— Эх вы, культурными называетесь, а этого фильма не видели! Весь мир уже фильму этому рукоплещет! — капитан на мостике опять затеял свою ежедневную беседу.
У меня, как обычно, была куча работы, поэтому я в разговор не вступал, а только изредка поддакивал, в остальное время усиленно кивая головой.
— Придется вам устроить культпросвет. Ладно. Заодно всему экипажу фильм надо показать. Пусть приобщаются, — необычно раздобрился капитан.
Нам после ремонта на судно поставили два видеомагнитофона. Один — капитану в каюту, а другой — в кают-компанию. Фильмы заказывал капитан.
— Правда, в пароходской видеотеке этого фильма еще нет. Ничего, в Антверпене шипчандлеру закажем. Запишите, Сергей Вениаминович, чтобы не забыть. Вот увидите, фильм что надо. Мне жена рассказывала. Актеры замечательные. Операторская работа — высший класс.
Вкусы капитана мне были уже известны. Как-то раз он мучил нас тягомотиной Копполы “Бойцовые рыбки”, и поэтому ничего интересного я от просмотра не ожидал. Но уважение капитану все же нужно было оказать, а следовательно, проявить интерес к рекламируемому фильму.
— А какого он жанра? — спросил я вежливо.
— Исторический! Жена говорила, декорации — супер! Оружие, детали одежды — все как в жизни, полный исторический натурализм. Достоверность поражает. Я своей жене доверяю и сам с удовольствием посмотрю.
— Так вы его не видели? — уточнил я.
— Нет, еще не видел, — нехотя подтвердил капитан. — Но много слышал.
На стоянке в Антверпене я беседовал с шипчандлером в своей каюте, просматривая рабочие записи на приход. Ага, капитан хотел заказать какой-то фильм. Поднимаю трубку телефона, звоню:
— Анатолий Борисович, у меня сейчас шипчандлер сидит. Вы хотели какой-то фильм заказать?
— Да, — отвечает капитан. — Закажите ему фильм Копполы “Калигула”.
— “Калигула”? — неуверенно переспросил я.
— Да, “Калигула”, — подтвердил капитан.
“Но “Калигулу” снял Тинто Брасс. Может, это какой-то другой фильм?” — подумал я про себя, но ничего не сказал, а попросил шипчандлера взять напрокат видеокассету с фильмом, который заказал капитан. Шипчандлер кивнул головой и сказал, что пришлет кассету через пару часов с первой партией провизии.
Действительно, через пару часов кассета была на борту. Капитан оживился, глядя на список актеров:
— Мэлколм Макдауэлл, Питер О’Тул... Так, Сергей Вениаминович, объявляйте для народа, что после ужина состоится просмотр шедевра мирового кинематографа в кают-компании. Мне местечко обеспечьте.
После ужина в кают-компанию набился весь экипаж. Даже голова вахтенного матроса у трапа торчала в иллюминаторе. Капитану отвели почетное место впереди. Рядом — место старшего механика, чуть поодаль разместили женщин — повариху и буфетчицу, остальные разместились кто где. Я вставил кассету, включил на воспроизведение.
— Вот сейчас увидите, что смотреть надо, — довольно улыбался капитан, глядя по сторонам.
Шедевр начался.
Спустя очень короткое время пошел настоящий исторический натурализм.
Народ притих, с интересом следя за развитием событий на экране. Уши капитана начали наливаться кровью, в позе появилась некоторая напряженность. Фильм продолжался. Проиходящее на экране не оставляло никаких сомнений в достоверности, все детали были на месте. Все как в жизни. Уши капитана пунцово светились.
Разнузданная римская оргия была в самом разгаре, когда капитан крякнул и вдруг осипшим голосом сказал:
— Ну что ее смотреть, эту порнографию, давайте выключим.
Народ молча продолжал внимать исторической правде и предложения капитана не поддержал.
Тогда, не желая участвовать в этом сомнительном сеансе, капитан встал и, пряча глаза, покинул кают-компанию.
После сеанса народ собрался покурить на корме. Все заинтересованно, с комментариями обсуждали увиденное. Когда я подошел, меня спросили:
— А что, теперь мы постоянно такое будем смотреть? Вместо политучебы, значит?