Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно Эко, Умберто. Таинственное пламя царицы Лоаны.


Иные гордятся каждой написанной книгой, я — любою прочитанной.

                                                                                              Хорхе Луис Борхес.

Рассылка № 175.

Эко, Умберто. Таинственное пламя царицы Лоаны.

Симпозиум. 2008.

Об авторе. Эко родился в 1932 году.. Первый роман (появился в СССР несколько десятков лет назад) назывался «Имя розы» (в журнале «Иностранная литература), второй - «Маятник Фуко» и третий - «Остров накануне» (там же и значительно позже). «Баудолино» я не читал, т.к. «Остров» так меня угнетал во время чтения, что больше ничего прочитать у Эко не захотелось. Прошло много лет, и  вышел роман «Таинственное пламя царицы Лоаны». Не удержался, купил.

Жанр. Иллюстрированный роман. Написан в 2004 году, 590 страниц. Прекрасная бумага. Много иллюстраций.

Сюжет.  У антиквара-букиниста Ямбо на 59-м году жизни случился инсульт. Как говорится, нет худа без добра. Мужика не парализовало, а отключилась память о его собственной жизни и осталось всё то, что он приобрёл, читая книги. Т.е. профессиональные навыки и весь литературный багаж в его голове сохранился. Он заново познакомился с женой и детьми, другими родственниками и, по совету врача, отправился в родовое поместье недалеко от Милана с надеждой, что обстановка детства станет той  печкой, от которой начнёт танцевать (восстанавливаться) его память.

Дед  Ямбо был собирателем «следов истории». Он собирал всякий хлам, который мы выбрасываем в мусор: коробки сигарет, старые газеты и пластинки, комиксы и т.п. После его смерти всё это было не сожжено, а перенесено на чердак и хранилось в многочисленных шкафах.

Ямбо в имении начал разбирать весь скопившийся хлам в хронологическом порядке, постепенно восстанавливая свою биографию. Период с 30-х по 50-е гг. Здесь и диктатура Муссолини, партизаны, первые книги и музыка по ночному радио, друзья и сельские оригиналы и т. д.

Складывая картину жизни и увязывая факты, Ямбо установил, что 40 лет  безответно  любил женщину, с которой в детстве не обмолвился и парой слов. Мало того, он любил человека, которого уже 40 лет как нет в живых. Когда он об этом узнал, его и хватил удар. Очнувшись, Ямбо ничего не помнил о себе. И историю можно начинать сначала, как сказку про белого бычка.

Главный вывод автора: герой обнаруживает, что память живого человека восстанавливается  через предметы поп-культуры, а не через сокровища мировой литературы. В конечном итоге именно эти предметы и формируют простые человеческие отношения и ощущения.

Впечатление. Если бы это всё было написано нашим писателем, то цены не было бы этой книге. Эко снабдил свой рассказ множеством иллюстраций предметов поп-культуры Италии, почти все из которых  в нашей закрытой стране были недоступны. Но даже, невзирая на это для русского читателя, в книге передаётся дух 30-х и более поздних годов, который нам знаком только по западным кинофильмам. Поскольку многое из того, о чём рассказывается в книге (фашизм), перекликается с нашей историей (сталинизм), то убеждаешься, что их фашизм был детской страшилкой в сравнении с нашим НКВД.

Очень утомляют длинные перечисления разных детских впечатлений, догадок, предположений. Автор для разнообразия сделал своего героя чем-то вроде нашего пионера-героя Вали Котика, придумал эту роковую любовь и много ещё чего. Но главной целью было создать в романе атмосферу своей биографической юности и донести её до читателя. (Если, конечно, основой не послужило очередное какое-нибудь научное исследование Эко).

А вот мнение журнала «Афиша». То, из чего Борхес сделал бы рассказ на две страницы, Эко растянул на роман, и такой роман, с которым решительно неясно, что делать; не дверь же подпирать.

Валерий.


В избранное