Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советская философия

  Все выпуски  

Советская философия


Обновление сайта от 28.07.2007 г.:

Басин Е.Я. Семантическая философия искусства (Критический анализ). М., «Мысль», 1973. 216 с.
Раздел: Критика немарксистской идеологии
Аннотация: Книга посвящена критическому анализу одного из ведущих направлений современной буржуазной эстетики. Семантический подход к искусству связан с теорией знака и получил широкое распространение в США и других странах. В книге критически рассмотрены взгляды Пирса, Кассирера, Уайтхеда, Морриса, Лангер и других. Дан краткий экскурс в историю семантического подхода к искусству с античных времен до наших дней. Показана несостоятельность претензий семантиков на объективность научных выводов.
Содержание:

От автора . ...... 3
Глава первая. Семантическая философия искусства — (вводная) одно из ведущих течений в современной буржуазной эстетике ..... 5
1. К методологии исследования ........ —
2. Предыстория семантической философии искусства . . 23
Раздел I. Искусство и символ .... 34
Глава вторая. Неокантианская эстетика символических форм: Э. Кассирер ...... —
1. Критика символических форм и культуры вместо кантовской критики разума ..... 35
2. Искусство как символическая форма ...... 42
3. «Чистая форма» как «значение» в искусстве ... 49
Глава третья. Неореалистическая философия символизма и искусство: А. Уайтхед ... 55
1. Гносеологическая теория символизма и искусство . . 56
2. Социальный символизм и искусство ...... 68
Глава четвертая. Феноменологическая концепция искусства как «метафорического символизма»: С. Лангер.. 73
1. «Новый ключ»: дискурсивный и презентациональный символизм . . ....... 74
2. «Выразительная форма» ..... 80
3. «Метафорический символизм» ....... 84
Раздел II. Искусство и язык ......... 94
Глава пятая. Неопозитивистская концепция искусства как высшей формы «эмотивного» языка: А. Ричардс .. —
1. Теория коммуникации и искусство ...... 96
2. Поэзия — высшая форма «эмотивного» языка ... 99
Глава шестая. Неогегельянская эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика: Б. Кроче ......... 108
1. Учение об интуиции-выражении в философии Кроче и отождествление искусства с языком . . .... 109
2. Язык и искусство как индивидуально-творческий процесс 112
3. Духовность языка и искусства ...... . 113
4. Алогизм языка и искусства ........ 115
5. Искусство как поэтическое выражение ..... 117
Глава седьмая. Английский вариант крочеанской лингвистической концепции искусства: Р. Коллингвуд ... 125
1. Р. Коллингвуд — «крочеанец» ..... 126
2. Коллингвудовская модификация Кроче ..... 130
Глава восьмая. Лингвистическая философия и «аналитическая эстетика» ...... 138
Раздел III. Искусство и семиотика 147
Глава девятая. Прагматизм, семиотика и искусство: Ч. Пирс ......... —
1. Изображение и искусство ........ 149
2. Эмоциональная интерпретанта . ...... 158
3. Идеалистический характер эстетики Пирса .... 161
Глава десятая. Бихевиоризм, семиотика и искусство Ч. Моррис ........ 169
1. Бихевиористская семиотика и искусство ..... —
2. Искусство и знаки ....... . . 173
3. Эстетический тип речи . ........ 175
4. Изобразительный знак и искусство ..... 182
5. Семиотика, теория ценности и искусство . . . 184
Заключение. Реакционная сущность семантической философии искусства ..... 187
1. Под флагом науки против науки ...... —
2. Защита формализма и модернизма ...... 193
Литература ............. 197


