Вспоминаю поездку в Грецию, в страну с древней историей. Побывал в этой стране впервые, и для себя уже решил, что при первом же удобном случае, при первой же возможности я вновь и вновь (и вновь) побываю там. Удивительная страна с удивительным народом. Впрочем, по порядку.
Оказываясь в той или иной местности, в той или иной стране, общаясь с представителями этноса все мы (по меньшей мере – большинство) смотрим, ощущаем, ощупываем взглядом (и не только) и местность и представителей не только как обыватели, но и как профессионалы. Помимо своей воли. И я не исключение.
Меня эта страна и этот этнос (греки, разумеется) приятно удивили. То есть я никак не могу сказать, что до этой поездки не общался с греками. Вовсе нет. Я даже в школе учился с греками и другом детства у меня был Митька Лицаниди и позднее я учился с ребятами-греками. Но… Они не греки, по-большому-то счёту. У них немного другая национальность – они были советские греки. Это ни хорошо, и ни плохо. Это просто факт… И они просто другие греки.
С чего же начать этот рассказ о Греции? Хотя, чего тут думать и гадать. Конечно же, с самолёта греческой авиакомпании «Олимпик». Вот тут-то как раз ничего особенного я не увидел. Кроме разве что особенностей взлёта и посадки в исполнении греческих пилотов. Надо отдать им должное – они мастера своего дела. Великолепные посадки и в Афинах и в Москве, без всяких «подравниваний», подрагиваний и прочих лётных фигур. Тут я, конечно же, рассуждаю исключительно как пассажир-потребитель. На обратном пути мне чуть больше
понравился обслуживающий персонал – были стюарды, а не стюардессы. Они обслуживали очень доброжелательно и как-то… естественнее, что ли.
Приземлились в Афинах. Что бы такое рассказать про афинский аэропорт, чтобы было осязаемо его непривычное (для большинства моих сограждан) приятство. Впрочем, всё познаётся в сравнении. Вот и сравню. Наше Шереметьево-2 отличается от афинского аэропорта примерно так же, как коттедж бизнесмена-авторитета-вороватого чиновника где-нибудь в районе «заМитино» или Клязьминского водохранилища отличается от барака, в котором проживали в далёких 50-х (а может и сейчас проживают?) шахтёры, скажем, в Кемеровской области.
Вы думаете, я преувеличиваю? Боюсь, что преуменьшаю.
Вышел из здания аэропорта (в котором есть всё, как и положено в Греции) и спустя 15 минут уже сидел за рулём арендованного автомобиля «Ниссан». А потом я увидел такси. Поначалу мне показалось, что все машины такси – это «Мерседесы-500». Это немного позднее я разглядел, что нет – не все такси «Мерседесы», что есть и «БМВ» последних моделей, и новенькие «Оппели» и новенькие «Ниссаны». Чего только не привидится ошарашенному красивой чужбиной русскому путнику. Прямо как щелбан по голове получил.
Уже вечерело. Темнеет быстро. Еду я, значит, по россыпи автобанов, выполненных добротно, в разных уровнях (этакими плавными загогулинами – я такие только в кино и видел), загляделся и пропустил нужный поворот. А потому вынужден был ехать через Афины. Направление на Коринф и далее на Егио, что на севере Пелопонесского полуострова, недалеко от Патры. Почти 180 км пути. И какого пути. Вся дорога прекрасного качества, без единого пересечения. Хайвэй, одним словом. Это не грубое слово. Не подумайте. Их - этих грубых
слов, когда едешь по греческим дорогам, не возникает и возникнуть не может. Греческие водители тактичны и умелы. Не стоит верить книжкам, в которых пишут, что водители-греки шумливы, недисциплинированны. Чушь. Они очень тактичны и дисциплинированны. Они, в большинстве своём (едва ли не все), воспитанные люди. И этим всё сказано.
Так вот. Еду я по столице Греции и ехать через центр мне вовсе не улыбается. Но удалось проехать без особых проблем. И всё благодаря доброжелательности греков. Английским языком (справедливости ради надо сказать, как и любым другим) греки владеют примерно так же, как и наши соотечественники – на уровне «сенькъю» и «веримач». Вот это-то осталось мною непонятым. Ну ладно мы – нам так и преподавали языки в школах, в ВУЗах – чтобы мы (упаси Бог!) не могли общаться с буржуинами и (спаси и помилуй!) не могли слушать
забиваемые «шумилками-свистелками» различные «вражеские» радиоголоса. А им - то что мешало и мешает? И тем не менее. Языки иностранные им, в большинстве, неведомы. Но вот что удивительно – мы понимали друг друга – они мой англо-русский, я – их почти исключительно греческий. И проехал сквозь Афины и выехал на нужный мне хайвэй. Как будто всю жизнь там катался.
