Представленная работа содержит опыт критического осмысления современной общекультурной ситуации с точки зрения образования как базисного социального института, осуществляющего трансляцию общественно значимого опыта. Исторический подход к этой проблеме дает основания утверждать, что установка на целенаправленную универсализацию индивида в образовательном процессе, возникшая в Античности и окончательно оформившаяся в классическом университете эпохи Модерна, представляет собой ведущий
фактор всех достижений новейшей европейской культуры и в то же время глубинную причину кризисных тенденций, нараставших по ходу ее развития и обострившихся на рубеже XX--XXI веков. Необходимость закрепить и оптимизировать эту антропологическую установку применительно к современным условиям актуализирует вопрос о новой реформе классического университета. Ее основная идея: универсализирующий общенаучный синтез нуждается в радикальной трансформации гуманитарного знания и требует опоры на искусство, образовательный
потенциал которого продемонстрирован на примере произведений Рембрандта, Л.Н. Толстого, С.С. Прокофьева.
Книга рассчитана на философов, культурологов и всех специалистов в области гуманитарной проблематики, на преподавателей высшей и средней школы, на руководителей административного звена системы образования, а также на всех тех, кто интересуется проблемами и перспективами развития современной культуры.
В предлагаемой книге на основе исторического анализа физических представлений о природе и ее развитии формулируется и доказывается на конкретных примерах энергетический механизм эволюционного развития земной неорганической и органической природы, включая живую, в том числе и человечество.
Механизм эволюционного развития природы основан на главном физическом законе --- Законе сохранения энергии-массы и количества движения. На основе эквивалентности энергии и массы и представления
об электромагнитном поле формулируется понятие "энергия" --- как постоянное движение электромагнитных волн (в отличие от представлений механики о "потенциальной" и "кинетической" энергии движения материальных тел, что исключает возможность описания спонтанных энергетических процессов).
Предложенный автором принцип концентрации внутренней энергии определяет механизм спонтанного синтеза неорганической и органической природы на всех уровнях ее образования и существования. За выделяемой в процессах спонтанного
синтеза энергией предлагается сохранить термин "энтропия". Предложенный И.Пригожиным "принцип возрастания энтропии" не содержит связи с основным физическим законом сохранения энергии-массы и количества движения и, соответственно, с понятием "энергия".
Основной физический критерий живой природы --- наличие слабых вторичных связей в органических соединениях, в которых атомы углерода связаны между собой прочными двойными связями, но при этом сохраняют способность образовывать не только "слабые одиночные связи,
но и такие сложные структуры, как белки и липиды" (Дж.Уотсон).
Единство энергетического механизма в природных процессах приближает науку о природе --- физику к решению проблемы о "Единстве физической картины мира" М.Планка и осуществлению "Мечты об окончательной теории" С.Вайнберга.
Книга содержит интересные и важные научные сведения о развитии физической науки и может быть использована как учебное пособие, и, главное, служить развитию научных исследований.
В настоящей книге собраны работы автора, написанные для конференций, газет, журналов и чаще всего неопубликованные, которые посвящены осмыслению проблемы теоретизации философии. Они популяризируют теорию философии как средство теоретической компетентности людей, лежащей в основе их взаимного понимания и успешного сотрудничества. Разработанная А.Г.Войтовым гипотеза теории философии как науки о науке позволяет теоретизировать все науки и превратить их в идеологию прогресса общества.
Она была апробирована с помощью теорий фундаментальной экономики, денег, техники, ряда проблем педагогики, а также использована в педагогическом эксперименте.
Книга адресована всем, кто интересуется различными проблемами философии.
Постсоветская Россия переживает ренессанс религиозной идеологии, вытесняя идеологию классовую, господствовавшую в умах миллионов россиян в течение семи десятилетий ХХ века. В книге, предлагаемой вниманию читателей, обсуждаются причины и возможные следствия этого переворота в общественном сознании. Но, фактически, она выходит за рамки этого частного вопроса и представляет собой анализ прошлого и проекцию на будущее коллективных представлений от первобытной эпохи до наших дней:
от магии к религиям стихий, а от них ко всем главенствующим мировоззренческим концепциям древности и Нового времени. В их числе --- зороастризм, иудаизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, христианство, ислам, нацизм и коммунизм. Сравнение истории их возникновения и развития позволяет выявить черты «видового родства» между ними, и объединить их в класс идеологических систем. Проблемы их влияния на современность и опасности, которые они представляют для ближайшего будущего мировой цивилизации, обсуждаются с позиций
универсального гуманизма.
