Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сценарии для библиотек

  Все выпуски  

Сценарии для библиотек - Выпуск 23 от 10.06.2002


Информационный Канал Subscribe.Ru

Сценарии для библиотек

Проект Веселовской центральной районной библиотеки

Выпуск 23.                     10.06.2002   Тираж 437

"СМУТНОЕ ЛИХОЛЕТЬЕ"


Мультимедиа-презентация книжной выставки

 

Звучит музыка: М. Мусоргский,«Рассвет на Москва - реке» (вступление к опере «Хованщина»)

 

1-й ведущий (говорит на фоне музыки)

Углич… Небольшой городок в ста километрах от Ярославля, мирно дремлющий на высоком берегу Волги. Медленно и размеренно текла в нем жизнь и, казалось, ничто не предвещало беды.

 

Пауза.
Музыка постепенно умолкает.
Следующие слова ведущие говорят на фоне музыки:
А. Бородин, симфония No 2 си минор «Богатырская».

Но неожиданно в полдень 15 мая 1591 года в соборной церкви ударили в набат. Народ сбежался со всех сторон, думая, что пожар. На княжеском дворе увидели тело царевича Дмитрия с перерезанным горлом.

 

2-й ведущий

Дмитрий – девятилетний мальчик, последний представитель древнего рода московских царей, последний сын Ивана Грозного. Погиб он, - и не осталось наследника у чахлого и больного царя Федора, его старшего брата, со смертью которого прервется великий и славный род Рюриковичей на московском престоле. Кто же осмелился поднять руку на царственного отрока, кто дерзнул пролить священную царскую кровь?

 

1-й ведущий

... Тут народ
Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
Укрывшихся злодеев захватили
И привели пред теплый труп младенца,
И чудо – вдруг мертвец затрепетал –
«Покайтеся!» - народ им завопил:
И в ужасе под топором злодеи
Покаялись – и назвали Бориса.

(А. С. Пушкин, «Борис Годунов»)

 

Музыка умолкает.

 

2-й ведущий

    Так было названо имя убийцы, который руками своих наемников пресек царский род – Борис Годунов. Личность его сложна и противоречива. Потомок татарского мурзы, перешедшего в начале XVI века на службу к московскому князю и принявшего православие, Годунов делал карьеру стремительно. С юности преуспевший в дворцовых интригах, он вовремя породнился с самым страшным человеком при дворе Ивана Грозного, Малютой Скуратовым, - женился на его дочери. И другой брак обеспечил Годунову великое влияние – незадолго до смерти царя Ивана сестра Годунова, Ирина, набожная красавица «с голосом нежным, как свирель», вышла замуж за наследника московского трона Федора. Теперь Годунов стал неотлучным человеком в царских палатах.

 

1-й ведущий

Слабый и болезненный царь Федор был неспособен к управлению государством. Почти все свое время он посвящал церковным службам и молитвам; всеми же государственными делами ведал Борис Годунов. И произошло невиданное на Руси событие: при живом царе Борису был пожалован титул Правителя с весьма обширными полномочиями. Правление его было мудрым и служило ко благу государства.

Однако честолюбивому Борису этого было мало. Велика была вероятность того, что Федор умрет бездетным. И тогда между троном и Годуновым будет стоять лишь маленький мальчик. А что значила жизнь одного ребенка, если речь шла о троне великой державы? И случилось то, что должно было случиться.

Но вслух назвать всесильного Правителя убийцей никто не решался: у него повсюду были свои глаза и уши. Поэтому следственная комиссия, работавшая в Угличе, вынесла вердикт о том, что царевич зарезал себя сам, играя с друзьями в ножички.

 

Звучит музыка: М. Мусоргский, вступление к опере «Борис Годунов»

 

2-й ведущий (говорит на фоне музыки)

Как и ожидалось, в январе 1598 года царь Федор тихо скончался, не оставив наследников; его жена, царица Ирина, ушла в монастырь. И огромная страна вдруг почувствовала себя осиротевшей: не было больше царя-батюшки, заступника и защитника. Народ стал молить патриарха и бояр избрать нового царя. А кто же был лучшей кандидатурой как не правитель Борис Годунов?

Но Борис, словно вдруг испугавшись бремени царской власти, укрылся в монастыре и нипочем не соглашался принять венец. Неоднократные просьбы бояр и патриарха ни к чему не привели.

 

1-й ведущий (музыка продолжает звучать)

Смятение, царившее в народе, так предал А. С. Пушкин в драме «Борис Годунов»:

Неумолим! Он от себя прогнал
Святителей, бояр и патриарха.
Они пред ним напрасно пали ниц;
Его страшит сияние престола.
……………………………………
О боже мой, кто будет нами править?
О горе нам!

