Настоящая книга продолжает цикл под общим названием "Между физикой и метафизикой", посвященный становлению фундаментальной теоретической физики в нашей стране (Кн.1: Диамату вопреки; Кн.2: По пути Клиффорда---Эйнштейна; Кн.3: Геометрическая парадигма: испытание временем; Кн.4: Вслед за Лейбницем и Махом). В книгах этого цикла рассказывается о природе пространства-времени, о его ключевых свойствах (размерности, метрике, сигнатуре и т. д.), о гипотезах происхождения и эволюции
мира, о построении единой теории взаимодействий, о соотношении науки, философии и религии и пр.
В данной работе присутствуют и причудливо переплетаются три исследовательские линии. Первая развивается как доказательство того, что в XX веке основные идеи фундаментальной теоретической физики, как правило, выдвигались (признавались) в периоды максимальной солнечной активности или в их непосредственной близости. Вторая линия преследует цель проанализировать отечественную историю XX века через призму работ Чижевского.
Наконец, третью линию составляют неоценимые для истории науки воспоминания автора о коллегах, нучной деятельности и жизни ученых. Вопросы, поднятые в данной книге, тесно связаны с материалом предыдущих книг, но выбранный ракурс их рассмотрения позволяет по-новому взглянуть как на развитие идей фундаментальной теоретической физики и пути ее дальнейшего развития, так и на историю нашего Отечества.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся развитием представлений о физическом мироздании, проблемами
современной физики и их философским осмыслением.
В заключительной, шестой книге цикла "Введение в науку философии", носящей название "Трудная судьба философии диалектического материализма", кратко рассматривается история этой философской системы, возникновение которой завершило крупнейший переворот в развитии мировой философской мысли, начатый трудами Г.В.Ф.Гегеля. В настоящее время диалектический материализм --- единственная философия, которая представляет собой науку. Все остальные концепции, претендующие на статус философских,
представляют собой либо парафилософию, либо лжефилософию. Вся немарксистская философия находится в состоянии все более и более углубляющегося кризиса. Но существуют серьезные причины, всегда препятствовавшие и до сих пор препятствующие диалектическому материализму в получении всеобщего признания. Одна из них заключается в том, что эта философия возникла как часть марксизма --- идеологии общественных сил, враждебных капитализму; а капитализм и сейчас господствует почти повсеместно на земном шаре. Другая причина
--- недостаточная разработанность этой философской системы, обусловленная рядом объективных факторов, достаточно подробно рассмотренных в данной книге.
В книге представлен взгляд автора на психологическую и любовно-сексуальную стороны жизни человека, которые обычно недостаточно затрагивает традиционный марксизм. Развивая идеи Ф.Энгельса, а также знаменитого писателя, ученого, мыслителя И.А.Ефремова и современных марксистов, автор дает характеристику состояния этих проблем в современном обществе и предлагает свое видение их решения в коммунистическом будущем человечества, в частности путем формирования современного научно-практического
и образовательного сообщества людей левой ориентации в идеологии, политике, психологии и морали.
Для широкого круга читателей, интересующихся проблемами психологии, сексологии, социологии, политологии, морали и нравственности, человеческих чувств, образования и воспитания.
Тема одиночества человека --- один из тех вечных, "проклятых" вопросов, в рассуждении о которых нельзя сказать последнее слово. Что есть одиночество для человека --- дар или кара? Исконный удел или случайное несчастье? Условие встречи с самим собой или драматическая потеря целостности бытия, согласия с миром? Тоскуя и ища сопричастности, человек при этом не может не сознавать глубокую неизбывность своего одиночества, так что можно сказать, что человек --- это всегда одиночество.
Но и верно и другое: одиночество --- это всегда только человек. Однако что же это --- одиночество?
В предлагаемой книге впервые предпринимается попытка панорамной репрезентации многообразных явлений одиночества, создания его структурированной модели, включающей универсальные характеристики одиночества как феномена, их проекцию в пространство экзистенциальной и социальной реальности, механизм и условия его обнаружения, детерминанты и формы осмысления. Анализ различных смыслов концепта "одиночество" в структурах
языка, мифологемах обыденного сознания и художественных образов подтверждает значимость феномена в человеческом существовании и меру его осмысления в зависимости от социально-культурного контекста.
Принципиальный отказ автора от традиционной постановки проблемы одиночества как проблемы его преодоления получает в книге двоякое обоснование: во-первых, его онтологической предзаданностью и, соответственно, непреодолимостью, а во-вторых, его позитивным характером, выражающимся в том, что и в филогенезе, и в онтогенезе
способность переживать одиночество означает рождение субъектного Я, что является необходимым условием подлинной коммуникации.
Одиночество, будучи вечным спутником человеческого бытия, вместе с тем не является его единственной истиной. Именно поэтому автор рассматривает его в соотнесении с его полярной противоположностью --- общностью, сопричастностью, причем оба модуса человеческого существования позиционируются не во взаимоотрицании, а во взаимообусловленности, что позволяет автору сделать вывод о том, что
задачей человеческого существования является не избавление от одиночества путем достижения общности, а достижение общности через принятие одиночества.
Книга обращена не только к гуманитариям-профессионалам, но и к широкой читательской аудитории, заинтересованной в философском осмыслении феномена одиночества и его связи с такими важнейшими проблемами человеческого существования, как любовь, смерть, творчество, самоидентификация личности.