Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советская философия

  Все выпуски  

Советская философия


Обновление сайта от 26.08.2007 г.:

Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб. пособие для студ. вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1988.—416 с.
Раздел: Научный атеизм
Аннотация: В книге излагается история возникновения религий Востока, показана их роль в развитии социально-экономической и политической структуры восточных обществ и культуры. Дается характеристика христианства, ислама, индуизма, буддизма и других религий. Во 2-е издание (1-е вышло в 1983 г.) внесены уточнения и дополнения.
Содержание:
Предисловие .................. 3
Глава 1. Религия и религиоведение .......... 4
Глава 2. Восток: общество и религия ......... 18
Глава 3. Возникновение и ранние формы религии ..... 29
Глава 4. Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока ................ 48
Глава 5. Религии древних иранцев .......... 61
Глава 6. Монотеистические религии: иудаизм ...... 75
Глава 7. Христианство .............. 89
Глава 8. Ислам: возникновение и распространение .... 109
Глава 9. Ислам: теория и практика . ......... 126
Глава 10. Ислам: направления, течения, секты ...... 151
Глава 11. Ислам: традиции и современность . ...... 168
Глава 12. Религии древней Индии . .......... 184
Глава 13. Оппозиционные учения: джайнизм . ...... 204
Глава 14. Буддизм в Индии ............. 218
Глава 15. Индуизм ................ 236
Глава 16. Индуизм и ислам. Модернизация индуизма .... 258
Глава 17. Религия в древнем Китае .......... 273
Глава 18. Конфуций и конфуцианство ......... 286
Глава 19. Даосизм ................ 310
Глава 20. Китайский буддизм ............ 326
Глава 2
Глава 21. Религиозный синкретизм в Китае. Традиции и современность ................ 340
Глава 22. Буддизм и синтоизм в Японии .........1 354
Глава 23. Ламаизм ................ 375
Глава 24. Цивилизации Востока: религиозно-культурные традиции и современность ........... 390
Указатель имен, терминов и названий ......... 408

Диалектическое противоречие. — М.: Политиздат, 1979. — 343 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
Раздел: Диалектический и исторический материализм
Аннотация: Книга представляет собой своего рода «круглый стол», творческий диспут ученых о диалектическом противоречии. Разделяя принципиальные положения диалектического материализма относительно природы и роли диалектического противоречия в развитии объективных процессов и научно-теоретического знания, участники дискуссии вместе с тем придерживаются различных точек зрения на взаимоотношение диалектического противоречия и формальной антиномии, на роль противоречия в генезисе научного знания и в сложившейся теории и др. Обосновывая свои позиции, авторы широко используют материал из истории естественных и общественных наук.
Содержание:
Вместо вступительного слова. Б. М. Кедров 3
Часть первая
Основные выступления всех участников «круглого стола».
Анализ понятия диалектического противоречия 7
Противоречивость познания и познание противоречия. Б. М. Кедров 9
Категория противоречия и ее мировоззренческая функция. Г. С. Батищев 39
Предметное противоречие и его теоретический «образ». Ф. Ф. Вяккерев 59
Формально-логическое и диалектическое противоречия. Различие структур. 3. М. Оруджев 78
О понятии противоречия в диалектике. А. А. Сорокин 96
Проблема противоречия в логике. Э. В. Ильенков 122
Ступени становления идеи диалектической противоречивости в философии и современной науке. В. И. Метлов 144
Диалектическое противоречие и принцип отражения. В. Н. Порус 156
О диалектическом объекте о модальной онтологии. Б. А. Ласточкин 180
Истинны ли противоположные определения, входящие в научно-теоретическое понятие. Э. П. Глаголева 191
Часть вторая
Повторные выступления большинства участников «круглого стола».
Критические замечания и ответы на них 207
Является ли антиномия «образом» противоречия. Ф. Ф. Вяккерев 209
Опосредование и развитие противоречия. 3. М. Оруджев 223
Почему антиномия разлучается с истиной. Г. С. Батищев 233
О материальности сознания и трансцендентальных кошках. Э. В. Ильенков 252
Не «разлучать», а различать... В. Н. Порус 272
Снятие исторического противоречия логическим. Б. А. Ласточкин 286
О разрешении противоречий. А. А. Сорокин 301
Неизбежно ли «огрубление» в процессе познания противоречия? Еще раз о научных дискуссиях. Б. М. Кедров 312
Вместо заключительного слова. В. А. Лекторский 334

