← Ноябрь 2009 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.samizdat.kosogorov.ru
Открыта:
26-02-2004
Статистика
0 за неделю
Вниманию авторов
|
Подписка "Косогоров самиздат" (#49/2009-11-24)начиная с этого выпуска наша рассылка выходит в автоматическом режиме с помощью встроенных сервисов SUBSCRIBE.RU. Она формируется из свежих публикаций нашего сайта "Косогоров самиздат".C прошлого выпуска на нашем сайте появились следующие публикации:
Вниманию авторов Прежде всего, мои извинения читателям, которые ждали в четверг разгадку очередной "Головоломки", но так и не дождались. Разгадку опубликую завтра.
Не в последнюю очередь я задержался с публикацией потому, что разбирался с многочисленными письмами потенциальных авторов. Чтобы упростить процесс и не заставлять никого проделывать лишнюю и никому не нужную работу, сделаю важное замечание: публикуемые здесь заметки должны отвечать тематике сообщества, это есть условие необходимое (но не достаточное). Я считал данное требование самоочевидным, но, видимо, его всё же нужно проговорить явно. Тем более, что тематика ру_косогорова сама по себе не всем сходу понятна. Попробую сформулировать здесь: ру_косогоров -- издание о малом-среднем бизнесе, ориентированное на экономически активных читателей, или занимающихся таковым бизнесом, или подумывающих им заняться. Соответственно, интересуют только практические рекомендации: какой бизнес имеет смысл зачинать? Какие сложности, какие риски ждут неофита? Как выстраивать отношения с подчинёнными? Какие психологические ловушки поджидают свежеиспечённого предпринимателя? И т.д. и т.п. Соответственно, проект мелиорации лунных ландшафтов, при всей его возможной оригинальности и новизне, здесь не может появиться ни при каких обстоятельствах, извините. Все прочие требования см. в исходном сообщении. Для ускорения коммуникаций пишите сразу на оба адреса: указанный по ссылке и ещё на xa@samogon.ru (е-мэйл автора xa__).
Битва со смертью–2 Как и следовало ожидать, никаких принципиально новых способов, как продавать товар, предложено так и не было. Перечислим старые.
В предыдущей серии читателям задавался вопрос: какие революционные, максимально дешёвые способы торговли и продвижения они могли бы предложить? Увы, никакие. Все перечисляли уже известное: MLM, интернет-торговля. viklamist предложил забавный канал продаж: дворовая торговля (продажа товара «с колёс» – с борта грузовика или из полустационарных ларьков-«тонаров»). Ну, к этому же стоит, наверное, добавить и все малобюджетные способы продвижения: вирусный маркетинг, блоги, спам. И несложно понять, что все эти способы торговли-рекламы объединяет: их трэшевость и маргинальность. Признайтесь, вы же ненавидите спам? Презираете MLM-щиков? И это всё тоже легко объяснимо: туда, где порог входа низкий, всегда тянет маргиналов. MLM, может, и прекрасный, в теории, инструмент продаж – но его относительная дешевизна привлекает к нему шарлатанов всех мастей, торгующих чудо-лекарствами, средствами от импотенции, а зачастую и банальных мошенников. То же и со спамом: любой человек, включая законченных психов, может потратить $300 на рассылку. На иной вид рекламы у психов денег обычно не находится – а вот спамом они пользуются с завидной регулярностью. Маргинальность – вещь, конечно, неприятная, но с ней вполне можно жить. Если маньяки-потрошители предпочитают холодное оружие, то это не повод не использовать нож для разделки рыбы. Тот же MLM, ставший известным на всю Россию благодаря лохотрону HerbaLife, задействуют и вполне респектабельные компании вроде Avon или AmWay. И хотя над сетевиками принято потешаться (см. напр. статью «Связанные одной сетью», «Деньги», № 26, 2007), это тот самый рынок, на котором возможно пробиться новичку -- и не обязательно мошеннику, а предпринимателю, сообразующемуся как с законом, так и с моралью. Лично мне из всех этих внесистемных способов продавать и рекламировать более всего интересны те, которые могут со временем стать вполне себе системными, нормальными, обычными. Взять те же блоги, здесь всё развивается какими-то фантастическими темпами: ещё каких-то пару лет назад это была совершенно дикая среда – а уже сегодня тот же tema в открытую, вполне официально продаёт в своём журнале рекламу – и, самое главное, её покупают. Интернет-торговля – развивается, конечно, помедленней (что и понятно: байты способны распространяться с много большей скоростью, нежели товары, имеющие конечный вес), но именно сейчас, на мой взгляд, находится в революционном положении «вчера было рано, завтра будет поздно». Если в начале 2000-х уже были интернет-магазины, но ещё не было достаточного количества покупателей, то сегодня культура удалённых покупок уже шагнула в массы – и этим стоит воспользоваться, рынок создан, а предложение за ним пока не поспевает. Рассуждая подобным образом, я некоторое время назад решил попробовать создать и развить (справедливости ради, не в одиночку, я там играю далеко не первую скрипку) интернет-магазин – «ОноВамНаДом», который, как мне кажется, имеет все шансы стать эдаким русским онлайновым «Уолмартом». Оговорюсь: «имеет шансы» не значит, что станет, с оценкой рисков у меня всё в порядке. Поживём – увидим, конечно. Другое дело, что, став «Уолмартом», он, само собой, перестанет быть «дешёвым каналом продаж». Так что надёжного решения у настоящей «Головоломки», выходит, что и нет.
