Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно. Дайер, Джефф. Влюбиться в Венеции, умереть в Варанаси.


Дайер, Джефф. Влюбиться в Венеции, умереть в Варанаси.

Рипол Классик. 2011


Фото писателя.

Об авторе. Джефф Дайер (р. 1958) - известный британский журналист, арт-критик, автор четырех романов и семи книг в разных жанрах. Эрудит, интеллектуал и эстет, один из самых остроумных и оригинальных современных писателей, не вписывающийся ни в одну из категорий: он и романист, и философ, и мемуарист, и автор травелогов.

Книга "Влюбиться в Венеции, умереть в Варанси" получила премию им. П. Г. Вудхауса как лучшее юмористическое произведение 2009 года.




Жанр. Юмор, написан в 2009 году, 432 страницы.


Сюжет. В книге две части.

1. Биеннале в Венеции, где главный герой Джефф (45 лет) по поручению редакции газеты «Культура» Лондон) должен взять интервью у стареющей дивы и раздобыть фото её портрета ню известного художника Моррисона. Он посещает многочисленные вечеринки, знакомится с красивой женщиной (из США) и пускается с ней во все тяжкие.

2. Какое-то время спустя, Джефф приезжает в Индию с целью попутешествовать в своё удовольствие. Первый пункт – это город Варанаси, где он впервые и ещё не знаком с особенностями индийской культуры. В Варанаси происходит массовое сжигание трупов умерших индийцев. Об этом подробно рассказано в книге и о других традициях индийской жизни.

А теперь характеристика главного героя в цитатах из книги.

В мире искусства Джефф никогда не был своим. Он мог оказаться полезен по части рекламы галерей или отдельных авторов, но сам по себе особой ценности не представлял. Он был из тех, кого можно купить относительно дешево (пара бокалов прозекко и канапе по-азиатски), кто всегда счастлив стать чьим-нибудь «плюс один», если его проведут на мероприятие, куда иначе не попасть. Он находился в самом низу пищевой цепочки — но ведь есть люди, которым в ней места вообще не нашлось…

Годами я зарабатывал на жизнь журналистикой, хотя на самом деле терпеть не мог писать. Пожалуй, самое непреходящее и всепоглощающее удовольствие всегда приносил мне как раз тот образ жизни, который я вел сейчас — счастливое ничегонеделание. И он вполне мог стать непреходящим, это можно было устроить. Сдавая свою лондонскую квартиру, я мог жить так до бесконечности.

О Варанаси.

Сколько ни старайся здесь остаться здоровым, все равно заболеешь. Это попросту неизбежно. Какую-нибудь гадость обязательно подцепишь. Да и как может быть иначе, если этот город — настоящий слоеный пирог из животных, людей и дерьма?

Пару раз мы гуляли вдоль гхатов и пили кофе с блинами в «Лотос-лаунже». По дороге туда мы увидели двух дохлых крыс, лежавших рядышком на самом видном месте — из чего следовало, что даже для них Ганг оказался слишком грязным.

Я всегда стоял у себя на пути. Я стоял впереди себя в очереди. Я заставлял себя ждать. Я просто хочу сказать, что в Варанаси я перестал чувствовать, что чего-то жду. Ожидание закончилось. Я закончился. Я убрал себя из уравнения.

Впечатление. Беря книгу в руки, я рассчитывал на юмористическое произведение в чистом виде. Но сильно ошибся. Даже не могу отнести её к ироничному изложению. Это лёгкое чтение о похождениях стареющего повесы, не утруждающего себя строгостью моральных норм. Несколько нудное повествование разнообразится описанием различных произведений современного искусства (живопись, скульптура, инсталляции и тем, что невозможно определить по жанру).

Во второй части Джефф в Индии знакомится с погребальными церемониями избавления от разлагающихся тел, и постепенно разлагается морально и психически сам. Степень его падения забавной никак не назовёшь, хотя книга по жанру отнесена не только к травелогу, но и юмору

Фотоиллюстрации.

Christo: Легенда обертывания.


Мариино Марини. Скульптура «На коне».


Джейсон Роудс. Световая инсталляция.


Могила Бродского в Венеции.


Ритуальные костры в Варанаси.


Купание в Ганге.


Табла – музыкальный индийский инструмент.


Эту книжку можно и не читать. Это если вы настроены на высокую, глубокую и широкую литературу. А если вы ни на какую литературу не настроены, но почему-то просто хочется, чтобы буковки складывались в милые слова, а милые слова – в незатейливое повествование – то можно и читать.


В избранное