В год столетия со дня рождения Ленина я защитил диплом, и у меня образовался внеплановый месячный отпуск.
По каким-то там причинам дипломы не могли или не хотели выдавать по мере защиты проектов, а
планировали их выдачу только после окончания работы всей дипломной комиссии.
А поскольку процедура защиты дипломов в институте растянута на месяц, то кто раньше
защитил, тот и молодец.
А я защищал одним из первых.
Вот я и молодец.
И весь февраль я был свободен как птица.
Я уже точно не помню, каким образом, но один знакомый завуч (одна знакомая завуч) в средней школе попросила меня на неделю подменить заболевшего физика в шестых-седьмых классах.
"Делать тебе все равно нечего, - сказала она, - а тема в седьмых идет тебе знакомая: электротехника".
"А в шестых?" - спросил я.
"А ты что, механику за шестой класс не одолеешь? Дипломированный специалист! Учебник не перескажешь?"
Да я, собственно, и не сопротивлялся сильно, физика, так физика, тем более в памяти все свежо было...
Вот теперь бы я сильно подумал!
После тридцати лет беспрерывных экспериментов Минобразования над школьниками и учителями я, дипломированный специалист с огромным опытом инженерной деятельности,
ничего не могу понять в учебниках для шестого класса!
Учебник физики мне, правда, давненько не приходилось читать, но в школьной математике - ничего не понимаю.
И что еще более удивительно - в учебнике русского языка!..
Вернемся, однако, в прекрасные старые времена, когда молодой инженер еще мог разобраться в учебнике физики за шестой класс...
В те времена предметники в школах очень хорошо жили. Физики, химики и (почему-то) биологи всегда имели отдельный кабинет с лаборантской комнатой.
Физики и химики примерно понятно - почему: время от времени на уроках лабораторные работы проводились. А вот почему биологи имели лаборантское помещение для чучел и учебных пособий, а географы и историки - нет, я до сих пор не понимаю.
Но молодость хороша еще и тем, что над многими вопросами не задумываешься ввиду очевидности ответов - так надо, и все тут.
Волнуют совсем другие вопросы... С неочевидными ответами. Или вовсе без оных...
Но потом все образуется...
Да, опять я заплутался и отвлекся...
Короче говоря, неделя педагогической деятельности проходила у меня под знаком полного индивидуализма. Я в учительскую даже и не заходил.
Прихожу утром сразу в кабинет, четыре урока (никуда не выходя) дам, и домой.
Благодать.
А директор школы (директриса) оказалась не в курсе дела.
На третий или четвертый день спрашивает завуча: "А что с физикой у нас? Что-то учителя давно не видно?"
Завуч ко мне прибегает и говорит: "Нехорошо! Учителя подумают - игнорируешь! Ты на перемены в учительскую приходи".
Я отговаривался, но она меня убедила.
А про то, что это указание от директора идет, ничего не сказала. Впрочем, у той претензий ко мне не было.
И она ни меня к себе не пригласила для знакомства, и ни ко мне не зашла, видимо, завуч у нее полным доверием пользовалась.
Таким образом, я уже почти неделю отработал, даже контрольную детишкам устроил, а директора школы и в глаза не видел.
Стал я на переменки ходить в учительскую.
Учителя ко мне не приставали, я сам в разговоры не ввязывался, обязали
этикет соблюдать, вот я и соблюдаю, а в общественной жизни участия
принимать - не хочу.
Посижу в уголке - и на урок.
И вот однажды заходит в учительскую неизвестная мне пожилая дама, лет
прилично за пятьдесят, и с порога начинает рассказывать историю...
Притом весьма экзальтированно, я бы даже сказал - напыщенно. Примерно, как в
провинциальных театрах в девятнадцатом веке трагедии играли - голосом модулирует, руки
заламывает...
Ну, руки, конечно, не заламывает, но наигрыш - невероятный!
Я к тому времени уже лет пять в народном театре играл, и нам за такие
ухватки режиссер обрывал все места, до которых дотянуться мог.
Так что социалистический реализм от провинциального мелодраматизма я хорошо отличал. С первой реплики.
Монолог дамы звучал примерно так:
"Иду я вчера из школы, а передо мной два второклассника идут. И одни другого
очень серьезно спрашивает: "А как ты думаешь, кто самый красивый человек на
земле?"
(Я даже малость обалдел от такого глобализма второклассников!)
А второй отвечает: "А ты как думаешь? Кто самый красивый человек на земле?"
А тот ему: "А я думаю, что самый красивый человек на земле - Владимир Ильич
Ленин!"
Второй подумал и говорит: "Ты прав. Я тоже думаю, что самый красивый человек
на земле - Владимир Ильич Ленин!"
Они меня не видели! - с надрывом закончила дама, - Они только между собой
разговаривали".
Но к моему удивлению, никаких выводов из этой истории, вроде того, что, мол,
хорошие дети растут, или, что, мол, правильно мы их воспитываем - она не
сделала.
Учительский коллектив внимал этой истории совершенно молча, и по этому
молчанию я заподозрил, что это директор и есть.
Но отсутствие резюме несколько поколебало мое умозаключение...
Потом я спросил про нее у завуча - оказалось, директор!
Вот и вся история.
"А выводы?" - спросите вы.
Нет у меня выводов.
Но можно провести некоторые вычисления.
Второклассникам семидесятого года в этом году исполняется сорок лет.
Много ли среди них коммунистов и приверженцев марксизма-ленинизма?
Думаю, что немного. Я думаю даже, что
очень немного. Хотя в детстве они совершенно искренне были к этому готовы.
К чему это я?
Да так, некоторые размышления по поводу результативности "промывки мозгов".
А точнее - ее полной бессмысленности.