О роли личности в коммерции Чем больше внимания уделяешь своему бизнесу, тем лучше идут дела. Правило настолько банально, что многие просто не берут его в расчёт. Зря.
В этом плане любопытен пример с ресторанным бизнесом: в Европе чем лучше ресторан, чем больше на нем мишленовских звезд – тем ближе хозяин ресторана к гостям. Например, в лучшем (по версии английского журнала The Restaurant) ресторане мира El Bulli, находящемся в Каталонии, всех посетителей встречает радушный хозяин. Места там нужно бронировать на год вперед. Весьма распространенная в Испании картина: два близ стоящих ресторана, в одном нет свободных столиков, в другом – пусто. Готовят и там и там вкусно. Что же не так? Дело в том, что у ресторана, в котором нет мест, стоят сотрудники и не пропускают ни одного прохожего, зазывая в свое заведение. Поддавшегося на искушение усаживают за столик, целый вечер ухаживают, а потом провожают до двери с напутствиями удачи. В России часто жалуются на нехватку младшего персонала. Уборщицы, продавцы, консультанты, всех их днем с огнем не найдешь. Но такие же проблемы и в Европе – там так же на нижних должностях работать никто не хочет. Жалуясь на нехватку персонала, многие руководители забывают, что они сами в первую очередь персонал. Причем, понятно, что как бы ни старался руководитель, как бы душевно не тряс за руку каждого пришедшего гостя, этого мало – каждый сотрудник должен соответствовать заданному уровню. Но если владелец с удовольствием занимается своим делом – то он и увлекает персонал, и одновременно обучает его. Да и сотрудники чувствуют постоянный контроль, который можно и усилить. Например, предлагать посетителям заполнить (анонимно) анкету, призванную оценить кухню и обслуживание. А по результатам анкетирования премировать тех, чье старание было отмечено клиентами. Просто? Да. Выполняется? Практически нигде. И если вы думаете, что всё вышесказанное работает только в ресторанном бизнесе, то вы жестоко ошибаетесь – в любой компании, практически любого уровня. Помните, что стало с Apple в 80-е, когда оттуда ушёл Стив Джобс? А как расцвела компания, когда в 1997-м он в нее вернулся? А как залихорадило фондовый рынок недавно на одних только слухах, что Джобс неизлечимо болен? И вы еще будете мне рассказывать, что личность руководителя не влияет на состояние бизнеса, ха!
Голь на выдумку хитра Русский человек, когда прижмёт, горазд на такой креатив, какой неспособен породить и топовый копирайтер за баснословные гонорары.