Думова Н.Г. Кончилось ваше время...— М.: Политиздат, 1990.—336 с.
Раздел: Политическая история
Аннотация: Книга рассказывает о том, как в 1917 году потерпел поражение главный политический противник большевиков — кадетская партия, доминировавшая во Временном правительстве. Автором, доктором исторических наук, широко использованы архивные материалы — мемуары, дневники, письма, протоколы заседаний кадетского ЦК. В книге прослеживаются судьбы кадетских лидеров — Милюкова, Маклакова, Набокова, князя Долгорукова, Кокошкина, Шингарева, Ольденбурга, графини Паниной и др.
Содержание:
Митинг в Таврическом ....... 3
Быть ли России монархией? ...... 13
Опоздавшая партия ........ 35
Противостояние ,....... 52
Послефевральский курс ....... 69
До победного конца! ........ 80
«За что воюем?» ......... 96
Уйти или остаться . . . . . . . . 110
Магнит для контрреволюции . . . . . 135
Схватка на выборах ........ 147
Бурный июль ........ 161
Вторая коалиция ......... 186
За кулисами заговора . . .  . . . . 211
Московское совещание ....... 230
«Насилие над народом невозможно» .... 247
«Осенние маневры» ........ 271
Предпарламент ......... 285
«Либо Корнилов, либо Ленин» ..... 304
Кончилось ваше время... . . . . . . . 318

Иванов В.Г. История этики средних веков. Л., Изд-во ЛГУ, 1984.
Раздел: История философии
Аннотация: В монографии, являющейся продолжением вышедшей в 1981 г. книги «История этики Древнего мира», излагаются этические учения средневековья в Индии и Китае, странах Среднего Востока и Западной Европы, в Византии, Киевской Руси и Московском государстве. Прослеживается развитие религиозных этических концепций индуизма, буддизма, мусульманства и христианства, возникновение оппозиционных официальным догмам теорий морали представителей средневекового свободомыслия — ал-Фараби, Ибн Сины, Абеляра, Сигера, Экхарда, Иоанна Итала, Плифона, Феодосия Косого, Ивана Курицына, Федора Карпова. Рассматриваются нормы и идеалы различных сословий в эпоху феодализма. Для преподавателей и научных работников—философов, историков, филологов, аспирантов и студентов указанных специальностей, всех интересующихся проблемами истории культуры и морали.
Содержание:
Введение . . ..................... 3
Глава I. Этические учения в Индии ............. 11
§ 1. Этика позднего буддизма ............. 13.
§ 2. Этика индуизма ................. 20
§ 3. Религиозно-этическое учение бхакти ......... 32
§ 4. Материалистическая альтернатива потустороннему нравстввенному идеалу ................ 37
§ 5. Выводы .................... 44
Глава II. Этические учения в Китае ............ 48
§ 1. Восстановление идейного влияния конфуцианства, трансформация конфуцианства и даосизма в эпоху Хань ..... 50
§ 2. Этические концепции эпохи «Троецарствия» и «Шести династий» (III—VI вв.). ............... 54
§ 3. Этические учения эпохи Тан (VII—IX вв.) ....... 64
§ 4. Этические учения эпохи Сун (X—XIII вв.) ...... 71
§ 5. Этические учения эпохи Мин и Цин. Укрепление и канонизация конфуцианства (XIV—XIX вв.) ......... 70
§ 6. Борьба с официальной идеологией неоконфуцианства................ 88
§ 7. Выводы . . . ................. 94
Глава III. Этические учения Ближнего и Среднего Востока ... 98
§ 1. Религиозно-этическая концепция ислама ....... 100
§ 2. Этические взгляды мыслителей арабоязычного Востока (IX—XI вв.) .................. 108
§ 3. Проблемы этики в учении мыслителей мусульманской Испании и Магриба (XI—XV вв) .......... 130
§ 4. Выводи ............ 143
Глава IV. Этические учения в Византии ........... 146
§ 1. Этические проблемы в ранневизантийском обществе (IV—VII вв.) ................. 147
§ 2. Развитие византийской этики в условиях раннефеодальных отношений (середина VII—середина IX в.) ...... 160
§ 3. Религиозная и светская этика в Византии Х—XV вв. 172
§ 4. Выводы . . ................. 189
Глава V. Этические учения в Киевской и Московской Руси ... 193
§ 1. Родо-племенные обычаи славян и традиции язычества . . 198
§ 2 Религиозная и светская этическая мысль в Киевской Руси (X-XIII вв.) . . ............... 205
§ 3. Этическая мысль в Московском государстве (XIV—XVI вв.) 219
§ 4. Выводы . . ................. 232
Глава VI. Этические учения в Западной Европе ........ 236
§ 1. Формирование христианской морали (I—IV вв.) .... 238
§ 2. Мораль раннефеодального общества (XI—XIV вв.) . 250
§ 3. Западноевропейская этика (X—XV вв.) ....... . 257
§ 4. Выводы .................... 265
Заключение. Общий взгляд на этику средневековья ....... 269
Указатель имен ................ . 272

