Увольнение для курсанта - праздник. Как-то перед ноябрьскими праздниками на построении роты старшина спросил:
-Ну что, лоботрясы, кто хочет не идти на демонстрацию?
Идти на демонстрацию в честь годовщины Революции - это понятно. Флаг в руки и
вперёд! А флаг, между прочим, приделан к четырёхметровой металлической трубе.
Но что означает «не идти на демонстрацию»? Это было непонятно и рота, чувствуя
подвох в словах старшины, с ответом не спешила. Может “не идти на демонстрацию” -
означает что-то ещё более неприятное, чем железяка в руках на голодный желудок.
Поэтому, имея кое-какой опыт за плечами, курсанты хранили молчание, переглядываясь друг с другом.
-Что-то не вижу желающих, - после паузы произнёс старшина. - Это хорошо. Тогда
придётся, голуби вы мои, назначать героев. Верно?
Старшина опять оглядел строй курсантов.
-А что надо? - вырвался из заднего ряда вопрос.
-Чего надо, спрашиваете курсант Васильянц? Я вам скажу что надо. Надо выступить
с докладом. - веско ответил старшина.
Рота безмолвствовала по-прежнему. Выступать с докладом было уж очень
непривычно. Тем более, что наверняка тема доклада должна была быть какая-нибудь
революционная. Это настораживало.
-Короче говоря, - продолжил старшина, - на нашу роту пришла разнарядка выделить
двух курсантов на праздник в детский сад номер 68. Надо детям рассказать о
Революции. Так есть желающие? - Старшина опять оглядел строй курсантов.
Никто не вызвался донести детям свет знаний о Революции. “А ну его,” - думал
каждый. – “Ещё скажешь что-нибудь не то, а потом расхлёбывай. Вот с флагом всё
ясно; побегаешь до обеда, а зато потом весь вечер свободный”.
-Ну что, неужели никто не хочет? - удивился старшина роты. - Лоботрясы, даю
на увольнение два дня. Один день на подготовку и второй - на выступление.
Увольнение - это вопрос серьёзный. Ради этого можно пойти на многое. Даже можно пойти
в детский сад. Я толкнул соседа локтем в бок:
-Слышь, Серёга, а может, сходим в этот сад, а?
-Ты что, соскучился по подготовительной группе? - шепотом спросил Сергей.
-Да нет, ты прикинь. Пятнадцать минут что-нибудь расскажем и два дня свободны.
-Я ничего рассказывать не умею. Если что - сам будешь трепаться.
-Договорились, - кивнул я и поднял руку. - Есть желающие!
-Ага, - удовлетворённо кивнул старшина. - Это кто там такие храбрые? Горячкин
и Пименов? Хорошо, зайдёте ко мне после построения.
После построения мы с Сергеем постучались к старшине.
-Заходите, герои. - крикнул из комнаты старшина. - Сейчас я вам расскажу что
надо.
Из слов старшины нам стало ясно, что подойти к этому выступлению следовало
неформально. Просьба выступить на празднике в детском саду пришла через
замполита училища и по действенности равнялась приказу.
-Мероприятие ответственное - поучал нас многомудрый старшина. - Смотрите не
облажайтесь. Я вам не зря два дня даю. Подготовьтесь как следует. В библиотеку
сходите. Можете даже какие-нибудь плакаты подготовить - на ваше усмотрение.
Чтобы всё было по высшему классу. Вот вам телефон директора детского сада.
Созвонитесь, уточните время.
-Вот влипли, - раздраженно сказал Сергей, когда мы вышли от старшины. - А всё
ты!
-Да ладно, чего ты боишься? Я ведь болтать буду - попытался я его успокоить,
хотя после инструктажа старшины у меня самого желание идти выступать здорово
поуменьшилось.
Но делать нечего. Выступать - так выступать. Мы люди серьёзные, ответственные.
Составили план выступления. Распределили кому какие сведения добывать для
подготовки доклада. Мне выпало найти сведения о революционной ситуации на
Балтийском флоте, а Серёге - раздобывать информацию о корабле Революции -
«Авроре».
К 7 ноября доклад был готов. Я на двух листах уместил основные исторические
сведения о настроениях “низов”, а Серёга набросал тактико-технические
характеристики крейсера Аврора, историю его постройки и боевой, так сказать,
маршрут, а кроме того фамилии командира, главного инженера, военного министра
и ещё кучу всяких сведений о кораблях Балтийского флота.
-Черт его знает, - пожимал он плечами, - А вдруг тебя что-нибудь спросят о
других кораблях. Я тут на всякий случай достал открытки с изображениями
кораблей Балтийского флота.
В общем, основательно подкованные, мы направились в детский сад № 68.
Валентина Сергеевна, директор, встретила нас:
-Так, ребята, мы уже скоро начинаем, пойдёмте ко мне в кабинет, разденетесь.
В кабинете она, пристально оглядев нас с Сергеем, и, видимо, удовлетворившись
увиденным, сказала:
-Вы не волнуйтесь, дети у нас хорошие.
-А мы и не волнуемся, - ответил Серёга. - Мы сами в детский сад в своё время
ходили. И всё было нормально.
-Вот и хорошо, - кивнула головой Валентина Сергеевна, - Значит, мы договоримся
так; сначала в зал заходят дети, потом будет музыкальное вступление “тра-ля-ля”
и в зал зайдёте вы.
-Мы готовы, - ответил я, доставая из кармана листочки с докладом.
-А вот ещё что, - вдруг вспомнив, сказала директрисса - Вы спеть сможете?
-Чего?! - переспросил Серёга?
-Ну, спеть. Песню какую-нибудь. Какую вы знаете. - директрисса задумалась. - Ну, скажем, “взвейтесь кострами...”
-Нет, - решительно замахал головой Серёга. - Я петь не буду. Я последний раз пел
как раз в детском саду.
Я незаметно толкнул его коленом и вежливо осведомился у Валентины Сергеевны:
-Мы ведь будем выступать, верно? Нам сказали чтобы мы подготовились к
выступлению. Мы подготовились, вот докладик набросали, - я протянул ей листки.
-Верно, мы с вашим начальством договаривались, чтобы вы выступили. Чтобы спели
с детьми что-то, сплясали, может быть что-то. “Яблочко”, к примеру. Что, вам
трудно, что ли?
-Послушайте, - заволновался Серёга. - Я петь и плясать не умею, мне на ухо
медведь наступил.
-При чём здесь ухо?, - спросила директрисса, - Вприсядку вы же сможете? Да?
Я понял, что произошла какая-то ошибка. Но отступать уже было поздно. За стеной
раздавались детские голоса.
-Валентина Сергеевна, - сказал я. - Тем чем вы предлагаете заняться, мы давно,
как вы понимаете, не занимались. Вот Сергей не пел с детского сада, поэтому
ожидать от нас чего то особенного....
-Ничего-ничего, ребята, как получится. - замахала она руками - Я же понимаю -
вы не артисты. Артисты у нас в прошлый раз были. Мне уже пора, я пошла. Запомните,
вы заходите в зал после “тра-ля-ля”.
Она вышла из кабинета. Мы с корешем посмотрели друг на друга.
-Ты как хочешь, а я ни петь, ни скакать не собираюсь, - решительно заявил
Серёга.
-А я что, думаешь, сильно хочу? В конце концов, просто постой рядом, а я
что-нибудь придумаю.
-Ты сам заварил эту кашу - ты и расхлёбывай.
В коридоре, ведущем к залу, толпились оживлённые бабушки, высматривающие своих
чад в зале. Мы начали потихоньку перемещаться к месту экзекуции. Сергей
подталкивал меня вперёд, приговаривая:
-Давай-давай, певун. Вот, жаль плакаты не подготовили, а то сейчас бы на них
слова можно было бы написать.
Я заглянул в зал. В центре большой и светлой комнаты, с бантиками и флажками в
руках стояли трёхлетние детишки.
Тут раздалось пианинное “тра-ля-ля” и громкий голос директриссы объявил:
-К нам на праздник в детский сад
из морских просторов
боевой пришёл отряд
моряков с Авроры!
...Печатая строевой шаг, я пошёл вперёд. Серёга за мной. Так, маршируя с
озабоченными физиономиями, мы выплыли в зал, и тут началась чистая импровизация.
Говорил , в основном, я. Засунув листки доклада поглубже в карман, я от имени
всех моряков-авроровцев поздравил детей с праздником, выразил надежду, что они
вырастут достойными светлой памяти своих дедов и ,в целом, будут слушаться
своих родителей и воспитателей. Молодые, лет по двадцать пять, мамаши сидящие на
стульях вдоль стены зала, смотрели на нас с заинтересованностью, бабушки
умилённо протирали платочками глаза. Первое напряжение понемногу спало и более
раскованно я принялся расписывать детям, какое светлое будущее ожидает их, при
условии, что они будут кушать кашу и мыть руки перед едой. Серёга, сурово
оглядываясь по сторонам, только надувал щёки и кивал головой, когда я, в
очередной раз, произносил “мы-авроровцы” или “мы - моряки балтийцы”.
Потом были хороводы, викторины, эстафеты, игры, в которых нам с Серёгой, как
боевому авангарду, отводились главные роли. Дети так смотрели на нас, что
отказать было просто невозможно. Оканчивалось всё это мероприятие маленьким
концертом. Мне пришлось отдуваться за весь ансамбль песни и пляски Балтийского
флота. Серёга - жулик только притоптывал и прихлопывал в такт музыке, в то
время, когда я ходил по залу вприсядку.
-Ну, ребята, вы - молодцы! - директрисса в своём кабинете с восхищением смотрела
на нас после этого выступления. - Настоящие таланты! Я и не ожидала, что в
училище у вас есть такие умные и интеллигентные мальчики.
Мы с другом скромно начали отнекиваться, говоря, что мы самые обыкновенные,
впрочем, не сильно стараясь при этом. Прямо скажу, было приятно.
-Кстати, - вдруг продолжила директрисса. - Можно вам задать один нескромный
вопрос?
-Конечно, - после такого сладкого вступления позволили мы.
-А у вас есть девочки? - вкрадчиво спросила Валентина Сергеевна.
...Серёга чуть не поперхнулся мороженым, которым потчевала нас в своём кабинете
директрисса. Признаться, я тоже был застигнут этим вопросом врасплох. Особую
пикантность этому вопросу придавала обстановка кабинета директора. Детского садика! Это было оригинально, свежо и неожиданно. Очевидно, что-то промелькнуло в этот момент у
меня на лице, потому что Серёга поторопился соврать:
-Нет, признаться, Валентина Сергеевна, как-то времени нет на девочек. Учимся,
знаете, с утра до вечера. Вздохнуть некогда.
Директрисса легко поверила этому и продолжила:
-У меня есть дочки - двойняшки. Тоже такие хорошие девочки, умные. Вот бы вам с
ними познакомиться.
-А почему нет? - пришёл я в себя. - Мы и сами хотели бы познакомиться с
хорошими девочками из приличной семьи. А то сейчас столько разных девиц
развелось.
-Вот и договорились, ребята. - проворковала директрисса. -Вот вам домашний
номер телефона. Звоните. Я девочек предупрежу. А за сегодняшнее выступление я
вам благодарность в училище пришлю.
Покинув детский садик, мы с Сергеем еще долго обсуждали предложение Валентины
Сергеевны. Сошлись на том, что это новый способ сводничества, доселе пока нам
неизвестный.
-Ну, как доклад? - спросил нас на следующий день старшина роты.
-Прошёл на ура! - отрапортовал я. - Нас даже пригласили выступить на 23 февраля.