← Декабрь 2007 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://sovphil.narod.ru/
Открыта:
17-06-2007
Статистика
0 за неделю
Советская философия
Обновление сайта от 30.12.2007 г.: Асмус В.Ф. Иммануил Кант. — М.: «Наука», 1973. Раздел: Персоналии Аннотация: Книга характеризует все основные аспекты философии Канта. В ней рассматриваются и естественнонаучные результаты деятельности Канта (космология и космогония, догадка о существовании, кроме нашей Галактики, внешних галактик, учение о вековом влиянии приливного трения на скорость суточного вращения Земли), и основные разделы его философии: теория познания, этика, учение о целесообразности в органической природе и эстетика. Рассматривается место и значение Канта в истории диалектики и философского идеализма. Содержание: Предисловие 1 Глава I. Общая характеристика философии Канта. Основные сочинения 3 § 1. Жизнь и деятельность 3 § 2. Докритический период 10 § 3. «Критика чистого разума» 26 3.1. Учение о «вещах в себе» 31 3.2. Трансцендентальная эстетика 37 3.3. Трансцендентальная аналитика 42 3.4. Трансцендентальная диалектика 52 § 4. «Критика практического разума» 61 § 5. «Критика способности суждения» 73 § 6. Социально-политические воззрения 86 6.1. Учение о праве и государстве 93 6.2. Философия истории 97 § 7. Историческая роль философии Канта 104 Глава II. Космология и космогония 112 § 1. Ближайшие предшественники Канта в космологии и космогонии 112 1.1. Космология Ньютона 115 § 2. Космогония Канта 118 Глава III. Проблема метафизики 131 Глава IV. Трансцендентальный идеализм и трансцендентальный метод 162 Глава V. Диалектика и антиномии 231 § 1. Поворот к диалектике 231 § 2. Рассудок и разум 242 § 3. Открытие антиномичности разума 255 § 4. Математическая антиномия и ее критика 275 § 5. Динамическая антиномия и ее критика. Формализм диалектики Канта 295 Глава VI. Этика 318 § 1. Формализм этики Канта 318 § 2. Критика эвдемонистической этики 329 § 3. Этика долга против побуждений склонности 332 § 4. Понятие свободы 337 § 5. Свобода и причинность 350 § 6. Философия истории и нравственность 357 § 7. Нравственность и право 302 § 8. Содержательные тенденции «практической философии Канта» 374 Глава VII. Эстетика 381 § 1. Предварительные методологические замечания 381 § 2. Эстетические работы Канта и развитие эстетической проблемы в его философии 401 § 3. Кантовская характеристика суждений вкуса. Аналитика прекрасного 435 § 4. Кантовская характеристика суждений вкуса. Аналитика возвышенного 464 4.1. Математически возвышенное 470 4.2. Динамически возвышенное 475 § 5. Дедукция эстетических суждений 481 § 6. Учение об искусстве 493 6.1. Учение о художественной деятельности (о «гении») 493 6.2. Учение об эстетических идеях 505 6.3. Классификация искусств 511 История философии в СССР. Т. 1. — М.: «Наука», 1968. Раздел: История философии Аннотация: Первый том освещает философскую и социологическую мысль народов СССР в эпоху становления и развития феодального общества (примерно с IVв. до последней трети XVIII в.). В книге рассматриваются философские, социологические, эстетические и этические идеи, ранее не исследованные взаимосвязи русской философской мысли с философией других стран и пародов, показаны философские традиции народов Украины, Белоруссии, Закавказья, Cpeднeй Азии, Прибалтики и др. Освещаются рационалистические и иррационалистические тенденции в религиозно-идеалистической философии, пантеистические и деистические представления и концепции, стихийно-материалистические идеи и социальные утопии. Показано становление философии как самостоятельной области знания, нашедшей свое наивысшее выражение в естественнонаучном материализме М. И. Ломоносова. Содержание: От редакции I тома..................... 5 Предисловие...................... 7 Глава I. Исторические предпосылки и особенности развития философской и социологической мысли пародов СССР в период становления и развития феодализма............ 25 Раздел первый Философская и социологическая мысль народов СССР в период феодализма (до XVTI в.) Глава II. Армения и Грузия................ 47 Глава III. Азербайджан и Средпяя Азия ........ 66 Глава IV. Русь (IX—XIII вв.)............... 