Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Заневский Летописец

  Все выпуски  

Заневский Летописец


Служба Рассылок Городского Кота

Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
20.08.2000.         Выпуск 37   

Битва над "Курском"

      Часть первая. Вступительная.

     Мой военно-морской опыт весьма невелик: полста пять суток на большом противолодочном корабле "Стройный", из которых на долю морского похода пришлось примерно суток пять, да еще примерно десять - на стояние на рейде острова Кильдин.

     Можно не принимать во внимание также и давно забытое военно-морское образование, вколачиваемое в гражданских студентов на военно-морской кафедре института.

     Но как говориться, образование есть то, что остается, когда все выученное забывается.
     Поэтому некоторое количество сведений, полученных не столько даже из учебников и наставлений, сколько из рассказов и баек офицерского состава кафедры и матросов славного корабля, дают мне право считать себя в глубине души моряком и мореманом, Белинсгаузеном и Лазаревым в одном лице...

     Разумеется, это не так.
     Но те тонны пустопорожней болтовни, которую вываливают на нас через газеты и телевидение, официальные военно-морские лица вперемежку с дилетантскими разглагольствованиями газетчиков, комментаторов и других акул пера и пиратов телекамеры не позволяют мне промолчать.
     Не обессудьте.

Часть вторая. Общая.

     Морская служба трудна и опасна.
     Эта аксиома на самом деле должна быть выражена так:
     Морская служба неимоверно трудна и смертельно опасна.

     Если внимательно вдуматься в эти слова, которые тоже почти не отражают сложность и опасность морской службы, и отбросить все рассуждения о военно-морских стратегиях и доктринах, то смысл существования современных военных флотов можно выразить практически в одной фразе.

     Главной и основной задачей каждого военного корабля является необходимость выстрелить по врагу хотя бы один раз.

     Потому что мощность вооружения каждого корабля сегодня такова, что времени для второго залпа у него может не остаться. Независимо от величины и защищенности корабля.

     Самолетам, покинувшим авианосец для выполнения задания в боевых условиях, возвращаться скорее всего будет уже некуда. Их авиаматка будет уже уничтожена или по крайней мере повреждена настолько, что не сможет их принять.

     В силу некоторой специфики подводного флота, который заключается в относительной скрытности и от этого слегка повышенной неуязвимости подводных лодок, главная задача выражается несколько другими словами: выстрелить нужно столько столько раз, сколько можно успеть.
     Но возвращаться подводным лодкам на свои базы тоже скорее всего будет некуда, поскольку базы к тому времени просто перестанут существовать.

     Такова правда.

     Это у нас, на земле, есть возможность перегруппировки войск, переформирования частей, пополнения их свежими людьми и техникой.

     На море это невозможно. Корабль, как боевая единица, как войсковая часть, уязвим и непополняем. Он есть или его нет.
     И граница между "есть" и "нет" тонка и расплывчата, как линия, нарисованная на воде антикварными вилами.

     (Разумеется, при всех этих рассуждениях я имею в виду настоящие военные действия, а не "веселенькое" избиение семерыми храбрецами суверенного государства.)

     У военно-морского флота совершенно другие задачи, чем подъем затонувшей подводной лодки.
     Это первая объективная причина неудачных попыток в спасательной операции.

     Поэтому меня почти не удивляет многосуточное толчение воды в ступе над несчастным "Курском".

     Меня удивляет другое.
     Меня удивляет абсолютная неинформативность множества сообщений в средствах массовой "информации", которая направлена исключительно на то, чтобы ничего не сказать.
     Количество и абсолютная пустота произносимых слов говорит только о том, что официальные лица либо не понимают сложившейся ситуации, либо всеми силами стараются ее скрыть. Второе - более вероятно.

     Только непонятно - зачем.
     Любому здравомыслящему человеку понятно, что Россия в целом и ее военно-морской флот в частности находится в очень сложной ситуации. Любому человеку понятно, что в таких условиях, когда только и приходится экономить на чем угодно и средств хватает только на самое необходимое (да и то не хватает), экономить будут в первую очередь на вещах, предназначенных для экстремальных ситуаций. Потому что они случаются редко.

     Это вторая объективная причина наших неважных (мягко говоря) спасательных средств.

     Но сейчас - не война.
     И трехсуточная задержка в согласии (!) принять помощь от других стран, у которых имеются силы и средства для действий в таких ситуациях выглядит абсолютно неоправданной.

     Именно это, да еще постоянное пустоговорение заставляет меня весьма скептически относиться к нашему теперешнему флотскому руководству.
     Потому что к нашему политическому руководству я уже давно отношусь скептически.

     Что же касается непосредственно участников спасательной операции, то я надеюсь, что на месте аварии они действительно делали все возможное для спасения экипажа. Только могут они немного.

     Поскольку при этом им приходится использовать не только спасательные средства тридцатилетней давности, но и получать указания от руководства, которое мыслит категориями тех же времен.

     А это значительно опаснее.

Часть третья. Печальная.

     Председатель госкомиссии по исследованию причин аварии на атомной подводной лодке "Курск" вице-премьер РФ Илья Клебанов подтвердил в субботу на пресс- конференции в Мурманске факт гибели экипажа субмарины.
     "Отвечая на вопросы журналистов, Клебанов заявил, что в результате анализа аварии члены госкомиссии установили, что первый, второй и, возможно, еще несколько последующих отсеков, были затоплены практически моментально, что привело к гибели значительной части экипажа, в том числе, подчеркнул он, и тех, кто отвечал за управление лодкой. Их гибель, считает вице- премьер, произошла в первые две минуты аварии.
     По его мнению, еще есть шансы, что в корпусных отсеках, то есть восьмом и девятом, живые еще остались, но шансы, добавил он, скорее теоретические."

     Я не понимаю, почему адмиралы так долго думали. Может быть, они считают, что держать родных и близких в неведении гуманнее, чем сообщить им страшную правду сразу?
     Но это очень похоже на историю о "гуманном" хозяине, который своей собаке отрубал хвост по кусочку.

     Родным и близким можно сказать одно:

Вечная память и вечная слава героям!

Часть четвертая. Древняя.

     В море может случиться все.
     Море жестоко и равнодушно.
     Но еще древние финикийцы говорили:

"Плавать по морю необходимо.
Жить не так уж необходимо."

   А Смирнов    ©1999-2000        http://letopis.kulichki.net
Designed by Julia Skulskaya © 2000   
А Смирнов http://letopis.kulichki.net
   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное