Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно. Иванов, Алексей. Блуда и МУДО.


Иные гордятся каждой написанной книгой, я – любою прочитанной.

                                                                       Хорхе Луис Борхес

Рассылка № 110.

Иванов, Алексей. Блуда и МУДО. 

Азбука. 2007.

Хочу сразу же пояснить слова из названия романа. МУДО – это муниципальное учреждение дополнительного образования (бывший Дом пионеров) Ударение на У. А вот блуда… В романе есть два понятия: блуд и блудА (ударение на А). Блуд – это то, о чём вы, дорогой читатель, подумали. А блуда – это переводится как облом, т.е. неожидаемая или ожидаемая «роковая» неудача.

Исходя из названия романа, можно сразу догадаться, что все события будут иметь, мягко говоря, фривольный характер. А точнее, что все описания природы и поступков героев будут носить откровенно эротическую окраску.

Главный герой Борис Моржов (28 лет), все мысли у которого постоянно находятся в штанах. Его поступки (и хорошие и плохие) имеют одну цель: завладеть понравившейся бабой. Если отбросить эту его сущность и оценить остальные человеческие качества, то Борис очень неплохой человек. Для достижения поставленной цели (а она у него всегда одна) он может быть трогательным, жалостливым, сочувствующим, щедрым, даже порядочным, справедливым…

Суть повествования в следующем. Место действия глухой провинциальный городок. МУДО, где работает методистом Моржов (он художник и его картины продаются на международных аукционах), собираются закрыть и на его базе открыть антикризисный центр по работе с детьми. В связи с этим высокопрофессиональные педагоги останутся без работы, так как у них нет достаточного количества детей в группах. Моржов за работу не держится, т.к. в средствах не нуждается, но ему нравятся три женщины из этого коллектива, которые им ещё не «оприходованы». Если МУДО развалится, то где он этих женщин будет обхаживать (на работе-то удобно), поэтому на протяжении всего романа его бурная деятельность устремляется в два русла. Первое – это «нарезание кругов» вокруг намеченных жертв. Второе – он как Чичиков собирает (чичит) сертификаты на мёртвых душ, т.е. детей, которые якобы числятся в кружках бывшего Дома пионеров, тем самым, обосновывая необходимость штатных педагогов и их загрузку. Моржову всё удаётся. Хотя конец у романа неожиданный и трагичный.

Если бы Иванов этот роман опубликовал до «Пармы» и «Золота», то у читателя, полюбившего  писателя, появление этого романа не вызвало бы недоумения. «Блуда» похож и на «Географа» и на «Общагу-на-крови». Но после великолепных исторических романов невольно возникает к писателю вопрос: это что? Конец серьёзной литературе и переход на коммерческую?

Похоже, что «Блуда» был написан до «Пармы». А теперь писатель решил, переработав несколько роман, запустить залежалый продукт. Этакий хулиганский ход. Озорство.

Некоторые литературные критики начали в романе раскапывать то, чего в нём нет. И социальные проблемы увидели и другую чушь. Ясно же, не хочется им  в восхваляемом прежде Иванове обнаружить посредственность.

Читал я роман вымученно. Во-первых, слишком много однообразных ходов у главного героя. Во-вторых, много введено аббревиатур. Эти аббревиатуры должны разъяснять все его беспутные устремления. Мне кажется, автор сам запутался в них (так их много), перегрузил текст и сделал его местами вообще невоспринимаемым, приучая читателя пропускать эти абзацы без ущерба для дальнейшего понимания сюжета.

В романе нет, свойственных автору прекрасных эпитетов и сравнений. Всё имеющееся как-то плоско звучит. Вот некоторые.

«Сосновый лес стоял на спине Колымагинских гор, как плавник на карасе».

«Чуланская школа стояла в глубине двора и была компактной, как посылочный ящик».

«Телесно-розовая церковь стояла в гуще палисадников, словно пляжница, переодевающаяся в кустах».

«Этот шорох звучал так, будто рвалось полотнище судьбы».

«В прихожей… кинулся косматый белый кот, похожий на грязную хризантему».

«Над Троельгой завис дождь, покрыл её собою, будто при соитии. Длинными прозрачными пальцами он нежно гладил стёкла окошек, как эрогенные зоны, сладостно шептал в траве, трепетал в кустах тихим блаженством». -  Это иллюстрация ко второму абзацу рецензии.

 Повторюсь. Если бы это было написано до «Пармы», то и воспринималось бы не как сдача автором позиций, а как его характерная стилевая особенность.

После чтения появились сомнения: надо ли в будущем покупать новые книги Алексея Иванова?

Валерий.

Общий перечень  рассылок в архиве на дате 31.08.07.

Ближайшие рассылки:

Киньяр, Паскаль. Вилла «Амалия».

Зайончковский, Олег. Прогулки в парке.

Матвеева, Анна. Найти Татьяну.

Кучерская, Майя. Бог дождя.

Льоса, Марио Варгас. Похождения скверной девчонки.

Отзыв на рецензию


В избранное