Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морские байки

  Все выпуски  

Морские байки ИСТОРИЯ КАПИТАНА ГУЗЕНКО (продолжение)


ИСТОРИЯ КАПИТАНА ГУЗЕНКО (продолжение)

Его унесли в каюту, а уставшие матросы  упали в свои влажные кровати,  на мостике остался боцман за рулем и капитан. В течении недели моряки питались только сухарями и кофе, которое кое-как готовил кок.  Утром погода, начала улучшаться, ветер и волны уменьшились. Шхуна получила, хоть какое-то движение вперед. После обеда , наконец, приготовленным коком и решили похоронить старшего помощника.

Его завернули в его же простыню, к ногам привязали чугунную чушку из шкиперского имущества, капитан прочитал отрывок из библии перед строем матросов и с последними словами – Да, будет его тело предано морю- сказанные капитаном, Старший помощник Кнутсен нашел свое последнее пристанище в Индийском океане на глубине 3000 метров. Никто из матросов не сказал доброго слова о погибшем, и все разошлись по работам. Янек заметил:

----------Посейдон все знает, забрал двух негодяев к себе и перестал посылать нам ветер и волновать море. Надо свечку Николаю Угоднику спасителю всех моряков поставить в кубрике за его упокой, пусть больше к нам не приходит.

Нужно было поменять порванные паруса, а некоторые зашить после такого шторма.  

---------Боцман, Вы имеете диплом штурмана, не хотите ли стать у меня старшим помощником. Мой второй помощник без штурманского диплома, он механик. Я думаю, что ему не справиться со всеми проблемами старшего офицера, хотя он и несет вахту на мостике. Принесите мне свой диплом, чтобы я записал Ваше назначение  в судовой журнал шхуны “ Эврика”. C  этого дня Ваш оклад увеличился до оклада старшего офицера. Поздравляю Вас с такой быстрой карьерой на моем судне.  Займитесь ремонтом парусов и на бизань мачту нужно поставить новый парус вместо порванного.  Да, такого шторма я еще не встречал, чудом удалось ‘Эврике’ выдержать такую передрягу. Ее сильно потрепало. В Сиднее ее нужно будет ставить в док для ремонта. Старушке уже 15 лет, преклонный возраст для судна.                                                                                                                                                           

---------Я согласен на Ваше предложение,  господин капитан.  Александр Гузенко, он же Большой Алек, стал волею судьбы из матросов в этом тяжелейшем  рейсе боцманом, а затем и старшим  офицером или старшим помощником капитана . Два негодяя, которые желали его смерти погибли. 

Выглянуло сквозь тучи солнце, и Александру вместе с капитаном удалось определить место судна на карте. Из-за шторма шхуну отбросило от курса к северу на 150 миль. Капитан Иогансон, как-то постарел, больше седины появилось в его шевелюре, он жаловался на боли в груди. 

Через сутки все работы по восстановлению парусов были выполнены. Шхуна взяла ветер в бакштаг правого борта , лучшее направление ветра  для шхуны  и побежала к Сиднею. Потихоньку жизнь на судне входила в свою колею. Матросы почувствовали знающего, умного старшего помощника. Постирали все постельное белье, вымыли и затем покрасили кубрики.

Проверили рангоут- мачты, такелаж, заменили вытянутые растительные концы- торосы  на запасные, новые. Судно было приведено в порядок, но корпус судна имел водотечность и приходилось  регулярно ручным насосом откачивать воду из трюмов.                          

                                                3. АВСТРАЛИЯ.                 

 

