Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Азбука поэзии. Поэтический семинар. Усеченная рифма и Ассонанс


Здравствуйте, друзья!

 

Итак, сегодня мы переходим к третьему занятию по теме «Ассонанс». С вами по-прежнему я – Имма Грак.

 

Мы поговорим об УСЕЧЕННОЙ рифме и разберемся какое отношение она имеет к Ассонансу.

 

А) В русском классическом стихе усеченной рифмой называется такой пример рифмовки, когда не принимается в расчет последний звук «Й».

 

Примеры:

 

И что ж? Поверил бог унылый,

Амур от радости прыгнул,

И на глаза со всей он силы

Обнову брату затянул.

 

(А. Пушкин)

 

Обратите внимание, как рифмуются 1-ая и 3-я строки: унылый – силы.

Не принимается в расчет звук «й»

 

Светильник дня прекрасный,

Ложись и ты, - почий,

С зарею новой ясны

Ты вновь прострешь лучи.

 

(В. Капнист).

 

Давайте посмотрим на 1-ую и 3-ю строки: прекрасный – ясны.

На 2-ую и 4-ую: почий – лучи.

 

Выделим рифму: 1) – Асны; 2) – Чи;

Как видим, звук «й» в расчет не принимается.

 

В этом случае мы говорим о КЛАССИЧЕСКОЙ усеченной рифме.

(Не путайте с Ассонансом, в приведенных примерах нет Ассонансов).

 

Б) Что же мы получим, если не будем принимать в расчет другие буквы? Например, «Л», «Т», «М»?

 

В этом случае мы будем говорить об Усеченной рифме, так как одно из рифмуемых в конце стиха слов НЕПОЛНОСТЬЮ покрывает созвучия другого слова.

 

Давайте рассмотрим пример из творчества Юлии Чернявской:

 

Я не была коварною –

За всё меня прости –

Но в душу многогранную

Ты сам меня пустил.

 

Сосредоточим пока свое внимание на рифме: прости-пустил.

 

Совпадают ударные гласные, совпадает опорный согласный; также практически совпадают звуки, предшествующие опорному согласному (ос-ус; без ударения они звучат очень похоже). Если бы не усечение мы имели бы богатую рифму.

 

ВОПРОС. Скажите, можем ли мы назвать эту рифму Ассонансом? (Вернитесь к теории, внимательно перечитайте; какие условия должны выполняться, чтобы назвать рифму Ассонансом в русской поэзии? Подсказка: у рифмуемых слов должны совпадать не только ударные гласные, но и … согласный).

 

(с творчеством Ю.Чернявской вы можете познакомиться на форуме и сайте «Золотое Перо», а также на ее страничке http://yulika13.narod.ru/

 

В следующий раз мы поговорим еще об одном примере рифмовки у Юлии. Очень интересном. Перевернутый ассонанс.

 

(Прим. Об усеченной неравносложной рифме (20 в.) мы поговорим в соответствующей теме).

 

Друзья, не ограничивайтесь пассивным чтением, участвуйте в работе семинара. Как показала практика, иногда вы можете просто не отдавать себе отчета в том, что чего-то не поняли. Узнать об этом можно, только выполнив задания и получив разъяснения.

 

И, конечно, при одноразовом чтении вы не получите устойчивого результата. Только практика! Обогащайте теорией свое творчество.

 

***
Для постоянных читателей моей рассылки.

 

Думаю, вы уже заглянули на сайт «Золотое Перо» и нашли Мастерскую Писателя с размещенными там материалами. Я решил несколько изменить порядок. Теперь я буду помещать материал к семинарам в свою рубрику: Кабинеты авторов - Имма Грак- поэтические семинары.

 

В Мастерской Писателя могут размещаться материалы, которые не относятся к семинару, их можно и даже нужно будет почитать. А работать мы будем в моем кабинете. Тема, по которой будет проводиться семинар, разместиться на первой позиции. Там нам с вами будет гораздо удобнее))).

 

Рассылку вы можете получить по почте, поработать по теме вы можете в моем кабинете.

 

***

До следующего выпуска рассылки!

В начале сентября выйдут  рассылки:

Новости сайта «Золотое Перо – Поэзия»; Новости сайта «Золотое Перо – Проза».

Дополнительные материалы по семинару «Азбука Поэзии» высылаются только зарегистрировавшимся участникам семинара.

С уважением, Имма Грак.

 http://www.zolotoepero.ru/

http://zolotoepero.5bb.ru/

 

 


В избранное