В прошлую субботу в нашем городе прошёл митинг учащихся 11 классов. Дети протестовали против введения в этом году обязательного ЕГЭ по литературе. За два месяца до аттестации выпускников стало известно, что вводится этот экзамен. Чтобы успешно справиться с заданием, ученикам нужно перечитать произведения, начиная с 6 класса, а также изучить множество литературоведческих терминов - и всё это за два месяца. Как известно, “двойка” за ЕГЭ, хотя бы одна, закрывает перед учащимся двери всех ВУЗов.
Вообще отношение к ЕГЭ среди родителей, учащихся и учителей неоднозначное. На Западе от тестирования отказываются, мы же упорно его внедряем. Тестирование не даёт реальной картины знаний в большинстве случаев. Известно, что учителя готовят к тестированию методом “натаскивания”, чтобы, выполнив множество подобных тестов, ученики знали, куда ставить “крестики” на экзамене. Но в сочинении или изложении этот ученик допустит море ошибок, не сможет связно рассказать о чём-либо, не решит задач.
Раньше при поступлении во все ВУЗы сдавали экзамен - сочинение, потому что именно оно лучше всего показывает уровень интеллекта ребёнка. Чтобы написать сочинение, нужно читать книги, уметь размышлять над прочитанным, и излагать свои мысли на бумаге. И в душе уже что-то должно быть, уже должна она отзываться, сопереживать и сочувствовать. Учителя литературы констатируют факт, что всё меньше учеников справляется с сочинением. Связано это в первую очередь с тем, что дети перестали читать, уже выросло нечитающее
поколение, эти дети привыкли часами просиживать за компьютером, научились выуживать оттуда нужную информацию, не напрягаясь, не включая мозги. Чтение книг для них - неинтересный и подчас непосильный труд. Написать сочинение - из той же области. Недавно “Литературка”(№ 8 27 февраля - 4 марта) писала о том, что у современных детей формируется “клиповое мышление”: они не способны воспринимать тексты объёмом больше страницы, что уровень гуманитарного знания в школе катастрофически падает, а ведь именно гуманитарные
науки формируют человека и гражданина. Доктор наук, профессор М. Голубков, изучив материалы ЕГЭ по литературе, сделал вывод: “Вместо борьбы с клиповым мышлением ЕГЭ его поощряет!” Если вместо сочинения в школах введут ЕГЭ, учителя вообще перестанут учить писать сочинение, будут готовить к тестированию. И это понятно: им нужно показать результат, по которому оценивается их работа, присваиваются категории.
Получается, что нашему государству не нужны думающие, умеющие выражать свои мысли граждане, раз так упорно внедряется ЕГЭ по всем предметам.
И не верьте, что легче поступить в ВУЗ по результатам школьного тестирования. Это касается только непрестижных факультетов, на которые и так недобор.
Долго ли мы все будем терпеть это издевательство над русским языком, над нашей культурой, над нашими детьми, наконец?
P. S. Слышала, что в этом году обязательного ЕГЭ по литературе всё-таки не будет, оставят сочинение. А в следующем? Опять будем собирать детей на митинг?
С уважением, родительница и учитель с 15 - летним стажем работы Вера Николаевна. Г. Красноярск
19 марта 2008
Если у вас возникли вопросы, появились пожелания, предложения, вы можете связаться с нами по электронной почте letters@openletters.ru.