Летел в самолете, разговорился с соседом – оказался владельцем нескольких хлебопекарен. Любопытный мужчина, между прочим, рассказывал презабавные факты. Например, как он входит со своими товарами в местную розницу. Берем два-три низкорентабельных хлебных изделия постоянного спроса – "черный", "белый", "горбулка" – и предлагаем их сделать "товарами-паровозами", т.е. продавать в магазине по себестоимости. Большинство покупателей (мелкоимущих, коих в России именно большинство) быстро сориентируются – куда топтать дорожку за дешевым хлебом, а заодно и приобретать попутно другие продукты питания. Способ не новый, но применен он был эффектно и красиво. "Товар-паровоз" моим знакомцем был предложен губернатору региона перед выборами в местную думу – как инструмент для привлечения внимания к персонам из обоймы губера. Конечно же, губер поспособствовал, чтобы социальная инициатива была продвинута в самые широкие массы продуктовых магазинов, а там попутно была организована "перепись населения" с небольшим анкетированием, где в числе прочих вопросов стояли и такие: "Назовите 1-2 марки макаронных изделий, кроме качественных и недорогих макарон "%BrandName%" или "Какой должна быть оптимальная цена на макароны "%BrandName%": X, Y или Z руб.?" К выборам в магазинах (в полном согласии с результатами опроса) были выставлены товары "%BrandName%". Так и остается до сих пор. *** *** *** Уже другой знакомый. Бизнес у него небольшой – лесопилка. Доходность умозрительна – к сожалению, стоимость сырья такова, что воленс-неволенс приходится ему приобретать контрабандный и несертифицированный лес. Но главная проблема – сбыт: в Подмосковье только ленивый не торгует пиломатериалом. Пытливый мозг бизнесмена находит впечатляюще яркий способ продвижения товара. Он ставит на автобусных остановках при въезде в город... передвижные бесплатные туалеты. Рано утром развозил их на эвакуаторе с краном, поздно вечером собирал. Да, работка мягко говоря вонючая, но она того стоила. В процессе отправления естественных потребностей ВСЕ посетители туалетов в течение вполне адекватного времени читали короткую и очень емкую рекламу пиломатериалов. "Любые пиломатериалы. Дешево. Предъявителю купона - скидка. Телефон: ..." Тут же небольшой РУЛОНЧИК "купонов" (узкий, чтобы не использовали, скажем так, нецелевым образом). Двух недель в сезон хватило, чтобы товарищ перестал справляться с потоком посетителей. Кстати, что он сделал с туалетными кабинками, когда решил свернуть акцию? Думаете, выбросил? Как бы не так! На кабинках появилось объявление: "Цена такого туалета: X руб. Но на этот туалетный блок – скидка 50%! Стерилизуем. Отмоем. Доставим. Вкопаем". То есть, он ещё и продал все рекламоносители! Тогда же означенный господин провел еще одну весьма эффективную акцию. Ее суть в двух словах: изготовление пиломатериалов из сырья заказчика. Вынужденная мера, на самом деле: товара-то нет, а клиент прет и прет. Каково было его удивление, когда ему начали привозить... бревна от разобранных домов, от погорелых домов, просто остатки бруса – на роспуск. А потом и контрабандисты подтянулись. Только в этот раз он не закупал ничего, а оказывал лесопильные услуги. Честный толлинг! А на следующий год наш герой внедрил еще одну инновацию: изготовление бетона прямо на стройке. На стройку он пригонял передвижную бетономешалку непрерывного замеса, самодельную, помещавшуюся в прицепе трактора. В чем цимес? А в том, что при изготовлении фундамента приходится заказывать бетон партиями, кратными 2,5 кубометра – меньшее количество поставщикам везти невыгодно. А в нашем случае минимальный квант – полмешка цемента, или примерно 0,1 кубического метра бетона. И точно рассчитывать загодя объем фундамента нет нужды – все можно скорректировать на месте. Результат: с апреля по октябрь эта "шайтан-бетоно-машина" простаивала только два дня, да и то по причинам, не связанным с отсутствием спроса. Чистая прибыль, сгенерированная ею за сезон – чуть меньше 10 млн руб. И все это – благодаря одному-единственному объявлению в местной газете: "Бетон от 1 куба". *** *** *** Помните, наверняка, факты, как пенсионеров перед выборами "агитировали" продуктовыми наборами. Приемчик так себе: продукты старики возьмут, а проголосуют, как сочтут нужным. Вот в избирательном штабе одного из кандидатов на выборы главы района и решили изобрести что-нибудь поэффектней. Была зима, политтехнологи расселись по машинам, и в каждой деревне в каждом доме вручали... по лопате для уборки снега! А лопатка была дивная – легкая и удобная, дюралевая. В магазине стоит рублей 300-500, при покупке же оптом обходится в 50 руб., от силы. на лопате выведен слоган: "Я уже вам помогаю. Помогу еще не раз. Кандидат Имярек". Оцените красоту игры! Рекламоноситель же отличный: пока машешь лопаткой – невольно видишь хоть слоган, хоть логотип. Стирается, конечно, но стойкая краска держит весь сезон неплохо – как и было в случае избирательной кампании, выборы давно прошли, а надпись была различима. Жалко только, выборы кандидат проиграл. Да и слоган жители немедленно модифицировали: "Помогу еще не раз. Кандидат – п....с". Но это ж с качеством рекламоносителя никак не связано, на самом деле – просто не надо избирателей подкупать, дурацкий же способ! Даром, что незаконный – так еще и не работает.
Польза от вреда Парадокс: оказывается, те, кого в интернете ненавидят едва ли не так же люто, как спамеров – «манимейкеры» – способны приносить пользу. Причём – сразу всему человечеству.
То, что сейчас происходит в рунете, напоминает мне одну притчу, которую на вводных лекциях по всяким бизнес-дисциплинам часто приводят как пример предприимчивости. История такова: одному обедневшему английскому сквайру достался по наследству никчемный участок земли – пустырь, забитый развалинами, негодный ни для посевов, ни для строительства. А чтобы привести землю в порядок, средств у сквайра не было. Но зато были мозги. И вот что он придумал. На последние деньги купил в банке слиток золота, закопал его где-то на участке и дал объявление в газету: на участке зарыт клад, и любой желающий может попытать счастья в поисках – при выполнении двух условий: оплатив доступ на участок (взималась необременительная почасовая оплата) и арендовав инструменты у его владельца (работать своим инструментом не разрешалось). Сквайр хотя и был бедным, но имел репутацию человека честного, и скоро от желающих найти клад не было отбоя. Когда клад наконец отыскался, сквайр и слиток окупил, и даже заработал деньги на обустройство участка. А кроме того, искатели клада совершенно бесплатно разобрали все развалины по кирпичику. К чему я рассказал эту историю? А вот к чему: сейчас, когда я пишу эти строки, в тысячах российских домов гудят сканеры, где тысячи людей с упорством сканируют и распознают, сканируют и распознают невероятное количество старых книг. И делают они это отнюдь не в порыве какого-то благородного стремления сохранить для потомков печатное наследие – а в стремлении отыскать все тот же клад. Люди, которые этим занимаются, называются словом «манимэйкеры» (от англ. money и make), а призрачный клад, за которым они гонятся – так называемый «собственный интернет-бизнес». Любой сайт в интернете – это место, где можно не только разместить информацию, но и заработать денег. Каждую страничку можно увешать рекламой в виде банеров или контекстных ссылок – если страничка хорошо посещается,– или же в виде так называемых SEO-ссылок – если она посещается мало. Задача SEO-ссылок: поднять продвигаемый сайт (другой, не сайт манимейкера) в списке, выдаваемом по поисковым запросам – так что это сайт не для людей, а для поисковиков; за одну SEO-ссылку платят до нескольких десятков долларов в месяц. Сегодня, чтобы сделать себе сайт, не требуется обладать специальными знаниями – хватает программ-сайтогенераторов, при помощи которых можно соорудить красивый сайт хоть на тысячу страниц. Было бы только чем эти страницы заполнить! А и правда, чем? Не станете же вы писать тысячи статей или рассказов (тем более, что многие – чего уж греха таить – и писать-то толком не умеют). Как же быть? Скопировать информацию с других сайтов и поместить на свой? Поначалу так и делали. Но сайты-клоны быстро исчерпали свой ресурс: люди предпочитают потреблять контент «в оригинале», поисковики же научились клонов распознавать и игнорировать. Для того, чтобы поисковая машина индексировала ваш сайт, тексты на нем должны быть уникальными. Сейчас уже нельзя установить, кому первому в голову пришла идея заполнять манимейкерские сайты текстами сканированных книг. Причем что это за тексты, не суть важно – главное, чтоб их не было на других сайтах. И вот целая армия школьников, студентов, а порой и людей солидного возраста отправилась по библиотекам и букинистическим магазинам. Их не интересовало ни содержание книг, ни их художественные достоинства: подробная инструкция по стрижке овец в высокогорных условиях ценилась неизмеримо выше «Преступления и наказания» Достоевского. Просто потому, что Достоевский уже есть в