Вошедшие в сборник статьи посвящены истории борьбы трудящихся и левых политических течений за демократию, политические и социальные права в ХХ -- начале XXI в. В книге рассматривается судьба независимого рабочего движения в России до и после 1917 г., исследуется сопротивление рабочих авторитаризму и тоталитаризму и участие в этом сопротивлении меньшевиков, эсеров, анархистов, коммунистов-оппозиционеров, «толстовцев» в 1920--1930-е гг. Ряд материалов касается истории новочеркасских
событий в контексте социально-политических процессов 1950--1970-х гг. Показаны процессы идеологической и политической эволюции международного рабочего и независимого левого движения, выработка им антитоталитарных идейно-политических концепций и накопление практического опыта противостояния диктатурам. Освещены также условия и основные проблемы становления рабочего движения и свободных профсоюзов в постсоветской России.
Для всех интересующихся историей и современным состоянием рабочего, профсоюзного и левого
движений в России и за рубежом.
В настоящей книге предпринимается попытка систематического изложения эволюционной теории познания как теории научного качества, а не философского. Последовательно проводится линия сознательной и весьма узкой специализации эволюционной гносеологии как эффективно теоретизируемой науки о сугубо рациональной человеческой мыследеятельности. Наряду с этим в рамках такого научно-теоретического сужения предмета эволюционной гносеологии достигается синтетическая унификация основополагающих
понятий о научном познании и техническом прогрессе, благодаря чему осуществляется эффективная и прогностичная теоретизация техникознания. В главах 6--8 впервые реализуется методологический и дидактический потенциал логико-гносеологической рефлексии над элементарными циклами научного и ненаучного познания.
Методологические новации монографии бифункционально дополняют ее качества систематизированного академического исследования качествами экспериментального учебника по эволюционной гносеологии для студентов
и аспирантов. Его наилучшее освоение предполагает предварительное освоение авторского экспериментального курса традиционной формальной логики по учебнику "Формальная логика с элементами теории познания" (2012).
Предлагаемый вниманию читателей сборник статей посвящен теме, редко обсуждаемой в музыкознании и, тем более, за его пределами. Речь идет о рассмотрении музыки как особой формы интеллектуальной деятельности. То, что музыка, как и любой вид искусства, принадлежит к сфере активности интеллекта, является как бы априори ясным. Однако любая попытка выяснить, как совершается музыкальное мышление, наталкивается на серьезные трудности фактического и теоретического порядка. Но без постановки
этого первоочередного вопроса невозможно продвинуться дальше --- вглубь мыслительных процессов, так или иначе связанных с музыкой. Существует ли музыкальное мышление? Каковы проявления в музыке сознательного и бессознательного? Что составляет, так сказать, предметную область музыкального мышления? Как обнаруживает себя в музыке целостность человека? Каковы аргументы в пользу существования музыкального языка, музыкальной речи, музыкальной семантики? В чем отличие музыкального времени от реального? Все эти, а
также и другие вопросы, так или иначе, обсуждаются в 10 статьях сборника. Подчеркнем, что данное издание отнюдь не претендует на статус коллективной монографии --- для этого в нашей науке еще не сложились необходимые предпосылки. Зато каждый из авторов выступает со своей собственной концепцией и несет за нее личную ответственность. Сборник свидетельствует о широком разбросе позиций и точек зрения и потому позволяет судить о существующем в музыкознании бесспорном интересе к данной тематике, а, следовательно,
и ее актуальности.
Сборник адресован всем интересующимся проблемами специфики музыки.
В настоящей монографии предлагается оригинальная концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром. Феномен музыки рассматривается как неразрывное единство двух его ипостасей --- сущности музыки (музыкальной субстанции) и музыкального искусства, принадлежащего миру человека. Основная задача автора --- показать, как внеисторическая сущность музыки (Мировая гармония, вселенский Ритм) связана с миром человека и каковы "механизмы сцепления"
музыкальной субстанции и музыки как вида искусства. Таким "механизмом" выступают, согласно исследованию, ценности музыки и ценности в музыке, обращенные, с одной стороны, к высшему Смыслу, а с другой --- к смыслам человеческого бытия.
Издание рассчитано на музыковедов, культурологов, философов, а также всех, кто интересуется проблемами философии искусства.
В книге рассмотрены "вызовы" современного мира и пути ответа на них, по-разному увиденные философами с двух методологических позиций: редукционной, наиболее принятой в индивидуалистическом обществе, и системной, развиваемой передовыми силами человечества. Автор излагает свое понимание возможности ответа на эти вызовы, возможности "диалога культур" и развития человека на пути системного диалектического видения проблем века.
Книга предназначена всем, кто задумывается над развитием
человека и эволюцией человечества.
В первой из шести книг цикла "Введение в науку философии" обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего ученого, руководством к познанию истины, методом познания.
Читатель вводится в мир философских понятий, таких как истина и заблуждение, познание, теория познания (гносеология, или эпистемология), субъект и объект познания, чувственное познание и его формы (ощущения, восприятия, представление),
мышление и его виды (рассудок и разум), логика (формальная и содержательная), основной вопрос философии, мир и сознание (материальное и идеальное, материя и дух, физическое и психическое), онтология, натурфилософия, социальная философия (философия истории), материализм (натурматериализм и панматериализм), идеализм (субъективный, объективный и социоконструктивный), субстанция и акциденции, монизм, дуализм, скептицизм, агностицизм (феноменализм), позитивизм (первый, второй --- эмпириокритицизм, третий --- неопозитивизм),
постпозитивизм, аналитическая философия, постмодернизм, атеизм, деизм, пантеизм, гилозоизм, панпсихизм. Знание всех этих понятий дает возможность человеку свободно ориентироваться в философской литературе и легко разбираться в характере существовавших и ныне существующих философских систем.
Книга доступна для всех, кто хочет познакомиться с философией, но она также представляет значительный интерес для специалистов в этой области знания.
Во второй из шести книг цикла "Введение в науку философии" рассматриваются вопросы, над решением которых более двух с половиной тысячелетий билась человеческая мысль. Это прежде всего проблемы источника и природы знания и познания, специфики чувственного познания и его отношения к умственному познанию, природы идеального и его отношения к мозгу (психофизиологическая проблема), природы понятия, а тем самым бытия в мире общего и его отношения к отдельному, сущности мышления, двух
его видов: рассудка и разума и соответственно существования двух наук о мышлении --- логики формальной и логики содержательной (диалектики), детерминизма и индетерминизма, свободы и необходимости, императивов человеческого поведения.
Величайшим достижением философской мысли было открытие того, что мир существует в сознании человека. Тем самым был решен вопрос о том, что такое знание: знать о чем-то --- значит иметь это что-то в своем сознании. Но это открытие привело к постановке целого ряда новых проблем,
прежде всего вопроса о том, существует ли мир только в сознании человека или же он существует также и вне его сознания, то есть объективно, а в случае второго варианта ответа --- к необходимости решить вопрос об отношении мира, каков он сам по себе (мира в себе), к миру, каким он является в нашем сознании (миру для нас). Как доказывается в книге, единственно верные ответы на эти вопросы состоят в том, что мир существует не только в сознании, но и вне сознания, что мир для нас есть идеальный дубль материального
мира, а человеческое познание, соответственно, --- процесс превращения вещей в себе в вещи для нас, процесс идеального дублирования материального мира, отображения последнего в человеческом сознании.