Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сценарии для библиотек

  Все выпуски  

Сценарии для библиотек - Выпуск 20 от 03.12.2001


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Сценарии для библиотек

Проект Веселовской центральной районной библиотеки

Выпуск 20.                     03.12.2001   Тираж 476

"РУСЬ БОГАТЫРСКАЯ"


Презентация книжной выставки

С раннего утра до вечера,
С вечера до света
Летят стрелы каленые,
Гремят сабли о шлемы,
Трещат копья булатные
В поле незнаемом...

 

Ведущий (1):

"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие". Эти слова принадлежат великому Пушкину, который был не только гениальным поэтом, но и добросовестным, скрупулезным историком. Какой же "славою" наших предков "должно" нам гордиться? Что включает в себя это понятие? Слава ли это русских воинов, чью силу изведали многие неприятели? Или слава мастеровых-ремесленников, чьи изделия были известны во всей Европе и за её пределами? Или это слава великих наших зодчих, живописцев, скульпторов, литераторов, поднявших русскую культуру на недосягаемую высоту?

Всем этим мы можем и должны по праву гордиться. Наше культурно-историческое наследие - бесценное богатство, и поэтому всегда полезно заглянуть в его истоки, в его живые родники, питающие великую реку народной жизни.

Во все времена, у каждого народа были люди, жизнь и деятельность которых оставила настолько яркий след в истории, оказала столь мощное влияние на судьбу народа, что о них помнят и говорят сотни, а то и тысячи лет спустя после их смерти. Наша отечественная история особенно богата такими личностями, с именами которых связывалась целая эпоха. Каждый из них оставил свой след (добрый или худой) в жизни нашей страны и положил начало последующим успехам или неудачам россиян.

Веселовская центральная библиотека запланировала серию выставок под общим названием "Портретная галерея выдающихся россиян", где перед нашими читателями пройдут многие исторические персоны - от древности до наших дней. Нам хотелось бы, чтобы вы не только вновь услышали о наших великих предках, но и увидели их лица, как бы посмотрели им в глаза. И может быть кому-то из вас захочется узнать о них побольше, и вы увидите в них не хрестоматийные застывшие фигуры, а живых людей со своими достоинствами и недостатками, чьими руками и творится история.

Итак, перед вами первая выставка из этого цикла, которая называется "Русь богатырская". И речь у нас сегодня пойдет о Древней Руси. Выставка - авторская; разработку идеи и оформление осуществила библиотекарь Л.А. Колесникова.

 

Звучит музыка: Мусоргский М. Картинки с выставки. Богатырские ворота Киева
Ведущий говорит под музыку

 

 

Ведущий (2):

Первая рубрика выставки называется "И крестил Владимир Русь". Здесь расположена литература, рассказывающая о князе Владимире -Красное Солнышко.

Первые века истории славян теряются во мгле времен. Ученые сегодня могут только догадываться о том, откуда пришли славяне на Восточно-Европейскую равнину, каков был их образ жизни, верования, культура. Слабые отголоски тех времён остались лишь в русских сказках. "Повесть временных лет" - древнейшая русская летопись - вскользь упоминает легендарных основателей Киева, трёх братьев Кия, Щека и Хорива и сестру их Лыбедь.

Более определенные и достоверные сведения встречаются в летописях и других документах начиная со времени княжения Олега, загадочная гибель которого нашла отражение в стихотворении А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге".

Княжившие после него поочередно Игорь, Ольга и Святослав много сделали для укрепления Древнерусского государства, расширения его территории.

После гибели Святослава Русью правили, разделив ее на уделы, три его сына: Ярополк, Олег и Владимир, который и является героем первой рубрики нашей выставки. Вскоре после гибели отца братья, старшему из которых, Ярополку, было 17 лет, затеяли междоусобицу, в которой погибли Ярополк и Олег, а Владимир стал Великим князем Киевским.

Первым от рук Ярополка погиб Олег. Владимир, боясь для себя той же участи, решил предупредить опасность и напасть первым. В это время в Полоцкой области княжил князь Рогволод. У него была прекрасная дочь, по имени Рогнеда, которая была сговорена за Ярополка. Владимир, собравшись в поход, захотел лишить своего брата невесты и через послов потребовал ее руки. Рогнеда отвечала, что не хочет идти за сына рабыни (мать Владимира, Малуша, была ключницей у его бабки, княгини Ольги).

Тогда разъяренный Владимир взял Полоцк приступом, убил князя Рогволода и двух его сыновей, а Рогнеду насильно взял себе в жены.

 

Ведущий (1):

Именно этот момент изображен на картине художника Лосенко "Владимир и Рогнеда". Антона Лосенко, жившего во второй половине XVIII века, называют первым русским историческим живописцем, ибо его картина "Владимир и Рогнеда" стала первой картиной, написанной на тему из русской истории. Репродукция этой картины демонстрируется по книге "Русские художники от А до Я" (М., 1996).

Антон Лосенко: Владимир и Рогнеда

Картины Лосенко похожи на сцены из театральных представлений; пышные и яркие костюмы героев тоже напоминают театральные. Люди в жизни более сдержанно выражают свои чувства, чем на картинах Лосенко.

Все дело в том, что художник жил в то время, когда был очень популярен театр; даже члены императорской семьи не гнушались играть в придворных театральных постановках. Движения артистов были не такие, какими бывают в жизни. Свои чувства - любовь, радость, горе, гнев - они выражали преувеличенно. Если герой объяснялся в любви, он низко склонялся перед возлюбленной, прижимая ладонь к груди, как Владимир на картине Лосенко.

Язык живописи, которым "говорил" Лосенко, был близок языку тогдашних трагедий. Именно поэтому его картина соответствует скорее вкусам времени, в котором он жил, нежели исторической правде. В жизни все было далеко не так романтично: Рогнеда родила Владимиру сына Изяслава, но князь вскоре охладел к ней и отправил ее с маленьким сыном в специально для них построенный город Изяславль. С этого времени летописи больше ничего о Рогнеде не сообщают. Летописец Нестор говорит лишь, что за свою горестную судьбу она получила в народе прозвание Гориславы.

 

Ведущий (2):

Владимир вошел в историю под именем "Креститель", которого удостоился за то, что в его правление на Руси было принято христианство. Подробнее о его жизни, его деяниях, подробностях его биографии рассказывает книга Владимира Руднева "Слово о князе Владимире" (М., 1989).

На протяжении всего своего правления Владимир оставался мудрым правителем, заботящимся об охране и устройстве Русского государства, укреплении его могущества. Именно таким - величавым, властным, решительным - предстает перед нами князь Владимир на фреске Виктора Михайловича Васнецова.

Виктор Васнецов: Князь Владимир (Фреска Владимирского собора в Киеве)
Эта фреска - одна из многих, созданных гениальным русским художником во время росписи им Владимирского (в честь князя-крестителя) собора в Киеве, расписать который он был приглашён в 1885 году. В своих росписях Васнецов был далек от устоявшихся иконописных канонов: он стремился показать облик живых людей, передать их характер. Об этой и других работах Виктора Михайловича, а также его брата, Аполлинария Михайловича Васнецовых, об их биографии повествует книга Лидии Кудрявцевой "Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы" (М., 1991). Книга содержит множество прекрасных иллюстраций.

 

Ведущий (1):

Князь Владимир Святославич остался в памяти народной не только как креститель Руси, но и как её хранитель: именно он первым ввёл на пограничных рубежах засеки и заставы богатырские. Именно к нему ехали в Киев богатыри-витязи со всех концов Русской земли, чтобы послужить "ласковому князю Владимиру - Красное Солнышко". Владимир очень дорожил своей дружиной, ежедневно устраивал для неё пиры. Однажды во время пира гости возроптали, почему за княжеским столом подают ложки деревянные, а не серебряные. Князь, узнав об этом, тотчас приказал сделать серебряные, сказав при этом: "Была бы у меня верная дружина, - а с нею я буду иметь серебро и золото".