Ночью приехал в Валимитику. Язык не поворачивается назвать этот населённый пункт деревней. Хотя так оно номинально и есть. Прекрасные двух-трёхэтажные дома (в каждом живёт одна семья) с ухоженным, как правило, садом. Почти у каждого дома – красивый катер и в каждом дворе – две-три отличные машины – либо европейские, либо японские. Видел я и наши «Жигули» (чаще пятой модели), реже «Нивы» и две-три «десятки». «Волг» и «Москвичей» не видел ни разу. Отношение к нашим автомашинам такое – их покупают только бедные
люди. И на вопрос, как Вам (то есть им – грекам) нравятся автомашины «Жигули» отвечают: «Жигули» - это не машина (потом следует пауза с междометиями – аналогом нашего м-м-м-м-м)… - это «Жигули». Этим всё сказано о нашем автопроме. Но они говорили столь обидные слова, почему-то думая что я - француз. Хотя лицо у меня типично славянское, а вернее даже просто русское. Но они греки, в их провинции русских доселе не видели. И потому решили, что я француз. Может быть потому, что я был вежлив и старался со всеми здороваться
по-гречески: «Калимэра – доброе утро; калиспэра – добрый вечер; калинихта – доброй ночи). Но это не более чем предположение. Словом, поначалу они принимали меня за француза. Узнав же, что я русский, ничуть не расстраивались и даже соболезнования не выражали, продолжая оставаться такими же доброжелательными. О России они мало что знают и, как мне показалось, знать о нас – нашей истории, нашей действительности не особо и желают.
Ну и ладно. Не хотят и не хотят. Нам больше достанется. Истории и действительности.
Я сразу заметил, что очень много пожилых и старых людей. Очень ухоженных, очень приятных в общении, добротно одетых. Впрочем, как и молодые греки. Нет, я не могу сказать, что все они улыбались. Нет. Но вот что я уловил – почти все они – и старые, и молодые, и, страшно сказать, даже дети – все живут с какой-то готовностью улыбнуться. Да именно так – с готовностью улыбнуться. Ни в одном из греков (любого возраста) мне не удалось увидеть напряжённости, готовности к агрессии, готовности ругнуться, обидеть, оскорбить
своего ближнего. И дальнего.
А как они ходят. Не как мы. Мы ведь как ходим – сутулясь, с опущенными головами (с неизбывным желанием найти что-нибудь под ногами) и со скорбным рисунком губ. А они все идут с головами, не опущенными долу, а как-то так красиво, когда не ощущаешь гордыни в их поведении и походке, когда ощущаешь лишь не обидное для окружающих чувство собственного достоинства, чувство защищённости от житейских невзгод. Уверенный в себе народ. Я тоже хочу быть таким. И очень хочу, чтобы мой народ был уверенным в себе. Хочу, чтобы
в метро не останавливали и не подзывали к себе оскорбительным для человеческого достоинства этаким подзывающим движением указательного пальца толстые милиционеры с пренебрежительными взглядами. Хотя, глядя на их физиономии, почти безошибочно можно сказать, что эти милицейские сержанты интеллектом не блещут. Не очень давно я слышал как в метро один милицейский сержант орал другому среди бела дня (а между ними было метров 20) с использованием матерной лексики. И что огорчительно – это ведь ну совсем никого не
удивило. А было много людей вокруг. Никто не увидел ничего в том удивительного. Хотя, попробуй, удивись…
А ведь как хочется, чтобы наш милиционер был похож на их полицейского. Такой же красиво одетый, аккуратный, подтянутый, сухощавый. И улыбчивый. Как это у них получается, у греков.
Где бы мне ни довелось побывать – в магазине, в больнице, в храме, в ресторане, в таверне - везде готовность помочь. Не угодить, нет – этого у них нет, а именно помочь. Улыбкой.
