происхождение?

 

Вероятно вы уже, как и я, догадываетесь: потому что все они родом оттуда. Улыбаюсь. И что? у них тоже главную роль играло ударение? А вот и нет.

 

Греки строили свою гармонию на длинных и коротких слогах. Если кто-то из вас знает еще какой-нибудь язык, кроме собственного, он уже, наверное, встречался с такими понятиями как дифтонги, долгие и короткие гласные. Но сейчас я поговорю с теми, кто этого пока не знает. Хорошо?

 

В русском языке мы тоже растягиваем гласные. А-а… - говорим мы, когда нам что-нибудь становится понятным. Но у нас это растягивание не является смыслообразующим.

 

Для нас все равно как сказать: мУука или мУка; мукАаа или мукА. Для нас смыслообразующим является правильно поставленное ударение. А вот в греческом, да и в некоторых других языках слова «муука» и «мУка» были бы разными по смыслу. Здесь долгота гласной является смыслообразующей.

 

Давайте послушаем, как звучал греческий стих (разумеется, весьма условно):

 

МА-а-ма  мЫ-ы-ла рА-а-му дО-ол-го мЫ-ы-ла бО-оль-ше нЕ-ет тут

 

Для удобства я сделал так, чтобы растягиваемые гласные совпадали с ударениями в словах. Но на самом деле, словесные ударения в античном стихе могли располагаться на любой доле стопы: и на сильной, и на слабой. Сможем ли и мы так прочесть, учитывая и долготу и словесные ударения?

 

А попробуйте!

 

Ма-а-мА мы-ы-лА ра-а-мУ … ну и так далее.

 

Сомневаюсь, что это у вас получается скороговорской. Улыбаюсь. Почти наверняка вы проговариваете эту строку м е д л е н н о, по сло-гам и выделяя голосом словесное ударЕние.

 

То, что вы сейчас проделали и называется СКАНДИРОВАНИЕМ.

 

  1. м е д л е н н о
  2. по сло-гам
  3. выделяя голосом словесное ударЕние.

 

Античные стихи НУЖНО скандировать, соблюдать долготу слогов и интонационно выделять ударные слоги в словах, которые часто не совпадают с сильными долями. Вот это – последнее предложение – более строгое определение скандирования. А моё зачем – оно же и нестрогое, и неправильное? А моё просто для того, чтобы вы знали, как это делается. Улыбаюсь.

 

Да, античные стихи скандируют, скандируют равносложные вирши, часто и дети скандируют (им так проще) – русские же стихи, чтобы они не звучали монотонно, читают в свободном  темпе (rubato).

 

*** УДАРЕНИЕ и ДОЛГОТА

 

В примере «Мама мыла раму…» я совершил маленький подлог, растягивая гласную, я заменил ее двумя слогами. Но давайте пока меня простим и посмотрим, какова же будет в этом случае запись стиха.

 

Что мы в данном случае обозначим большой буквой «А» и маленькой «а»?

 

Вопрос? Ну-у давайте побудем сами теоретиками стиха… Улыбаюсь. Итак, что?

 

1. Пусть ударение (по крайней мере, нам так привычней):

 

В первом примере:

 

МА-а-ма  мЫ-ы-ла рА-а-му дО-ол-го мЫ-ы-ла бО-оль-ше нЕ-ет тут

 

Ааа Ааа Ааа Ааа Ааа Ааа Ааа

 

Те, кто внимательно читают рассылку или знаком с вопросом давно, безошибочно определят это как Дактиль.

 

Во втором примере (сделайте запись сами) мы увидим Анапест.

 

Хорошо. Это если смотреть на вопрос с точки зрения ударений.

 

2. А теперь давайте посмотрим долготу.

 

В этом случае запись и первого, и второго примера у нас будет выглядеть одинаково. Да уж, понятно, что для русской поэтики это не совсем удачный подход…

 

Но мы говорим о греках. А как же у них было?

 

А вот для них главной, как раз таки, была ДОЛГОТА. Те, кто хоть немного музицировал, поймут, что у греков был резон придумать такую систему.

 

*** СИСТЕМА

 

Система строения греческого стиха была основана на ДОЛГОТЕ.

 

Выделялась определенная ритмическая группа долгих и кратких слогов. Такая ритмическая группа называлась ПОДИЕЙ.

 

Вопрос. Посчитайте, сколько подий в примере «Мама мыла раму…».

 

Греки выделяли КРАТКИЙ слог и  ДОЛГИЙ, который был в два раза протяженнее краткого.

 

Длительность краткого слога составляла одну МОРУ.

 

Вопрос. Сколько мор составляла длительность долгого слога?

 

Я не буду долго придумывать символы для записи. Пусть будет всё то же А. Но я опять немного схитрю: долгий слог я обозначу двумя такими буквами (он же составляет ДВЕ моры), а короткий – одной и маленькой.

 

Долгий слог: АА

Короткий слог: а

 

Как теперь будет выглядеть «Мама мыла раму…»?

 

ААа ААа ААа….

 

Да уж, что-то такая запись очень мало напоминает Дактиль. Но все верно – это и не дактиль, это греческий… ну!... ну!... хорей.

