Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морские байки

  Все выпуски  

Морские байки 'История о том, как советский флаг спас мне жизнь'


Кое-что из жизни.

Случаи из морской жизни


 

 

История о том, как советский флаг спас мне жизнь

Нисколько не иронизирую, между прочим.

Небольшое введение. В советские времена на спускаемых с судов спасательных шлюпках в обязательном порядке поднимался советский флаг (правда уменьшенного размера, который так и назывался «шлюпочный»).

Когда наше судно стояло на рейде Сьенфуэгоса, ожидая погрузки, члены экипажа по разным надобностям катались на берег на судовых закрытых спасательных шлюпках. Тут была двоякая польза. Во-первых, экономия на заказе услуг агента по доставке людей на берег. А во-вторых, учёба экипажа в плане обращения со спасательным оборудованием. Потому как управление двигателем осуществляет механик, который ничего вокруг не видит, а командир шлюпки всё видит, но до рычагов дотянуться не может. Вот они, командир и механик и должны научиться между собой общаться как-то вербально, понятными и применимыми к ситуации словами.

Как-то раз, как командир спасательной шлюпки я отправился на берег. У причала я пришвартовал шлюпку в небольшом промежутке между стоящими под погрузкой судами, задвинув её под кормовой подзор одного из них.

Все береговые дела удалось уладить часа за четыре. Но вот когда пришло время возвращаться на своё судно, выяснилось, что за 4 часа направление ветра поменялось и нам предстоит отчаливать от причала при очень свежем прижимном ветре.

Автомобилистам, наверное, более понятна будет аналогия с необходимостью выехать с парковки, когда между соседними машинами расстояние 20 см. Причём, в гололёд.

Спасательная шлюпка на 28 человек, длиной почти 6 метров на тонкие манёвры «не заточена». Дизелёк на борту имеет двухтактный, слабосильный. Мощи развернуться на месте нетути.

Выдвинешься задним ходом за кормовой подзор стоящего судна – тебя начинает колошматить ветром и волнами о причал. Развернуться под подзором – не хватает пространства. Закрутить задним ходом циркуляцию на отход – не хватает разгону. Расстояние между судами метров 10, т.е. две длины шлюпки, а парусность большая. Отпорным крюком не оттолкнёшься – у него длина всего два метра. Так что все попытки «сфинтить» напрочь уносятся ветром.

Вот такая случилась задачка на сообразительность. Ну и, разумеется, сразу же нашлись добровольные зеваки, которые, радостно галдя, высыпали на корму и на причал.

Но у меня, конечно, радости, было мало, поскольку ожидать, что ветер скоро стихнет не приходилось, а нужно было возвращаться на судно.

После нескольких неудачных попыток выкрутиться из западни я чуть не разбил стеклопластиковый корпус спасательной шлюпки о торчащее из воды перо руля одного из судов. После этого у меня созрел довольно рискованный план. По этому плану сначала надо было выдвинуться как можно дальше назад кормой, потом, дав полные обороты двигателю от причала сразу взять на ветер, резко лево на борт. Конечно, места для разворота не хватит – впереди будет торчащее перо руля. Но я планировал на носу шлюпки поставить старшего матроса с отпорным крюком, который будет шлюпку от пера руля отталкивать. Второй отпорный крюк я планировал взять в руки сам для того, чтобы им страховать шлюпку с кормы. Конечно, при этом нарушались правила охраны труда, поскольку в закрытой спасательной шлюпке во время движения экипаж должен находиться внутри шлюпки, а нам со старшим матросом по плану надо было находиться снаружи. Но другого подходящего выхода из ситуации у меня не было.

Мы все изготовились… И начали. Шлюпка пошла назад подпрыгивая на волнах и стукаясь о причал. Потом взревел двигатель и нос, отталкиваемый от причала крюком стал заворачиваться влево. Шлюпка набирала ход. Чёрное лезвие пера руля , казалось сейчас рассечёт пластиковую коробочку, но старший матрос, уперевшись всем корпусом в отпорный крюк, оттолкнулся от пера руля и нос шлюпки благополучно проскочил опасное место. В следующий момент под действием ветра и инерции полного хода на перо руля несло уже корму шлюпки. Тут настала моя очередь спасать шлюпку и я, уперевшись  отпорным крюком в перо руля, сильно оттолкнулся от него. Отпорный крюк соскочил. Я потерял равновесие и,  падая, ухватился за поручни шлюпки. Поручни сломались. Выпустив их из рук, я инстинктивно ухватился за древко шлюпочного флага, на котором развевалось красное полотнище. Древко предательски затрещало и я чётко уже видел перспективу окончить свои дни во цвете лет под винтом родной спасательной шлюпки. Но вот этого мгновения, когда вся моя жизнь буквально висела на советском флаге, было достаточно, чтобы вывернуться и ухватиться за скобы открытого шлюпочного люка. Так что советский флаг реально спас мне жизнь.

До встречи !

С уважением,

(C) C.Горчаков, 2007


В избранное