(А. С. Пушкин, «Борис Годунов»)

 

2-й ведущий (музыка продолжает звучать)

Однако у людей, близких к престолу не вызывал сомнений окончательный исход дела:

Чем кончится? Узнать не мудрено:
Народ еще повоет да поплачет,
Борис еще поморщится немного,
Что пьяница пред чаркою вина,
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится;
А там – а там он будет нами править
По-прежнему.

(А. С. Пушкин, «Борис Годунов»)

 

Музыка умолкает.

 

Звучит музыка: М. Мусоргский, «Величальный хор» из оперы «Борис Годунов».

 

1-й ведущий (говорит на фоне музыки)

Наконец был созван Земский собор с представителями всех русских городов, и после торжественных, многократных просьб духовенства и народа Борис согласился наконец возложить на свою голову венец Мономаха.

 

Музыка умолкает.

 

2-й ведущий

Семь лет длилось правление Годунова; много доброго сделал он за это время для Русского государства. Однако сознание того, что он – «ненастоящий, не природный царь», преследовало его до конца жизни. И все его начинания воспринимались народом через призму того, что Годунов обагрил свои руки царской кровью: если царь делал что-то доброе – значит хочет замолить свой грех; а если случалось в стране какое-то бедствие – значит Бог наказывает Русь за то, что избрала себе на трон цареубийцу:

О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли.

(А. С. Пушкин, «Борис Годунов»)

 

1-й ведущий

Потому-то так легко и охотно народ поверил тому, что царевич Дмитрий спасся, что какой-то преданный слуга подменил его безвестным мальчиком, который и пал жертвой убийц. Истинный же царевич будто - бы воспитывался в Литве и теперь идет на Русь с войском, чтобы свергнуть самозванца и занять трон предков.

 

2-й ведущий

Такие слухи стали доходить в Москву весной 1604 года. Однако царь и патриарх разослали по всем городам грамоту с повелением читать ее в церквях, в которой говорилось:

Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал он, окаянный Гришка, к границе литовской. И царь повелел изловить его. А лет ему вору Гришке от роду 20. А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая».                                (А. С. Пушкин, «Борис Годунов»).

 

1-й ведущий

Но не удалось правительству убедить народ: люди верили тому, чему хотели верить. Поэтому к находившемуся в Польше Лжедмитрию отовсюду стекались желающие воевать под его знаменами: это были и воинственные польские шляхтичи, которые надеялись богато поживиться на Руси; и беглецы из Московского государства, искавшие случая возвратится в Отечество; и донские казаки, стесненные при Борисе более, чем когда-либо прежде. Мнимому царевичу помогали польский король и римский папа.

 

Звучит музыка: М. Глинка, вальс из оперы «Жизнь за царя».

 

2-й ведущий (говорит на фоне музыки)

Набор войска был поручен польскому дворянину Юрию Мнишеку, который с торжеством привез Лжедмитрия в свой замок в Самборе и устроил в его честь ряд блестящих празднеств. Здесь Отрепьев увидел младшую дочь Мнишека – Марину и, очарованный ее красотой, предложил ей свою руку. Но гордая красавица отвечала, что выйдет за него лишь тогда, когда он станет царем на Москве.

 

1-й ведущий

Был даже подписан брачный контракт, в котором стороны принимали на себя следующие обязательства: Марина обещает выйти за него замуж, а «царевич Дмитрий» обещает сесть на престол и отдать ей в полное владение Новгород и Псков. Тогда же отец Марины, Юрий Мнишек, должен был получить миллион (!) золотых для торжественной поездки с невестой в Москву.

Но самым поразительным было главное условие: если в течение года он не завоюет престол, Марина имеет право расторгнуть контракт. В течение года он берется завоевать огромную страну с сильной армией – многим это казалось химерой.

 

Музыка умолкает.

 

Звучит музыка: А. Бородин, симфония No 2 си минор «Богатырская».

 

2-й ведущий (говорит на фоне музыки)

Однако вскоре мечты стали превращаться в реальность. Западные окраины Московского государства волновались. Под влиянием «подметных грамот» Лжедмитрия, в которых говорилось о том, что он – спасшийся царевич и идет занять трон своего отца, жители многих городов соглашались признать его и восстать против Бориса. Они присылали к Лжедмитрию своих представителей с обещаниями помощи и клятвами верности.