81 Глава V. Народы Закавказья (X—XV вв.) 107 Глава VI. Народы Средней Азии (X—XV вв.)......... 150 Глава VII. Русь (XIV—XVI вв.) .............. 17) Глава VIII. Белоруссия и Литва (по XVI в.)......... 227 Раздел второй Философская и социологическая мысль феодальной России в XVII — первой половине XVIII в. Глава IX. Философская и социологическая мысль в XVII в. . . . 249 Глава X. Философские и социологические взгляды идеологов петровских преобразований и их противников.......... 278 Глава XI. Философские идеи в естествознании .... ... 307 Глава XII. М. В. Ломоносов................ 318 Глава XIII. Развитие русской эстетической мысли....... 351 Раздел третий Философская и социологическая мысль народов СССР с конца XVI до последней трети XVIII в. Глава XIV. Украина .................. 383 Глава XV. Белоруссия и Литва.............. . 412 Глава XVI. Латвия и Эстония............... 435 Глава XVII. Молдавия .................. 446 Глава XVIII. Народы Закавказья .............. 461 Глава XIX. Народы Северного Кавказа, Поволжья, Сибири .... 483 Глава XX. Идейно-философские связи русского народа с народами других стран в эпоху феодализма (X—XVIII вв.)..... 494 Заключение....................... 535 Библиография...................... 542 Именной указатель....... ............ 568 История философии в СССР. Т. 2. — М.: «Наука», 1968. Раздел: История философии Аннотация: Второй том посвящен истории философской и социологической мысли в России в период разложения крепостничества и формирования капитализма (последняя треть XVIII—первая половина XIX в.). Мировоззрение русских просветителей второй половины XVIII века, Радищева, дворянских революционеров-декабристов, социологические и философские идеи вольнодумцев из народа, революционных демократов— Белинского, Герцена, Огарева, петрашевцев рассмотрены в этом томе. Отображена борьба идей материализма и идеализма в естествознании, эстетические и этические теории, проблемы буржуазно-либеральной и революционно-демократической «философии истории». Дан критический анализ течений философского идеализма (масоны, «русский теизм», любомудры, славянофилы и др.); течений, развивавших идеи идеалистической диалектики (Чаадаев, Станкевич, Бакунин, Грановский и др.). Освещена философская и социологическая мысль народов Украины и Молдавии, Белоруссии, Прибалтики, Средней Азии, Закавказья. Содержание: От редакции второго тома....................5 Глава I. Исторические предпосылки и особенности развития философской и социологической мысли народов СССР в период разложения и начала кризиса феодально-крепостнического строя .. ...... ............ 7 Раздел первый Русская философская и социологическая мысль в период разложения феодально-крепостнического строя (вторая половина XVIII—первая четверть XIX в.) Глава II. Просветители второй половины XVIII в. . . ... 35 Глава III. Идеалистическая и религиозно-мистическая философия второй половины XVIII в............. 68 Глава IV. Философские идеи в естествознании второй половины XVIII в..................... 76 Глава V. Эстетическая мысль второй половины XVIII в. . . . 91 Глава VI. А. Н. Радищев................ 101 Глава VII. Просветители начала XIX в........... 134 Глава VIII. Идеалистическая философия начала XIX в..... 151 Глава IX. Декабристы................. 170 Раздел второй Русская философская и социологическая мысль в начальный период кризиса феодально-крепостнического строя (вторая четверть XIX в.) Глава X. Основные течения в философской и социологической мысли реакционного и консервативного русского дворянства 199 Глава XI. Философские идеи в естествознании.......211 Глава XII. Социологические проблемы в русской историографии 20-х—середины 50-х годов XIX в............ 243 Глава XIII. П. Я. Чаадаев................ 260 Глава XIV. Н. И. Надеждин. Н. В. Станкевич. М. А. Бакунин 276 Глава XV. В. Г. Белинский........... 297 Глава XVI. А. И. Герцен............... 340 Глава XVII. Н. П. Огарев.............. 389 Глава XVIII. Петрашевцы............... 408 Глава XIX. Социологические и философские идеи в творчестве вольнодумцев из народа............. 444 Раздел третий Философская и социологическая мысль народов СССР (вторая половина XVIII—первая половина XIX в.) Глава XX. Украина.................. 