Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости журнала ШИЗАРИУМ

  Все выпуски  

Новости журнала ШИЗАРИУМ итоги поэтич. конкурса


Информационный Канал Subscribe.Ru


GПриет!

Вот результаты поэтичесткого конкурса, подготовленные Гилёвым Игорем.

Утверждено к пуюликации. Оберон Дж.А.

Всем сёстрам по серьгам или раздача слонов

Прежде, чем перейти к критериям, по которым мною оценивались представленные на
«Конкурс стихов» произведения, среди которых имеются не только стихотворения,
но и, увы, просто протёкшие на бумагу потоки сознания, да и, чего греха таить,
вовсе бессмысленные наборы символов, хотел бы вкратце охарактеризовать сам предмет
– стихотворение, как таковое.
Не стану даже пытаться «изобретать велосипед», поскольку лучше, чем Григорий
Абрамович данную тему всё равно раскрыть не смогу. В своей книге «Введение в
литературоведение» Григорий Львович дал наиболее полную характеристику множества
литературных понятий, в том числе - «стихосложение» и «стихотворение». Позволю
себе привести несколько цитат из данного учебника.
«Одним из средств словесно-образного воспроизведения жизни является организация
поэтической речи. В зависимости от этой организации произведения литературы разделяются
на прозаические и стихотворные – две разнокачественные системы художественного
строения речи».
«…стихотворные произведения характеризуются членением в них речи на такие сопоставимые
ритмические единицы, как стихотворные строки, границы которых могут совпадать,
а могут и не совпадать с синтаксическими единицами (фразами, синтагмами), - в
прозе же эти границы совпадают, её ритм основывается на особой организованности
и внутренней упорядоченности именно синтаксических единств.
Основу организации стихотворной речи составляет ритм. Содержание этого понятия
определилось ещё в древней Греции, где термином «rhythmos» обозначались мерность,
складность, стройность в движении. Ритмическая организация как музыкальных, так
и стихотворных произведений характеризуется повторяющимися элементами».
«Если ритм явился основой и главным определителем речевого членения всех стихотворных
произведений на соотносимые друг с другом стихотворные строки-стихи, то определителем
внутренней организации этих стихов, всегда связанной с фонетическими особенностями
данного языка, культурно-историческими и литературными традициями народа, выступил,
так называемый, метр, т. е., стихотворный размер, определённая ритмическая упорядоченность
повторов внутри стихотворных строк. Разнообразие метрики стихов и определило
формирование различных систем стихосложения».
«Огромную ритмообразующую и композиционную роль в стихах играет рифма. Рифмой
называется звуковой повтор, имеющий, как правило, место в конце двух или нескольких
строк (иногда создаются и внутренние рифмы). Важная роль рифмы объясняется важнейшими
особенностями стихотворной речи, основными ритмическими единицами которой являются
стихи. Возвращение через равные промежутки созвучных окончаний стихов, естественно,
с наибольшей отчётливостью выделяет границы и сопоставимость тех ритмических
рядов, которые представляют собою стихи. Если в качестве ритмообразующего и композиционного
элемента рифма особенно подчёркивает членение стихотворного произведения на стихи,
то как изобразительно-выразительное средство, она, во многих случаях, выделяет
слова, имеющие главное смысловое значение в стихе».
Изложенное выше – лишь мизерная толика того, что обязаны знать о стихосложении
люди, претендующие на то, чтобы называться поэтами.
Александр Сергеевич Пушкин своей мировой славой обязан не только потрясающему
по силе дару и не только феноменальной работоспособности, но и глубоким знаниям
в области стихосложения. Как-то походя, вскользь, он обронил такую фразу:
«Четырёхстопный ямб мне надоел,
Он слишком прост, им пишет каждый…»
А многие ли из современных «поэтов» способны отличить ямб от, скажем, хорея?..
Надеюсь, приведенная здесь информация поможет нашим авторам писать, если не как
Пушкин, что вряд ли возможно, то уж, во всяком случае, так, чтобы их стихотворения
вызывали лишь положительную реакцию читателей. И, конечно, побеждать в литературных
конкурсах…
Теперь хотелось бы остановиться на критериях оценки представленных на конкурс
стихотворений. Из массы вариантов, наиболее подходящим мне показалось предложение
члена жюри литературного конкурса на сайте ЭтоКруто.ру http://www.etokruto.ru/kon/8marta/index.php
Ларисы Вировец:

1. Правильность соблюдения языковых норм (поскольку имеем дело с разной публикой).
Можно, конечно, этот пункт убрать при условии, что стихи,
написанные корявым безграмотным языком, как поэзия не рассматриваются.
2. Оригинальность и свежесть темы и техники написания (здесь: избитые - неизбитые
рифмы, стёртые или свежие образы и т. п.)
3. Эмоциональное воздействие на читателя.
4. Лёгкость прочтения. Красота и образность звукового ряда.
5. Субъективный. Здесь, возможно, будет играть роль такой критерий
как «близко или не близко МНЕ».

Вот и подошёл черёд «раздачи слонов». Итак,

ТРЕТЬЕ МЕСТО.

Ivar   

Зачем восторжены глаза, растрепано лицо?

