Робкие попытки "Яндекса" покрутить свою рекламу по телевизору и тем самым привлечь в Интернет неохваченные еще массы дали совершенно неожиданный результат: Интернетом заинтересовалось телевидение.
Притом не в смысле внедрения телевизионных профессиональных навыков и умений в Сеть, а наоборот - применив эффекты и стилистику Интернета в традиционном телефильме.
Я имею в виду новый документальный фильм Леонида Парфенова "Российская империя".
В этих заметках я не буду касаться содержания или (если уж говорить сетевым сленгом) "контента" этого произведения. Хотя совершенно умолчать об этом было бы несправедиливо: на мой взгляд фильм получился сильно торопливым и необязательным.
Особенно его первая часть - про Петра Первого: довольно банальный набор общеизвестных фактов.
Существенно лучше выглядит серия про Анну Иоанновну - за счет меньшей известности этого периода по литературным произведениям. Но качество фильма снова падает в третьей части (про Елизавету Петровну): снова всюду и везде повторяемые маловразумительные фразы про "15 тысяч платьев" и множество долгов, оставленных наследникам.
Рассмотрим, однако, чисто формальные признаки и приметы Интернета, представленные телевидением широким зрительским массам.
Эти приметы и признаки, происхождение и существование которых в Интернете определяются почти исключительно необходимостью просмотра страниц на самых разнообразных технических и программных продуктах, бездумно перенесенные на телевизионный экран, можно охарактеризовать только одним термином: нелепость, нелепость и нелепость.
Перечисление их почти бесконечно.
Весь фильм на экране слева присутствует грязно-серая полоса, назначение и смысл которой совершенно невозможно установить.
В нижнем левом углу навязчиво мельтешит какая-то непонятная графическая конструкция, тоже неизвестного предназначения.
По экрану постоянно ползает курсор... Зачем? Раздражает это ужасно: рука все время тянется к мышке, чтобы спрятать его в уголок, - но тщетно, мышки нет, а режиссер снова и снова тащит его через весь экран.
"Навигационная панель" (которая, естественно, не позволяет вам ничем управлять), располагаемая сначала в самом низу экрана и занимающая примерно одну шестую его часть, вдруг становится вертикальной...
Ладно бы, вертикальной! Но при этом она устанавливается почти в центре, загораживая основное изображение.
Панельки "заставок" "грузятся" так долго, что хочется посоветовать создателям купить модем поновее. И побыстрее.
А вставные анимационные картинки сделаны в стиле самых примитивных анимационных "гифов".
Под кадры из фильмов подкладывается какой-то странный "дерюжный" фон, сильно напоминающий наборы пестрых бесплатных фонов двух-трехлетней давности.
Текстовые цитаты, показываемые почему-то на "комиксных пузырях", озвучиваются каким-то полумеханическим ("синтетическим") голосом с совершенно несуразными интонациями.
Изображение все время размещается на маленьком кусочке экрана, который постоянно заставляет вспоминать первенец советского телевидения КВН-49 и жалеть о выкинутой 40 лет назад на помойку телевизионной линзе.
(Это тоже подражание Интернету, и подражание такое же бессмысленное и бестолковое, как и все остальные: крупные картинки не используются в Интернете только потому, что слишком долго грузятся. Нелепость маленького экранчика подчеркивается дубляжом кадров - в зеленоватых тонах - на большом экране, перекрываемом маленьким.)
* * *
Короче говоря, ужас и кошмар.
"Полный афронт", как говаривал некий литературный персонаж, правда, не помню, что именно он имел в виду.
Говорят, что "в науке отрицательный результат - тоже результат".
В жизни это не всегда так.
Вернее сказать, в жизни это тоже так, но потерь и жертв от "отрицательного" результата может быть значительно больше.
Телевидение - это не совсем наука, но, к счастью, - не полностью жизнь.
Так что прямых жертв от такого "результата" быть не должно.
Разве что распугают пару-тройку миллионов потенциальных интернетчиков.
Можно, конечно, попытаться поискать хоть какие-нибудь достоинства.
К счастью, они тоже есть.
Главное из них - следующее: этот фильм окончательно доказал, что в Интернете уже есть
своя собственная эстетика.
Бездумное и непрофессиональное перенесение этой эстетики в другие области (подобно, например, простому механическому переносу театральных постановок на киноэкран) точно так же нелепо и обречено на провал.
Очень жаль, что для доказательства такой простой мысли потребовалось испортить хорошую идею и изуродовать неплохой фильм.