Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно. Эггерс, Дэйв. Душераздирающее творение ошеломляющего гения


«Иные гордятся каждой написанной книгой, я — любою прочитанной".

                                    Хорхе Луис Борхес

 

Эггерс, Дэйв. Душераздирающее творение ошеломляющего гения.           

Эксмо, 2007.

 

Фото писателя. 

Об авторе. Американский писатель, журналист и издатель Дэйв Эггерс родился в 1970 г.

В 1993 году вместе с тремя друзьями основал журнал «Мощчь». В Сан-Франциско работал художником, дизайнером, временным сотрудником различных учреждений и свободным писателем критического направления. С 1998 года Эггерс издает симпатичный ежеквартальник «Максуини» и принимает участие в других безнадежных проектах этого журнала: книгоиздании, книготорговле и создании веб-сайта.

 

С обложки. Эггерс — наиболее влиятельный англоязычный прозаик момента. Афиша.

Жанр. Роман, написан в 2000 году, 624с . «Душераздирающее творение ошеломляющего гения» — его первая книга, номинированная в 2001 г. на Пулитцеровскую премию.  В тексте книги помещены предваряющие роман душераздирающие хвалебные отзывы зарубежных СМИ.


Сюжет. История автобиографична: все персонажи носят свои имена, в т.ч. и главный герой Дэйв Эггерс. Ему 21 год и его семью постигло горе: в течение месяца от рака умерли оба родителя. Отец угас за несколько дней, а мать тяжело умирала дома. Весь уход лёг на плечи Дэйва и его сестры Бет.

В это время семья жила в Чикаго. После смерти родителей наследники (Билл, 24 года; Бет, 23; Дэйв, 21; Кристоф, 7) остались со скромным наследством. Билл уже работал в Сан-Франциско, Бет училась в университете, Дэйв — в колледже. Дэйв взял на себя опекунство над Кристофом (Тоф), хотя официально опекуном была Бет. Дэйв и Тоф существовали на пособие как несовершеннолетние и ту часть денег, что выручили от продажи дома. Из Чикаго  переехали поближе к Биллу в г. Беркли.

Вот о том, как жили Дэйв и Тоф, рассказывает душераздирающее творение. В центре — бесконечная любовь старшего брата к младшему.

Текст переполнен юношескими фантазиями Дэйва: какие они с братом крутые и великолепные (в случае, если машина с ними сорвётся с моста):

 

…когда машина будет всего футах в тридцати над водой, а до столкновения останутся считанные секунды, мы бросим друг на друга понимающий взгляд — Ты знаешь, что надо делать! — Вас понял! (в действительности мы не скажем этих слов, не понадобится) — и потом мы оба — разумеется, одновременно — оттолкнемся от машины, чтобы только очутиться на приличном расстоянии от нее в момент ее столкновения с водой, — и вот, когда «си-вик» пробьет стеклянную муть водной поверхности, мы сделаем то же самое, но в безукоризненном спортивном стиле: в середине полета изменим траекторию, сначала придадим нужное положение рукам — вытянем их и чуть-чуть сожмем кулаки, расположим тела перпендикулярно к воде и вытянем носки — великолепно! Мы уйдем под воду, опишем лугу и вернемся на поверхность, под солнце, встряхнем головами, так что брызги полетят с наших волос, и поплывем друг к другу, пока машина, пуская пузыри, будет стремительно погружаться в пучину.

 

Или в школе в день открытых дверей:

 

А мы… мы выглядим великолепно! У нас есть стиль — он небрежный, ухарский, но все-таки интригующий и неповторимый. В нас есть новизна, а они свое уже отжили. Мы высшие существа, это же ясно, мы — королевы улья рядом с трутнями; все прочие, кто пришел на день открытых дверей, дряхлеют, их время миновало, от них веет тоской и безнадежностью. Они морщинисты и больше не завязывают легких связей, на которые из них всех способен только я. (и т.п.)

 

И в таком духе вся книга, но с описанием драматических, трагических ситуаций и неудач в поисках средств к существованию.

 

Впечатление. Ранее у Эггерса читал роман «Голограмма для короля» (кликабельно) , а «Сферу» бросил читать после 50 страниц.

 

«Душераздирающее творение» — первая книга Эггерса, и это очень чувствуется. Всю вступительную и заключительную части я без сожаления исключил из чтения, т.к. там было полно «воды». А это около четверти книги.

Угнетала удивительная многословность автора. Почти каждый факт из своей реальной жизни обрамляется в поток неудержимой фантазии. Рассматриваются многочисленные варианты, как бы это могло быть, прояви он незаурядные способности.

Изумительно беспокойство о брате. Дэйв иногда изыскивал возможность в силу своей юности провести время среди друзей или с очередной девушкой. Тофа оставлял под надзором вызванных по телефону няни или няня. Счастливый уезжал на своей машине навстречу свободе, но через 17 секунд в голову лезли разные мысли, отравляющие удовольствие от отдыха. В мозгу бушевали картины, как Тофа крадут, или убивают, насилуют и т.п. Первое желание вернуться, но желание отдохнуть и забыться от бесконечных проблем сильнее.

Книга никакого удовольствия не доставила. Возможно, молодёжной аудитории понравится, но вряд ли: при её клиповом сознании и восприятии жизни такого не произойдёт.

 


В избранное