Код: 163512 Горелов А.А., Горелова Т.А. Наука и религия: Перспективы синтеза
2012. Книжный дом "ЛИБРОКОМ". Обложка. 360 с.
Получен сигнальный экз.
Данная работа адресована тем, кто переходит через заграждение, проходящее между богословской мыслью и научными открытиями. Авторы исходят из того, что есть две Книги --- Книга Откровения и Книга Природы --- одного Творца, и задача человечества --- достичь посредством синтеза полноты личности, созданной по образу и подобию Бога. Со стороны науки рассматривается, прежде всего, современное естествознание, со стороны религии --- христианство. Основное внимание уделено особенностям
современного естествознания и его взаимодействию с христианскими представлениями. На основе сопоставления научной и религиозной картин мира предложена модель целостной картины мира.
Для всех, кто интересуется проблемами взаимоотношений науки и религии.
В настоящей книге, написанной английским историком и этнографом Эндрю Лангом (1844--1912), рассматриваются вопросы происхождения и распространения мифов. Автор использует сравнительно-исторический метод исследования и стремится доказать, что интеллектуальные условия, при которых создаются мифы, должны отличаться от тех условий, которые составляют принадлежность цивилизованного человека. Создание мифов автор рассматривает как признак дикости --- применительно как к этапу развития
человечества, так и степени развития конкретного человека. В книге исследуется предмет мифологии, проводятся исторический и критический обзор мифологических теорий, причем особое внимание уделено рассмотрению антропологической теории мифологии (умственного состояния и представлений дикарей), а также рассматриваются различные виды мифов.
Для историков, религиоведов, этнографов, а также широкого круга читателей.
Код: 165054 Летурно Ш. Прогресс нравственности. Пер. с фр. Серия: Из наследия мировой социологии
2012. KOMKNIGA. Обложка. 400 с.
Получен сигнальный экз.
В настоящей книге известного французского социолога и этнографа Шарля Летурно (1831--1902) проведено исследование состояния нравственности в разные периоды развития человечества. Используя огромное количество исторических и этнографических сведений, автор последовательно описывает стадии нравственной эволюции, которым он дает названия, выражающие их общий характер: животная нравственность (первобытное общество); нравственность дикарей (начало рабовладельческого строя); нравственность
варваров (сюда Ш.Летурно относит как развитые рабовладельческие государства Античности и Древнего Востока, так и феодальные общества Европы); промышленная, или меркантильная, мораль (современный автору период). В работе также представлен обзор различных этических учений, начиная с теорий Платона и Аристотеля и заканчивая взглядами философов Нового времени, в том числе И.Канта, А.Шопенгауэра, Г.Спенсера.
Книга рекомендуется философам, историкам, этнографам, социологам, а также широкому кругу заинтересованных
читателей.
Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного историка, экономиста, государственного деятеля И.И.Скворцова-Степанова (1870--1928), которая, по замыслу автора, должна была "служить первоначальным введением в некоторые отделы общемарксистских воззрений", но оказалась в центре принципиальных споров о взаимоотношении марксизма и естествознания. Автор поднимает вопросы о связи между марксизмом и общефилософскими воззрениями, рассматривает исторический и философский
материализм, дает характеристику современного ему естествознания, описывает его представления о возникновении и дальнейшем развитии живой материи, обращается к дарвинистскому и марксистско-ленинскому учению и др.
С момента написания данной книги естествознание ушло в своем развитии далеко вперед, но вопросы, поднятые в книге, ныне столь же актуальны, как и в начале XX века. Поэтому книга будет полезна как специалистам-философам, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей философии и естествознания.