458 Глава XXI. Белоруссия и Литва............. 478 Глава XXII. Молдавия................. 498 Глава XXIII. Латвия и Эстония............. 509 Глава XXIV. Народы Средней Азии и Казахстана...... 526 Глава XXV. Народы Закавказья............. 531 Заключение...................... 553 Указатель основных источников и исследований....... 559 Указатель имен.................... 591 Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки.— 2-е изд. — М.: Мысль, 1982. — 301 с. Раздел: История философии Аннотация: На основе сравнительного анализа философских учений прошлого и настоящего автор исследует специфику философской формы познания, изменение места философии в системе научных знаний, развитие предмета философии, превращение философии в научное мировоззрение, взаимоотношения философии и частных наук, природу философского спора, идеологические функции философии. Книга рассчитана на преподавателей, научных работников, аспирантов, студентов, изучающих философию и методологические проблемы наук о природе и обществе. Содержание: ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ....... 3 ВВЕДЕНИЕ ................ 6 Глава первая ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ: О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПОНЯТИЯ «ФИЛОСОФИЯ» ................. 19 1. Секуляризация «божественной» мудрости...... — 2. Обожествление человеческой мудрости...... 30 3. Новое время — новый идеал философского знания ... 33 4. Проблема мудрости — действительная проблема .... 39 Глава вторая О СМЫСЛЕ ВОПРОСА «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?» .... 47 1. Философия как проблема для себя самой...... — 2. Самоограничение, самопознание, самоопределение философии 54 3. Первая историческая форма теоретического мышления . 57 4. Отчужденная форма общественного сознания..... 61 5. Общественное сознание или наука?....... 66 6. К критике экзистенциалистской интерпретации вопроса «что такое философия?»............. 72 Глава третья ФИЛОСОФИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ . . 77 1. Качественное многообразие форм знания...... — 2. Умозрение, логика, факты.......... 79 3. Интуиция, истина, творческое воображение..... 88 4. Интерпретация как способ философского исследования . . 95 5. Теоретический синтез многообразного содержания . . . 105 Глава четвертая ДЕФИНИЦИЯ ФИЛОСОФИИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 113 1. Трудности определения философии, порожденные своеобразием ее исторического развития........... — 2. Многообразие дефиниций философии....... 121 3. Философия как специфическое мировоззрение .... 137 Глава пятая О ПРИРОДЕ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ........ 149 1. Вопросы, которые нельзя оставлять без ответа .... — 2. Старые и новые, вечные и преходящие проблемы . . . 169 Глава шестая О ПРЕДМЕТЕ ФИЛОСОФИИ........... 177 1. Предмет философии как проблема........ — 2. Основные философские темы......... 186 3. О предмете диалектического и исторического материализма 205 Глава седьмая ФИЛОСОФИЯ КАК САМОСОЗНАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ 212 1. О роли личности в развитии философии...... 212 2. Эпохи в философии и социально-экономические эпохи . . 225 3. Идеологические функции философии....... 237 Глава восьмая О ПРИРОДЕ ФИЛОСОФСКОГО СПОРА........ 251 1. Неизбежность научного спора......... — 2. Идеологические истоки философского спора..... 259 3. Теоретические корни философского спора..... 267 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............... 280 ЛИТЕРАТУРА................ 284 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.............. 290 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ........... 293 Позитивизм и наука. Критический очерк. Отв. ред. Д.П. Горский, Б.С. Грязнов.— М.: «Наука», 1975.— 247 с. Раздел: Критика немарксистской идеологии Аннотация: Тема книги — критика позитивистского понимания науки, концепций Конта и Спенсера, воззрений логиков XIX в. Милля и Дже-вонса, феноменализма Маха, неопозитивистского понимания соотношения теории и эмпирии, «унифицированного» знания и трактовки языка. Содержание: Предисловие.................... 