сети в сотнях копий – а про стрижку овец будет только на вашем сайте. Сейчас все идет к тому, что пройдет два-три года, и в стране не останется ни одной книги, которая не была бы отсканирована и оцифрована. Я с любопытством слежу за этим процессом и периодически проверяю редкие книги из своей библиотеки на предмет появления в сети. Скорость, с которой они становятся доступны в «цифре», впечатляет. Например, редчайшую книгу русского натуралиста Сергея Ивановича Огнева, посвященную фотоохоте, нельзя было купить в СССР ни за какие деньги, ни в каком букинистическом магазине. Редчайшее довоенное издание, мизерный тираж – мало кто из специалистов видел обложку книги даже на фото. И вот, пожалуйста – начиная с августа этого года фрагменты книги начали бурно появляться на псевдосайтах. Правда, без указания авторства. Пару лет назад я смотрел интервью какого-то чиновника Минкульта, который сетовал на то, что хорошо бы оцифровать все имеющееся в стране печатное наследие, да только вот средств на это нет. Где, мол, найти энтузиастов, которые взялись бы за это дело... Мог ли он предположить, что его мечта сбудется так скоро?
Бесперспективняк *** *** *** *** *** Наверняка каждому, столкнувшись с ненавязчивым отечественным сервисом, кидаловом партнеров, или приобретя товар, качество которого оставляло желать лучшего, доводилось всплеснуть руками и задать риторический вопрос: "Ну когда же в нашей стране, наконец, появится нормальный бизнес?". Вам не случалось? Ну уж слышать его из уст окружающих приходилось точно. Я с некоторых пор знаю абсолютно точный ответ. Ответ этот - "никогда". - Тоже мне удивил, - скажет читатель, - Такой-то ответ каждый может дать. А ты обоснуй! Обосновываю. Знание мое основывается не на многовековой народной мудрости, а на изучении литературы, посвященной одному из столпов капиталистической экономики - биржевой торговле. Если читать не вдохновенные агитки, а инструкции для внутреннего употребления, можно узнать немало интересного. Например, такой термин как "эффективный рынок". Наверняка каждому из вас слова "эффективность" и "рынок" в связке встречались неоднократно. Мол оно само собой разумеется, административно-командные методы управления - бяка, а эффективность она там, где рынок. Все работают не за страх а за совесть, товары изготавливают качественные, дешевые, да еще и клиентам улыбаться не забывают. Но термин, о котором я веду речь, несколько об ином. Он характеризует такое состояние биржевого рынка, при котором все цены максимально приближены к так называемым "справедливым", а все фундаментальные факторы учтены в цене. Для простоты расшифрую. Скажем, купили вы акции или фьючерс на нефть по какой-то цене, и ни шиша не заработаете, поскольку цена так и останется на справедливом уровне и вверх больше не пойдет. Трактовка упрощенная, да и сама модель скорее "идеальная", однако же "сказка ложь, да в ней намек". Сами буржуины в ней проговариваются, что заработать на невозможно. Причем, хотя модель придумана для биржевых спекулянтов, применить ее можно и к реальной экономике. Все, наверное, помнят, как шел бизнес в 90-х годах, когда в стране ничего не производилось и любой, кто начинал хоть как-то шевелиться и хотя бы возить ширпотреб чемоданами из Польши или Турции, тут же чувствовал себя первооткрывателем Клондайка. Можно было заниматься чем угодно, входить в любой сектор, осваивать самые экзотические виды предпринимательства - каждому находился покупатель, хотя и денег-то у народа было с гулькин нос. Были и свои минусы, вроде расходов на , но и братков не хватало на то, чтобы освоить все сектора экономики и о существовании некоторых они даже не подозревали. Но с каждым годом праздник жизни становился все более тусклым, а свободных ниш оставалось все меньше. На рынок постепенно вошли западные дистрибьюторы, во всех секторах начал появляться "крупняк", который давил конкурентов где ценами, где захватом перспективных торговых точек, а где и руками той же братвы. Вот так наш рынок постепенно приближался к "эффективному" и возможностей для сказочного обогащения становилось все меньше. "Норма прибыли" снижалась и анекдот о том, что "вот на эти два прОцента я и живу" все больше начинал напоминать издевку. Так что ничего другого не оставалось, кроме как гнать фуфло вместо нормального товара, кидать партнеров и обдирать где возможно сотрудников. Не думайте, что процесс пойдет вспять. Не надейтесь, что "вот, кризис закончится, заживем лучше прежнего". Уже сейчас на те ниши, которые вы занимаете или надеетесь занять, нацелены тысячи алчных глаз. Рынок будет становиться все более "эффективным", расходы на сырье, рабочую силу, транспорт и прочее будут все выше, а разница между себестоимостью и ценой реализации - все ниже. Так что можете не мечтать о собственных яхтах и виллах на Багамах. Кто-то скажет: "Постойте, а как же Запад? Там-то ведь как-то состояния сколачивались и сколачиваются до сих пор?". Забудьте. У западных состояний два источника. Первый - колониальное и постколониальное ограбление стран Азии, Африки и далее по глобусу. Нам этот вариант не светит, да и остальным уже машет платочком на прощанье. Там теперь в этих африках с азиями все сами с усами, и становятся все более усатыми. Второй же источник западных состояний вам не понравится. Его описал Макс Вебер, когда ввел в научный оборот понятие "протестантской этики". Он, правда, на нем акцентировал внимание для того, чтобы завуалировать значение первого источника, однако же сбрасывать его со счетов не следует. Секрет накопления капитала - скаредная экономия на всем, на чем только можно и даже на том, на чем нельзя. Если вы не готовы заставлять своих детей работать с 12 лет, носить один костюм на шестерых и питаться черствым хлебом, не выйдет из вас настоящего капиталиста. Протестантское вероисповедание тут не является необходимым компонентом. Паркинсон очень красочно описал ту же модель накопления на примере китайского кули-миллионера, который, даже накопив огромное состояние, по-прежнему обходится одной миской риса в день. Ну и скажите мне, много ли вы знаете русских людей (в широкой трактовке, то есть принадлежащих к нашей культуре), которые согласятся ворочать миллионами, а жить при этом скромнее сельского учителя? Не сказать, чтобы их не было вообще, однако же, для реального экономического подъема не хватит. Скобцов и староверов советская власть перековала, разве что на недовыехавших в Израиль евреев рассчитывать, да и те уже испорчены средой. В общем, кратко резюмируя все вышесказанное, позволю себе выдвинуть три тезиса. Первый - если кто-то лелеет планы сколотить сказочное состояние и создать бизнес-империю, пусть уже сегодня переходит на черствый хлеб и воду. Возможно, капитала вы таким образом не скопите, но после такой диеты кухня Краснокаменской колонии будет вам более приятной, чем после черной икры, пирожков с фуа-гра и лангустов. Второй - капитализм в России не приживется. В тягость он не только угнетенным, но и самому предпринимательскому слою. Оттого и линяют предприниматели так охотно в наемные менеджеры а то и вовсе на государеву службу - так оно комфортнее. Ну и третий - все, кто ведет разговоры о том, как постепенно в России вырастет "нормальный бизнес", или рассказывает о том, что он именно его и ведет, либо неадекватны либо пытаются совершить извращенный половой акт с мозгом окружающих. Особенно осторожным нужно быть тем, кто планирует стать клиентом или партнером этих краснобаев.
