Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно. Соломонов, Артур. Театральная история.


Альпина нон-фикшн, 2017



Фото писателя. 

Об авторе. Артур Соломонов — писатель, журналист, драматург. Родился в 1976 году в Хабаровске в семье профессоров. В 1993 году приехал в Москву и, успешно сдав экзамен по японскому языку, поступил на театроведческий факультет ГИТИСа на курс Натальи Крымовой. После окончания сотрудничал с изданиями: газета «Газета», «Известия», возглавлял отдел культуры в журнале The New Times, работал на телеканале «Культура». Сейчас сотрудничает с Forbes.ru и Сноб.

Отзывы в СМИ. 
"Театральная история" написана прекрасным, легким языком, чуть похожим на язык Довлатова, и рассказывает смешную и грустную правду об изнанке актерской профессии и театрального мира. Если Артур Соломонов и дальше будет двигаться в этом направлении, он может стать одним из моих любимых авторов.
– Максим Виторган, актер, режиссер

В моем театре я не знала трагедий, которые описаны в романе. Хотя закрывали спектакли, хотя шли какие-то войны, которые прошли мимо меня. Но я познала, что такое невостребованность, ожидание роли и по восемь лет, и по десять. Притом что я не была забыта зрителями благодаря киноролям и прекрасным режиссерам, у которых снималась. Была известность, но не было ролей.
- Лия Ахеджакова, актриса

Жанр. Роман, написан в 2013 году, 432 страницы.


Сюжет. Наше время, Москва, очень знаменитый театр.

Завязка в том, что известный и именитый режиссёр решил ставить «Ромео и Джульетту». На роль Ромео назначен премьер театра молодой актёр Сергей Преображенский, а на роль Джульетты — молодой актёр Саша, специализирующийся на ролях со словами «Кушать подано». 

Александр, актер амбициозный, годами жил в тени своих успешных коллег. Слава снисходила только во сне, а явь была пронизана ощущением тотального, бескрайнего неуспеха.

Несмотря на такой парадокс, Саше завидовала вся труппа. Кроме этого, на роль католического отца Лоренцо назначили карлика из детского театра, и сделали его буддистом.

Закрыв дверь в свою гримерку, я [Саша] вздыхаю облегченно. Я счастлив от того, что входит в мою жизнь вместе с Джульеттой. А потому предпочитаю забыть, что пришел в местечко, где отовсюду клыки, пасти и челюсти. Союз пираний. Террариум единомышленников.

Режиссёр был деспотом и добивался от актёров хорошей самоотдачи путём их унижения, чтобы они забыли о себе и помнили только о роли.

Кроме всего, спонсором театра был «недоолигарх», который находил в этом «владении» свой интерес. Это молодые и не очень актрисы, которым как приглашение на интимное свидание присылался букет из 47 роз. Отказ – отсутствие ролей и вон из театра без перспективы устроится в другом.

Ну и закулисные, и кулисные интриги, которые после начала репетиций, только усилились.

Театр покоится на трех китах: шизофрения, ануслинг, харассмент. Разве мыслим театр без виртуознейшего подхалимства? Без раздвоения, а порой и растроения личности? А что за театр без харассмента? Это офис, а не театр. Да, я утверждаю, что харассмент является проступком только в офисе. Там, где люди безропотно умирают с девяти до шести, не замечая своей смерти.

Впечатление. Читать о том, что такое современный театр, увиденный изнутри, сначала было интересно: интрига необычная, много различных коллизий и т.п. Но во второй половине книги автор начинает рассуждать о театре и религии в театре. Это проповедает отец Никодим, который спит и видит себя во главе театра.

Что такое вера? Это, по словам апостола Павла¸ уверенность в вещах невидимых. Чем занимаются актеры? Невидимым. Они не только в него верят, они в нем живут. Они на полпути к истине. Да! Да!

Становится скучно, а автором нагоняется криминальная интрига, которая портит весь роман. И он становится романом без конца и без открытого финала. Особенно интересна в романе психологическая составляющая, когда женскую роль, как во времена Шекспира, поручена мужчине. А именно, взаимоотношения актёров на сцене и в жизни.

Для людей неравнодушных театру читать будет интересно (см. отзывы Виторгана и Ахеджаковой).


В избранное