 

Просто наплюйте на удвоение буквы (чистая условность, господа!) и сами увидите.

 

Полагаю, вы уже догадываетесь, как в такой записи мог бы выглядеть Ямб?

 

аАА аАА аАА аАА аАА

 

На самом деле, в современной поэтике приняты совсем другие обозначения. Но нам ведь главное понять суть, верно? Нам главное понять, ЧТО стоит за символом.

 

Для самых въедливых я, пожалуй, напишу и правильные обозначения (что несомненно облегчит дальнейшее чтение специальной литературы).

 

Ну пишу… Напрягайте воображение. Улыбаюсь.

 

А) Краткий слог, состоящий из краткого гласного или согласного с гласным, имеющий длительность «хронос протос» -- одну мору; или, другими словами, одноморный (однодольный) слог обозначается значком:

 

… нижней половинкой окружности (что-то вроде «u»).

 

Б) Долгий (двуморный) слог, состоящий или из долгого гласного (а-а), или из сочетания гласного с двумя согласными (а-р-т), или из сочетания согласного, гласного и двух согласных (м-а-р-т), и длящийся два раза по «хронос протос», обозначается:

 

… двумя нижними половинками окружности с палочками над ними (что-то вроде «ūū»)

 

 

*** АНТИЧНАЯ   МЕТРИКА

 

Ключевые слова: система, подия, мора.

 

Сколько долей может быть в подии?

 

В античной метрике выделялись двудольные (введенные позже), трехдольные, четырехдольные, пятидольные и так далее, и так далее – вплоть до восьмидольных.

 

Я очень советую вам почитать материалы, размещенные на Золотом Пере в Мастерской Писателя, о реформе Ломоносова-Тредиаковского. Хоть я, наверняка, вернусь еще к этому вопросу.

 

В истории уже были попытки ввести античные стопы в русскую поэтику. Говорят, они были неудачными. Но я всегда думал, а почему же некоторые поэты так завывают? Чего они этим хотят добиться? И почему стало таким популярным чтение стихов под музыку? Уж не повеяло ли на каких поэтов свежим ионическим ветерком?

 

Я не буду сейчас рассказывать обо всех античных размерах; у нас с вами другая задача – мы вернемся к нашим старым друзьям:

 

*** Хорей и Ямб

 

Двудольные размеры:

 

Хорей: в русском варианте (Аа), где А – слог ударный.

Ямб: в русском варианте (аА), где А – слог ударный.

 

В греческой метрике это трехдольные размеры:

 

Хорей, или Трохей – ААа; Ямб – аАА; …и плюс, обратите внимание, трибрахий --- ааа.

 

(Вы помните, что «брахи…» - это означает нечто КОРОТКОЕ?)

 

*** Дактиль, Анапест, Амфибрахий.

 

Трехдольные размеры:

 

Дактиль: Ааа ; Анапест (ааА) ; Амфибрахий (аАа) – между короткими (хотя, на самом деле, в нашем случае -- между безударными), где А – это ударный слог.

 

В греческой метрике это четырехдольные размеры:

 

Дактиль (ААаа), Амфибрахий (аААа), Анапест (ааАА), … и плюс: спондей (АААА), дипиррихий или он же прокелевзматик (аааа)

Где А – обозначает долгий слог; а – короткий.

 

*** А как же двудольные размеры? – спросите вы. – Встречаются ли они в греческой метрике?

 

О, да!

 

Хотя на самом деле нет, если не считать введенного гораздо позже ПИРРИХИЯ (аа) для замены ДОЛГОГО слога ДВУМЯ короткими. Но это почти такая же махинация, которую я сделал в самом начале, когда читал навзрыд «Ма-а-ма мы-ы-ла ра-а-му…». Улыбаюсь.

 

*** ???

 

Зачем нам такие экскурсы в историю?

 

А я вам так скажу. Человека НЕВОЗМОЖНО научить писать хорошие стихи. Просто стихи можно.

 

Но вы же хотите писать непременно хорошие стихи, не так ли?

 

Всё, что вы читаете, так или иначе оседает на вашей подкорке, даже если вы не прилагаете к этому больших усилий. И чем больше света соберется в линзе, тем ярче будет выходящий из нее луч.

 

Конечно, тренироваться нужно. Раз-два-три! Раз-два-три! Но это лишь автоматические навыки. А откуда рождается вдохновение? Из личности.

 

А настоящая личность не может плевать на своих предшественников, господа. В данном случае на греков. Великие были люди! Великая цивилизация!

 

Я думаю то, что они нам оставили, еще до конца не исчерпано ни латинянами, ни европейцами, ни нами…

 

 

До следующей встречи. Если вы пишете стихи или прозу, можете опубликовать их в моей Мастерской на Завалинке (Свободная площадка) или на форуме Золотое Перо. Обещаю, я вас не съем! Улыбаюсь. Там же я помещаю копии рассылок -- и можно задавать вопросы.

А возможно кто-то и сам захочет что-нибудь рассказать? Буду очень рад, пишите на форуме, а я продублирую в рассылке.

 

С уважением, Имма Грак.

http://nazavalinke.4bb.ru/

 

 


В избранное