Антидот Разоблачительный пост начну с саморазоблачения. Вот вам моё признание: мы облажались. В противовес заметке «Бесперспективняк» мы собирались выставить мнение какого-нибудь весомого экономического автора, могущего с ней аргументированно поспорить. Вернее, даже не «какого-нибудь» – конкретного автора: Дмитрия Бутрина (нач. отд. экономполитики Ъ). Я уверен, что никто не сделал бы этого лучше него. С сожалением вынужден констатировать, что наш личный антагонизм с Бутриным дошёл до такой крайней стадии, когда дальнейший диалог невозможен, и как результат: от сотрудничества с ру_косогоровым Бутрин отказался в категоричной форме. Что ж, будет мне наука: впредь не заговаривать с сектантом о его вере. В общем, сегодня я тут за Бутрина. Хоть я и не умею выражаться столь наукообразно, да и в экономической теории не сведущ, всё известное мне проистекает из открытых источников да из собственного скромного опыта, далеко не макроэкономического. Что ж, за неимением большего, вооружусь здравым смыслом и формальной логикой. Начну с первого тезиса автора – про «эффективный рынок». Если отбросить терминологическую заумь, речь идёт об обычном устойчивом равновесии. В таком положении и правда ничего не заработать – шар, лежащий на дне ямы, так и останется лежать без движения, никогда он не покатится вверх. Другое дело, не бывает никакого «эффективного рынка» – это недостижимое состояние, идеализация. Своего рода «сферический конь в вакууме». Хотя, как всем известно, шар, выведенный из положения равновесия, стремится к нему возвратиться – тут автор прав. Действительно, на пустом рынке работать и зарабатывать много проще, чем на насыщенном, структурированном: по мере насыщения рынка мелким компаниям на нём становится совсем невмочь. (Я, кстати, уже об этом писал – правда, вместо термина «эффективный рынок» использовал иной: «тепловая смерть».) Но означает ли это, что бизнесом заниматься станет вовсе невозможно? Отнюдь. Да, выйти на рынок продуктов питания или, скажем, электроники, наверное, будет проблематично: здесь даже большими деньгами существующих игроков не подвинуть – у тех ведь тоже есть деньги, а в довесок к ним – бренды, контракты, технологии etc. Но есть ведь куча других! Взять хоть тот же интернет – он пока ещё ох как далёк от равновесия. Google, на секундочку, был создан всего лишь десяток лет назад (придя на рынок последним!) – а счас имеет капитализацию в пару сотен миллиардов долларов. Насытится этот рынок – появится какой-нибудь другой. Уже потому хотя бы, что много кому захочется, чтоб он появился. В нашу постиндустриальную эпоху ведь не нужно даже, чтоб в этом рынке была реальная потребность – саму потребность можно создать. Создали же потребность в псевдоджипах. Это как на рынке современного искусства: при должной сноровке и кал Олега Кулика можно выдать за артефакт и продать на Sothbey's. Теперь – про аскетизм («если кто-то лелеет планы сколотить состояние... пусть переходит на хлеб и воду»). Это какое-то очень странное представление о бизнесе: зарабатывает тот, кто экономит. В рамках компании – ну да, надо ужиматься, сокращать издержки, с тем, чтобы быть эффективнее, устойчивее конкурентов. Но как это связано с личными тратами? Предполагается, что отказав себе в покупке машины, предприниматель за счёт высвободившихся средств станет развиваться вдесятеро быстрее? Да чушь это всё – не станет. Но к чему вообще разбирать эти аргументы? Главное то не в этом – а в том, что они вовсе никак не связаны с изначальным тезисом! («Наверняка каждому, столкнувшись с ненавязчивым отечественным сервисом, кидаловом партнеров, или приобретя товар, качество которого оставляло желать лучшего, доводилось всплеснуть руками и задать риторический вопрос: "Ну когда же в нашей стране, наконец, появится нормальный бизнес?"») Партнёр кидает не потому, что не может не кинуть – а потому, что может кинуть. Почувствуйте разницу! В ситуации, когда можно продать некондиционный товар или же зажать деньги, большинство дельцов так и сделают – и продадут, и зажмут. Но сделают это независимо от того, «эффективный» рынок или же нет! Для неверующих – ссылка. В общем, вам всю дорогу решали не ту задачку, что предложили. А вы и купились. *** *** *** *** *** Самое смешное, что при том, что меня не устраивает система доказательств автора, с его начальным утверждением я тем не менее согласен. Бизнес в России и правда весьма неразвит. Но причину этого я вижу в культуре