Поэтому, когда в октябре 1604 года воинство «Дмитрия» вторглось в пределы Руси, началось невероятное: вмиг без сопротивления отложилось от царя Бориса множество городов; население их непрестанно пополняло армию «природного царя».

 

1-й ведущий (музыка продолжает звучать)

Борис посылает огромное войско против Лжедмитрия. Царскую рать возглавляет боярин Федор Иванович Мстиславский. Пятнадцать тысяч войска «царевича» стот против пятидесяти-тысячной армии царя. По сигналу боевых труб начинается битва. Мнимый царевич ведет себя очень храбро: лично возглавляет атаки, вдохновляя войска своим примером, не боится ни пуль, ни секир, ни мечей. И князь Мстиславский, опытный воевода, странно легко проигрывает сражение.

Как напишет летописец, казалось, что русские «сражаются не руками и мечами, а ногами». Войско царя бежит, оставив тысячи убитых на поле.

 

2-й ведущий (музыка продолжает звучать)

Однако уже в следующей битве Лжедмитрий терпит поражение. Между двумя армиями устанавливается шаткое равновесие. Все ждали, в чью же пользу склонится чаша весов.

И вдруг 13 апреля 1605 года в Москве случилось ужасное: когда царь Борис поднимался из-за пиршественного стола, неожиданно кровь хлынула у него изо рта, ушей и носа. Царь умер в мучениях.

 

1-й ведущий (музыка продолжает звучать)

Страшная смерть Бориса, в которой народ увидел Божье возмездие, потрясла умы. Смута окончательно овладела народом и армией. В Москве люди открыто говорили о скором приходе «природного» царя. Тот, кого еще вчера именовали «расстригой и вором», теперь назывался «Государем всея Руси Димитрием Иоанновичем». А в ожидании его прихода и в угоду новому царю зверски убили сына и жену царя Бориса.

 

Музыка умолкает.

 

2-й ведущий

И вот 20 июня 1605 года при торжественном звоне колоколов Лжедмитрий въехал в Москву, а через месяц венчался на царство. Его краткое правление поразит историков: не проходило дня, в который бы царь не присутствовал в Думе, где удивлял бояр находчивостью при решении трудных дел, начитанностью; указывал на невежество бояр, обещал позволить им ездить в чужие земли для образования; объявил, что хочет держать народ в повиновении не строгостью, но щедростью.

 

1-й ведущий

Вместе с самозванцем и его невестой в Москву прибыло множество поляков. Их было так много, что жителям столицы пришлось постесниться в собственных домах, чтобы разместить незванных гостей. Чужеземцы сразу повели себя не как гости, а как завоеватели; они чувствовали себя хозяевами в чужом городе, дерзко и пренебрежительно относились к москвичам.

Все это, а также женитьба царя на некрещенной польке, его явно выраженная любовь к иноземным обычаям вызвало недовольство среди москвичей. По городу поползли слухи о том, что на троне – самозванец. Был составлен заговор с целью его убийства.

 

2-й ведущий

17 мая 1606 года около четырех часов утра ударили в набат. Толпы заговорщиков хлынули на Красную площадь, а оттуда – к царскому дворцу. Стража не смогла их сдержать. Лжедмитрий, видя, что сопротивление бесполезно, выпрыгнул в окно, но неудачно: сломал ногу и потерял сознание. Здесь восставшие нашли его и убили. Затем на труп надели шутовскую маску и выставили на всеобщее обозрение на Красной площади, где каждый прохожий мог вдоволь над ним потешиться. После этого тело сожгли, а пепел, смешав с порохом, зарядили в пушку и выстрелили в сторону Польши – туда, откуда пришел.

Марина и ее отец бежали, бросив все подаренные деньги и драгоценности. Поляков изгнали из города.

 

1-й ведущий

Но страна, охваченная смутой, не желала успокаиваться. Едва избрали нового царя, Василия Ивановича Шуйского, как вновь пошли слухи о том, что царевичу Дмитрию и на этот раз удалось спастись. Так появился Лжедмитрий II, а с ним новые толпы захватчиков, жаждущих поживы. В конце концов под властью царя Василия осталась лишь Москва и ее ближайшие окрестности. Вся европейская часть страны была захвачена поляками; польский король Сигизмунд осадил Смоленск.

Лжедмитрий II просуществовал недолго: ему нечем было платить войску, которое вскоре попросту разбежалось. Сам Лжедмитрий исчез в неизвестном направлении.

 

2-й ведущий

Бесконечный кровавый калейдоскоп Смуты продолжался. В Москве вновь составлен заговор – на сей раз против «несчастливого» царя Василия Шуйского. Его вместе с женой насильно отправили в монастырь.