Умер князь Владимир в 1015 году, оставив глубокий след в памяти народа: о нём повествуют летописи, былины, сказания, произведения художественной литературы, научные труды; он причислен Православной Церковью к лику святых и о нем составлено житие.

 

Звучит музыка: Бородин А. Симфония ©2 "Богатырская"
Ведущий говорит под музыку

 

 

Ведущий (2):

Весна 1185 года. Огромная, бескрайняя, поросшая буйной травой дикая степь. Бесконечные отлогие спуски к далёким рекам. Скрытые от глаз кустарники и рощи по оврагам. Со всех сторон опасность: степь принадлежит тем, кто в ней кочует, кто идёт весной с юга от зимовий на богатые северные пастбища, на сёла и города русские, чтобы захватить детей, женщин, мужчин, поживиться золотом, мехами, тканями, оружием. Степняки объединены, сплочены, у них быстрые кони, осадные катапульты, чтобы брать города, огромные, передвигающиеся на великих возах, самострелы, тетиву которых натягивают пятьдесят человек. Есть даже "греческий огонь". Они воюют и в Азии, и в Европе. Воюя, они движутся всем народом: их жёны и дети - в походных войлочных домах на телегах. Это жестокий и опасный враг, ужас и проклятие Руси - половцы.

Страшный урон наносят они Русской земле, ежегодно совершая разорительные набеги, угоняя в полон множество народу. И с каждым годом всё больше наглеют половцы, проникают всё глубже в пределы Руси. Ибо некому дать им отпор: князья русские поделили землю на уделы и воюют друг с другом, и гибнут в этих бессмысленных битвах лучшие воины, а степняки между тем жиреют на крови и слезах русских людей. Более того, воюя между собой, князья то и дело призывают половцев себе на помощь, тем самым открывая им путь вглубь Руси.

Борьба князей против поганых прекратилась,

ибо сказал брат брату:
"Это моё, и то моё же".
И стали князья про малое
"это великое" говорить
и сами на себя крамолу ковать.
А поганые со всех сторон приходили с победами
на землю Русскую.

 

Ведущий (1):

Но вот, когда опасность стала очевидной для всех, русским князьям удалось объединить свои силы для борьбы с общим врагом: в 1184 году их общими силами под предводительством Святослава Всеволодовича Киевского половцы были разбиты. Захвачены были военные машины, отбиты русские пленники. Половцы были устрашены, и опасность, казалось бы, надолго устранена от Русской земли.

Однако Игорь Святославич, князь Новгород-Северский не смог участвовать в этом победоносном походе: поход начался ранней весной, и гололедица помешала его конному войску подоспеть вовремя. По-видимому, Игорь Святославич тяжело переживал эту неудачу: ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей против половцев, его могли заподозрить в умышленном уклонении от участия в походе. Вот почему в следующем, 1185 году Игорь, "не сдержав юности" - своего молодого задора, без сговора с другими князьями, бросается в поход против половцев. Именно об этом походе рассказывает величайший памятник древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве" и вторая рубрика нашей выставки "А Игорь к Дону воинов ведет".

Вот как передает "Слово" речь Игоря:

"Хочу, - сказал,- копьё преломить
на границе поля Половецкого;
с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
либо шлемом испить из Дону".

 

Ведущий (2):

Выдающийся художник советской эпохи - Владимир Александрович Серов - вдохновленный этим замечательным произведением, создал к нему великолепную серию иллюстраций. Эта серия, а также множество других произведений В. Серова представлены в книге Андрея Лебедева "Владимир Серов" (М., 1984).

Итак, войско князя Игоря движется навстречу врагу. Воины помнят о грозном предзнаменовании - солнечном затмении 1 мая, застигшем их в самом начале похода у берегов Оскола (этот момент изобразил в своих иллюстрациях к "Слову" В. Серов).