Зачем восторжены глаза, растрепано лицо?
Зачем из крошечной судьбы я выдернул кольцо?
Зачем шатаюсь по двору, зажав ее рукой?..
И громче сердца мерит жизнь недолгий мой покой.
Когда же срок мой истечет, я буду где-то там,
Где стайка трезвых мусульман обхаживает дам,
Где грек античный пьет нектар и громко Зевса чтит,
А под столом отряд норманн в обнимку мирно спит.
И где же место мне найдут в сем скопище чудес:
Отправят ли меня туда, где правит черный бес,
Иль в ствол столетний обратят и в мир воткнут торчком,
Или на землю возвратят, но глиняным горшком?
Пока я крою этот мир, часы мои бегут,
Закончу круг мой по двору, и тут за мной придут.
И на рассвете я очнусь в саду или в аду,
А, может, не очнусь ни где... Но где же вы?.. Я жду.

1. Нельзя автора назвать безграмотным, однако, кое-какие огрехи, он, к сожалению,
всё же допустил:
восторжены – пишется с двумя «н»: «восторженны»;
ни где – пишется слитно: «нигде».
2. Имеет место некоторое злоупотребление избитыми рифмами, однако, что отрадно,
стёртых образов – ни единого.
3. Ещё одно немаловажное достоинство – в данном стихотворении автор нашёл ту
тонкую грань, на которой балансирует полная гармония эмоциональной и смысловой
нагрузки.
4. Красота и образность звукового ряда, я бы сказал, на высоте, если бы не маленькая
ложка дёгтя: на шестнадцать строк двенадцать местоимений первого лица: «меня»,
«я», «мои», «мой», «мной»… Это усугубляется тем, что Ivar, похоже, не провёл
«работу над ошибками». Так, четырнадцатая строка абсолютно ничего не потеряла
бы, звучи она несколько иначе:
«Закончу круг свой по двору, и тут за мной придут». Зато на одно «мой» стало
бы меньше.
5. Субъективный критерий. Ну, здесь, думаю, и так всё понятно: третье место (из
пятидесяти представленных).

ВТОРОЕ МЕСТО

Дмитрий Сахранов    

Словно муха в стекло

Словно муха в стекло
Бьюсь в открытую дверь
Без огня мне темно
Без огня я как зверь
Заплутавший в лесу
Погруженный в себя
Я на сердце несу
Темноту без огня
Только вера жива
И тепло на руках
В кровь их режет трава
Что шумит в камышах
Не понятно зачем
Я зашел в ту траву
Навсегда, насовсем
Может, в ней пропаду
Что за дверью там ждет?
Мне бы только узнать…
Камень с сердца падет –
Смог тогда б я летать
Я б до солнца достал
И сгорел бы в огне
Я проник бы в кристалл
И сиял бы во тьме…
Вдруг там правда светло?!
И боюсь я теперь
Словно муха в стекло
Бьюсь в открытую дверь…

1. Сразу же бросается в глаза, что автор ведёт затяжную и безуспешную войну со
знаками препинания. Нет смысла останавливаться на каждой пунктуационной ошибке
– их слишком много. Просто подытожу: за пунктуацию – «двойка»!
2. Зато избитых рифм – ни единой! Более того, Дмитрий нередко балансирует на
лезвии ножа, используя не столько рифмы, сколько лёгкие созвучия, отчего кое-где
рифма в его произведении немного «прихрамывает»: «стекло»-«темно», «себя»-«огня»,
«руках»-«камышах», «траву»-«пропаду».
Что же касается тусклых образов, то их нет. Персонаж его стихотворения – этакий
Антиданко: «Я на сердце несу Темноту без огня». Вполне оригинально.
3. Не знаю, как на других читателей, но на меня от «Словно муха в стекло…» повеяло
чем-то есенинским.
4. Лёгкость чтения, красота и образность – всё на высоте.
5. В общем, второе место.

ПЕРВОЕ МЕСТО

Reznikova   

Крестный путь

Упрямо жертвую собой.
Тащу, как вол, ярмо страданий
По предначертанной судьбой
Дороге бед и испытаний.
 
И от плевков, обидных слов
Душа ослепла и оглохла.
Иду, не слыша звон оков,
Не видя, где моя Голгофа.
 
Во мне и жертвенность, и жизнь
Переплелись неразделимо.
А вечной сказки миражи
Всё время проплывают мимо.
 
Паду под тяжестью креста –
Никто мне руку не протянет.
И лишь туманная звезда
В покой небес меня поманит.

1. Нередко случается так. Читаешь великолепное стихотворение, просто наслаждаешься,
и где-нибудь в конце – тебя, как из ведра помоями: грубейшая грамматическая ошибка!
Когда в первый раз я читал «Крёстный путь» - очень этого опасался… Пронесло.
Грамотность безукоризненная!
2. Что, думаете, если первое место, так только хвалебные отзывы? Вот уж, нет!
В одном месте рифма, таки, подкачала: «оглохла»-«Голгофа».
Образ – яркий и запоминающийся.
3. Несмотря на то, что эмоциональная нагрузка здесь явно преобладает над смысловой
– данное произведение сей факт почему-то не портит. Сам удивляюсь…
4. Стихотворение написано от первого лица. Тем не менее, Reznikova сумела избежать
ошибки Ivarа: количество местоимений у неё не зашкаливает – в норме. А в том,
что это красивое стихотворение ещё и легко читается, думаю, убеждать никого не
надо.
5. Так держать, Reznikova, поздравляю! Первое место!

Мне осталось только поблагодарить всех: как участников конкурса, так и читателей
(в конце концов, для читателей стараемся!):

Я рифмой новой очарован
И белизною снежной
Ещё не найденного слова,
Не читанного прежде.

Мне – как дорожка беговая,
Подтекста междустрочье.
Бумага – будто плоть живая.
И дышит, между прочим…

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное