В настоящей книге собрано около 430 задач по астрономии с подробными решениями. Часть из них классические, часть --- совершенно новые. Все решения составлены автором книги и нередко дополняют классические решения или даже исправляют их ошибки. Уровень задач в среднем ниже олимпиадного, хотя отдельные задачи потребуют упорной работы. Абсолютное большинство задач --- "с изюминкой": не торопитесь давать ответ, даже если на первый взгляд задача покажется простой.
Книга рекомендуется
всем желающим изучать астрономию.
Настоящая монография посвящена анализу развития научного знания в XVII--XVIII вв. и представляет собой продолжение книги "Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ" (2-е изд. М.: URSS, 2010). Автор показывает, как на протяжении XVII в. пересматривается то понимание науки, ее методов и способов обоснования знания, которое сложилось к концу Средневековья. Рассматривается становление новых научных программ, которые формируются в XVII в.: атомистической,
картезианской, ньютонианской и лейбницевой.
Рекомендуется историкам и методологам науки, студентам и аспирантам, а также широкому кругу читателей, интересующихся развитием научного знания.
Настоящая книга рассказывает о жизненном и творческом пути выдающегося английского ученого сэра Джеймса Хопвуда Джинса (1877--1946) --- пионера теоретической астрофизики, в становлении которой он сыграл большую роль. Сэр Джеймс был не только физиком-теоретиком и астрономом, выдвинувшим приливную гипотезу образования Солнечной системы, но и крупным философом и замечательным популяризатором науки. Его книги имелись в личных библиотеках таких выдающихся деятелей культуры, как Вирджиния
Вулф (последняя даже цитировала его в своих романах); в русском переводе --- у А.Б.Гольденвейзера, вдохновлявшегося музыкальностью его повествования. Вместе с тем в нашей стране в советское время имя Джеймса Джинса упоминалось, как правило, в негативном контексте, сопровождаемое обвинениями в идеализме, враждебности к революционным преобразованиям и прочих грехах.
При написании биографии Джинса были использованы никогда ранее не публиковавшиеся архивные материалы. Книга содержит множество иллюстраций.
Книга
адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей науки и судьбами великих людей; она будет полезна физикам, астрономам, философам, а также студентам соответствующих специальностей.
Настоящая книга посвящена современной физике и использованию ее принципов при изучении курса физики в средней школе. Рассматриваются основные этапы развития физики в XX веке и ее достижения, современная естественно-научная картина мира, методологические вопросы современной физики; анализируется роль современной физики в процессе познания. Параграфы, составляющие книгу, перемежаются диалогами между автором и воображаемым читателем --- учителем физики; в этих диалогах предпринята
попытка спроецировать рассматриваемые вопросы на школьный курс физики, взглянуть на них с точки зрения процесса обучения физике. Автор выносит на обсуждение методические и методологические вопросы, фокусируя внимание на диалектической сущности современной физики и на необходимости формирования у учащихся диалектического мышления на уроках физики. Рассматриваются многочисленные конкретные примеры, которые могут быть использованы учителем в практике преподавания.
Книга предназначена в первую очередь учителям
физики и методистам по физике; она может быть полезна также ученикам старших классов и студентам вузов гуманитарного профиля. В физико-математических классах школы книга может служить учебным пособием по курсу, посвященному концепциям современного естествознания.
Настоящая книга рассказывает о той логике развития научного знания, которая в итоге привела к современному состоянию дел в науке о поведении. Авторы ставили своей задачей дать читателю некоторый ориентир в многообразии биологических, физиологических, психологических законов и фактов. Каковы причины того совершенства живых организмов, которое мы наблюдаем в природе? Как организм оптимизирует свою деятельность --- экономит энергию, стремится к получению максимальной информации?
Ответы на эти вопросы предлагает данная книга. Анализируя результаты многочисленных исследований, авторы рассматривают "принцип максимума информации", который определяет основные закономерности поведения живых организмов в окружающей среде: активность и отдых, восприятие и эмоции, взаимоотношения полов.
Книга адресована студентам естественных вузов, а также широкому кругу заинтересованных читателей.
В настоящем учебном пособии изложены основы термодинамической теории многокомпонентных гомогенных и гетерогенных систем и ее приложения к растворам неэлектролитов. Рассмотрена термодинамическая теория идеальных, бесконечно разбавленных и неидеальных растворов. Даны основы термодинамической теории фазовых равновесий, коллигативных свойств растворов, термодинамической теории устойчивости. Описаны теория флуктуаций, влияние флуктуаций на свойства растворов и их взаимосвязь с необратимыми
процессами. Рассмотрены элементы термодинамики неравновесных процессов.
Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей химических и смежных специальностей, а также для научных сотрудников, использующих в своей работе термодинамические методы изучения многокомпонентных систем.