Через десять дней пришли в первый порт западного побережья Австралии Перт, /Фримантл/,  где уже стояло несколько парусных  судов после трепки в океане. Моряки отдохнули: пропили аванс, выданный капитаном,  посетили местный публичный дом, где подрались с моряками американского шерстяного клипера  ‘ Летящее облако’, ” FLYING  CLOUD “ и были забраны в полицейский участок. В общем,  тогда отдыхали так,  все моряки с океанских парусных кораблей. Капитан послал старшего помощника Алека  спасти своих ‘братьев по работе’ из полицейского плена. После выплаты небольшого штрафа, который будет включен капитаном в аванс всех виновных, всех отпустили на свое судно. У полицейского участка были и другие старшие помощники c  судов,  занимающиеся подобной операцией. Видимо, простому  матросу после таких тяжелых испытаний в море на грани существования  необходимо пройти через все эти процедуры, чтобы  вернуться в море опять. Некоторые капитаны английских шерстяных клиперов, чтобы не терять матросов, которые убегали с судов в Австралии от каторжной работы на судне, с приходом в порт поднимали сигнал из флагов – на судне бунт. Немедленно на борт судна поднималась полиция,  и всю команду сажали в тюрьму. Судно выгружалось, грузилось шерстью на Англию и выводилось на внешний рейд порта. Арестантов в кандалах привозили с полицией на борт судна, и судно выходило в рейс. За содержание и за заботу о его экипаже в местной тюрьме капитан платил небольшие деньги начальнику полиции. Можно только представить, как ненавидела  команда своего капитана и его помощников. Три месяца на судне до Австралии и, не сходя на берег, отсидев неделю или две в местной тюрьме, снова попасть на свое судно и выйти в рейс обратно в Англию с грузом шерсти. На таких судах  случались драки с поножовщиной, и  один или два- три трупа были преданы морю со словами молитвы, а иногда в штормовую погоду даже без нее. Были звери-капитаны парусных  шерстяных и чайных клиперов, которые держали паруса до последней минуты начала шторма, когда шторм начинался, нужно было посылать матросов на высоту 40 метров убирать верхние паруса, что было опасно при качке судна от волн до 20 градусов. Ветер рвал паруса и сбрасывал моряков в воду и спасать их никто не пытался, да и спасти было невозможно. О питании и социальной жизни на таком парусном корабле говорить даже не приходиться. Такие парусники имели тройной запас верхних парусов. Во время шторма самые верхние паруса на мачтах , капитан убирал с помощью пистолета.  Пуля делала дырку в парусе, а штормовой ветер в минуту разрывал его на куски. После шторма матросы ставили на верхние Брам реи и бом Брам реи  новые  паруса-- трюмселя и мунселя. Чайные и шерстяные клипера на переходе имели среднюю скорость 35 километров в час, что не плохо и для современных грузовых судов. За быстрый рейс капитан  и офицеры получали премиальные деньги от владельца груза. В истории чайных гонок Китай-Лондон премия капитану доходила до 1000 английских фунтов, и их имена имеют большую историю. Грузчик в порту получал в то время за месяц  работы полтора фунта.   Первый чай из Китая и первая шерсть из Австралии дорого продавались на рынках Англии, а жизнь моряков не стоила ничего.  На таких судах работали рабы-матросы и рабовладельцы в лице капитана, офицеров, боцмана  и  плотника.  Они  жили отдельно от экипажа и имели оружие для защиты от матросов. Сбежать с этого судна можно было только в Англии, где действовали законы короля и указы  парламента.                                                                                                                                          

В  Перте судно было осмотрено  и определено, что шторм повредил корпус судна, и швы  между досками стали пропускать воду. Необходимо было выгрузить груз, поставить судно в док и проконопатить все швы корпуса. Получатель груза был в Сиднее, и он с этим не соглашался. Капитан, который был владельцем судна, и груз,  который был погружен в Риге на Сидней, был за счет кредита банка и под залог судна ‘Эврика’. В первом случае капитан становился банкротом, а он планировал, конечно, заработать на этом рейсе.

--------Послушайте господин капитан, корпус судна течет, до Сиднея еще идти двое суток . Что нужно сделать экипажу. Ведь попади мы еще раз в шторм, судно пойдет ко дну, швы корпуса  судна  разойдутся и вода заполнит трюма.

--------Старший помощник, я сам думаю, что мне делать и не могу прийти ни к какому положительному решению.

---------Господин капитан,  Если Вы добавите к зарплате матросов пятьдесят процентов на эти две недели, то есть решение Вашей проблемы. И это обещайте в письменном виде.

---------Да я согласен на такую добавку к зарплате каждого моряка, но что же Вы предлагаете?.

----------Я предлагаю. Вытащить якорные цепи на палубу и обмотать ими корпус судна, выбрав их слабину талями, тем самым скрепить корпус цепями. Эту  идею мне подсказал в Рижском  училище один старый капитан-преподаватель. У него парусник стал течь в середине Атлантики. И используя так цепи, они дошли до Балтимора и  доставили груз.

--------- Спасибо господин Гузенко, это действительно дельное предложение. Вы получите двойную зарплату за месяц.  Начинайте немедленно. Получатель груза торопит.

Большой Алек, как звали его матросы, собрал всех матросов на палубе :

---------Господа матросы, за эту работу капитан подписал соглашение, что он выплатит надбавку к вашей зарплате половину Вашего заработка за две недели нашего пути до Сиднея , если мы обмотаем корпус шхуны якорными цепями и таким образом стянем корпус и дойдем до Сиднея. Всем все понятно, и все ли согласны?,.


В избранное