Каменский З.А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М., «Наука», 1980.
Раздел: История философии
Аннотация: В монографии проведен анализ одной из двух школ философии русского Просвещения начала XIX в. Первой из них— деистическо-материалистической — была посвящена книга автора «Философские идеи русского Просвещения» (М., 1971). В настоящей работе исследуется вторая — школа русского просветительского (диалектического) идеализма на начальном этапе развития, когда ее крупнейшими представителями являлись Д. М. Велланский и М Г. Павлов. Их трудами были разработаны проблемы онтологии, гносеологии, высказаны некоторые исходные положения философии истории и эстетики.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ .................. 3
Идеалистическая школа философии русского Просвещения начала XIX в. .................. 3
Экскурс в область методологии ............ 16
Глава 1
ДАНИЛО МИХАЙЛОВИЧ ВЕЛЛАНСКИЙ ....... 28
Д. М. Велланский и начало натурфилософии в России. 28
Первый набросок философского учения ........ 35
Дальнейшее формулирование онтологического учения, две его противоречивые тенденции . .......... 47
Дальнейшее формулирование гносеологического учения . . 69
Прекрасное, человек, общество, история. Велланский — просветитель ................... 101
Диалектика ............. 115
Историческая значимость и историческое значение. Историография ................. 121
Глава 2 МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ ПАВЛОВ .......... 158
М. Г. Павлов и его роль в истории школы. Павлов— просветитель ................... 158
Исходная позиция в онтологии ............ 166
Дальнейшее формулирование онтологического учения, две его противоречивые тенденции ........... 172
Онтология Павлова и Велланского .......... 186
Гносеология. Наука. Философия ........... 189
Гносеология Павлова и Велланского ......... 229
Эстетика ..................... 231
Диалектика .................... 234
Историческая значимость и историческое значение. Историография .................... 244
Глава 3 ШКОЛА. ВЕЛЛАНСКИЙ, ПАВЛОВ И ШЕЛЛИНГ .... 268
ПРИМЕЧАНИЯ ................. 291
БИБЛИОГРАФИЯ ................. 303
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН . . ............. 322

Мееровский Б. В. Гоббс. М., «Мысль», 1975. 208 с. (Мыслители прошлого).
Раздел: Персоналии
Аннотация: В книге рассматриваются жизненный путь и сочинения выдающегося английского материалиста XVII в. Томаса Гоббса. Автор знакомит с философской системой Гоббса и его социально-политическими взглядами, отмечает большой вклад мыслителя в критику религиозно-идеалистического мировоззрения. В приложении впервые на русском языке даются извлечения из произведения Гоббса «Бегемот».
Содержание:
Введение..... .... 6
Глава I. Эпоха, жизнь, сочинения .... 10
Глава II. Предмет философии ...... 36
Глава III. Метод ........... 47
Глава IV. Философия природы .... . 63
Глава V. Теория познания ....... 81
Глава VI. Учение о человеке. Этика . . . 101
Глава VII. Мораль и право ....... 124
Глава VIII. Учение о государстве ..... 139
Глава IX. Экономические воззрения .... 160
Глава X. Учение о религии ....... 171
Заключение . . . . . . . . . 192
Приложение . . . . . . . . . . 197
Указатель имен . . . . . . . . 202
Литература . . . . . . . . . . . . . 204

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. Учеб. пособие. М., «Высш. школа» 1974. 379 с.
Раздел: История философии
Аннотация: В книге подробно анализируются философские и социологические концепции философов XVII в — Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Г. Лейбница. В работе содержится много новых фактов и обобщений, особенно по теории познания, социологии и отношению мыслителей к религии. Большой раздел о Лейбнице восполняет имеющийся пробел в нашей историко-философской литературе. В книге учтены новейшие источники, советская и зарубежная критическая литература.
Содержание:
Введение .................... 3
Глава I. Френсис Бэкон .............. 11
Идейное наследные эпохи Возрождения. Б. Телезио (12) Особенности начального периода нового времени (14). Жизненный путь (18). Сочинения Бэкона (21). Бэкон и Шекспир (23). Теория и практика (24). Учение о «призраках» познания (26). Выбор одного из трех путей познания (34). Учение о «природах» (36). Учение о «формах» (39). Учение о движениях (45). Классификация наук (47). Отношение к религии и проблема души (50). Элиминативная индукция (54). Механизм индукции (56). Проблемы и трудности бэконовской индукции (61). Вспомогательные приемы индукции (65). Обратное движение от «форм» к «природам» (67). Взгляды на общественную жизнь (69). Картина будущего (71). Итоги (75).
Глава II. Ренэ Декарт ............... 77
Общая характеристика рационалистического метода (78). Жизнь и деятельность Декарта (82). Как строить философию? (86). Первое и второе правила метода (88). Третье и четвертое правила метода (91). Как быть с чувственным познанием? (95). Декартово «сомнение». «Я мыслю, значит существую» (98). Врожденные идеи (102). Проблема бога (105). Физика телесной субстанции (110). Картезианская космогония и идея развития (117). Механика животного мира (121). Метафизика духовной субстанции (122). Учение о страстях (125). Этика и эстетика Декарта (128). Значение картезианского наследия (131). Пьер Гассенди (133). Паскаль и Мальбранш (135).
Глава III. Томас Гоббс ............... 139
Жизнь Гоббса. Годы революции и эмиграции (141). Гоббс в годы диктатуры Кромвеля и реставрации Стюартов (144). Предмет философии (146). Начальный этап познания. Учение о знаках (148). Номинализм Гоббса (152). Дальнейшие этапы познания. Индукция и дедукция (154). Анализ и синтез. «Вычитание» и «сложение» (157). Соотношение частных методов (159). Тела и их акциденции (160). «Человеческая природа». Проблема свободы (163). Естественное состояние людей (166). Общественное состояние людей (169). Власть правителя и «естественные законы» (172). Антиномии диктатуры (177). Учение о религии. Проблема атеизма Гоббса (181). Социальная функция религии (184).
Глава IV. Бенедикт Спиноза ............ 191
Жизнь и деятельность Спинозы (192). Источники образования системы (194). Вечность и другие свойства субстанции (197). Проблема пантеизма, атеизма и материализма (202). Атрибуты субстанции (208). Модусы бесконечные и конечные (213). Человек как сложный модус (217). «Двусторовность» мира (220). «Прыжок» от субстанции к модусам (223). Natura naturans et natura naturata (226). Система онтологии и деалектика (227). Случайность и необходимость (231). Принципы познания (234). Чувственное познание (236). Рациональная интуиция (240). «Демонстративное» познание и проблема истины (242). Проблема свободы и необходимости (245). Общие принципы этики и система аффектов (247). «Интеллектуальная любовь к богу» (252). Проблема аффективной активности познания (255). Три ступени морального идеала (258). Учение о государстве и праве (262), Результаты и судьбы спинозизма (266).
Глава V. Готфрид Лейбниц ............ 271
От Декарта и Спинозы к Лейбницу (272). Условия немецкой жизни (274). Жизнь и деятельность Лейбница (276) Сочинения (280). Принципы метода: всеобщих различий и тождества неразличимых (282). Принципы метода, непрерывности и дискретности (287). Принципы метода: полноты и совершенства (291). Логические модальности и законы логики в функции метода (292). Прочие принципы метода и его архитектоника (2975. Свойства субстанций-монад (302). Монады на пути прогресса (307) Проблема «верховной» монады (312). Теодицея (316)_ Предустановленная гармония (319). Проблема мира явлений (324) Психология и физика (327). Пространство и время (331). Мир наилучший из всех миров (334). Проблема свободы воли (337). Развитие знания и критерии истины (341). Виды истин (347). От монадологии к панлогизму (352). Логика и естествознание (356). Итоги лейбницеанства (361).
Заключение .............. 365
Литература .......... 371





Открылся новый форум сайта  http://sovphil.zp.ru/



В избранное