← Май 2001 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
23-08-2000
Статистика
0 за неделю
Сценарии для библиотек - Выпуск 12 от 27.05.2001
Сценарии для библиотек
Проект Веселовской центральной районной библиотеки | |
Выпуск 12. |
"ГРАНИТНЫЙ ГОРОД СЛАВЫ И БЕДЫ"
к 300-летию Санкт-Петербурга
Вечер-воспоминание
![]()
Звучит музыка: Р.М. Глиэр. Гимн великому городу.
Ведущие говорят под музыку.
Ведущий:
Есть города, многовековое существование которых течет спокойно. Век за веком они живут как бы в стороне от шумного потока исторических событий: поколения родятся и умирают, годы приходят и уходят, но ничего существенного, ничего истинно великого не случается в их стенах.
Ведущий:
Но есть города другие: с первых дней жизнь их кипит и бурлит неустанно. Далеко по всему миру разносится гул этого кипения. С каждым годом они меняют облик, и в судьбах человечества остаются неизгладимые следы этих перемен. Таким был некогда Вечный Город - Рим, таким рисуется нам Париж, такова Москва - сердце нашей Родины. То же можно сказать и о Санкт-Петербурге.
Ведущий:
Триста лет высится "полночных стран краса и диво" над своей Невой. Это недолгий срок. Но какая бездна отделяет "Петербург - городок" первых лет XVIII века, пограничную крепость на малом островке суровой лесной реки, от каменного, стального, бетонного Санкт-Петербурга конца XX века.
Чтец:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслась; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
А.С.Пушкин
Ведущий:
16 мая 1703 года на Заячьем острове в дельте Невы, где река разделяется на два рукава, была заложена крепость, названная на голландский манер Санкт-Питербурхом (т. е. Крепостью Святого Петра).
Ведущий:
При юго-западном ветре сердитая волна заливала остров. Надо было поднять его над водой, насыпав нового грунта. Солдаты и работные люди рыли, таскали землю, кувалдами загоняли в дно сваи. Заступов и лопат, тачек и даже корзин не хватало. К вечеру от усталости падали наземь работные люди кто где стоял. Труд был велик, но и дело было великое.
Ведущий:
Царь требовал, чтобы новый город вознесся к небу на берегах Невы с великолепием и простотой. Со всей Руси согнали каменщиков на берег Невы. Но вокруг Петербурга нужного камня взять было негде. Царь отдал новый указ, чтобы всяк, кто въезжает в город на подводе или на судне, привозил бы с собой: на судне - по десять и по тридцать камней больших, а в повозках - по три камня малых, не меньше пяти фунтов весом. На заставах и пристанях вели камням счет.
Ведущий:
Уже к осени 1703 года на бастионах крепости установили орудие, а в ноябре здесь принимали первый мирный корабль - торговый, из Амстердама. Быстрота, с какой рос и обустраивался новый город, приводила в изумление европейцев. Но ведь и сооружала его вся Россия! Каждый год сюда отряжалось до сорока тысяч работных людей. Большинство из них так и успокоились в гиблой болотистой земле, чтобы расцвела она дивной стройной гармонией - нездешней красотой, дотоле неведомой на узорчатой боярской Руси.
Чтец:
...Остановив в болотной топи,
Коня неистового скок,
Он повернул лицом к Европе
Русь, что смотрела на Восток;
Сковал седым гранитом реки,
Возвысил золоченный шпиль,
Чтоб в ясной мгле, как призрак
некий,
Гласил он будущую быль...
В. Брюсов
Ведущий:
С 1712 года Петербург стал столицей России. Здесь разместились царский двор, гвардейские полки, коллегии и другие правительственные учреждения. Весь XVIII век пронизан пафосом построения града. Сначала Петр, а затем наследники идей и начинаний Петровых, как умели, воплощали жизнь задуманное великим основателем.
Ведущий:
Центром архитектурной композиции Петербурга стало здание Адмиралтейства, которое было заложено как корабельная верфь в 1704 году Петром I. Впоследствии посередине главного корпуса, что тянется вдоль Невы, русский строитель Иван Кузьмич Коробов поставил над проездными воротами башню с золотой адмиралтейской иглой.
![]()
Ведущий:
Но пройдет еще немало лет, прежде, чем Адмиралтейство, перестроенное Андреяном Дмитриевичем Захаровым, превратится в прекрасное здание и станет украшением города. Над ним и сейчас плывет легкий воздушный кораблик. Он плывет, омываемый воздухом, сверкает и пылает в лучах солнца и, в зависимости от положения, кажется то блистающей звездой, то золотым вымпелом; ветер вечно напрягает его сверкающие паруса, и кажется, невидимый кормчий задает ему определенный курс. Это необычный, символический памятник Пет ру, безгранично любившему море. И хочется повторить пушкинскую строфу:
Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двигнулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.
Ведущий:
Но главным памятником Петру остается "Медный всадник" - одно из совершеннейших произведений мировой монументальной скульптуры. Он был установлен в 1782 году на Сенатской площади (пл. Декабристов) по проекту скульптора Э. Фальконе. Пьедесталом для памятника послужил гигантский гранитный монолит (Гром - камень), обработанный в виде естественной скалы. Гранитный валун весом 1600 т. был найден в окресностях деревни Лахта и с огромными трудностями доставлен в Петербург. В бронзовой фигуре Петра I на вздыбл енном коне чувствуется сила и энергия государственного деятеля, преобразователя.
![]()
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса...
А. С. Пушкин
Ведущий:
И белыми ночами, и в зимнюю стужу, и в беспросветные осенние дожди город красив, каждый раз по - особенному. Очень хорошо выразил это поэт К. Батюшков: Какой город! Какая река! Надобно расстаться с Петербургом, надобно видеть древние столицы - ветхий Париж, закопченный Лондон, что бы почувствовать цену Петербурга... Какое единство! Как все части отвечают целому! Какая красота зданий, какой вкус и в целом какое разнообразие, происходящее от смешения воды со зданиями..." Каким высоким искусством должны были обладать архитекторы, создавшие всю эту красоту, чтобы здания, построенные в разное время, в разных стилях образовали такой дивный ансамбль!
Ведущий:
Трезини и Леблон, Растрелли и Ринальди, Земцов и Коробов, Еропкин и Захаров, Воронихин и Старов, Кваренги и Росси, Монферран и Валлен-Деламот... Сколько архитекторов и скульпторов отдали свой блестящий талант городу на Неве. И явились миру Смольный монастырь и Зимний дворец, Медный всадник и Биржа, Ростральные колонны и Адмиралтейство...
Чтец:
Тут всюду слой державной пыли,
Ковры, портьеры, зеркала.
Тут императоры творили
Свои великие дела.
О эти Росси и Растрелли!
О эти храмы и дворцы!
Они ничуть не постарели,
Они бессмертия гонцы!..
И ослепительные звезды
В своей гордыне вековой
Сверкают холодно и грозно
Над величавою Невой.
И. Стремяков
Ведущий:
Бессмертная судьба шедевров и разная судьба их авторов. Одни из них умирали в безвестности, именами других называли улицы.
Чтец:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака- великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
Всходили робко облака
На небо зимнее, ночное,
Белела в мертвенном покое
Оледенелая река.
Ф.Тютчев
Ведущий:
Одно из самых известных творений Огюста-Рикара Монферрана - Исаакиевский собор. Он был заложен в честь Петра I и назван по имени Святого Исаакия Далматского, день которого (30 мая старого стиля) совпал с датой рождения Петра. В начале XIX века на том же месте, где сейчас возвышается громада Исаакия, стояло другое, относительно небольшое церковное здание, начатое строительством при Екатерине II по проекту А. Ринальди. Наспех достроенный при Павле, с незаконченной колокольней, собор дисгармонировал с тор жественной застройкой центра города.
![]()
Ведущий:
Существующий Исаакиевский собор по проекту Монферрана построен в 1818- 1858 г. г. Монументальный тяжеловесный объем здания завершен куполом и с четырех сторон обрамлен могучими 8- колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями и горельефами. Интерьер собора отделан малахитом, порфиром, мрамором разных оттенков, украшен мозаикой. Николай Бестужев писал об Исаакиевском соборе: "Мы ищем удивительных вещей в чужих краях, с жадностью читаем древние истории, повествующие нам об исполинских подвигах т огдашней архитектуры, за каждой строчкой восклицаем: чудно! Неимоверно! И проходим мимо сих чудных, неимоверных колонн с самым обыкновенным любопытством... "
Чтец:
Просыпаюсь в полумраке.
В занесенное окно
Смуглым золотом Исакий
Смотрит дивно и темно.
Утро сумрачное снежно,
Крест ушел в густую мглу.
За окном уютно, нежно
Жмутся голуби к стеклу.
Все мне радостно и ново:
Запах кофе, люстры свет,
Мех ковра, уют алькова
И сырой мороз газет.
И. А. Бунин
Ведущий:
Есть в Петербурге уникальная улица - галерея. Длина улицы около 220 метров, ширина ее и высота зданий - 22 метра. Изумительные пропорции! Это - улица Зодчего Росси.
![]()
На экране - слайд
"Б. Инженерный ( Михайловский ) замок.1797-1800. Архитекторы В. Баженов и В. Бренна."
Ведущий:
В самом начале своей деятельности Росси принимал участие в строительстве Михайловского замка. Этот памятник русской архитектуры был построен в 1797 - 1800 г.г. архитектором В. Ф. Бренной по проекту архитектора В. И. Баженов как резиденция императора Павла I, где он и был убит 12 (24) марта 1801 года.
А впереди Росси ждала огромная работа по созданию монументальных ансамблей Петербурга, которые во многом определили облик центральной части города. Впереди было строительство величественного Михайловского дворца (сейчас здание Русского музея), ансамбля Главного штаба, Александринского театра, Сената, Публичной библиотеки...
Ведущий:
Художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь сказал пророческие слова: " Настанет время, когда будут приезжать смотреть эти великолепные произведения Росси, как ездят смотреть мастеров Ренессанса в Италию". Это время настало.
Чтец:
...Зодчий Карл Иваныч Росси,
Архитектор Монферран,
Как ответить, если спросят,
Кто вы были меж славян?
Кто вы, пасынки России,
Неродные имена,
Что и кровь свою, и силы
Отдавали ей сполна?
Тюрки, немцы или греки?
Из каких вы родом стран?
Имена теряют реки,
Образуя океан.
А. Городницкий
Ведущий:
Проходя мимо светлых, нарядных зданий, как бы призывающих нас радоваться жизни, поблагодарим великих зодчих, сумевших увидеть и подарить нам дивную, воплощенную в камне сказку.
![]()
На экране - слайд "Прачечный мост. Фонтанка. 1766-1769г. Архитектор неизвестен."
Ведущий:
Петербург - город островов: их здесь сто один. Петербург - город мостов: их здесь сотни. Как украшают они Северную Пальмиру!
Чтец:
Как площади эти обширны,
Как гулки и круты мосты!
Тяжелый, беззвездный и мирный
Над нами покров темноты.
И мы, словно смертные люди,
По свежему снегу идем.
Не чудо ль, что нынче пробудем
Мы час предразлучный вдвоем?
А. Ахматова.
Ведущий:
Есть мосты старцы и юноши. Старинные мосты больше всего сохранились на речках. Поразительно красивы три "горбатых мостика" набережной между Зимним дворцом и Фонтанкой. Эти мостики - работа замечательного "каменных дел мастера Тимофея Иванова. В XVIII столетии шесть мостов на Фонтанке были подъемными на цепях. По реке шла граница города; поднят мост - и в столицу не проникнешь. Мосты эти, сооруженные зодчим Перронэ, были похожи, как близнецы.
Ведущий:
В Петербурге сотни львов. Чугунные, бронзовые, каменные, крылатые и бескрылые, в виде сфинксов грифонов, смотрят они на нас отовсюду. Особенно любимы два легких мостика через канал Грибоедова - Банковский и Львиный. Они оба украшены крылатыми львами. Их построил в 1905 году инженер Троттер - такие пешеходные мостики вдруг стали тогда модной новинкой. А горделивых золотокрылых львов изваял скульптор П.Соколов.
![]()
На экране - слайды:
"Банковский мост. Канал Грибоедова. Инженер Троттер, скульптор П. Соколов."
"Фонтанка. Ломоносовский мост.1785 -1787." Архитектор неизвестен.
"Ломоносовский мост. Фрагмент".
"Мост Пестеля.1907 - 1908." Архитектор Л. Ильин.
"Светильник на мосту Пестеля".
Ведущий:
Через Фонтанку при пересечении с Невским проспектом перекинут трехпролетный Аничков мост. Своим названием мост обязан строителю первого деревянного моста через Фонтанку (1715 г.) подполковнику М.О. Аничкову. Он возглавлял располагавшуюся неподалеку воинскую часть. Существующий мост построен инженером А. Д. Готманом. Главное украшение моста - четыре Конные группы, созданные ваятелем П. К. Клодтом. Это выдающееся произведение монументальной скульптуры.
