Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно Сивун, Олег. Brand.


Приглашаю посетить мой блог http://blogs.mail.ru/mail/varul44/. Там о литературе и не только. Через него можно выйти на сообщество "Обсуждаем книги". Более 9000 членов. Я - один из активнейших.

 

Иные гордятся каждой написанной книгой, я — любою прочитанной.

                                                                                              Хорхе Луис Борхес

Сивун, Олег. Brand.

КоЛибри. 2009.

Фото писателя.                                                                                            

Об авторе. Олегу Сивуну на момент написания романа было 27 лет. Его портрет есть на обложке книги. Живёт в Петербурге. В 2009 году этот дебютный роман получил «Пушкинскую премию».

Рекламные сведения и не только с обложки.

1. Роман молодого питерского писателя Олега Сивуна «Бренд»… вещь, совершенно новая и по стилистике, и по содержанию, и по принципу организации текста, уже замечена и сильно выделяется на фоне текущей молодой литературы… Вещь Сивуна архиноваторская, вызывающе экспериментальная, непривычная по форме, материалу, языку». (Журнал «Новый мир»).

 2. Судя по тому, с какой настойчивостью автор семафорит, что в его задачу входит размывание границ текстуального и аудиовизуального, ясно, что товар, с которым он идет на рынок, не «литература», а «произведение-современного-искусства»: «поп-арт-роман». (Журнал «Афиша»).

Жанр. Поп-арт роман, написан в 2009 году, 255 страниц малого формата.

Сюжет. Как раз сюжета в романе нет. В нём 26 глав, каждая из которых посвящена определённому бренду им же она и озаглавлена. Внутри главы такая структура: краткие сведения из истории бренда; взаимоотношения с ним героя; название подходящего музыкального аналога; описание видеоролика, рекламирующего бренд (фантазия автора).

Не поленюсь перечислить бренды и их характеристики, данные автором.

1.      Andy Warhol снял посмертный слепок с поп-культуры ещё до того, как она по-настоящему родилась.

2.      Barbie – это как должно быть, а не как есть.

3.      Coca-Cola и искусство похожи своей бесполезностью. В ней есть только бессмысленное ощущение радости.

4.      Dolce & Gabbana – это стиль тотальной закомплексованности и бесчувственности.

5.      Esquire. …если бы в мире было побольше журналов для чтения, таких как Esquire, то я перестал бы читать книжки.

6.      Ford. Слоган: «Металл гнётся, бренд остаётся».

7.      Google. Мы должны научиться думать, чтобы выйти за пределы поисковой системы.

8.      НВО – это олицетворение того, как наш мир превратился в телевизионную сеть.

9.      IKEA. Если бы мне сказали, что мне остаётся жить один день, и предложили сходить, либо в Эрмитаж, либо  в  IKEA. Я бы пошёл в IKEA. Мой любимый цвет – жёлтый. Синий мне тоже нравится. Поэтому я люблю IKEA.

10.   Jameson. Я не гурман виски и не могу отличить один напиток от другого. Мне важно видеть этикетку того, что я пью.

11.   Kodak открыл новую эпоху – эпоху фотографии. В эту эпоху мы перестали жить для себя, а стали жить во имя удачного кадра.

12.   Lufthansa. Летать на самолётах – значит отдаляться от понимания мира.

13.   McDonalds. Я думаю, что еда в McDonalds вызывает привыкание. Как героин.

14.   Nokia была одной из тех корпораций, которые убедили нас, что без сотового телефона мы никто.

15.   Orbit. Я постоянно жую жвачку Orbit. Я чувствую, что я чем-то занят.

16.   Putin – это политическая абстракция. Поэтому он так неуязвим.

17.   Quelle. Всё имеет свою цену и способ потребления… Всё это можно заказать через каталог Quelle.

18.   RayBan. Я не закрываюсь очками от солнца, я закрываюсь очками от мира.

19.   Sony раз и навсегда сделала мою жизнь лёгкой и весёлой, но не дала мне ощущения радости.

20.   Tour de France – это эстетическое зрелище с постоянно меняющимися симпатиями.

21.   USA – это вовсе не страна, USA – это один из знаков времени. Территория USA не в Северной Америке, территория USA раскинулась в нашем сознании.

22.   Visa – это стерильные деньги. После карточки Visa тебе не надо мыть руки.

23.   Wal-Mart. Мне нравится Wal-Mart, потому что я никогда в нём не был.

24.   Xerox. Если бы не появился Xerox, то, наверное, никто не стал бы воплощать в жизнь идею клонирования.

25.   Young & Rubicam. Именно из этого рекламного агентства был уволен Фредерик Бегбедер.  

26.   Zentropa. Мне приходится сознательно не смотреть современное кино, потому что на него тратишь время, оно затягивает, а удовольствия никакого.

Впечатление. Погрузился в философию члена общества потребления – современного молодого человека до 30 лет.  Прочитав книгу, понимаешь, насколько мы погрязли в брендах. А вот хорошо это или плохо автор не говорит. Всё время боролся с соблазном отожествить его с героем романа. Но он очень чётко выдерживает эту тонкую грань и не позволяет такому случиться. В книге много изящных и беспощадных афоризмов, но даже самые удачные не стал приводить: и так много написал.

Валерий.


В избранное