Мало что на свете может сравниться по омерзительности с фразой «А убийца здесь – кондуктор!» (шофёр, садовник, далее по списку), торжествующе произнесённой в самом начале увлекательной книги или фильма. Говорить такое – не меньшее преступление против всего человечества, чем не любить свою маму или каждое утро есть на завтрак маленьких беззащитных котят с розовыми бантиками на шейках. Другое дело, что иногда этакую подлянку ты невольно подкладываешь себе сам. Вот как в случае с книжками,
переизданными для массового читателя по горячим следам недавних экранизаций.
Само собой, здравый смысл диктует единственно верную последовательность действий – сначала прочитал книжку, потом посмотрел кино. В кино в любом случае будет, на что посмотреть, даже если заранее знаешь интригу. Обратный же процесс происходит удачно только с реально сильными книгами. Там, где слово пасует перед движущейся картинкой, эффект будет непоправимо испорчен. В воображение будут вечно вторгаться сыгравшие в фильме актёры, мысль о заранее известной концовке будет надоедать, словно ноющий зуб,
и удовольствия от прочтения в таких условиях будет не больше, чем от поездки в переполненном трамвае. К счастью для всех нас, к «Престижу» Кристофера Приста всё это ни капли не относится.
Роман уверенно держит оборону против того впечатления, что о нём создал недавний фильм режиссера Кристофера Нолана. Его не портит даже то, что на первый взгляд кажется смертоносным для любой сложносочиненной мистерии, построенной на многочисленных загадках – благополучное раскрытие всех этих загадок в фильме. То есть, ситуация здесь по своему удивительная – даже человек, видевший «Престиж» Кристофера Нолана, запросто сможет увлечься этой книгой. О тех же, кто фильма не видел, и говорить
не приходится, им можно только завидовать. Отчасти такой иммунитет романа к преждевременной выдаче его тайн объясняется тем, что при переносе книги на экран Нолан не удержался от обильной отсебятины. Хотя центральная линия о вражде двух иллюзионистов Лондона на рубеже 19 и 20 веков сохранена в неприкосновенности, многие важные сюжетные пункты в фильме радикально изменены или попросту опущены. Выдать все загадки книги фильму не удалось – тут есть, где удивленно вздрогнуть и на секунду оторваться от книги,
пытаясь осмыслить, что только что произошло. Плюс к тому в книге совершенно иной финал – довольно-таки грандиозный, замечу.
Если что и роднит подходы тёзок Приста и Нолана к этой истории, так это их медленное зажигание. И фильм, и книга начинаются со схожей неторопливостью, но уже к середине заметно набирают обороты.
Когда я проснулся…
Или не проснулся? Может, мне это померещилось? Или приснилось?
Когда я проснулся, передо мной стоял призрак Руперта Энджера с длинным кинжалом в руках. Не успел я пошевелиться или позвать на помощь, как он метнулся ко мне, очутился на краю кушетки и через мгновение уже сидел на мне верхом. Занеся кинжал, он направил лезвие прямо мне в сердце.
- Готовься к смерти, Борден, – прохрипел он свирепым шепотом.
Во время этой адской сцены мне показалось, что он ничего не весит, что его можно запросто стряхнуть на пол, но я обессилел от ужаса. Схватив его за предплечья, чтобы не дать ему проткнуть меня кинжалом, я обнаружил, что он покрыт всё тем же маслянистым зельем. Чем яростнее было моё сопротивление, тем быстрее выскальзывала из-под моих пальцев его омерзительная плоть. На меня веяло зловонным дыханием, затхлостью, мертвечиной.
В какой-то момент действие выходит на такие скорости, что только успевай переворачивать страницы. Прист пишет сухо и деловито, словно прокладывая своей историей те рельсы, по которым читатель радостно скатится по головокружительной наклонной к финалу книги. Надо сказать, эта поездка получается чрезвычайно захватывающей. Книги, закрыв которые, наконец-то вспоминаешь перевести дух, не такие уж частые гости. Их надо ценить.
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации
на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.