По крайней мере, кое за что кинорежиссеру Заку Снайдеру нужно сказать спасибо — сколь бы сомнительной не была его экранизация эпохального комикса «Хранители», без неё его вряд ли бы когда-либо выпустили в печатном виде на русском языке. А выпустить это дело, правда, стоило — не зря,
в конце концов, «Хранители» вот уже два десятилетия сохраняют свой статус переломной штуки для всей не индустрии даже, а самой формы комикса как разновидности искусства.
К вопросу о форме — «Хранители», пожалуй, лучший способ раз и навсегда излечиваться от пренебрежения к картинкам с подписями. Есть, конечно, потенциально опасный побочный эффект в том, что после них сложновато будет найти в комиксах что-то сопоставимое по воздействию. Но тут дальнейшее будет определяться исключительно усидчивостью и готовностью к поиску каждого (при должном терпении, будьте уверены, найти в этом направлении
можно много чего). В любом случае, «Хранители» — настоящая большая литература с любых точек зрения; огромный, сложный, глубокий роман, который не только создаёт чрезвычайно убедительную альтернативную реальность, но и задаётся попутно разными серьёзными и сложными вопросами касательно человека.
Немного жаль, что нам приходится знакомиться с «Хранителями» только сейчас, а не во время его выпуска — потому что тогда те альтернативные 80-е, что были придуманы Аланом Муром, резонировали куда сильнее. В мире «Хранителей» — 1985 год, и ход мировой истории был в корне изменён благодаря вмешательству некоторого количества супер-героев,
вставших вместо борьбы с преступностью на государственную службу. Война во Вьетнаме была выиграна Штатами за две недели, Никсона сейчас переизбирают на пятый срок президентства, а конфликт с Советским Союзом дошёл до такой степени накала, что холодная война со дня на день грозит перейти в горячую. И вот в таких-то условиях и сходятся вместе несколько персонажей, некогда входивших в союз костюмированных борцов с преступностью под
кодовым названием «Хранители», но теперь запрещенных законом. Одного из них, Комедианта, убивают, выбросив из окна собственной квартиры, и Роршах, человек в маске с постоянно меняющимся рисунком, единственный, кто остался на посту борьбы, начинает расследование, убежденный, что неизвестные устраняют бывших героев по одному.
Расследование сводит его с бывшими коллегами, а затем уводит в такие дебри, о которых никто и не помышлял.
Поскольку всё дело начинается с убийства, «Хранители» действительно работают как отменный детектив — с той лишь разницей, что смерть Комедианта даёт героям и автору повод раскрыть не только цепочку событий, что привели к его смерти, но и намного, намного больше. Словно лабиринт, все усложняющийся по мере продвижения вглубь, «Хранители» разворачиваются какой-то жутко сложносочиненной спиралью — Мур забирается в прошлое не только каждого из своих героев, но и всего своего
вымышленного мира, и находит там бездну событий и смыслов, оставивших свой отпечаток на всём.
При этом «Хранители», являясь образцовой деконструкцией самого поп-культурного мифа о супергероях, в какой-то момент выходят на такой уровень, что оказываются и не про супергероев вовсе — а про какие-то вечные вещи, вроде добра и зла, и о том, как зыбка на самом деле между ними граница. С такими, с одной стороны, весомыми, а с другой, привычными вещами Мур работает как-то на удивление яростно — стремясь заставить своего читателя задуматься, вытряхнуть его из привычного благостного
потребительского ступора, он идёт на радикальные меры и совершает такие повороты, что по-настоящему испытываешь шок. В финале «Хранителей» и вовсе появляется уже почти забытое чувство — что с тобой сейчас только что произошло что-то совершенно ошеломительное и меняющее всё на свете, но тебе потребуется ещё какое-то время, чтобы полностью осознать всю глубину твоей трансформации. А вы говорите — книжки с картинками.