Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно. Иванов, Алексей. Псоглавцы.


Иные гордятся каждой написанной книгой, я — любою прочитанной.

Хорхе Луис Борхес

 

Иванов, Алексей. Псоглавцы            

Азбука, 2011.

Фото писателя.

Об авторе. Алексе́й Ви́кторович Ивано́в (1969, Горький) — российский писатель, лауреат премий имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. П. Бажова, премии «Ясная Поляна».

Жанр. Фэнтэзи, написан в 2011 году под псевдонимом «Алексей Маврин», 352 стр. Книга о дэнжерологии. Что это такое, объясняет в книге дэнжеролог: «есть артефакты культуры, которые несут людям опасность. Мы отыскиваем такие артефакты, определяем принцип опасности, выясняем механизм действия и решаем, как сохранить артефакт, сделав его безопасным».

Сюжет. Нижегородская область, село Калитино, Керженский заповедник, 2010 год. Главный герой — студент Кирилл Шелехов. Его товарищи — Гугер и Валерий. Все трое — москвичи и наняты Эрмитажем для консервирования и доставки на хранение в музей Нижнего Новгорода иконы из заброшенной церкви села Калитино. На иконе писан святой Христофор. Работа мастера 19 века.

Икона подобна таким.

 

 Часто св. Христофор изображается с песьей головой.

Из всех троих Кирилл оказался наиболее чувствительным и восприимчивым к культуре. Кроме того, он сразу почувствовал, что в старообрядческом селе, где раньше находился лагерь для осуждённых, а теперь на его месте создан природный заповедник, не всё благополучно. Он почувствовал себя инородным элементом в бытовой жизни деревни, которая находится на последней стадии деградации.

«У них своя жизнь, свои правила, свои отношения… Они друг с другом пьют, друг у друга воруют, друг друга имеют, варятся в своём котле… Они уже не из нормального мира, который с онлайн-трансляциями, шаттлами, дауншифтингом, стритрейсерами, феттучини альфредо… Они живут в своей гнилой вечности, где на гнойнике одного поколения нарастает гнойник другого, и эта простейшая грибница поганок не знает смерти, повторяясь, повторяясь, повторяясь»…

Интуитивно Кирилл осознавал, что это «не заповедник, а запретная зона. Как вокруг Чернобыля. Только здесь не радиация, а деградация. Если в зону Чернобыля нельзя ходить, чтобы не облучиться, то сюда нельзя ходить, чтобы не упроститься до уровня животного. Если в Чернобыле станешь мутантом, то здесь… станешь оборотнем».

Пограничный культурный раздел деревни и современности породил существ, которые не дают возможности жителям чувствовать себя свободными. И эти существа есть псоглавцы, а проще — оборотни или боги арестантского конвоя, воплощением которых стал св. Христофор.

Противоборству этих сил посвящена книга.

Впечатление. Если оценить по 10-балльной системе, то +3. Здесь краевед превалирует над писателем. Очень много исторических справок о староверах, о Никоне, Аввакуме, русской и греческой церкви, керженецких скитах, Хованщине, Андрее Печерском и т.п.

Автор, закручивая интригу и создавая опасные ситуации вокруг Кирилла, только дразнит читателя и охлаждает его интерес к книге, т.к. это больше напоминает стихотворение (Маршака?) про мальчика, который боялся спать в темноте и был охвачен страхами, которые рассеивались при свете дня. Кирилл был трусоват, но отчаянно любопытен и любознателен. Автор гоняет его по разным концам села, сталкивает с бывшим зэком и местным идиотом, но выше бытовых разборок не поднимается.

Слава Богу, в конце вносится ясность, когда на сцену выходит дэнжеролог. Его задача — предупреждать опасность, исходящую от артефактов культуры, но, главное, не опоздать с этим предупреждением. 


В избранное