Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сценарии для библиотек

  Все выпуски  

Сценарии для библиотек - Выпуск 1 от 27.08.2000


Служба Рассылок Городского Кота

Сценарии для библиотек

Проект Веселовской центральной районной библиотеки

Выпуск 1.                     27.08.2000

ЧЕЛОВЕК ПРИДУМАЛ КНИГУ


ДЕНЬ БИБЛИОГРАФИИ

 

Вступление

 

        В моем шкафу теснится к тому том,
        И каждый том на полке - словно дом,
        Обложку - дверь откроешь второпях -
        И ты вошёл, и ты уже в гостях...
        Как переулок - каждый книжный ряд,
        А весь мой шкаф - чудесный Книгоград.
        Когда ты будешь в этот город вхож -
        Из прошлого в грядущее пройдёшь,
        Заглянешь в страны и во времена:
        Любая книга - время и страна...
        Здесь, в комнате, из года в год
        Всё человечество в ладу живёт.
         
        (Д. Кугультинов)

Книга - окно в мир. Откроешь страницу, другую - раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко-далеко; услышишь голоса тех, кто жил давным-давно или кто теперь от тебя за тридевять земель, за лесами и морями.

Перелистаешь цветные картинки и увидишь, как старик тянет неводом золотую рыбку, как Робинзон Крузо строит хижину на зелёном необитаемом острове, как мчатся мушкетёры в Лондон за подвесками.

Обо всём на свете рассказывают книги. Ты можешь побывать, не выходя из комнаты, в жарких и холодных странах, в морских и подземных глубинах, подняться к звёздам, прогуляться по горам на Луне...

Ничто по могуществу не может сравниться с книгой, терпеливо ждущей тебя на полке. Ты ещё знакомишься с азбукой, учишь буквы, складываешь из них слова, а книга уже знает, что придёт день и час, когда ты откроешь её...

Протяни руку - и книга заговорит о том, что тебе предстоит узнать.

Потрогаем пальцами гладкий книжный корешок, спросим:

Откуда взялось печатное творение? Кто его придумал? Давно ли? И какой была самая первая книга?

Обо всём этом вы и узнаете сегодня.

 

"Лишь слову жизнь дана"

Беседа об истории русской письменности

 

        Молчат гробницы, мумии и кости, -
        Лишь слову жизнь дана:
        Из древней тьмы, на мировом погосте
        Звучат лишь Письмена.
         
        (И. А. Бунин)

Вначале было Слово. Но свою подлинную мощь обрело оно лишь с появлением Книги.

Из рук в руки, из поколения в поколение передавали люди сокровища добытых знаний и, складывая их как плиты в ступени лестницы, поднимались всё выше и выше.

Великоё множество книг создано на Земле с момента изобретения письменности. На глиняных табличках и пальмовых листьях, на папирусных свитках и пергаментных кодексах писатели, учёные и философы стремились запечатлеть свои знания, свой опыт, свои мысли и сохранить их для потомства.

История русской письменности и книжности тесно связана с историей русского народа.

От Киева до Новгорода, от Дуная и Днепра до Волги гремели устные сказания о богатырях. В теремах и избах рассказывались сказки, передавались исторические предания, пелись песни. В тихих кельях усердно переписывались летописи и жития, повести и хождения. Люди ценили учение книжное, " ибо ум без книг, аки птица опешена. Якоже она взлетети не может, такоже и ум недомыслится разума без книг".

Книга всегда была в почёте на Руси. Народ хранил память о своих героях. Их имена сохранились в памяти народа как символ доблести и славы.

Былины, летописи, красноречивые проповеди киевлянина Иллариона, "русского Златоуста" Кирилла, смолянина Климента, который " был книжник и философ", наставительное " Поучение" Владимира Мономаха, горькое "Моление" Даниила Заточника. Дошли до нас былина о Садко, рассказывающая о приключениях новгородского гостя в подводном царстве, былина о новгородском воине-богатыре Василии Буслаеве.

"Окном в исчезнувший мир" стали для нас берестяные грамоты. Снимая слой за слоем вековые пласты земли, археологи находят водопроводы и мостовые, мечи и шахматы, азбуковники и игрушки, грамоты, писанные горожанами на бересте. Множество их найдено в Новгороде, Пскове, Смоленске, Новой Руссе.

