Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно. Кельман, Даниэль. «Ф»


Кельман, Даниэль. «Ф»

АСТ, 2017 



Фото писателя. 

Об авторе.
 Даниэль Кельман (нем. Daniel Kehlmann, 1975 г.р., Мюнхен) — австрийский и немецкий писатель, один из самых известных немецкоязычных авторов "новой волны". Его проза представляет собой ироническое переосмысление традиционных литературных форм и строится на обыгрывании клише массовой словесности, для нее характерно сочетание увлекательного сюжета и глубоких философских проблем. Испытал влияние латиноамериканского магического реализма, фантастической прозы писателей пражской школы (Кубин, Перуц). 

Отзыв критика. Странное название романа — не только от фамилии (Фридлянды); это еще и название одной из книг отца плюс литера, возможно, отсылающая к диалектике факта и фикшна, фольклора и фейка; подходящая вывеска для эксцентричной комедии про персонажей, попавших в зеркальный лабиринт — где при попытке к бегству ты оказываешься еще ближе к тому, от чего отталкиваешься. Афиша.

Жанр. Роман, написан в 2013 году, 352 страницы.


Сюжет. Германия, период с 1984 года по 2012.
У Артура Фриндлянда трое сыновей от двух жён. Мартин старший. Ему в 1984 году было 14 лет, а близнецам Ивейну и Эрику – 11. Отец жил отдельно, но периодически с сыновьями встречался и возил их на всякие развлекательные мероприятия. В начале романа все четверо пришли на выступление гипнотизёра, на котором были подвергнуты гипнотическому воздействию, которое фатальным образом сказалось на их дальнейшей судьбе.

Артур бросил всё и скрылся в неизвестном направлении и из посредственного писателя-неудачника превратился на два десятилетия в популярного.

Мартин никак не мог найти себя после окончания школы и стал католическим священником, который не верил в бога.

лишь много позже появился образ Назаретянина. Старая, пропитанная кровью фантазия, день за днем воскрешаемая во множестве мест. Как просто было бы назвать сие действо символическим актом, но это была бы ересь. В это надлежит верить, ибо так предписано. Но поверить в это невозможно. Надо, но невозможно. Вознесем сердца, призываю я. Возносим ко Господу, ответствуют мне.

Ивейн поступил в колледж и хотел стать художником, но убедился, что гения из него не получилось. Долго анализировал состояние современного искусства и убедился, что слава приходит не с мастерством, а с раскручиванием личности. Поэтому нашёл посредственного пожилого художника, раскопал его картины и стал расхваливать их в СМИ. Поскольку Ивейн что-то значил в художественной среде как критик, ему удалось прославить провинциального коллегу и сделать деньги на его картинах, которые поднялись в цене. Потом Ивейн заключает договор с коллегой: он пишет картины, а коллега ставит подпись. Привыкший к славе, художник соглашается, а потом умирает, завещав Ивейну «свои» творения. 

– Начни писать о феномене посредственности, – посоветовал мне Мартин, когда мы сидели с ним в клуатре монастыря Айзенбрунн. И был прав: я мог бы стать историком искусства с довольно необычной специализацией. И вот я написал письмо Генриху Ойленбёку. Врать не врал, но и названия своей будущей диссертации – «Заурядность как эстетический феномен» – упоминать не стал. 

Все музеи доверху набиты подделками. Фальсификаторы, гордящиеся своим трудом, точно так же, как профаны-зрители, переоценивают суть этого мастерства: ремеслу может обучиться всякий, кто приложит достаточно усилий и имеет определенные задатки. И то, что уровень мастерства утратил главенствующее положение в искусстве, не лишено смысла; не лишено смысла то, что идея, стоящая за произведением, стала важнее самой работы;


Эрик стал предпринимателем, привлекал инвесторов и дурил их, тратя деньги на роскошную жизнь. В 2008 году он был на грани краха и самоубийства, но провидение было к нему благосклонно, и Эрик не угодил в тюрьму.

Наверное, у меня слишком сильная воля. У сильной воли бывают не только преимущества, но и недостатки. Можно многое снести, впутаться в более сложные истории, и сдаться тоже гораздо труднее. Бледные, пустые и бессильные, потерявшие себя – им больше нечего терять, они могут просто повеситься на ближайшем столбе. Но во мне есть что-то, что не позволяет этого сделать.

Артур в конце концов исписался и потерял популярность. Прошли те времена, когда его книга могла вызвать серию самоубийств.

Каждая часть романа посвящена одному из персонажей и повествование увязывается с предыдущими частями, объясняя не очень понятные читателю поступки героев. 

Впечатление. Понравилось в книге то, как удалось автору выписать своих героев. У них чётко выраженная индивидуальная речевая характеристика, у каждого своя манера поведения, которая крепко увязывается с их жизненной позицией. Над каждым висит какая-то фатальная атмосфера, не позволяющая им радоваться жизни или хотя бы почувствовать себя комфортно в коротком периоде существования. Никакой передышки.

Несмотря на это, роман не подействовал на меня своей безысходностью угнетающим образом. Прочитал с удовольствием но не столько из-за необычности сюжета, сколько из-за литературного мастерства Кельмана и переводчика. 


В избранное