![]()
На экране - слайды:
"Скульптура П.Клодта на Аничковом мосту. 1843 - 1850."
"Вид на обелиск городу-герою с Аничкого моста".
Ведущий:
В Петербурге многое прекрасно, но ни с чем не сравним вид с Кировского моста на стрелку Васильевского острова. Стройный портик Биржы, как бы вышедший из могучего лона Невы, важный размах набережных, причудливые башни Ростральных колонн - все слито в великолепное целое. С этим местом связано имя зодчего Тома де Томона, но работали над украшением все наши лучшие архитекторы: начинал Кваренги, советовал Воронихин, поправлял Захаров, завершал Томон. Вот почему и удалось создать неповторимый шедевр красоты.
Ведущий:
Константин Батюшков писал: "Посмотрите на Васильевский остров... Как величественна и красива эта часть города!"
![]()
Чтец:
Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
Твой фасад темно - синий
Я впотьмах не найду.
Среди выцветших линий
На асфальт упаду.
И душа, неустанно
Поспешая во тьму,
Промелькнет под мостами
В петроградском дыму.
И апрельская морось,
Под затылком снежок,
И услышу я голос:
"До свиданья, дружок!"
Я увижу две жизни
Далеко за рекой,
К равнодушной Отчизне
Прижимаясь щекой,
Где две девочки- сестры,
Из непрожитых лет,
Выбегая на остров,
Машут мальчику вслед.
И. Бродский.
Ведущий:
Вид с Кировского моста... Когда строили Биржу, Кировского моста не было: его соорудили в конце XIX века и назвали: мост Александра III. До него здесь покачивался на воде понтонный деревянный мост - Петербургский. Нынешний Кировский мост - самый грандиозный в Петербурге. Любопытно, что в Париже есть его маленький двойник - мост Александра III через Сену.
![]()
Звучит: А. Хачатурян. Вальс к драме М. Ю. Лермонтова "Маскарад".
Ведущие говорят под музыку.
![]()
Ведущий:
Все , кто бывал в Санкт-Петербурге, знают его Летний сад, с дивной оградой из круглых, увенчанных вазами, гранитных столбов, соединенных чугунной решеткой благородного и простого узора. Тенисты его задумчивые аллеи. Под листвою старых деревьев белеют бюсты и статуи.
![]()
Чтец:
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей - то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
А. Ахматова
Ведущий:
Что же такое Летний сад? Сад у Невы, в центре одного из красивейших городов мира. Что такое Летний сад? Птичьи гнезда, дырявые тени от тополей и лип, розы и мраморные статуи, прелестный крошечный дворец, в котором жил когда- то Петр I . Что такое Летний сад? Часть русской истории, произведение русского искусства, прекрасный музей, по которому водят экскурсии. А еще это - место свидания влюбленных, иногда место их расставаний. Школа, где учатся живописцы и поэты, где учатся дети - понимать красоту. Доро га: по ней идут люди, кому от Дворцовой набережной скорее надо попасть к Инженерному замку. Дорога: по ней идут люди, пусть нерасчетливо делая крюк, но думая: лучше я пройду Летним садом. Что такое Летний сад? Память... А помнит он много.
Ведущий:
Это первый сад в Петербурге. Разбивка его началась в 1704 году.
![]()
![]()
На экране - слайд
"Фонтанка. Летний сад. Дворец Петра I. 1710 - 1714." Архитектор Д. Трезини.
Ведущий:
Летний сад, как и Летний дворец, был одним из центров придворной жизни Петербурга первой четверти XVIII века. Здесь устраивались различные празднества, ассамблеи. При Петре I Летний сад тянулся от самой Невы до Невского проспекта. По саду были разбросаны 60 золоченых фонтанов. Фигуры зверей на них изображали "басни эзоповы". На одном из прудов покачивался кораблик малый, а плавал на том кораблике любимый царский карлик.
Ведущий:
В середине сада у Мойки устроены были зверинец и птичник с проволочной сеткой, где птицам летать. Были в том птичнике лебеди и орлы, черные аисты и журавли, а в зверинце - лисица синяя, большой еж, и тюлень ручной. На месте кофейного домика Росси стоял тогда грот, внутри весь отделанный перламутром - построил его немец Шлютер, - а в гроте - большой фонтан и орган водяной. Когда пускали фонтан, начинала играть тихая, нежная музыка. А смотрел за органом приставленный к нему человек, обер - мастер колокол ьной игральной музыки.