Длугач Т.Б. И. Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». М.: Наука, 1990.— 136 с.— (Немецкая классическая философия. Новые исследования).
Раздел: История философии
Аннотация: Автор книги ставит своей целью проследить генезис идей «Критики чистого разума» и тем самым связать докритический и критический этапы творческого развития великого немецкого философа. Смысл этой связи усматривается в том, что хотя в зрелый период «критики» важные философские проблемы решаются Кантом совсем иначе, чем в ранний, однако именно докритическая стадия является временем формирования тех проблем, решение которых потребовало рождения «Критики чистого разума». По-новому рассмотрен вопрос о соотношении естественнонаучной, логической, духовно-нравственной проблематики в докритический период.
Содержание:
I. Эпоха. Жизнь. Личность  
1 Особенности социокультурной ситуации в Германии первой половины XVIII в   3
2 Основные черты характера и обстоятельства жизни Иммануила Канта    20
II. На пути к «Критике»    28
1 От новой науки к новой метафизике   32
2 Проблема бытия и задачи метафизики  39
3 Противоположность реальных и логических оснований, или об ограниченности формальной логики 51
4 Соотношение математического и философского методов. Понятия аналитического и синтетического знания 80
5 Философия - наука о первых принципах человеческого познания     94
III. Мир человека: нравственность, эстетика, религия     111
1 Роль Руссо в формировании нравственных идей Канта 111
2 Этическая проблематика в ранних сочинениях Иммануила Канта. Связь этики и эстетики  116
Вместо заключения     132


Михаленко Ю.П. Ф. Бэкон и его учение. М.; Наука, 1975.
Раздел: История философии
Аннотация: В книге охарактеризованы жизненный путь в творчество выдающегося английского мыслителя Ф. Бэкона, его социально-политические воззрения, новаторские методологические идеи, их влияние на последующее развитие науки. Использованы многочисленные источники, не имеющиеся в русском переводе. В книге критикуются попытки буржуазных интерпретаторов принизить значение идей Бэкона.
Содержание:
Введение ....... ........... 3
Бэкон и его время ....... ........ 6
Ученый и политик ............... 24
Социально-политические воззрения ... 52
Религия и наука ..... ..... 76
Натурфилософия Бэкона ...... 99
Критическая часть метода Бэкона .... 128
Новая индукция ...... 172
Концепция исторического прогресса ... 223
Заключение ....... .... ... . 250
Литература ...... .... . . 255
Указатель имен . . .. ......... 261


Нарский И.С. Готфрид Лейбниц. М., «Мысль», 1972. 239 с. (Мыслители прошлого).
Раздел: Персоналии
Аннотация: В книге дается анализ метода и философской системы Лейбница, мыслителя, предвосхитившего многие философские и научные идеи XIX-XX вв. Автор разбирает основные произведения Лейбница, излагает его учение о бытии, теорию познания, этику. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей философии, а также историей науки.
Содержание:
I.ВВЕДЕНИЕ ....... 5
II. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ... 12
III. СОЧИНЕНИЯ ........ 22
IV. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕНИЯ ......... 28
V. МЕТОД ......... 36
Различие и тождество ...... 36
Непрерывность ........ 49
Монадность и принципы совершенства и полноты .......... 58
Логические модальности ..... 68
Методологическая роль законов логики . 75
Принцип «максимум и минимум» и структура метода ........ 85
VI. ОНТОЛОГИЯ ........ 94
Теория монад ........ 94
Между религией и безбожием . . . 116
Теодицея ......... 127
Предустановленная гармония . . . . 133
От сущности к явлениям . . . . 144
Душа и тело. Природа . . . . . 152
Пространство и время . . . . . 158
VII. ЭТИКА ......... 165
«Наилучший» мир и проблема зла . . 165
Проблема свободы воли . . . . . 172
VIII. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ .... 179
Критерии истины . . . . . . . 179
Виды истин ........ 191
IX. ОТ МОНАДОЛОГИИ К ПАНЛОГИЗМУ 201
Система панлогизма . . . . . . 201
Логика и естествознание ..... 209
X. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ...... 219
Приложение . . . . . . . . . 226
Указатель имен . . . . . . . 232
Литература. . . . . . . . . 235


Ракитов А.И. Анатомия научного знания. (Попул. введение в логику и методологию науки).М., Политиздат, 1969. 206 с. с ил.
Раздел: Философские вопросы естествознания
Аннотация: Современная наука представляет собой необычайно сложный организм. Разобраться в нем помогает знакомство с логикой и методологией науки Книга доктора философских наук А. И. Ракитова и ставит своей целью облегчить это знакомство. Из нее читатель почерпнет сведения о том, как «устроено» научное знание, какую роль в нем играют знаки, естественные и искусственные языки, модели, что такое эмпирическое и теоретическое познание и т. п. Написанная ярко, живо, в доступной широкому читателю форме, она даст ему пищу для размышлений, для дальнейших самостоятельных занятий в области философии науки.
Содержание:
ОТ АВТОРА 3
I. НАУКА С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА 6
II. ЗНАК И ЗНАНИЕ 27
III. ЯЗЫК, ЯЗЫК И ЕЩЕ РАЗ ЯЗЫК 54
IV. ОБЪЕКТЫ И МОДЕЛИ 92
V. ТЕОРИЯ 119
VI. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ 149
О ЧЕМ НЕ НАПИСАНО В ЭТОЙ КНИГЕ. (Вместо заключения) 193


Руткевич М.Н. Диалектический материализм. Курс лекций для филос. факультетов. М., «Мысль», 1973. 527 с.
Раздел: Диалектический и исторический материализм
Аннотация: Книга представляет собой курс лекций для студентов философских факультетов. Особое внимание в ней уделяется системе категории диалектического материализма, раскрывается значение диалектического материализма для науки и практики. Автор дает критику современных противников марксистско-ленинской философии и ревизионистов. При изложении курса диалектического материализма широко используются новейшие данные естественных и общественных наук.
Содержание:
Глава I. Диалектический материализм - современная научная философия ...................... 3
§ 1. Философия как наука и идеология. Партийность и творческий характер философии марксизма ....... -
Философия как наука. Место философии в системе научного знания. Философия как форма идеологии. Борьба материализма и идеализма. Партийность философии. Партийность и объективность философии марксизма. Творческое развитие диалектического материализма в борьбе с буржуазной философией и ревизионизмом.
§ 2. Предмет диалектического материализма. Диалектический материализм и другие области философского знания ........30
О сущности и предмете материализма. О сущности и предмете диалектики. О предмете диалектического материализма. Диалектический материализм и материализм исторический. Диалектический материализм и другие области философии марксизма. О структуре и особенностях курса.
Глава II. Материя и ее атрибуты .............. 52
§ 1. Материя как философская категория ........ -
Критика идеалистического понимания сущности мира и категории «материя». Материя как объективная реальность. Материя как субстанция. Материя как общее. Категории общего и отдельного.
§ 2. Движение ................... 78
Движение - способ существования материи. Движение и покой. Формы движения материи. Геосфера, биосфера, «ноосфера».
§ 3. Пространство и время ............... 103
Объективность пространства и времени. Связь пространства, времени и материи. Философская борьба вокруг теории относительности.
§ 4. Единство мира .................. 118
Единство мира в его материальности. Единство мира как единство высших и низших форм движения.
Глава III. Сознание как свойство высокоорганизованной материи . . 128
§ 1. Сознание как философская категория ........ -
Критика идеализма и дуализма по проблеме сознания. Критика вульгарного и механистического материализма по проблеме сознания. Сознание как отражение.
§ 2. Отражение и его развитие в природе ........ 146
Принцип отражения и принцип развития. Сущность отражения как всеобщего свойства материи. Отражение и информация. Возникновение жизни. Развитие форм отражения в природе.
§ 3. Происхождение человеческого сознания ...... 166
Отличие человеческого сознания от психиьи животных. Связь мышления и языка. Возникновение человека труд, язык, мышление. Сознание как общественное сознание. Глава IV. Познание мира в практике ..... ....... 182
§ 1, Познание как отражение объективного мира .... -
Противоположность материализма и идеализма в теории познания. Критика агностицизма. Огличие диалектического материализма от материализма домарксовского в теории познания.
§ 2. Познание и практика .............. 193
Практика и теория как гносеологические категории. Взаимодействие практики и познания. О единстве теории и практики.
§ 3. Познание чувственное и рациональное ....... 207
О сенсуализме и рационализме. Субъект и объект, субъективное и объективное. Соотношение субъективного и объективного в ощущении. Вопрос о «границах познания». Диалектическая взаимосвязь чувств и разума. Субъективное и объективное в мышлении; эмпирия и теория.
§ 4. Истина и ее проверка .............. 230
Истина и заблуждение как гносеологические категории Критика идеалистических концепций истины Истина относительная и абсолютная. Ленинская борьба против релятивизма и ее значение для современности. Всеобщность критерия практики. Диалектический характер критерия практики.
§ 5. Творческий характер отражения. Свобода и необходимость .................... 264
Отражение и творчество. Творческий характер отражения мира в науке. Свобода и необходимость как гносеологические категории. Две формы объективного процесса и их взаимопревращение. Скачок из царства необходимости в царство свободы.
Глава V. Диалектика. Закон единства и «борьбы» противоположностей 283
§ 1. Диалектика как наука и метод мышления ...... -
Определение диалектики как науки. Противоположность двух философских концепций связи и развития. О структуре диалектики как науки. Диалектика как метод мышления. Соотношение диалектики, гносеологии и логики. Диалектическое и метафизическое мышление. Диалектика против софистики и эклектики. Гносеологические и классовые корни идеализма.
§ 2. Единство и «борьба» противоположностей . . . . . . 315
Тождество и различие. Единство, тождество, различие, «борьба» противоположностей Противоречия внутренние и внешние как источник движения и развития. Относительность тождества и абсолютность «борьбы» противоположностей. Прерывность и непрерывность. Симметрия в микромире как единство противоположностей. Притяжение и отталкивание.
§ 3. Противоречия как движущая сила процесса развития 345
Противоречия функционирования и развития живой природы Противоречия функционирования и развития общественной жизни. Особенности противоречий социализма. Противоречия антагонистические и неантагонистические.
Глава VI. Диалектика как концепция связи .......... 364
Классификация связей и категории диалектики.
§ 1. Сущность и явление. Закон ........... 367
Сущность и явление. Закон как существенное отношение.
§ 2. Необходимость и случайность ........... 380
Необходимость и случайность как соотносительные категории. Случайность как проявление и дополнение необходимости. Случайность и свобода.
§ 3. Детерминизм и каузальность ........... 396
Каузальность как «частичка» всемирной связи Условия, причина, повод. Взаимодействие, причинность, функциональная связь. Критика индетерминизма. Причинность в статистическом процессе. Причина и цель.
Глава VII. Диалектика как концепция развития ........ 415
§ 1. Закон перехода количественных изменений в качественные ................... -
Категории качества и количества. Качественные различия и качественные изменения. Качественные изменения и количественные изменения. Мера и ее структура. Скачок и его формы.
§ 2. Возможность и действительность ......... 445
Развитие как превращение возможности в действительность. Возможность и случайность. Философский аспект вероятности. Специфика связи возможности и действительности в общественной жизни.
§ 3. Содержание и форма, элементы и структура ..... 460
Содержание и форма. Развитие как «борьба» содержания и формы. Система и элементы, структура и функция Критика «структурализма» и «функционализма».
§ 4. Диалектика как концепция прогресса ....... 479
Круговорот и прогресс в мировом развитии. Взаимодействие высшего и низшего, неравномерность прогресса. Развитие и прогресс в живой природе. Социальный прогресс я буржуазная идеология.
§ 5. Закономерности прогрессивного развития ...... 499
Противоречия между прогрессивной и регрессивной тенденциями развития. Новое и старое, отрицание и преемственность. Закон отрицания отрицания. Логическое и историческое. Ускорение прогресса и свобода.