В греческой деревне, в маленьком городке есть супермаркет, уличные телефоны, откуда можно в течение секунд соединиться с любой точкой планеты. Эти телефоны – практически у каждой таверны и каждого магазинчика. Их много. И магазинчиков, и таверн, и телефонов.
Итак, деревня (всё-таки я решился употребить это слово) Валимитика, север Пелопонесского полуострова, берег Коринфского залива (кстати – самого глубокого залива в мире – глубина его 648 метров) Ионического моря. Вода чистейшая. Очень много морских ежей, которые не преминули «подарить» мне иглы в пальцы ног – имел неосторожность наступить на них дважды. Бледнолицым свойственно наступать на грабли именно столько раз. И я не нарушил этого правила поведения бледнолицых. Купающегося народу мало – немцы, приехавшие
семьями на своих микроавтобусах-минидомиках со всеми удобствами с нанизанными сзади машин велосипедами и Ваш покорный слуга. Греки в такое время (середина сентября) уже в воду не идут – холодно для них. А для среднеевропейца – самое то, что называется. Ну, представьте себе – температура воздуха 32-34 градуса (и вовсе не по Фаренгейту), а температура воды к 11 часам утра – 22-23 градуса. А вот в пятницу, к вечеру, к берегу подтягивается довольно много, мягко говоря, пожилых греков и гречанок. Многие приезжают
«своим ходом» - то есть на своих автомашинах из Афин.
Такое вот, например, состоялось у меня знакомство. Стою я в субботу утром на берегу вышеозначенного залива, напротив меня другой берег оного и на том берегу горы. Парнас, между прочим, название им. Стою я в задумчивости, и вдруг, слышу обращение на английском: «Вам нравится?». Я ответил, что очень. Этого пожилого мужчину я ещё накануне вечером приметил – он ходил по колено в воде. Долго ходил. В разговоре с ним выяснилось, что он приехал на своём «Пежо-605» из Афин в родные места его отца. Сюда он приезжает
к родственникам. И приезжает сюда почти каждый уикенд. И он, этот пожилой господин, меня удивил. Я-то думал, что ему лет 70-72. А он простенько так мне сказал, что ему 93 года. И что рассчитывает прожить он никак не меньше 105-106 лет. Как и его отец. Ещё я узнал, что он всю жизнь трудился инженером-связистом. Как Вы полагаете, читатели дорогие, многие наши инженеры-связисты ездят за рулём «Пежо-605» в 93 года? Не надо, не отвечайте. Я ведь знаю ответ. И я оглянулся, вернее огляделся. В ту субботу. И увидел
много, мягко говоря, пожилых греков и гречанок. Они долго плавали, потом вышли из воды и тут же пошли под душ – они – душевые установки – прямо на берегу. Не могу сказать, что на пляже. Потому что и пляжа-то собственно никакого нет. Берег. Галька. И прямо на берегу, в 25-30 метрах от линии прибоя – замечательная таверна. Чуть дальше – ещё одна и ещё одна. И кормят в них простой и вкусной пищей, которая запивается замечательным красным сухим вином. Пища эта – сыры, греческий салат (крупно порезанные помидоры,
болгарский перец, зелень, вкуснейший репчатый сладкий лук, обильно сдобренные оливковым маслом), крупные гренки. Бог мой, как же всё это было вкусно. А баранина – барбекю, а маленькие греческие шашлыки, а … Нет, остановлюсь, а то сам захлебнусь…и людей захлебну.
И ещё – я ни разу не видел ни одного пьяного. Ни в Афинах, ни в Эгио, ни в Валимитике, ни в Темини, ни в Калаврике, ни… Нигде я пьяных, или в подпитии никого не видел. А ведь вино используется широко. С умом, очевидно. Но это так, в порядке отвлечения.
У меня, как у врача, подспудно возник вопрос – почему же мои соотечественники живут недолго и не очень хорошо? И что в данном случае первично? Скудость жизни материальной или скудость духовная? Почему в моём Отечестве люди перемещаются в пространстве (в автобусе, в метро, в электричке, пешим образом) с квёлым видом, с загнутыми книзу уголками рта, настолько загнутыми, что возникает устойчивое ощущение – вот-вот заплачет. Почему легко возникают конфликтные ситуации как между чужими, так и между близкими людьми?
Откуда такая озлобленность и конфликтность, если не сказать агрессивность? И не следствие ли этой пресловутой конфликтности и агрессивности наша плохая и непродолжительная жизнь?
И я решился на такой вот эксперимент. Вместо многократно произносимых мною «спасибо» в связке с улыбкой, я во время парковки автомашины довольно жёстко стал объяснять другому водителю (нехилому, надо отметить, по комплекции мужику), что он не прав, заняв «моё» место, юркнув в освободившееся место на своём маленьком «Форде». Я знал при этом, что неправ-то как раз я сам, что я провоцирую конфликт. Повторюсь – намеренно, ибо начинал свои исследования. И что Вы думаете, грек-водитель (примерно моих лет, хотя с ними,
с греками можно запросто ошибиться – я предполагаю, что ему порядка полусотни лет, а в самом деле ему может оказаться и все 70 – не берусь утверждать) вдруг улыбнулся, да так здорово и открыто, что я чуть не свернул свои исследования. Благо вовремя опомнился. И продолжил режиссирование и, разумеется, постановку экспериментальных угрожающих взглядов. Подопытный грек снова расплылся в улыбке, потом ринулся к своей машине, сел за руль и выехал задом из ряда припаркованных машин. Опустил стекло и рукой показал мне
– становись, мол, ты. И всё это с улыбкой, причём вовсе не злорадной и не ехидной. Я встал на его место.
В течение этого дня я более десяти раз провоцировал конфликты в разных бытовых ситуациях. Ни разу, подчеркиваю, ни разу я не напоролся на ответную агрессию. Самым молодым участником моего исследовательского порыва был подросток лет 13-14, а самыми «старыми» – супружеская пара лет этак 65-67. Я потом кинулся вслед за ними из супермаркета, чтобы извиниться и объяснить, что это я не по-настоящему, что «понарошку». Догнал их, когда они перекладывали купленные продукты и разные бытовые принадлежности из магазинной
коляски в свой сверкающий красного цвета «Фольксваген – фэмили». Оказалось, что они совсем не шпрехают по-английски, но моя улыбка им всё объяснила, во всяком случае, я немедленно был одарен (именно одарён) двойной улыбкой (обоих супругов). И они охотно приняли мою крохотную помощь, когда я открыл дверцу машины женщине и закрыл её, когда она села в машину, а потом помог выехать, показав, что в потоке машин появилось «окно», в которое можно «нырнуть». И в награду получил опять же двойную улыбку. На этом я эксперименты
завершил.
Не в тот день, конечно, я понял, что предназначение человека не в том, чтобы брать, а в том, чтобы отдавать. Я давно и надолго понял, что когда человек любит себя, то он ничего кроме любви не может отдавать другим. Что вне зависимости от того, как другой человек контактирует с нами, мы можем отдать лишь то, что в нас, внутри нас, в душе нашей имеется. Наружу может выплеснуться, выйти лишь то, что есть внутри. Если давить на помидор, то никак не получить ананасового сока. Если в нас раздражительность и злоба
– то только злобу и раздражительность мы и выплеснем. А если мы отчётливо понимаем, что следует относиться к другим в разные периоды их жизни так, как мы хотели бы, чтобы в те же периоды жизни относились к нам самим – то, значит, мы понимает своё жизненное предназначение. И не надо беспрестанно спрашивать себя: «А что я с того буду иметь?». Отдавайте. Вам вернётся. Сторицей.
Мне думается, что греки эту истину поняли очень давно. Поэтому-то в Греции всё есть. Всё кроме агрессивности и злобы. Они давно и надолго поняли, что Человек – это не тело, оснащённое душой, а Душа, к которой придано тело. И когда мы – жители России тоже осознаем это, тогда и мы будем жить хорошо и долго. Тогда и мы будем улыбаться. Впрочем, тут я ошибся. Улыбнитесь прямо сейчас – не коротко, а продолжительно, вспомнив при этом что-то очень хорошее в Вашей жизни, «привяжите» эту Вашу улыбку к приятному в Вашей
жизни. А потом обратите внимание – что-то в Вашей жизни улучшилось, стало как-то светлее. Разве не так? И, пожалуйста, в городах и сёлах России экспериментируйте только с улыбкой, а никак не с агрессивностью. Это можно только в Греции, но никак не у нас. Да и в Греции не надо. Моих опытов достаточно. Примите их на веру.