Ведущий:
Аллеи Летнего сада помнят А. С. Пушкина, который, наверное, всем садам на свете посвятил строки:
Сады прекрасные,
Под сумрак ваш священный,
Вхожу с поникшею главой...![]()
Ведущий:
Сад не раз терял свою красоту, он часто вспоминает по ночам про свирепые наводнения, в которых всякий раз почти до смерти захлебывался. Водяные горы обрушивались на Летний сад, ломая статуи и дубы, беседки и фонтаны - последние вехи вычурных петровских затей. В Великую Отечественную войну он стал простым огородом, и десятки детей, выживших на его тощих картошках и морковинах, стоили всех влюбленностей и роз в мире.
Ведущий:
Что же такое Летний сад? Живой организм, то, что родилось, пускало первые ростки, ощущало боль, погибало, рождалось вновь и что до сих пор цветет, тянется к солнцу, зеленеет, желтеет, сбрасывает листву, омывается дождями, стынет под ледяным ветром и опять зацветает.
Ведущий:
Петербург был замыслен его державным основателем как город славы. Но стал он "гранитным городом славы и беды". Одно от другого - слава и беда - в истории города неотделимо. В исторической судьбе Петербурга - Петрограда - Ленинграда беды непрерывно сопутствуют славе города и определяют собой масштабы славы.
Ведущий:
Из любой беды - наводненья, войны, осада - Город выходил не сломленным, но заново прославленным стойкостью и мужеством своих граждан.
Чтец:
В горе, в радости - я с тобой,
Без тебя я себе не нужен;
Я примерз к тебе всей судьбой
В дни голодной блокадной стужи.
Ты - мой сумрачный рай земной,
Окаймленный болотной тиной;
Ты - мой друг бессмертно - больной
И вовеки непобедимый.
В. Шефнер
Ведущий:
Тот, кто сегодня станет на Площади декабристов, лицом к Неве, увидит целый мир прекрасного. Впереди - набережная в гордой красе гранитной одежды. За рекой - старейшие в городе здания: дом Меншикова, дом Двенадцати коллегий. Справа - захаровское Адмиралтейство, слева - Сенат и Синод, бессмертное творение Росси. Сквозь деревья сада поблескивает золотой шлем Исаакиевского собора. Шелестит листва, на песчаных дорожках играют дети, вечно щелкают затворы фотоаппаратов. Мир и тишина. Но не то было здесь 14 де кабря 1825 года...
Ведущий:
Восстание... Три тысячи человек построились в каре вокруг знаменитого памятника, Московский полк, лейб-гренадеры, гвардейский морской экипаж. Площадь окружили и восставших обстреляли картечью. К ночи все было кончено.
Это был едва ли не самый необычный бунт во всей истории: ведь декабристы требовали прав не для себя, как это бывало прежде при всех восстаниях, а, напротив, требовали, что бы у них были отняты особые права, отличавшие их от народа. Большинство из декабристов ушло "во глубину сибирских руд", на каторгу, пятеро из них - С. И. Муравьев - Апостол, М. И. Бестужев - Рюмин, К.Ф. Рылеев, П. И. Пестель, П. Г. Каховский - были казнены в Петропавловской крепости.
![]()
Звучит: А. Розенбаум. Декабристский сон.
Ведущий:
Социальные потрясения сменялись в Петербурге разгулами стихий природных, периоды общественной активности - долгими годами безвременщины. И вот наступил век XX...
Ведущий:
Иннокентий Анненский создает свой "Петербург" - прощание с городом прежнего, канувшего в Лету великолепия, исполненное вещих предчувствий:
Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.
Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро - желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.
А что было у нас на земле,
Чем вознесся орел наш двуглавый,
В темных лаврах гигант на скале, -
Завтра станет ребячьей забавой.
Ведущий:
Прошло всего несколько лет, и пророческие слова поэта сделались исторической реальностью. Петербург стал "городом трех революций", дважды - в 1914 году, когда началась I Мировая война, и в 1924 году, когда умер В. И. Ленин, - менял свое название на Петроград и Ленинград...
Чтец:
И мы забыли навсегда,
Заключены в столице дикой,
Озера, степи, города
И зори родины великой.
В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома...
Никто нам не хотел помочь
За то, что город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.
Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет.
А. Ахматова
Звучит: Д. Шостакович. Симфония N 7. 1 часть.
Ведущие говорят под музыку.
Ведущий:
Но самое страшное было еще впереди. Впереди - Великая Отечественная война, страшная блокада и 900 дней и ночей беспримерного мужества ленинградцев, вместе с Красной Армией, отстоявших родной город. А какими словами опишешь подвиг ленинградских мальчишек и девчонок, наравне со взрослыми защищавших свой город, оставивших миру такие потрясающие свидетельские показания стойкости и мужества, как эти стихи. Их написал чудом выживший юный поэт Юрий Воронов.
Чтец:
Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чем- то скажу, но они не услышат.
Спрошу - не ответят...
А в комнате - трое.
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю: не встанут.
Я все понимаю...
Зачем же я хлеб на три части ломаю?
Ведущий:
Всем им, ленинградцам, посвятил свою симфонию N 7 Дмитрий Шостакович.
Звучит: Р. М. Глиэр. Гимн великому городу.
Ведущие говорят под музыку.
Ведущий:
При всей его классической строгости, регулярности, величавой монументальности Петербург отличает необыкновенная лиричность. Прогуливаясь по его садам и паркам, бродя вдоль речек и каналов, исчертивших город по всем направлениям, вы все время словно бы слышите чудесную, чарующую музыку. Неудивительно, что едва ли не вся русская культура в той или иной мере связана с этим городом.
Ведущий:
Столько написано о нем стихов, сложено песен! И каждый видит и находит в Петербурге что-то свое, близкое, созвучное собственным мыслям. Одни повторяют вслед за Пушкиным: "Люблю тебя, Петра творенье..." Другие вспоминают Всеволода Рождественского: "Великий город, доблестный боец..." Или восторженно признательны, как Наталья Крандиевская: "Самый мужественный, самый юный, самый верный среди городов!" Третьи стремятся прикоснуться к тому, что вдохновляло Блока и Ахматову... Но как не согласиться с Юрием Ты няновым: "Мир был бы беднее без этого города!"
Ведущий:
Пройденный путь во всем его величии не опишешь во многих томах, многообразный облик города не запечатлеешь на целой галерее полотен. Но каждое слово о нем, проникнутое любовью, прибавляет что - то к тому, что надлежит о нем знать. Потому что Петербург заслуживает того, чтобы его любили большой любовью.
Чтец:
Санкт-Петербург - гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот -
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя - в граните - и в стихах!
И - майской ночью в белом дыме,
И - в завываньи зимних пург -
Ты - всех прекрасней, - несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!
Н. Агнивцев
Звучит: О. Газманов. Питер.
Литература:
- Ахматова А. А. Сочинения. В 2-х т. - М.,1986.
- Басманов А. Е. Сады прекрасные, под сумрак ваш священный вхожу с поникшею главой... (Летний сад)// Памятники Отечества. - 1986. - N 2. - с. 41 - 48.
- Брюсов В. Стихотворения. - М., 1990.
- Глинка Н. "Строгий, стройный вид..." - М., 1992.
- Городницкий А. Берег: стихи. - М.,1984.
- Гранитный город: литературно - художественный сборник. - Л., 1989.
- Красуйся, град Петров... // Мир женщины. - 1997. - N 11. - с. 55.
- Крашенинников А. Первый проект Монферрана на русской земле. // Нева. - 1994.- N 11. - с. 293 - 296.
- Ленинград. Из истории города. - Л., 1957.
- Ленинград: путеводитель. - Л., 1977.
- Серебряный век русской поэзии. - М., 1993.
- Сайт "Исторический Петербург"
В музыкальном оформлении можно использовать:
- Свиридов Г. И. Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина "Метель".
- Сен-Санс К. Лебедь.
- Чайковский П.И. Белые ночи (май).
- Розенбаум А. Вальс на Лебяжьей канавке.
- Розенбаум А. Возвращение в город.
- Розенбаум А. Прогулка по Невскому.
|
Уважаемые коллеги! Поделиться мнением о материалах рассылки и прислать свои разработки вы можете по адресу scenario@biblio.donpac.ru Архив Рассылки |
Наши люди в WWW | NEVERMORE | KEPMEK | |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться | Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||