Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно. Бояшов, Илья. Эдем.


«Иные гордятся каждой написанной книгой, я — любою прочитанной".

                                    Хорхе Луис Борхес

Бояшов, Илья. Эдем.      

Лимбус-Пресс, 2012

 

Фото писателя. 

 

Об авторе. Прозаик. Родился в 1961 г. Окончил исторический факультет Ленинградский педагогического института имени А.И. Герцена. Преподает историю в военно-морском училище и работает редактором в издательстве "Амфора". Первый сборник рассказов "Играй свою мелодию" вышел в 1989 году.

 Отзыв критика. «…если не знать, кто автор, очень легко после первой же страницы отшвырнуть «Эдем» как графоманскую самоделку; однако Бояшов — лауреат «Национального бестселлера», автор «Белого тигра» и «Армады» — может себе позволить такую рискованную игру». 

 

Жанр. Повесть,192с.                                                      


 

Сюжет. Главный герой (ГГ) случайно в центре большого города попадает в роскошное царство природы — рай. И становится рабом садовника рая. Отчаянно стремится сбежать из плена, но это невозможно. Плен продолжался многие годы. К моменту «раения» ГГ только что женился, имел хорошую работу и карьерные перспективы. Словом, был чем-то, стал ничем. Состояние ГГ описывается очень убедительно.

Рабский труд заключается в непрерывном поливе растений двумя дырявыми вёдрами из протухшего болота, рыхлении почвы, посадки и пересадки овощей и т.п. при наличии примитивного инвентаря.

В раю появляется кто-то вроде Евы, чёрта (чёрный козёл), змия (в виде еле живой кобры)…

 

Впечатление. Мне повесть понравилась. Видимо, Бояшову однажды пришла в голову мысль, что будет с современным человеком, если он попадёт в библейский рай, где нет ничего от зубной щётки до крыши над головой, даже родниковой воды. Нет огня. Никогда не идут дожди, т.к. всегда солнечная погода. Из еды — только сырые овощи и фрукты. Одна отрада: нет хищных зверей. Вместо них москиты и прочая гадость. Много красивых растений с роскошными цветами, но не все они безопасные.

 Кстати, много рассказывается о растениях. Особенно о цветущих. Некоторые названия придуманы автором.

 Оригинально и остроумно описываются ситуации, в которых оказывается ГГ. Рядом с ним от зари до зари работает старый садовник (китаец), который владеет приёмами борьбы  палками (бодзюцу) и периодически укрощает бунтующего раба.

 Равнодушие – к разноцветью эдемовой ловушки, к рубинам ее и яхонтам, к ядовитому солнцу этого парадизова Междуречья, к живности, ползающей и летающей, – вот что, единственное, звенело во мне, как «ля» камертона. Да пусть хоть все они поголовно, до последнего занюханного муравья, изъяснялись бы на древнекитайском и подносили мне на завтрак всё те же бобы с изяществом гномов из «Белоснежки».

Повторюсь: ничему я не удивлялся.

А ведь эти звери, зверьки и звереныши разговаривали! Они здорово лопотали на english и, возможно, могли бы и петь.

 Когда же перестали являться мне сны, в которых жаркое из говядины и свинины, словно бонапартовскую гвардию на бельгийских полях противник, со всех сторон окружали кнедлики; когда, оглушенный, подобно быку, кувалдой тягучего рабства (гнусный труд! подлый труд! безобразный труд!) я стал окончательным вегетарианцем, когда обрел слух и зрение, когда научился крыть попугаев, когда потерпело свой Седан хвостатое стадо, когда я привык – вот тогда-то и обозначило себя настоящее зло.

Лишь позднее, когда пришел неизменный (и, увы, трагический) опыт, я осознал одну непреложную истину: в отличие от добра, зло не требует вознаграждения. Оно в высшей степени альтруистично и готово трудиться бесплатно.

 

Фотоиллюстрации.

 

Бодзюцу  

 

 

Райские сады.






В избранное