Книга о Льве Николаевиче Гумилёве состоит из 6 частей. Первая часть содержит краткую биографию создателя теории этногенеза. Она необходима, поскольку богатая приключениями и злоключениями судьба ученого оказала немалое влияние на его научные идеи. Во второй части говорится о предшественниках Гумилёва, идейных влияниях, которые он испытал, а также о его сотрудничестве со специалистами других наук. В третьей части рассмотрена причина глобального распространения человека по
суше земного шара во взаимосвязи с делением человечества на множество этносов. Разобрана взаимосвязь этноса и природной среды («кормящего ландшафта»). Эта часть учения Гумилёва получила наибольшее развитие и может считаться твердым приобретением науки. Четвертая часть посвящена любимому детищу Гумилёва – гипотезе пассионарности, причем на основании многих примеров из истории (большей частью отсутствующих в произведениях самого Льва Николаевича) сделан вывод, что Гумилёву удалось описать реальный феномен
неясной природы. Он также сумел уловить ритм этногенеза, который у разных народов подчинен общим закономерностям, хотя происхождение этого ритма остается невыясненным. В качестве примера общего ритма взяты немцы и русские. Показано, что многие события русской истории имеют аналоги в истории Германии, где похожее (но не тождественное!) событие происходило на 400 лет раньше (поскольку этнос старше). Пятая часть содержит критический разбор гипотезы пассионарности и доказывает возможность ее использования
только с серьезными поправками. Наконец, в шестой части автор выдвигает свою гипотезу, признавая явление пассионарности мутацией регуляторного гена и привлекая в качестве доказательств данные этнографии и психологии.
Продолжая тему прошлой и современной истории России, рассмотренной ранее в книге "Системная философия космологии России", автор в новой книге концентрирует внимание читателей сначала на кризисах философии, культуры и цивилизаций как на важнейших факторах развития человека и общества, затем обращается к кризисам исторического процесса России как к источнику и носителю различных кризисов, по-разному влияющих на протекание исторического процесса --- "лечующих" или "бичующих"
конкретные исторические эпохи, однако во всех случаях обеспечивающих прогрессивное развитие России.
В книге рассмотрена системная сущность кризисов исторического процесса, представленная в виде философской системы кризисов России, как кризисный космос российской истории, метафизика и диалектика которого позволяет не только рассмотреть целостность исторического процесса России, но и понять сущность исторической судьбы России. Автор показывает также, что главной причиной кризисов философии, культуры и
цивилизации, а также мировых финансовых кризисов является Человеческий разум, в то время как главной причиной кризисов исторического процесса России является Божественный и Космический Разум. Кроме того, не менее важным в понимании кризисов России является осознание системной сущности самой природы кризисов и понимание того, что одним из определяющих источников любого вида и типа кризисов является кризис философии. И наконец, автор показывает, что современный кризис общественной системы России --- это
кризис социализма России, протекающий на фоне кризиса капитализма и кризиса мировой системы.
На примерах системности самых разных кризисов автор показывает плодотворность философского системного познания сложных явлений и процессов современности, особенно в тех случаях, когда знания любых специалистов, полученные без опоры на систему философских знаний, не в состоянии обеспечить понимание и осмысление современной действительности.
В заключение книги автор обобщает многомерное познание настоящего и
ближайшего будущего России как результат кризисного космоса исторического процесса России, а также рассматривает взаимосвязь и взаимодействие президента России с космосом в процессе исторического развития России.
Книга выдающегося французского философа и социолога Реймона Арона (1905--1983), основоположника критической философии истории, представляет собой курсы лекций, прочитанных им в 1970-х гг. в Коллеж де Франс. Автор критически анализирует различные направления западной философско-исторической мысли, в том числе модели объяснения исторических фактов и событий, и развивает собственную концепцию философии истории, а также методы познания исторического прошлого. В приложении
содержится конспект Гиффордских лекций автора "Об историческом сознании в мышлении и действии".
Книга представляет интерес как для специалистов --- философов, социологов, историков, политологов, так и для широкого круга читателей.
Согласно распространенным представлениям, эволюционный процесс, идущий в сторону усложнения организации вплоть до появления разумных видов, имеет только одно магистральное направление. В книге утверждается, что эволюция идет по многим линиям, и никакой единой эволюционной магистрали не существует. Эволюция циклична и не имеет цели. Поступательное развитие является лишь общей тенденцией в каждом цикле. Многие ископаемые свидетельства существования людей в глубокой древности
не признаются большинством антропологов и археологов, поскольку не вписываются в сложившуюся парадигму. Авторский подход к эволюционному процессу с позиций теории циклов позволяет включить ряд аномально древних артефактов в общую схему истории Земли, максимально сблизив по смыслу понятия «эволюция человека» и «история человечества». Также автор уделяет особое внимание экологическому и мировоззренческому факторам социальной эволюции.
Книга предназначена для широкого круга читателей: эволюционных
биологов, антропологов, историков. Исследователи, преподаватели и студенты могут использовать ее в качестве дополнительного источника информации.
Вниманию читателей предлагается книга выдающегося русского философа, публициста, литературного критика К.Н.Леонтьева (1831--1891), посвященная критическому анализу двух главных романов Л.Н.Толстого --- "Война и мир" и "Анна Каренина". Автор исследует литературный стиль романов, рассматривает затронутые в них проблемы, проводит параллели между героями и событиями двух произведений Толстого, обращаясь также к произведениям других писателей, в частности И.Н.Тургенева и
А.С.Пушкина, оказавших, по его мнению, то или иное влияние на творчество Толстого.
Настоящая книга была написана в 1890 г. в Оптиной пустыни, где К.Н.Леонтьев прожил свои последние годы и где он несколько раз встречался с Л.Н.Толстым.
Книга будет интересна не только специалистам --- литературоведам, культурологам, философам, но и широкому кругу читателей.
В настоящей книге, написанной известным французским философом Альфредом Фулье (1838--1912), исследуются современные автору этические системы, содержащиеся в различных философских направлениях --- от натуралистической философии и позитивизма до религиозно-философских учений. Главная цель, которую ставит автор --- отыскать пробелы и несовершенства этих систем, критически осмыслить содержащиеся в них положения, что позволит в будущем "рядом с учениями слишком пессимистическими
и слишком оптимистическими поставить учение, более соответствующее нашему истинному положению по отношению к природе".
Книга будет полезна философам и историкам науки, студентам и аспирантам философских факультетов вузов, всем интересующимся историей западной философии.
В книгу вошли избранные произведения самобытного поэта Сергей Шапкина, опубликованные им в разные годы: публицистика, стихи, поэмы, афоризмы и проза.
С. Шапкин входил в поэтическую литературную группу «Слон на Шлаковой горе», являлся членом московских поэтов-новаторов литобъединения «Вертеп», выступал в ЦДЛ. Андрей Вознесенский поддерживал «вертеповцев», особенно выделяя поэтический дар Сергея Шапкина. А профессор института мировой литературы РАН А.М. Ушаков называл его
«поэтом лирического склада с острым ощущением драматизма современной жизни».
Творчество С. Шапкина отличают оригинальность поэтического мышления, индивидуальное, порой парадоксальное восприятие мира. Им написано несколько тысяч произведений, на Родине в Мариуполе вышло более 20 его книг. Сборник «Вернись, моя зимняя сказка…» – первое издание поэта в России.