Угринович Д. М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). М.; Политиздат, 1982. - 288 с., ил.
Раздел: Научный атеизм
Аннотация: В книге рассматриваются узловые теоретические проблемы соотношения искусства, религии и атеизма. Автор показывает социальные истоки искусства и религии, исследует их взаимодействие в первобытном обществе, анализирует сущность культового искусства, рассматривает атеистические и антиклерикальные тенденции в истории искусства.
Содержание:
От автора 5
Введение 7
Глава первая. У истоков искусства и религии 21
Предварительные замечания 23
Проблема дорелигиозной эпохи 27
Две стороны человеческой практики 36
О социальных истоках искусства 40
Социальные корни магии 49
Первобытный обряд как синкретическое, полифункциональное явление 55
Содержание первобытного изобразительного искусства 63
Происхождение первобытного мифа 69
Синкретизм первобытного мифа 75
Миф как продукт коллективного сознания первобытной общины 84
Эволюция первобытной мифологии 87
Глава вторая. Религиозное искусство и его противоречия 95
Понятие религиозного искусства 98
Основные функции культового искусства 108
Вера в сверхъестественное как источник противоречий культового искусства 113
Церковный канон и художественное творчество 135
Кризис религии и современное церковное искусство 172
Религиозное искусство прошлого и современность 183
Глава третья. Искусство и атеизм 203
Искусство и развитие личности 204
Народное творчество и христианская церковь 216
Антиклерикальные и атеистические тенденции в искусстве прошлого 233
Советское искусство в системе атеистического воспитания 257
Именной указатель 276
Предметный указатель 283


В избранное