Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно. Иванов, Алексей. Тобол. Много званых.


Иванов, Алексей. Тобол. Много званых.

АСТ, 2017.


Фото писателя. 

От автора. В эпоху великих реформ Петра I «Россия молодая» закипела даже в дремучей Сибири. Нарождающаяся империя крушила в тайге воеводское средневековье. Народы и веры перемешались. Пленные шведы, бухарские купцы, офицеры и чиновники, каторжники, инородцы, летописцы и зодчие, китайские контрабандисты, беглые раскольники, шаманы, православные миссионеры и воинственные степняки джунгары – все они вместе, враждуя между собой или спасая друг друга, творили судьбу российской Азии. Эти обжигающие сюжеты я сложил в роман-пеплум «Тобол».

Жанр. Роман – пеплум*. Написан по материалам, подготовленным автором для телевизионного сериала. Часть первая, 704с.


Сюжет. В абзаце «От автора» Иванов сказал, о чём роман. Конечно, есть сюжеты мелодраматические, магические, авантюрные, много рассказано о быте Сибири в 18 веке, ведь год событий 1712. 

В центре событий князь Матвей Гагарин (любимец Петра Первого, губернатор Сибири) и семья сибирского архитектона Ремезова. Подробно рассказано о жизни пленных шведов в Тобольске, быте язычников, старообрядцев и бухарских узбеков. Всё это переплетено между собой разнообразными связями: любовными, шпионскими, торговыми, воровскими и беспределом, который творили русские в отношении коренных жителей Сибири.

Впечатление. Большого впечатления — того, какое в своё время произвели романы «Сердце пармы» и «Золото бунта» на меня, — не случилось. Фактологическая (краеведческая) часть была интересной, а остальное, как в советских романах про Сибирь, которые были в своё время воплощены в сериалах центрального телевидения. То есть самый настоящий повтор других писателей.

Без карты Сибири читать бесполезно, т.к. оценить расстояния, которые преодолевают герои в романе, умозрительно трудно. А по карте эти расстояния производят впечатление: например, от Тобольска до Нерчинска расстояние больше, чем от Тобольска до Москвы.

Хотя основное действие происходит в Тобольске, а река Тобол только рядом протекает (и Иртыш ещё) и большой роли не играет, но «Тобол» в названии романа звучит солидно. «Тобольск» — это уже не так весомо.

Фотоиллюстрации.
Здание администрации Тобола с двумя гандлереями (гульбищами).


Пример конклюзий, которые рисовал архитектон Ремезов для губернатора. 


Карта расположения легендарной Мангазеи, о которой много говорится в романе. Это и пример карт, которые рисовал Ремезов как изограф. 


Абалакская икона «Знамение» Божией Матери — чудотворная икона Богородицы, самая почитаемая икона Богоматери в Сибири. Написана в 1637 году при тобольском архиепископе Нектарии протодиаконом кафедрального собора Матфием.


Жарки сибирские. По преданию они расцвели на месте гибели Ермака из капель его крови. 


Скелет мамонта. Подобный нашёл, собрал и установил Ремезов в центре Тобольска. 


Кунгуровы (кунгурские) пещеры, которые изучал Ремезов. 


Тобольский кремль, который возводил архитектон Ремезов (подлинный исторический факт). Его строительство было каторгой для раскольников.


Цитаты.
И ещё Семён Ульянович ревновал к раскольникам. С чего они такие надменные? Они божью истину открыли? Но ведь для истины они ничего не делали – терпели гоненья и муки, и всё. А терпеть и скот может. Как вообще истину надо познавать – на порке или в трудах? Он, Семён Ремезов, изограф и архитектон, за-ради истины работал всю жизнь, камень к камню складывал, венец к венцу, слово к слову. Это он истину проведал, а не раскольщики. Однако для них он – дрянь, жаба помойная. И всё равно нельзя их терзать.

Христос, Богоматерь и святые есть воплощение света, и они не могут отбрасывать тень, как отбрасывают тень изваяния, поэтому их изображают лишь на плоскости – на иконе.


* Пе́плум (Пеплос, пеплон, мн. пеплум (др.- греч. πέπλος, πέπλον, лат. peplum); англ. sword & sandal — «меч и сандалия») — жанр исторического кино, для которого характерны следующие признаки:
использование античных или библейских сюжетов; больша́я продолжительность фильма (зачастую более двух часов); масштабность: батальные сцены, обилие общих планов панорамного типа и огромное количество массовки.
Несмотря на историчность сюжета, в фильмах могут присутствовать значительные расхождения с историей в угоду зрелищности; не всегда ставится задача достоверного воссоздания исторических событий.


В избранное