Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Письма в облака незнакомому любимому человеку




     
 
Письмо 918
16 июля 2019 г

Тень-Бемоль у колокольни
Здравствуй!

А ты веришь, что у каждого предмета на земле есть множество оттенков звучания?

Недвижимая гладь воды, камни, песчаная отмель... Даже ковш, который кем-то заботливо оставлен у родника — всё звучит! У всего своя мелодия! Всё вокруг наполнено особенным звучанием. Только не ты, не я звучания этого не слышим. Не приспособлено наше человеческое ухо различать тончайшие звуки вселенной...

Но так бывает не всегда. И тончайший слух проявляется внезапно.

...Кирпичи полуразрушенной колокольни, давно лишённой своего колокола, давно обезглавленной и, казалось бы, на веки веков замолчавшей, вдруг встретили меня едва уловимой симфонией. Будто там, в её далёкой глубине, за кирпичной кладкой, от долгой спячки очнулся незримый колокол. Днём я проходила мимо этой колокольни и не слышала ничего. Стоит себе, заброшенная, на берегу реки... Тенью на воде качается... А вечером, когда уже темнеть стало, захотелось мне заглянуть внутрь этих притягивающих своей стариной стен. Тут-то и раздался тихий, но пронзительный симфонический гул. Луна была. Едва я ладонью стены коснулась — колокольные звоны из подземелья вдруг прорастать стали...

Тень моя бежала по стене, и это казалось мне обычным. Тень, как и я, искала вход... И это тоже казалось мне обычным до того момента, пока рядом с моей тенью не появилась другая. Полынь ли, бурьян, какая иная трава... со мною вместе вздрогнули. Шаги за спиной. Боюсь обернуться. Стою, окостенелая. Только слышу, как из-под кирпичной кладки, снизу до верху, симфония колокольных звонов прорастает.

— Слышишь звукосочетания? — голос за спиной неожиданно спрашивает.

Всё так же, не оборачиваясь, я невольно киваю. Слова мои не могут прорваться сквозь сжатые губы. От страха. Но это только на какие-то мгновения слова не могут прорваться... И всё же вдруг прорываются... И я шёпотом листвы отвечаю:

— Слышу... — И так же шёпотом спрашиваю эту вторую тень на стене: — А как же стены колокольни звоны колоколов своих хранят?

— И не только своих, — будто вторая тень на стене отвечает. — С московских звонниц и до Ярославля музыка моих колокольных звонов долетала. Звон в любой церкви ограничен определёнными правилами. А я искал выход звуков за пределы... Музыку моих колоколов земля и хранит, и слышит... И кому-то ещё открывается иногда...

— Константин Сараджев! — выпаливаю и оборачиваюсь. И уже не удивляет меня странно изменившееся метафорическое пространство. Человек в лохмотьях, истощённый болезнью, выводит по лунной полосе руками знак бесконечности. И движения его такие, будто он звуки невидимых колоколов оживляет. А в звуках этих — то поющая тишина, то отдалённо разрывающиеся снаряды... и ещё разрывающие мозг мириады симфоний, где каждая октава рассыпается на тысячу с лишним бемолей... Такое фейерическое безумство колокольных звонов... Безумство его сияющих озарением глаз... И даже лохмотья изорванной одежды с каким-то победоносным бессмертием развеваются по ветру... А исписанные неизвестными миру нотными знаками колокольных звонов листы, будто мифические птицы, разлетаются сквозь звуки войны по бесконечности оглушённой вселенной...

Но это только сначала... Это только сначала он предстал передо мной таким, каким выглядел в завершении своего земного существования. Я читала, что умер Константин Сараджев в 1942-ом году... в бедности, болезни и одиночестве, так и не повидавшись перед смертью со своей семьёй в Ереване...

...Но метафорическое пространство изменчиво. Едва две тени на стене нашли вход в старую колокольню и протиснулись в ощеренный кирпичный проём, совсем юный Сараджев, палочкой рисуя на примятой пыли колокол с исходящими разветвлениями звуковых волн, вдруг спросил меня:

— А знаешь, в чём сходство между колоколом и деревом?

И я всё ещё думаю над этим вопросом... Всё ещё думаю, потому что в своём нереальном времени по-прежнему нахожусь в стенах той обезглавленной колокольни на берегу реки... И не просто нахожусь, а продолжаю разговор о таинственном и непостижимым. Скоро и ты услышишь, о чём мы говорим.

А пока — до свидания!

(Письмо возникло благодаря присланному мне фото Левона Осепяна)

Вера Линькова




* * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Подпишитесь на рассылку "Письма в облака":   
 
     
"Письма в облака" (c) Автор - Вера Линькова. Оформление - Юлия Скульская.


   

В избранное