Заметку
Евгения Умеренкова под названием "Американцы нам - небоскребы, а мы им - монументы"
в "Комсомольской правде" от 19 июня стоит привести полностью.
Счастливая идея подарить американцам что-то монументальное появилась у Зураба Церетели вскоре после трагедии 11 сентября. Свой проект он предложил городским властям Джерси-Сити в 2002 году, и отцы города с энтузиазмом приняли его.
Вот такой конструкцией Церетели собирается осчастливить американцев
Мемориал в честь жертв теракта против места, где стояли башни Всемирного торгового центра, будет представлять собой гранитный прямоугольник высотой с 10-этажный дом и с разломом посередине. В разломе будет свисать 12-метровая "слеза" из никелированного металла весом почти в четыре тонны.
Внутри нее будет находиться специальный холодильник, вызывающий конденсат на поверхности "слезы", что создаст впечатление, будто памятник постоянно "плачет". А на основании сооружения высекут имена всех погибших в Нью-Йорке 11 сентября.
Больше всех будущий монумент памяти жертвам теракта поддерживал мэр Джерси-Сити Гленн Каннинхэм. Он даже заявил, что подарок Церетели - это "дар Божий".
"Вспомните Пикассо, Микеланджело и этого, Леонардо да Винчи, - философствовал мэр. - Люди думали, да Винчи - сумасшедший. Какой великий артист не был противоречивым?"
Но простые джерсичане оптимизма городского головы не разделили. Одна из активисток заявила, что монумент похож на "гигантскую вульву" и поэтому будет оскорбителен для женщин.
Однако мудрый Зураб Константинович был непоколебим. Недавно, находясь в Нью-Йорке, он рассказал вашему корреспонденту о своем замысле:
- Это будут слезы скорби обо всех погибших в терактах. А когда мы все вместе выиграем войну с международным терроризмом, это будут слезы радости!
Кстати, монумент уже готов и ждет отправки из Питера. Стоимость монтажа подарка из Москвы оценивают от 1 до 3 миллионов долларов.
Из досье "КП"
Еще в 1992 году Церетели создал 105-метровый монумент Колумба, который хотел подарить США. Пять американских городов вежливо отказались от подарка.
Лишь в 2000 году Колумба удалось "пристроить" в одном из городков Пуэрто-Рико.
Такую возможность позубоскалить над стилем написания заметки, ее содержимым и над причиной, ее породившей, пропустить было бы просто грешно.
Впрочем, по поводу стиля ничего не хочу сказать плохого, кроме одного недоумения: про небоскребы, которые "американцы нам" в ней нет ни слова.
Возможно, автор когда-то писал об этом и считает, что его нетленные произведения все должны знать наизусть.
Что же касается содержимого заметки и фактов, в ней описанных, то я был весьма и весьма обрадован и практически даже счастлив каждым ее поворотом и буквально каждой ее фразой.
Прежде всего, разумеется, тем, что г-н Церетели наконец-то отвратил свой пламенный взор от нас и обратил его к Америке.
(К сожалению, это не совсем так. Буквально на той же неделе он приложил свою руку к не совсем мне понятному скандалу со сменой ректора в Петербургской Академии художеств.
Впрочем, насколько я понял, его роль в скандале сводилась только к одной резолюции, на которую он по должности имел полное право, а пресса упоминала его всуе, дабы известным именем придать сугубо производственному конфликту эпический размах мировоззренческой революции.)
Кроме того, меня очень порадовала тирада мэра Джерси-Сити (в пересказе Умеренкова) по поводу "великого артиста" Леонардо да Винчи.
Правда, сначала я подумал, что г-н мэр перепутал Леонардо да Винчи с Леонардо ди Каприо.
Но цветник классических имен был совершенно безупречен, и я вспомнил, что английское "artist" означает русское "художник".
Поэтому вопрос о том, кто и что перепутал, остается открытым. Вполне возможно, что г-н Умеренков уже настольно обжился в Америке, что не считает нужным переводить на русский язык все слова подряд.
Так что пусть они с г-ном мэром сами разбираются, кто из них больший знаток классики и языков.
Что же касается опрометчивого сравнения подарка Церетели с "даром Божьим", то я склонен считать его полемической метафорой и надеюсь, что господь в милости своей не покарает обоих - ни дарителя, ни одариваемого.
Но особо меня восхитила нестандартная ассоциация неназванной активистки, противницы монумента.
Вот уж художница, так художница!
Со всей своей феминистической прямотой она вскрыла подсознательные помыслы автора, замаскировано посылающего всю Америку в это самое место.
И никакие правильные слова Зураба Константиновича о слезах скорби и грядущей победе над международным терроризмом уже ничего изменить не могут.
Дело сделано - монумент уже готов.
А питерцы теперь могут гордиться не только тем, что делают самые большие в мире электротурбины для гидростанций, но и тем, что сделали самую большую в мире... ну, вы понимаете.
Кстати, цветная картинка на сайте "Комсомольской правды" выгладит более или менее пристойно.
Черно-белый вариант фотографии, опубликованный в газете, значительно лучше иллюстрирует негодование американской активистки.
Поэтому привожу и его тоже.