Владимир Серов: Иллюстрация к Слову о полку Игореве

Первое столкновение Игорева войска с половцами окончилось победой русских:

Спозаранок в пятницу
потоптали они поганые полки половецкие
и, рассыпавшись стрелами по полю,
помчали красных девушек половецких,
а с ними золото,
и паволоки,
и дорогие оксамиты.
Покрывалами,
и плащами,
и кожухами
стали мосты мостить по болотам
и по топким местам,
и всякими узорочьями половецкими.


Владимир Серов: Иллюстрация к Слову о полку Игореве

 

Звучит музыка: Бородин А. Князь Игорь. Половецкие пляски
Ведущий говорит под музыку

 

 

Ведущий (1):

Однако на следующий же день, с рассветом, половецкие полки стали неожиданно наступать на русичей. Небольшое русское войско вдруг увидело, что оно собрало против себя "всю половецкую землю". Трое суток день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском, трое суток не стихала битва.

Владимир Серов: Иллюстрация к Слову о полку Игореве

С раннего утра до позднего вечера,
с вечера до света
летят стрелы калёные,
гремят сабли о шлемы,
трещат копья булатные
в поле незнаемом,
среди земли Половецкой.
Черная земля под копытами костьми была засеяна
и кровью полита:
горем взошли они по Русской земле.

Отшумела битва. Над полем сгущается ночная мгла. Зловещая красная луна взбирается на небо. На земле лежат убитые русские воины. Они словно спят, исполнив трудный долг. Такой увидел степь после битвы художник Виктор Михайлович Васнецов, такой изобразил ее в своей картине "После побоища Игоря Святославича с половцами". Полотно Васнецова воспело подвиг русской дружины и оплакало ее гибель.

Виктор Васнецов: После побоища Игоря Святославича с половцами

Васнецов говорил: "Только плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит и не ценит своей истории".

 

Звучит музыка: Балакирев М. Русь. Симфоническая поэма

 

 

Ведущий (2):

Героем 3-й рубрики выставки - "И возвратился князь Александр с победой" - стал князь Александр Ярославович Невский.

Была середина 1240 года. Северо-восточная Русь исстреляна стрелами, иссечена саблями. Теперь монголо-татары жгут и убивают в южной части Руси. Взяты и разграблены Чернигов, Переяславль... И вновь горе усугубляет междоусобная брань князей: когда монголы нападали на чье-то княжество, никто не приходил на помощь попавшему в беду, радуясь гибели своего "врага".

А в северо-западном краю Русской земли своя беда. Флот шведов - сотня судов, вошёл из финского залива в Неву. На судах отборное войско. Командует флотом зять шведского короля герцог Биргер. Остановившись при слиянии рек Ижоры и Невы, шведы расположились на отдых. Биргер направил послание в Новгород князю Александру: "Если можешь, сопротивляйся. Знай, что я уже пленю твою землю". Биргер был уверен, что новгородцы не смогут собрать такую силу, как у него.

"...Много поту утер за Русскую землю", - говорили современники о князе Александре Ярославиче. Четыре с небольшим десятка лет его жизни - это сгусток исключительных по важности для Руси событий, в которых многое определилось его талантом полководца, администратора и дипломата.

Сложность трудов тяжких, выпавших на долю этого человека, переплетались с драмами его личной жизни. Его отца, великого князя Владимирского, слуги привезут мёртвым из Каракорума. Туда отец был вызван для утверждения на княжение, там ханша Туракина, мать монгольского хана Гуюка, в знак высочайшей милости покормила князя из своей руки, а в еде была отрава. Внезапно умрёт в день свадьбы старший брат Фёдор. Рано князь потеряет свою умную советчицу - мать, Феодосию Игоревну.

В 1239 году Александр занялся устройством застав по реке Шелони, на пути, ведущем в Новгород с запада, выставил охрану у впадения реки Невы в Финский залив. Именно эта охрана заметила корабли шведов и вовремя предупредила новгородцев, узнавших о нападении ещё до приезда шведских послов.

 

Ведущий (1):

Об этом и о многом другом вы сможете узнать из книги Лидии Обуховой "Набатное утро" (М., 1978). Книга рассказывает о жизни князя Александра, его трудах на благо Руси, а также о двух самых знаменитых сражениях, выигранных им - Невской битве и Ледовом побоище.

Обычно к имени князя прибавляли название города, в котором он княжил. К имени Александра народ прибавил название реки, на которой была одержана очень важная для всей Руси победа. Александр Невский - так и мы зовем знаменитого полководца.

Ко времени Невской битвы Александру Ярославичу было всего около 20 лет. По современным понятиям это только что вступивший в жизнь юноша. Но наши предки думали иначе. Древний обычай велел в три года посадить мальчика на коня, с семи лет обучать владению мечом, луком и стрелами, копьём, а в двенадцать отец должен был взять его с собой в поход. Таким образом, к двадцати годам у знатного воина мог быть восьмилетний боевой опыт. Судя по его действиям у Невы, юный Александр имел не только знания военачальника, но и несомненный талант.

Столь же сокрушительным оказалось поражение, которое нанес Александр ливонским рыцарям, вторгшимся в пределы русской земли весной 1242 года.

 

Ведущий (2):

Эта победа на много лет остановила продвижение на Русь немецких захватчиков и принесла историческую славу Александру Невскому. Известие о Ледовом побоище высоко подняло авторитет и новгородского князя и самого Новгорода. Монголо-татары город не разорили, но дань им Новгород платил, и побывать Александру Ярославичу у ханов Золотой Орды пришлось неоднократно: в 1248 году хан Батый отдал ему великое княжение.

Впоследствии князь Александр не раз ездил в Орду, чтобы умилостивить хана, разгневанного восстаниями русских против татар. Одно из таких путешествий стало для князя последним: на обратном пути, проезжая через город Волжский, он тяжко захворал и умер там 14 сентября 1263 года, "много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за всё великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру". Вся Русь была поражена горем, узнав о кончине этого князя. Тело его было погребено в монастыре Рождества Богородицы, откуда Пётр I перенёс его останки в Петербург. Православная церковь причислила Александра Ярославича Невского к лику святых.

Особенным блеском засияло имя этого князя в годы Великой Отечественной войны, когда великие подвиги русских полководцев вдохновляли советских солдат на защиту Отечества. В 1942 году был учреждён орден Александра Невского, и в том же 1942 году художник Павел Дмитриевич Корин начал работу над героическим эпосом, посвящённым выдающемуся полководцу. Лейтмотивом этого произведения стал пафос правого дела - защита Отечества. Первой была завершена центральная часть триптиха - "Александр Невский". Через год были готовы остальные части ансамбля - "Старинный сказ" и "Северная баллада".

Прекрасную репродукцию центральной части триптиха вы найдёте в красочном альбоме "Государственная Третьяковская галерея" (М., 1986).

Павел Корин: Александр Невский

 

Звучит музыка: Бородин А. Симфония "Богатырская"

 

 

Ведущий (1):

4-я рубрика - "Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликовом" - расскажет вам о князе Дмитрии Донском, святом Сергии Радонежском и о других выдающихся людях XIV века.

В бесконечной борьбе с многочисленными врагами, в кровавом противостоянии друг другу русских князей, в слезах и унижении рабства проходили для Руси года и десятилетия. Пришли в упадок южные княжества, из крохотной деревеньки превратилась в столицу Великого княжения Москва и ее князья начали понемногу собирать под свою руку русские земли. Русь начала осознавать свою силу.

В 1363 году Великим князем стал Дмитрий Иоаннович, вошедший в историю под именем Донского. Утвердившись на великокняжеском престоле, князь Дмитрий продолжил политику своих деда и отца - политику объединения русских земель вокруг Москвы. Ему пришлось выдержать нелёгкую борьбу с Тверским и Рязанским княжеством, войну с Литвой и с волжскими болгарами. Всё это время продолжались набеги татар на Русь, шло ежегодное взимание дани.

Однако Московская Русь уже ощущала свою возросшую силу. Давно прошло то время, когда на Руси трепетали от одного лишь имени татарского. Дмитрий деятельно готовился к войне. Со всех сторон стекались к нему в Москву подручные князья с их дружинами, единодушно отозвавшиеся на призыв великого князя. Перед походом Дмитрий с князьями и воеводами отправился в Троицкую лавру принять благословение от святого Сергия Радонежского.

 

Ведущий (2):

Святой Сергий был духовным светочем русской земли, наставником и учителем всех пришедших к нему за советом и утешением, а созданный им Свято-Троицкий монастырь (теперь это Троице-Сергиева лавра) - центром духовной жизни Руси того времени. Все это отразил в своей картине "Святой Сергий" один из самых необычных художников XX века Николай Константинович Рерих.

Николай Рерих: Святой Сергий

Творчество Рериха - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием сюжетов, поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь этого человека подобна удивительной легенде: начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.

Святитель предсказал князю победу, но соединённую со страшными потерями. Он благословил великого князя и по его просьбе отпустил с ним двух иноков, Пересвета и Ослябю, которые прежде были боярами и отличались воинским мужеством. 20 августа русские полки выступили из Москвы. На Девичьем поле Дмитрий сделал смотр войскам: собралось более 150 тысяч конных и пеших. Такого грозного ополчения Россия еще не видела!

 

Ведущий (1):

Войска переправились через Оку и уже приблизились к Дону, когда Дмитрий получил известие, что Мамай ждет обещанной помощи от литовского князя Ягайло. Чтобы предупредить это соединение, Дмитрий Иванович решил перейти Дон и идти навстречу татарам. В ночь на 8 сентября 1380 года войска переправились через Дон и расположились на громадном Куликовом поле при впадении Непрядвы в Дон. Здесь и произошла знаменитая Куликовская битва.

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали!
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат...

На пути - горючий белый камень,
За рекой - поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: "Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!"

Я - не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!

(А. А. Блок "Мы, сам-друг, над степью в полночь стали",
из цикла "На поле Куликовом", 1908 г.)

 

Ведущий (2):

Напряженное ожидание боя, уверенность в победе и в то же время готовность к жертвам во имя Родины нашли отражение в картине художника Александра Павловича Бубнова "Утро на Куликовом поле". С репродукция этой картины можно познакомиться в книге "Москва. Иллюстрированная история" (М., 1986).

Александр Бубнов: Утро на поле Куликовом

Дорого досталась России победа: это была одна из тех побед, которые граничат с поражением; "оскудела совершенно вся земля Русская воеводами и слугами и всяким воинством и от этого был страх большой по всей Русской земле", - говорит летописец. Но невзирая на это, Куликовская битва имела важное значение: она подняла дух русского народа, пробудила в нем сознание необходимости сплочения для борьбы с общим врагом, подала надежду на близкое избавление от ига и упрочила уважение к роду великих Московских князей. Долгожданное же освобождение пришло лишь через сто лет - в 1480 году.

 

Ведущий (1):

Дмитрий Донской ненадолго пережил свою блестящую победу: сраженный тяжкой болезнью, он умер 19 мая 1389 года. Богатое событиями княжение Дмитрия, протекало с начала и до конца в упорной борьбе, из которой он вышел победителем благодаря своим блестящим достоинствам. Личные качества Дмитрия Ивановича привлекали к нему окружающих; твёрдый характером, сильный умом, великодушный к побежденным врагам, кроткий и благочестивый, он был любим своими подданными, и смерть его вызвала глубокую скорбь всех русских людей.

Славная победа на Куликовом поле волновала умы и современников князя Дмитрия и его далеких потомков. Вскоре после битвы была создана поэма "Задонщина", отразившая умонастроения современников. О Куликовской битве писали многие историки, поэты, писатели. Мы можем предложить вашему вниманию книги "Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины" (М., 1983), В. Буганов "Куликовская битва" (М., 1980), Р. Скрынников "На страже московских рубежей" (М., 1986), сборник "Живая вода Непрядвы" (М., 1988).

 

Ведущий (2):

Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.

(М. Ю. Лермонтов "Песня про купца Калашникова")

Будущий грозный владыка России родился 25 августа 1530 года и при крещении был наречён Иоанном. Он рано лишился родителей: когда ему было три года, умер его отец, а через пять лет умерла и мать; ходили слухи, что она была отравлена.

Началось правление бояр, продолжавшееся 10 лет и ознаменованное всеми ужасами междоусобий и крамол. На глазах ребенка они убивали, пытали, предавали друг друга, бросали в тюрьмы всех неугодных. Увлечённые борьбой за власть, они ни во что не ставили подраставшего великого князя: он спал на дырявых простынях и часто бывал голоден в то время, как бояре расхищали накопленное его предками, носили драгоценные шубы из великокняжеской казны и пировали на золоте.

 

Ведущий (1):

В такой обстановке воспитывался будущий самодержец России. Плоды этого уродливого воспитания не замедлили сказаться: с детских лет Иоанн начал проявлять дурные наклонности; потехи его отличались жестокостью, он любил мучить животных, бросал их из окна высокого терема; с ватагой своих сверстников носился верхом по улицам Москвы, давил народ, забавляясь ужасом разбегавшихся в стороны людей и стонами ушибленных. И его не только не удерживали от этого, но и потакали ему.

 

Ведущий (2):

Однако мальчик имел блестящие дарования, легко усваивал науки, обладал музыкальным даром: сочинял духовную музыку. И сейчас у нас есть уникальная возможность услышать одно из его произведений - фрагмент из стихиры в честь сретения иконы Владимирской Богоматери в исполнении мужского вокального квартета.

 

Звучит музыка: Царь Иван Грозный. Стихира ©2 - в честь сретения иконы Владимирской Богоматери

 

Едва выучившись читать, он прочел в громадной библиотеке великих князей все, что мог прочесть, изучил Священную историю, восхищался историей римской, везде искал ответы на мучившие его вопросы, пытался понять своё положение среди толпы своевольных бояр. Особенно его занимали те страницы, где говорилось о царях, об их власти, отношении к вельможам.

 

Ведущий (1):

Его всегда поражало, что те люди, которые во дворце всячески оскорбляли его, не обращали на его слова и просьбы никакого внимания, в торжественных случаях, на глазах народа, величали его государем, низко кланялись ему, даже раболепствовали. И вот умный мальчик понял, что он государь, законный властитель своего народа, что это ненавистные бояре преступно самовольничают, скрывая его волю. Эту ненависть к боярам он пронесёт через всю свою жизнь.

Едва исполнилось ему 17 лет, Иоанн объявил, что отныне он будет править сам, без вмешательства бояр. 16 января 1547 года он короновался и первый из великих князей принял титул царя.

 

Ведущий (2):

Образ грозного владыки, трагедии его царствования, кровавая история опричнины - одного из самых страшных периодов в жизни нашей страны, всё это не раз привлекало внимание учёных, писателей, художников. Они пытались понять характер Иоанна, представить себе внешний облик царя. Об Иоанне Грозном вы можете прочесть в книгах, которые есть в нашей библиотеке. Рубрика "Грозный царь Иван" представляет различные исторические труды: "Энциклопедия Российской монархии" (М., 2000), "Иллюстрированная история России" (СПб., 1994), книга Е. Пчелова и В. Чумакова "Правители России от Юрия Долгорукого до наших дней" (М., 1999), а также сборник "Московское государство" из серии "История Отечества", посвященный эпохе Ивана Грозного (М., 1986).

Немало художников, скульпторов пытались воссоздать внешний облик царя. Это скульпторы: Антокольский, Герасимов, художники: Васнецов, Репин и многие другие.

Перед вами репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова "Царь Иван Васильевич Грозный".

Виктор Васнецов: Царь Иван Васильевич Грозный

По ступеням, вдоль узорных стен, расписанных цветами и травами, бесшумно спускается с тяжёлым посохом в руке царь Иван Грозный. Это по его приказу в честь победы над Казанью был сооружён девятиглавый храм, и легенда говорит, что по его же приказу были ослеплены строители, чтобы больше никто и никогда не смог повторить эту красоту. Длинное платье царя под стать узорочью стен собора, а на властном лице лежит тень преступления. Таким Васнецов написал царя, и это одна из лучших картин, им созданных.

 

Ведущий (1):

Во всех отцовских лютостях с удовольствием принимал участие его сын Иван. Однако болезненная мнительность царя привела к тому, что он начал подозревать и его в измене. И вот осенью 1581 года Иоанн Васильевич, разгневавшись на сына по какому-то незначительному поводу, нанёс ему своим железным посохом смертельную рану в висок. Вскоре молодой Иван скончался.

Этот трагический момент изобразил художник Илья Ефимович Репин "Иван Грозный и сын его Иван". Репродукция этой картины помещена в книге Александры Пистуновой "Богатырь русского искусства" (М., 1991).

Илья Репин - Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Смерть настигла Иоанна 18 марта 1584 года. Грозный царь оставил Русь разоренной, терпящей поражение за поражением во внешних войнах и совершенно готовой стать жертвой тех авантюристов, которые вскоре придут под именем Лжедмитриев.

 

Звучит музыка: Мусоргский М. Картинки с выставки. Богатырские ворота Киева

 

 

Ведущий (1):

Царствованием Ивана Грозного заканчивается время княжеской Руси и начинается время России - великого государства, познавшего взлёты и падения, давшего миру немало великих людей. Встречи с ними у нас впереди. А пока мы прощаемся с Древней Русью, с её героями и богатырями, для которых высшей честью было послужить Родине, не уронив при этом собственной чести. Им посвятил своё стихотворение "Завет Святослава" поэт Валерий Брюсов. Пусть оно прозвучит как финальный аккорд нашей встречи.

 

Ведущий (2):

По знакомой дороге назад
Возвращались полки Святослава.
Потрясён был надменный Царьград,
Над героями реяла слава.

Близки были родимой земли
И равнины, и мощные реки...
Но в горах на пути залегли.
Поджидая, коварные греки.

И, шеломы врагов опознав,
По холмам и утёсам соседним,
Так дружине сказал Святослав:
"Видно, день - биться боем последним!
Пусть враги нас порубят, побьют,
Пусть обратно добычу отымут, -
Но певцы про нас славу споют,
Ибо мёртвые сраму не имут!"

И рубились они до конца,
Полегли до последнего в поле;
Не осталось в живых и певца,
Чтобы спеть о губительной доле.
Сгиб в траве Святослава скелет,
Вихрем выветрен, ливнями вымыт, -
Но поет ему славу поэт,
Ибо мертвые сраму не имут.

В наши грозные, тяжкие дни
Вспомним снова завет Святослава!
Как во тьме путевые огни,
Веку новому - прошлого слава!
Уступает народу народ
Города, и равнины, и реки, -
Только доблесть бессмертно живёт,
Ибо храбрые славны вовеки!

 

Составитель:
Людмила Александровна Колесникова,
библиотекарь Веселовской ЦБ
Редактор и музыкальное оформление:
Ольга Викторовна Дегтярева,
методист Веселовской ЦБС
Уважаемые коллеги!
Поделиться мнением о материалах рассылки и прислать свои разработки вы можете по адресу scenario@biblio.donpac.ru
Архив Рассылки
Наши люди в WWW
| NEVERMORE | KEPMEK |


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное