Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно Бронте, Эмили. Грозовой перевал.


Иные гордятся каждой написанной книгой, я — любою прочитанной.

                                                                                              Хорхе Луис Борхес

Бронте, Эмили. Грозовой перевал.

Аст. 2005.

Фото автора.

Об авторе. Родилась в Торнтоне (Англия) в 1818 году. Прожила очень короткую жизнь, но создала роман, который вошёл в золотой фонд мировой литературы.

Мировая оценка. "Грозовой Перевал" Эмили Бронте — не просто золотая классика мировой литературы, но роман, перевернувший в свое время представления о романтической прозе. Проходят годы и десятилетия, но история бурной, страстной, трагической любви Хитклифа и Кэти по-прежнему не поддается ходу времени. Эта книга не стареет, как не стареет истинная любовь…

Писатель Сомерсет Моэм, когда его попросили назвать десять романов, которые он считает лучшими в мировой литературе, отметил и "Грозовой перевал".

Жанр. Роман, написан в 1847 году.

Сюжет. Описываемые события происходят в деревенской английской глуши с 1760 по 1882 гг. В центре повествования странная любовь двух молодых людей, а по сути сводных брата (приёмыша) и сестры, которая оказалась не столько роковой, сколько разрушавшей личности обоих.

Впечатление. Много слышал о романе, но как о специфически женской литературе (как автора, так и читателя). Читал долго и с неугасающим интересом. Даже как современный читатель согласен с мировой оценкой романа. Но как ни увлекательна история отношений Хитклифа и Кэтрин, анализ у меня современный и не имеющий ничего общего с наивными читательницами 19 века.

Хитклифа я оцениваю как больного психопатией с характеристикой: сам не живёт и не даёт жить другим. А Кэтрин находится в сознательной постоянной депрессии, из которой она то выходит с переменным успехом и также успешно в неё возвращается. Оба страдают с удовольствием, если не сказать – с упоением и взахлёб. И захлебнулись. Главная их беда была в том, что любовь была платонической. Поскольку не было сексуального контакта, то взаимное влечение, не находя выхода, их и погубило. А именно, лишило обоих рассудка и сделало смерть единственным выходом из душевного тупика.

Несомненно, в сюжете и его развитии большую роль сыграло и душевное состояние самой писательницы. Не пережив эти муки сама, вряд ли бы она написала столь «достоверную» историю.

Возможно, что роман будет вечно интересен читателю, т.к. чем дальше продолжается история человечества, тем менее вероятны такие случаи во взаимоотношениях людей: мир черствеет, грубеет и из подобного душевного тупика ищет выход в суициде, а не в упоительных страданиях.

Валерий.


В избранное