ведения дел, вернее -- в её отсутствии. Когда официант в ресторане обслуживает вас с таким лицом, как будто делает вам одолжение, когда курьер из службы доставки не считает нужным предупредить, что задерживается, когда -- пойдём дальше! -- менеджер компании считает возможным отвергнуть обоснованные претензии к проданному товару/оказанной услуге -- тогда и возникают все те условия, о которых говорит автор в постановке задачи. И это и правда вопрос культуры и только культуры: настроенный играть вдолгую, поставщик товаров/услуг будет вести себя совершенно иначе -- но нет ни законов, ни прочих механизмов, способных к этому его принудить. Но если уж говорить о культуре, неправильно было бы чехвостить за невысокий её уровень только бизнес. Потребители здесь ещё краше, на самом деле. Кто, при первой же возможности, выбирает не российское? При том, что российский аналог может быть совсем не хуже и уж точно дешевле. Позвольте здесь процитировать моего любимого автора, Л.А.Хасиса: "Если говорить про охлажденную рыбу, то доля в ассортименте отечественной рыбы – 60%. В ассортименте – это означает количество ассортиментных позиций. А доля в продажах в 10 раз меньше, чем импортной. Это означает, что население предпочитает покупать, к сожалению, импортную рыбу, потому что они имеет более привлекательный внешней вид – скажем, та же норвежская семга, притом что ее качество очень часто уступает отечественной." Возьмите опять же отечественный автопром: его принято облаивать, "Лада-Калина" давно уже едва ли не самый популярный объект для шуток в Comedy Club -- но вы когда-нибудь задумывались, кто-нибудь из участников Comedy хоть раз сидел в этой машине? Готов поспорить -- ни один и ни разу, но это едва ли имеет значение -- юмористы решили, что целевой аудитории шутки над "АвтоВАЗом" придутся по нраву -- вот они и шутят. Ещё один пример: российское виноделие. Знаток вам скажет: "В России делать вино не умеют!" -- и будет 100 раз неправ, я-то немного осведомлён о ситуации в российском виноделии, и знаю, что есть немало вин (например, тот же "Ведерниковъ"), способных составить конкуренцию винам хоть из Нового, хоть из Старого света. Знаток прав лишь в одном: по мысли большинства россиян, в России вино делать и правда не умеют. Он дурак, конечно, но толпе потрафить горазд. Так что всё от нелюбви нашей -- нелюбви к себе самим. Возможно, когда-нибудь мы себя и полюбим -- но я не верю, что это произойдёт скоро.
Простой способ пиара Если вы хотите получить бесплатный качественный пиар и увеличить свою личную капитализацию, можете попробовать прокомментировать ход эксперимента журнала "Коммерсантъ-Деньги" и портала Mail.Ru. Это может быть и ваша оценка стратегий продвижения, которые реализуют участники, и критика их действий, и советы по дальнейшему продвижению.
Комментарии оставляйте под этой записью, либо присылайте мне по адресу xa (a) samogon.ru Наиболее интересные комментарии (с фото и справкой о комментаторе) будут помещены в специальном блоге "Мнения экспертов", который скоро появится в общем списке блогов участников эксперимента:http://www.kommersant.ru/money/social_project А о самом факте появления этого блога будет сообщено в том числе и в очередной публикации о ходе эксперимента, которая будет сдана в печать в среду, 25-го ноября. Разумеется, опубликованные в блоге комментарии могут быть и будут использованы нами в том числе при подготовке очередных публикаций, в том числе - в виде подборки мнений о ходе эксперимента. Журнал "Коммерсантъ-Деньги" готов давать трибуну - в обмен на интересный контент. Честная предпринимательская сделка! *** Оригинал - http://community.livejournal.com/ru_money2_0/10093.html Мы перепечатали эту заметку с ru_money2_0 полагая, что она будет любопытна и полезна читателям "Косогоров Самиздата". Бесплатный пиар на честных условиях никогда не бывает лишним.
Прописные истины Немного банальщины.
Издержки всегда выше, чем вы изначально планировали. Сроки исполнения всегда больше, чем казалось на старте. Продажи всегда ниже, чем те, что прогнозировались в бизнес-плане. Какой отсюда вывод? К чёрту бизнес-планы, всегда полагайтесь только на своё чутьё, так вернее. сaмые свежие комментарии с сайта "Косогоров Самиздат" с прошлого выпуска:Вы тоже можете стать автором рассылки. Пишите интересные и содержательные комментарии на нашем сайте "Косогоров самиздат" и о вашем мнении узнают все подписчики "Косогоров самиздат". |
В избранное | ||