Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Заневский Летописец

  Все выпуски  

Заневский Летописец


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
14.01.2001.         Выпуск 58   

"Граница"


     "Я Пастернака не читал, но скажу!"

     Эта бессмертная фраза неизвестного (по сравнению с Пастернаком) автора уже несколько дней не дает мне покоя.
     Черная зависть гложет меня из-за неспособности придумать афоризм такой простоты и силы. И чтоб на века!
     Поэтому приходится идти на прямой плагиат, слегка переделывая знаменитое выражение:
     "Я "Границу" не смотрел, но скажу!"

     Потому как подобно известному бородачу - не могу молчать.

     Надо сказать, что нельзя сказать, что я эту "Границу" уж совсем и не смотрел: терпения моего хватило ровно на половину произвольно взятой серии, плюс несколько двух-трехминутных эпизодов, плюс "Граница-послесловие"...
     Видимо, именно эта половинчатость и не позволяет придумать мне бессмертный афоризм наподобие приведенного выше: не читал товарищ Пастернака, так уж и не читал! Ни стихотворения! Ни строчки! Ни буквы!
     Вот и прославился.
     Не то, что я.

     Так что же вы наблюдаем в означенной "Границе"?
     А мы постоянно наблюдаем некоего злого гения и интригана в капитанской форме, который занимается буквально всем и буквально все успевает.
     Я было предположил сначала, что он там самый главный командир и ему по должности это положено. Но потом очень сильно в этом засомневался. Потому что хорошо знавал многих командиров такого уровня и такой деловой хватки. Одни из них мне нравились, другие нет, но все они вызывали у меня искреннее чувство уважения.
     Поэтому я с полной ответственностью могу сказать, что у каждого командира столько власти, что ему совершенно не надо интриговать - только успевай приказывать. И самое главное, это знает не только он, но это прекрасно понимают и все окружающие. А это очень важно.
     Разумеется, эта полнота власти определялась (и теперь определяется) не самодурством командира, а поставленной боевой задачей, Уставами и наставлениями, приказами и распоряжениями вышестоящего командования. Но можете, мне поверить, что этих наставлений, приказов и указаний всегда имелось в таком количестве, что только успевай поворачиваться.
     На интриги просто не оставалось времени. Хотя личные качества командира исключать из рассмотрения тоже нельзя.


"Митта снимал не киноприложение к Инструкции Министерства Обороны..."

     Кроме того, меня сильно удивило несоответствие звания этого персонажа, нет, не с его делами, как вы можете подумать, а с архитектурой военного городка.
     В городках такой величины - с таким шикарным клубом, приличным госпиталем - командовали не капитаны, в городках такой величины было не увернуться от майоров, подполковников и полковников.
     Капитаны командовали воинскими подразделениями на "точках", где из бытовых сооружений были только: казарма, один или два ДОСа (дома офицерского состава) и иногда магазин с лазаретом в отдельном строении. Чаще же под лазарет выделялось помещений в казарме, а под магазин - комната в ДОСе. А зачастую и ДОСа не было - одна казарма.

     Так что воинский статус или, военным языком говоря, должность этого капитана осталась для меня загадкой.

     Второй сильно удививший меня момент - это способ, мягко говоря, удаления из вооруженных сил любвеобильного служителя муз (именно эти полсерии я смотрел).
     Я не говорю про эпизод его избиения, способ организации которого мне тоже кажется весьма сомнительным, я говорю про сведения о незаконных валютных операциях, которыми всеведущий капитан затыкает рот его администратору.

     Здесь необходимо напомнить о следующих вещах.
     Валютная спекуляция в Советском Союзе причислялась к одному из самых опасных преступлений - экономической диверсии против государства - и преследовалась наиболее решительным и бескомпромиссным образом. Просто за наличие в кармане иностранных денег (без соответствующих документов на них) можно было схлопотать приличный срок.
     А за цифры, которыми оперирует герой "Границы" можно было получить от советского законодательства на полную катушку. И "катушка" была не маленькой: насколько я помню громкие процессы того времени, сроки исчислялись десятилетиями.

     Поэтому такой крупнокалиберный шантаж всего-навсего для того, чтобы прикрыть мелкое хулиганство личного состава, которое тянет от силы на пятнадцать суток ареста на гауптвахте - это полная ерунда. Тем более, что за сокрытие таких сведений капитан вполне мог сойти за соучастника валютчиков.
     Точнее "валютчиков", поскольку этот термин уже надежно забыт.
     Кроме того, у какого-то там капитана просто неоткуда было взяться таким сведениям. Если он, конечно, не служит в Особом Отделе. А он (герой картины) там не служит.

     Ну и так далее...

     Постоянную стрельбу сослуживцев по сослуживцам из личного оружия и постоянное голливудское приставление пистолетов ко лбу друг друга я обсуждать не хочу. Равно как и постоянные утопления в болоте, взрывы и смертоубийственные драки.
     Это все приметы жанра, и они не имеют никакого отношения к Советской Армии...

     Должен, однако, сказать, что просмотренные мною обрывки "Границы" не вызвали у меня чувства тошноты, подобно разного рода "просто Мариям" и боевикам, названий и содержания которых я не в состоянии упомнить. Вроде того, в котором неподражаемый Шварцнегер пытается спрыгнуть с небоскреба верхом на скакуне.

     Вы мне, возможно, скажете, мол, нечего тут разливаться мыслью по сайту, посмотрел бы фильм толком, с начала до конца, как подобает настоящему критику, и тогда бы ...
     А что - тогда бы?
     Кто-нибудь из просмотревших сможет мне дать толковые ответы на мои недоумения?
     Я уверен, что нет.
     Потому что Митта снимал не киноприложение к Инструкции Министерства Обороны "Структура частей и подразделений Советской Армии" (гриф "Совершенно секретно") и не учебное пособие "Задачи пограничных войск по охране Государственной границы" (гриф "Для служебного пользования") и даже не историческое исследование "Некоторые аспекты несения службы погранотрядом N-ского военного округа в условиях развитого социализма в окружении враждебно-настроенных государств".

     Он снимал художественный (в чем-то приключенческий, где-то детективный и некоторым образом мелодраматический) фильм о якобы суровых псевдобуднях квазивоенных на материале нашего недавнего прошлого.
     И вполне в том преуспел!

     Получилась добротно склепанная "мыльная опера", хорошо закрученный детектив, обильно кровавый боевик, проникнутый определенным ностальгическим настроением по не слишком давним, но прекрасным временам.

     Я бы даже сказал, что Митта открыл новый жанр в современном российском кинематографе - "русское боевое мыло".

     С чем я его искренне и поздравляю.


Темы недели:
13.01.2001 - 460.  История по Pero
12.01.2001 - 459.  Сюр про кур   (рассказ бывалого человека)
11.01.2001 - 458.  Новости одного дня
10.01.2001 - 457.  "Граница"
09.01.2001 - 456.  О морских девах
08.01.2001 - 455.  Гадание о будущем    (часть вторая)
05.01.2001 - 453.  Гадание о будущем     (часть первая)


Удивительный Китай - "Восток - дело тонкое" - говорил один хороший человек.
     Изучив этот сайт, вы без труда сможете его опровергнуть. Или поддержать.
   А Смирнов    ©1999-2000        http://letopis.kulichki.net
Designed by Julia Skulskaya © 2000   
А Смирнов http://letopis.kulichki.net
   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное