Мой военно-морской опыт весьма невелик: полста пять суток на большом противолодочном
корабле "Стройный", из которых на долю морского похода пришлось примерно суток пять,
да еще примерно десять - на стояние на рейде острова
Кильдин.
Можно не принимать во внимание также и давно забытое военно-морское образование,
вколачиваемое в гражданских студентов на военно-морской кафедре института.
Но как говориться, образование есть то, что остается, когда все выученное забывается.
Поэтому некоторое количество сведений, полученных не столько даже из учебников и
наставлений, сколько из рассказов и баек офицерского состава кафедры и матросов славного
корабля, дают мне право считать себя в глубине души моряком и мореманом, Белинсгаузеном
и Лазаревым в одном лице...
Разумеется, это не так.
Но те тонны пустопорожней болтовни, которую вываливают на нас через газеты и телевидение,
официальные военно-морские лица вперемежку с дилетантскими разглагольствованиями
газетчиков, комментаторов и других акул пера и пиратов
телекамеры не позволяют мне промолчать.
Не обессудьте.
Часть вторая. Общая.
Морская служба трудна и опасна.
Эта аксиома на самом деле должна быть выражена так:
Морская служба неимоверно трудна и смертельно опасна.
Если внимательно вдуматься в эти слова, которые тоже почти не отражают сложность
и опасность морской службы, и отбросить все рассуждения о военно-морских стратегиях
и доктринах, то смысл существования современных военных флотов можно выразить практически
в одной фразе.
Главной и основной задачей каждого военного корабля является необходимость выстрелить
по врагу хотя бы один раз.
Потому что мощность вооружения каждого корабля сегодня такова, что времени для второго
залпа у него может не остаться. Независимо от величины и защищенности корабля.
Самолетам, покинувшим авианосец для выполнения задания в боевых условиях, возвращаться
скорее всего будет уже некуда. Их авиаматка будет уже уничтожена или по крайней мере
повреждена настолько, что не сможет их принять.
В силу некоторой специфики подводного флота, который заключается в относительной
скрытности и от этого слегка повышенной неуязвимости подводных лодок, главная
задача выражается несколько другими словами: выстрелить нужно столько столько
раз, сколько можно успеть.
Но возвращаться подводным лодкам на свои базы тоже скорее всего будет некуда, поскольку
базы к тому времени просто перестанут существовать.
Такова правда.
Это у нас, на земле, есть возможность перегруппировки войск, переформирования частей,
пополнения их свежими людьми и техникой.
На море это невозможно. Корабль, как боевая единица, как войсковая часть, уязвим
и непополняем. Он есть или его нет.
И граница между "есть" и "нет" тонка и расплывчата, как линия, нарисованная на воде
антикварными вилами.
(Разумеется, при всех этих рассуждениях я имею в виду настоящие военные действия,
а не "веселенькое" избиение семерыми храбрецами суверенного государства.)
У военно-морского флота совершенно другие задачи, чем подъем затонувшей подводной
лодки.
Это первая объективная причина неудачных попыток в спасательной операции.
Поэтому меня почти не удивляет многосуточное толчение воды в ступе над несчастным
"Курском".
Меня удивляет другое.
Меня удивляет абсолютная неинформативность множества сообщений в средствах массовой
"информации", которая направлена исключительно на то, чтобы ничего не сказать.
Количество и абсолютная пустота произносимых слов говорит только о том, что официальные
лица либо не понимают сложившейся ситуации, либо всеми силами стараются ее скрыть.
Второе - более вероятно.
Только непонятно - зачем.
Любому здравомыслящему человеку понятно, что Россия в целом и ее военно-морской флот
в частности находится в очень сложной ситуации. Любому человеку понятно, что в таких
условиях, когда только и приходится экономить на чем угодно и средств хватает только
на самое необходимое (да и то не хватает), экономить будут в первую очередь на вещах,
предназначенных для экстремальных ситуаций. Потому что они случаются редко.
Это вторая объективная причина наших неважных (мягко говоря) спасательных средств.
Но сейчас - не война.
И трехсуточная задержка в согласии (!) принять помощь от других стран, у которых
имеются силы и средства для действий в таких ситуациях выглядит абсолютно неоправданной.
Именно это, да еще постоянное пустоговорение заставляет меня весьма скептически относиться
к нашему теперешнему флотскому руководству.
Потому что к нашему политическому руководству я уже давно отношусь скептически.
Что же касается непосредственно участников спасательной операции, то
я надеюсь, что на месте аварии они действительно делали все возможное для спасения
экипажа. Только могут они немного.
Поскольку при этом им приходится использовать не только спасательные средства тридцатилетней
давности, но и получать указания от руководства, которое мыслит категориями тех
же времен.
А это значительно опаснее.
Часть третья. Печальная.
Председатель госкомиссии по исследованию причин аварии на атомной подводной лодке
"Курск" вице-премьер РФ Илья Клебанов подтвердил в субботу на пресс- конференции
в Мурманске факт гибели экипажа субмарины.
"Отвечая на вопросы журналистов, Клебанов заявил, что в результате анализа аварии
члены госкомиссии установили, что первый, второй и, возможно, еще несколько последующих
отсеков, были затоплены практически моментально, что привело к гибели значительной
части экипажа, в том числе, подчеркнул он, и тех, кто отвечал за управление лодкой.
Их гибель, считает вице- премьер, произошла в первые две минуты аварии.
По его мнению, еще есть шансы, что в корпусных отсеках, то есть восьмом и девятом,
живые еще остались, но шансы, добавил он, скорее теоретические."
Я не понимаю, почему адмиралы так долго думали. Может быть, они считают, что держать
родных и близких в неведении гуманнее, чем сообщить им страшную правду сразу?
Но это очень похоже на историю о "гуманном" хозяине, который своей собаке отрубал
хвост по кусочку.
Родным и близким можно сказать одно:
Вечная память и вечная слава героям!
Часть четвертая. Древняя.
В море может случиться все.
Море жестоко и равнодушно.
Но еще древние финикийцы говорили:
"Плавать по морю необходимо.
Жить не так уж необходимо."