3 Б.С. Грязное. Учение о науке и ее развитии в философии О. Конта..................... 7 Б.С. Грязное. Эволюционизм Г. Спенсера и проблемы развития науки..................... 49 Б.С. Грязное. Проблемы науки в работах логиков-позитивистов XIX в.: Д. С. Милль, У. С. Джевонс........ 67 Е.П Никитин. Радикальный феноменализм Э. Маха .... 96 В.И. Мудрагей. Концепция «унифицированной науки» в логическом позитивизме................. 131 О.А. Подлишевский. Методология исследования языка естествознания в логическом эмпиризме........... 160 Е.П. Никитин. Теория и эмпирия: проблема разграничения 191 Ю.Н. Серов. Концепция «предположительного» знания Карла Поппера.................... 230 Проблема связей и отношений в материалистической диалектике/В.С. Тюхтин, Г.Д. Левин, И.Г. Герасимов и др. — М.: Наука, 1990. — 288 с. Раздел: Диалектический и исторический материализм Аннотация: В книге раскрывается специфика природы связей и отношений и соответственно системы и структуры. Рассматривается проблема классификации связей и отношений. Выявляется роль внутренних отношений в обосновании теоретического способа познания. Показаны новые эвристические возможности категорий связей и отношений в свете иерархической структуры естественнонаучного знания, а также значение семиотических отношений в языке науки. Для специалистов в области философии, логики и методологии науки. Содержание: Введение 3 РАЗДЕЛ I. СВЯЗИ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ПОЗНАНИЕ 6 Глава 1. Понятия связи и отношения, системы и структуры, их познавательное значение (В.С. Тюхтин) 6 1. Основные точки зрения на понятия «связь», «отношение» и на их соотношение 7 2. Объективная природа понятий «связь» и «свойство» 14 3. Гносеологический и онтологический статус категории «отношение» 18 4. Познавательное значение понятий связи и отношения, системы и структуры 26 Выводы 38 Глава 2. Классификация связей и отношений (Г.Д. Левин) 42 1. Дихотомическая классификация отношений 42 2. Генетическая классификация связей 52 Выводы 64 Глава 3. Понятие «внутренние отношения» и проблема обоснования теоретического способа познания (И.Г. Герасимов) 66 1. Понимание и обоснование теоретического способа познания в философии и в специальных науках 67 2. Проблема «внутренних отношений» и инструменталистские концепции теоретического познания 72 3. Изучение внутренних отношений как важная цель теорети ческого познания 76 Выводы 82 Глава 4. Законы материалистической диалектики как системы связей и отношений (В.В. Бородкин) 83 1. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений 83 2. Закон единства и борьбы противоположностей Противоречия 85 3. Закон отрицания отрицания 92 Выводы 98 Глава 5. Общая теория систем об отношениях взаимодействия, одностороннего действия и взаимонедействия (Ю.А. Урманцев) 101 1. Закон системности. С метод 102 2. Взаимодействие как взаимодействие система 105 3. Одностороннее действие и взаимонедействие как действия системы 110 4. 2,1,0 действия с точки зрения ОТС учений об изменении и сохранении 113 5. Взаимодействие в системе действий одного и того же рода 116 6. О противоречивости и непротиворечивости систем вообще и систем действий в особенности 120 7. О других системах действий 124 8. Об изоморфизме систем действий 130 Выводы 132 Глава 6. Категория взаимодействия и развитие ее содержания в физике (С.В. Илларионов) 138 1. Развитие понятия взаимодействия в истории философии 138 2. Анализ категории взаимодействия в современной философской литературе 141 3. Развитие представлений о взаимодействии в физике 145 Выводы 153 Глава 7. Необходимые и случайные связи и отношения. Динамические и статистические закономерности (Г.И. Рузавин) 154 1. Динамические законы и их особенности 155 2. Статистические законы как новый тип необходимых связей в реальном мире 159 3. О соотношении динамических и статистических законов 164 Выводы 169 РАЗДЕЛ II. СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ В АППАРАТЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 170 Глава 1. Иерархическая структура естественнонаучного познания (Д.