Вновь встал вопрос о том, кто станет царем. Много было претендентов из могущественных и сильных боярских родов. Но ни один из них не желал возвышения другого. И потому Боярская Дума решила просить на русский трон польского королевича Владислава. К королю Сигизмунду, безуспешно осаждавшему неприступный Смоленск, отправилась боярская делегация. Но хитрый король, дав свое согласие, нарочно тянул время и не отсылал сына в Москву, имея намерение самому стать русским царем.

 

1-й ведущий

А поляки тем временем продолжали бесчинствовать на Руси. И пока бояре в безумии своих распрей вели страну к гибели, в народной среде зрела решимость восстать против захватчиков.

Символом и вдохновителем сопротивления стал архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Дионисий, который рассылал по областям грамоты, призывая ратных людей встать на защиту православной веры и Отечества. Грамоты эти передавались из города в город и возбуждали в народе сильное воодушевление.

 

2-й ведущий

В октябре 1611 года одна из таких грамот попала в Нижний Новгород. Ее прочли в соборной церкви перед всем народом. Вдохновленный этой грамотой нижегородский купец Козьма Захарьевич Минин - Сухорукий обратился к согражданам с призывом организовать ополчение и прогнать поляков. «Не пожалеем ничего, - говорил он, - продадим дома свои, заложим жен и детей и соберем казну на жалованье ратным людям!»

Минин первым подал пример: он не только внес значительную сумму денег, но и снял золотые оклады с домашних икон, принес драгоценности своей жены. Нижегородцы охотно откликнулись на его призыв; вскоре стали приходить пожертвования из ближних и дальних городов, ополчение пополнялось ратными людьми.

 

1-й ведущий

Наконец встал вопрос о том, кто же возглавит войско: нужен был опытный и искусный полководец. Выбор пал на князя Дмитрия Михайловича Пожарского, который в то время жил в своем поместье и лечился от ран, полученных в битвах с поляками.

Пожарский согласился на просьбу нижегородцев, но потребовал, чтобы они выбрали достойного человека заведовать общественной казной. Таким человеком стал Козьма Минин.

 

Звучит музыка: М. Мусоргский, «Картинки с выставки. Катакомбы (римская гробница)»

 

2-й ведущий (говорит на фоне музыки)

И настал долгожданный момент, когда ополчение выступило в поход. Долгие месяцы проходили в упорных и ожесточенных сражениях. Войско медленно, но верно приближалось к Москве. Жители освобожденных городов со слезами встречали своих освободителей, преподносили им хлеб – соль, отдавали последнее для снабжения ратников.

 

1-й ведущий

Три дня длилась страшная битва под стенами Москвы. Но вот уже почти вся столица освобождена, остался лишь осажденный в Кремле польский гарнизон. Наконец страшный голод заставил поляков сдаться. Король Сигизмунд, шедший к ним с подкреплением, узнал об этой сдаче и повернул назад.

 

Музыка умолкает.

 

2-й ведущий

Народ сохранил благодарную память о подвиге героев освободительной борьбы в песнях и былинах.

 

Звучит музыка: М. Мусоргский, «Картинки с выставки. Богатырские ворота Киева».

 

1-й ведущий

Как в старом-то было городе,
Во славном и богатом Нижнием,
Как уж жил тут, поживал богатый мещанин,
Богатый мещанин Козьма Сухорукий сын.
Он собрал-то себе войско из удлых молодцов.
Из удлых молодцов – нижегородских купцов.
Собравши их, он речь им взгворил:
Ох вы гой еси, товарищи, нижегородские купцы!
Оставляйте вы свои домы,
Покидайте ваших жен, детей,
Вы продайте все ваше злато – серебро,
Накупите себе вострых копиёв,
Вострых копиёв, булатных ножей,
Выбирайте себе из князей и бояр удалого молодца,
Удалого молодца, воеводушку.
Пойдем-ко мы сражатися
За матушку за родну землю,
За родну землю, за славный город Москву…


 

2-й ведущий

Уж как выбрали себе молодые ратнички,
Молодые ратнички, нижегородские купцы,
Выбрали себе удалого молодца,
Удалого молодца, воеводушку,
Из славного княжеского роду –
Князя Димитрия, по прозванию Пожарского.
Уж повел их славный князь Пожарский
За славный Москву-город сражатися,
С поляками войной бранитися.

(Народная песня)

 

1-й ведущий

    Не был забыт их подвиг и потомками. В 1804 – 1818 годах на собранные пожертвования в Москве на Красной площади был установлен памятник с надписью «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

 

2-й ведущий

Долго еще предстояло обескровленной и разоренной стране бороться с врагами, много жертв еще предстояло принести русским людям. Но столица была освобождена, и нужно было подумать об избрании нового царя. Для этого в Москву собрались выборные люди от разных сословий со всего государства на Великий Земский Собор.

 

1-й ведущий

После трехдневного поста и молитв приступили к совещаниям. Вначале было много разногласий, но в конце концов единодушный выбор пал на 16-летнего Михаила Федоровича Романова.

Так 21 февраля 1613 года закончилась эпоха междуцарствия.

 

Звучит музыка: М. Глинка, финал оперы «Жизнь за царя», хор «Славься»

 

2-й ведущий

Да, тяжело… Но тяжелей бывало,
А вышла ты, как Божий день, из тьмы:
Терпела ты и в старину не мало
Различных бурь и всякой кутерьмы.
От юных лет знакомая с бедми,
И встарь ты шла колючими путями,
Грядущего зародыши тая,
И долгого терпения уроки
Внесла в твои таинственные строки
Суровая История твоя.

(В. Бенедиктов, «К России»)

 

Литература

  1. География России: Энциклопедический словарь / Гл. ред. А. П. Горкин. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  2. Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии. Титулы / Под ред. В. Бутромеева. – М.: «Деконт +», 2000.
  3. Русская историческая живопись. Детская энциклопедия / Яковлева Н. А. – М.: «Белый город», 2000.
  4. Москва: Иллюстрированная история. В 2-х т. Т. 1. С древнейших времен до 1917 г. / Пашуто В. Т., Корецкий В. И., Преображенский А. А. и др.; Отв. ред. Пашуто В. Т. – М.: Мысль,1985.
  5. Иллюстрированная история России до Петра Великого. – С.-Петербург.: Фонд «Ленинградская галерея», 1994.
  6. Костомаров Н. И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. Исторические монографии и исследования. М.: «Чарли», 1994.
  7. Митяев А. В. Ветры Куликова поля: Рассказы. – М.: Дет. лит.,1986.
  8. Пчелов Е. В., Чумаков В. Т. Правители России от Юрия Долгорукого до наших дней. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Грант», 1999.
  9. Скрынников Р. Г. Далекий век: Иван Грозный; Борис Годунов;Сибирская одиссея Ермака: (Исторические повествования):. – Л.: Лениздат, 1989
  10. Скрынников Р. Г. На страже московских рубежей. – М.: Моск.Рабочий, 1986.
  11. Скрынников Р. Г. Русь X – XVII века. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.
  12. «Родина» No 1, 1993.
  13. «Родина» No 9, 1995.

 

 

Иллюстрации

  1. Панорама г. Углича – фото.
  2. Рака царевича Дмитрия – фото.
  3. Борис Годунов. Парсуна XVII века.
  4. Царь Федор Иванович. Парсуна. Конец XVI - начало XVII в.
  5. Ю. Хмелецкий. Весть (Размышление). Царь Федор Иоаннович и Борис Годунов.
  6. Дмитрий Самозванец. Гравюра Ф. Снядецкого. XVII век.
  7. Марина Мнишек. Гравюра Ф. Снядецкого. XVII век.
  8. Василий Иванович Шуйский. Из «Титулярника» 1672 г.
  9. Князь Д. М. Пожарский. Портрет XVII века.
  10. Кузьма Минин. Скульптурный портрет с памятника Тысячелетия России в Новгороде Великом, 1862 г. Скульпторы М. О. Микешин и И. Шредер.
  11. Нижний Новгород. Гравюра из «Путешествия» А. Олеария. . XVII век. (Либо фотопанорама Нижнего Новгорода).
  12. Земские ополчения 1610 – 1612 гг. Карта.
  13. Боярин на коне. Старинная литография, XVII век.
  14. Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля.
  15. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому. Скульптор И. Мартос. 1804 – 1818.
  16. Царь Михаил Федорович. Гравюра Ж. Меку по оригиналу Ж.- А. Беннера. 1817 г.
  17. Г. И. Угрюмова. Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. Не позднее 1800 г. Государственный Русский музей.

 

Составитель:
Людмила Александровна Колесникова,
библиотекарь Веселовской ЦБ
Редактор и музыкальное оформление:
Ольга Викторовна Дегтярева,
методист Веселовской ЦБС
Уважаемые коллеги!
Поделиться мнением о материалах рассылки и прислать свои разработки вы можете по адресу scenario@biblio.donpac.ru
Архив Рассылки
Наши люди в WWW
| NEVERMORE | KEPMEK |


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное