Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно. Евгений Мороз. Веселая Эрата. Секс и любовь в мире русског


Иные гордятся каждой написанной книгой, я — любою прочитанной.

Хорхе Луис Борхес

 

Евгений Мороз. Веселая Эрата. Секс и любовь в мире русского Средневековья.  

«Новое литературное обозрение», 2011

 

Фото учёного. 

Об авторе. Историк (1950 – 2011). Автор книг «История "Мертвой воды" — от страшной сказки к большой политике» (2005), «Евреи в конфликте цивилизаций» (2009), «Веселая Эрата» (2011), «Евреи и Рим» (2012), научных публикаций по русскому фольклору и традиционной культуре, а также идеологии современного русского национализма.

Жанр. Научное исследование, 176 с.

секс и любовь

Содержание. Научный труд, серьёзная книга, ничего весёлого нет, хотя имеются цитаты из скабрёзных свадебных частушек. Иллюстраций тоже нет. Основной упор сделан на содержание берестяных грамот, которые в советское время никогда не цитировались и были запрещены для публикаций даже в научной среде.

Впечатление. Никакого. Поскольку рассчитывал на что-то, действительно, весёлое, но не в порнографическом, а в эротическом ключе. В книге нет ни того, ни другого. Поэтому не пугайтесь, если захочется с этим научным трудом ознакомиться.

Зато очень много бытовых фактов из любовной переписки, из свадебных обрядов не только русского, но  римского и греческого народов.

Узнал, что такие откровенные скабрёзности на Руси допускались только на свадьбах. В другой обстановке считалось неприличным их произносить. Первый порнорисунок на Руси относится к 12 веку и был выполнен на штукатурке внутри Золотых ворот г. Киева утомлённым скукой стражником. Открыли его в 70-е гг. 20 века при реставрации Ворот и сильно испугались. Испугались настолько, что не успели сфотографировать, как рисунок был испорчен. Зато это позволило в 90-е гг., когда был снят запрет в научной среде на подобную тематику, вовсю фантазировать, что же там было изображено и написано, потому что то, что осталось на стене, открыли для исследования. Возможно, это самая «весёлая» часть труда.

И ещё. На Руси были распространены бордельные знаки (что-то вроде теперешних «красных фонарей»), имевшие вызывающий и непристойный характер. Гомосексуальные связи в 17 веке не карались, а былины о наших богатырях были женоненавистническими.

Научная конференция по русской порнографии состоялась в 1998 году 22-24 мая в Лос-Анджелесе (США!).

 

Цитаты.

 

Русские люди редко ходили к исповеди и, даже беседуя с исповедниками, не признавались в своих реховных склонностях. Когда посетивший в 1661 году Москву австрийский посол Августин Майерберг заявил сопровождавшему его приставу, что русские должны постоянно исполнять наложенные на них епитимьи, «потому что знаем вашу частую повадку подбираться к чужим женам», в ответ он услышал: «Вот еще дураков нашли!.. Разве мы говорим когда об этом попу?»

 

Об измене в супружестве можно сказать — «скакать в гречку» (украинское), отправиться на любовное свидание — «пойти на горох», ср. «гороху объесться» — ‘забеременеть’ и сказки о царице, которая понесла, проглотив горошину (принцесса в сказке Андерсена не зря спала на горошине перед замужеством). Физическую близость можно обозначить выражениями «солить рыжика на пост» или «грибы ломать», девушка могла также отправиться «пасти бычка», жених же искал в доме невесты пропавшую телку. В девичьих песнях самым прозрачным образом говорится о весьма драматических взаимоотношениях зайца и капусты, воробья и мака или конопли.


В избранное