Т. Кривенко) 170 1. Иерархический подход к структуре познания 170 2. Деятельностный подход к структуре познания 176 3. Уровни познания 178 Выводы 192 Глава 2. Спецификация связей и отношений в структуре научного познания (А.Н. Ерофайлов) 194 1. Социальная деятельность как исходный пункт философского исследования науки 194 2. Связи и отношения в структуре научного познания 203 Выводы 209 Глава 3. Пространственно временные отношения и проблема описания движения и развития (А.Г. Антипенко*) 211 1. Вводные замечания 211 2. Средства исследования 213 3. Теоретико множественная модель движения и ее категориальное выражение 217 4. Категории пространства и времени и их роль в описании движения 221 Выводы 229 Глава 4. Философско методологические основания исследования связей и отношений в сложных системах (Л.И. Василенко) 231 1. Целостность, связи и отношения 233 2. Целостность, взаимодействие, детерминация 242 Выводы 251 Глава 5. Семиотические отношения в языке науки (Ю.А. Петров) 253 Выводы 268 Глава 6. Относительность знаний как отражение отношении материального мира (В.Л. Алтухов) 270 1. Простые (исходные) формы относительности знаний 272 2. Сложные формы относительности знаний 279 3. Гносеологическая и методологическая относительность 283 Выводы 285 Угринович Д.М. Психология религии.— М.: Политиздат, 1986.— 352 с. Раздел: Научный атеизм Аннотация: В книге доктора философских наук профессора Д. М. Угриновича рассматриваются ключевые проблемы психологии религии. Используя большой фактический материал, автор с критических позиций анализирует идеалистические и богословские концепции, противопоставляя им научное, материалистическое понимание исследуемых проблем. Даются рекомендации, направленные на совершенствование атеистического воспитания. Рассчитана на лекторов, пропагандистов, преподавателей и студентов вузов, на всех интересующихся проблемами атеизма и религии. Содержание: ПРЕДИСЛОВИЕ ............. 3 Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРЕДМЕТ МАРКСИСТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ . 6 Психология религии в системе психологических наук . . 7 Психология религии в системе религиоведения ... 26 Глава II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕЛИГИИ . . 45 Исходные позиции.......... 51 Исторический подход к изучению психологических корней религии......... . 65 Индивидуально-психологический подход к психологическим корням религии......... 80 Глава III. РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА....... 92 Из истории вопроса.......... 94 Нерелигиозная вера.......... 109 Особенности религиозной веры ....... 120 Глава IV. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО УТЕШЕНИЯ..... 133 Религиозные чувства ...... 134 Социально-психологические аспекты религиозного утешения............. 147 Социально-психологическая сущность религиозного катарсиса............. 154 Психология религиозной исповеди и медитации . . 168 Удовлетворение психологических потребностей людей— важная предпосылка преодоления религиозности 181 Глава V. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА......... 187 Сущность культа и его место в религиозном комплексе . 188 Психологические аспекты различных религиозных обрядов 196 Эстетические компоненты религиозного культа и их психологическое воздействие........ 211 Глава VI. ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ........ 219 Семья — важный канал формирования религиозной личности............ 220 Воздействие религиозной общины на индивида . . . 234 Психология религиозного «обращения»..... 253 Социально-психологические особенности религиозной личности............ 262 Психологические типы верующих...... 289 Глава VII. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ....... 297 Исходные позиции . ....... 298 Психологические аспекты атеистического воспитания в социалистическом коллективе....... 307 Психологические проблемы атеистической пропаганды . 320 Отход от религии и формирование научного мировоззрения личности как социально-психологическая проблема 334 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............. 342 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ......... 345 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.......... 347 |
В избранное | ||