Перед вами восьмой выпуск рассылки <<Как написать сказку>>. В шестом и седьмом выпусках мы говорили о том, как находить идеи для сказок. В этом выпуске я расскажу, как развивать идеи для сказок, создавая из них узоры фантазии.
Воображение - инструмент сказочника. Часть 3
Перед вами восьмой выпуск рассылки «Как написать сказку». В шестом и седьмом выпусках мы говорили о том, как находить идеи для сказок. В этом выпуске я расскажу, как развивать идеи для сказок, создавая из них узоры фантазии.
--------------------------------------------------------------------------- Зеленое солнце
---------------------------------------------------------------------------
«Придумать зеленое солнце легко. Трудно создать мир, в котором оно было бы естественным.» Так говорил профессор Дж.Р.Р. Толкин, создавший известную трилогию «Властелин колец».
Книги и фильмы сделали произведения Толкина знаменитыми. Тем не менее, относительно немногие знают о книге, которая называется «Сильмариллион». Это собрание историй, мифов и легенд народов Средиземья. Из «Сильмариллиона» мы узнаем, как был создан Срединный мир, как появились солнце и луна, кто зажег на небе звезды, как появились в мире эльфы, гномы, люди и орки и многое другое. На самом деле, только после знакомства с этой книгой начинаешь понимать, сколько фантазии вложил Толкин в свое детище.
Тех, кто незнаком с трилогией, вряд ли вас заинтересуют хроники Средиземья. Однако, не будь «Сильмариллиона», не видать бы нам ни «Хоббита», ни «Властелина Колец». Многие годы потратил Толкин, чтобы придумать свой мир во всех подробностях. Вряд ли кто-то мог сказать, что из этих трудов родится замечательная сказка.
Чему учит нас опыт Толкина? Для хорошего произведения нужен качественный «строительный материал». Просто идеи недостаточно, идею нужно обыграть в деталях.
--------------------------------------------------------------------------- Узор фантазии
---------------------------------------------------------------------------
Один из лучших способов обыграть идею – создать вокруг нее узор фантазии.
Допустим, вы придумали героя сказки – зайку. А теперь попробуйте придумать несколько эпизодов с участием зайки:
- зайка ест морковку
- зайка ложится спать
- зайка играет в прятки
- зайка убегает от лисы
- зайка шевелит ушами и т.д.
Попробуйте записать маленькие эпизоды из жизни зайки - это и будет узор фантазии.
Узор фантазии поможет вам лучше познакомиться со своими героями, и подскажет, как лучше знакомить с ними читателей.
Вспомните рассказы о Винни-Пухе. Алан Милн очень грамотно представляет своего мишку читателю. Наше знакомство начинается с маленького эпизода, когда плюшевый мишка спускается по ступенькам вниз головой. Потом идут эпизоды его жизни:
- где медведь живет
- как медведь сочиняет сопелки и пыхтелки
- как медведь добывает мед
- как медведь ходит в гости (где мы впервые встречаемся с Кроликом)
- как медведь ищет слонопотама по следам на снегу» (где мы впервые встречаемся с Пяточком) и т.д.
От простого к сложному, позволяя читателю познакомиться с каждым из героев.
--------------------------------------------------------------------------- Сложные узоры или «этажи воображения»
---------------------------------------------------------------------------
Еще один способ обыграть идею я позаимствовал из ТРИЗ. Он называется «этажи воображения».
Допустим, у вас есть идея – некий персонажа, сказочное животное растение и т.п. Давайте поиграем с этим образом:
1. Мало – много.
Сначала представьте, что придуманный вами образ уникален, и во всем мире нет ничего подобного. Потом представьте, что этого стало больше: десять, сто, тысяча. Потом еще больше – когда придуманное вами встречается буквально на каждом шагу. Проследите, что изменилось?
Одно дело, если на весь мир всего 1-2 волшебника, другое дело если их сотни, тысячи – целое волшебное сообщество!
2. Прошлое – настоящее – будущее.
Придумайте историю созданного вами образа. Допустим, вы придумали сказочную страну сиреневых кроликов. Как живут кролики? Что они едят, во что одеваются, какие у них домики?
А как они жили в прошлом? Откуда они появились на этой земле? Кто им помогал, или, наоборот, мешал? Какие важные события ними случались?
Что изменится в будущем? Может быть, эволюция общества кроликов идет естественным путем. А может быть, что-то изменится в результате событий из вашей сказки. Ведь если кролики попали в ваше повествование, возможно, события вашей сказки как-то повлияют на их жизнь.
3. Польза – вред.
Подумайте о том, какую позитивную (или негативную) роль может играть придуманный вами образ. Если образ ни к чему не обязывает, попробуйте усилить его позитивное или негативное значение. Например, «сиреневый кролик» – любопытно, но ни к чему не обязывает. «Сиреневый кролик – защитник дикой природы» - это уже интереснее.
--------------------------------------------------------------------------- Сказка-крошка
---------------------------------------------------------------------------
Еще одну сказку для нашей рассылки прислал Сэнкс.
-= Тишина =-
Малыш шел по неизвестной ему дорожке. И стук каждого его шага - как будто был стуком в маленькую дверь чего-то неизвестного. Двери открывались перед малышом и за каждой из них он находил что-то новое для себя. Новых друзей, луч теплого солнышка, шум ветра или капли дождя. Но однажды его шаг оказался беззвучным... Малыш даже чуть не споткнулся от неожиданности! Он принялся топтаться на месте - и удивительное дело - топ, топ, топ ... оп! Бесшумный топ оставался на месте. Малыш попрыгал. Тишина... Малыш присел
и постучал кулаком - Тишина... Он попробовал все, что только мог - и на все ему ответом была Тишина... И только когда малыш оставил свои попытки достучаться в эту дверь - она вдруг бесшумно открылась. И за ней оказалась... та самая Тишина. Малыш улыбнулся и понял, что теперь, если захочет - может ходить беззвучно.
(С) Сэнкс
P.S. Приглашаю моих читателей придумывать маленькие сказки и делиться ими с другими читателями через эту рассылку.
Опубликуйте свое произведение на сайте proza.ru (или любом другом сайте). Пришлите ссылку мне на почтовый ящик:
sergeyt81@gmail.com
Удачных вам сказок!