Новгородцы выдалбливали буквы острой костяной или металлической палочкой на куске бересты, верхнего слоя берёзовой коры.

До середины шестнадцатого века русская литература была рукописной.

До середины четырнадцатого века на Руси материалом для письма служил пергамент. Чернила для рукописей делались из чернильных орешков, вишнёвого клея и пёстрого мёда. Согласно одному способу " чернильного становления - он приводится в рукописи пятнадцатого века из библиотеки Троице-Сергиевой лавры - рекомендуется мелко истолочь чернильные орешки и просеять их через сито, затем полить кислым и пресным мёдом и смешать с вишнёвым, после этого в раствор опустить 12 пластинок железа и поставить сосуд в тёплое место на три дня. При этом смесь следует трижды в день размешивать, испытывая её сладость языком и процеживать". Цвет чернил получался настолько стойким, что не изменялся в течении столетий.

Перепиской книг занимались монахи, священники, дьяконы и " мирские люди".

        В монастырской келье узкой,
        В четырёх глухих стенах,
        О земле о древнерусской
        Быль записывал монах.
        Он писал зимой и летом,
        Озаренный тусклым светом.
        Он писал из года в год
        Про великий наш народ.

В богатых монастырях или при княжеских дворах создавались мастерские, в которых переписывались, переводились и иллюстрировались книги.

Над рукописной книгой трудились: доброписец чернописный, который писал основной текст; статейный писец - он воспроизводил вязь киноварью; заставочный писец - его обязанностью было рисовать заставки и буквицы; живописец иконный - он рисовал миниатюры; златописец - этот покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр; три мастера оформляли оклад.

В заглавных буквах - инициалах рукописных книг 14 - 15 веков встречаются изображения гусляров, охотников с соколами, рыбаков с сетями, скоморохов.

Переплёты рукописных книг изготовляли из досок, обтянутых тиснёной кожей, шёлком и бархатом. Богатые владельцы книг "одевали" их в драгоценные оклады из серебра, инкрустировали драгоценными камнями.

Иногда книгописцы делали приписки. Например, один из них в 1407 году написал:

"Помоги, Господи, рабу своему Кузьме: дай ему рука крепка, а сердце бы ему быстро, а око бы ему зорко, а ум трезв".

На другой книге одиннадцатого века есть приписка: " Путята писал, да где криво , да исправите, а не кляните".

"На берёзовой коре - бересте - процарапывает маленький новгородец Данила буковки специальным стерженьком - писалом. Писать можно и на церах - дощечках с углублениями для воска, но на бересте лучше всего - много её и дешева она. Книги в Новгороде в большом почёте. Многие умеют писать, и ему стыдно не знать грамоты. Данила даже язык высунул от напряжения. Перед ним разложена грамота с азбукой - алфавитом, откуда он списывает очертания букв. Братьев Никиту и Лазунку, приятелей Данил ы, учит мастер грамоты. А вот Данилу родной отец учит! Отец у Данилы не простой человек - книжный писец, книги переписывает. При монастыре - мастерская по переписке книг - скрипторий. Здесь работают писцы, здесь и будущих писцов обучают разным вариантам почерка, церковнославянскому языку. Ведь этот язык, на котором пишутся книги, не похож на разговорный.

Отец подошёл к Даниле, положил ему на голову тёплую сильную ладонь, взъерошил волосёнки: "Учись, сыне, учись. Велика ведь бывает польза от учения книжного!" Данила вскинул на отца умные живые глаза: "А откуда оно повелось, это книжное учение?" Маленькому хитрецу хочется немного передохнуть, да и послушать отцовы рассказы всегда интересно.

- Есть у нас летопись "Повесть временных лет". Говорится в ней, как в стольном городе Киеве правил князь Владимир. И в 988 году "послал он собирать у знатных людей детей и отдавать их в обучение книжное". Да, поначалу только знатных учили, а после распространилась грамота повсюду, среди всего народа. У нас в Новгороде первую школу открыл сын Владимира Ярослав, прозванный Мудрым, и случилось это в 1030 году. Но мне, однако, пора в мастерскую.

Данила тоже вскочил. Отец улыбается, он уже знает, что самое большое удовольствие для сына - приходить вместе с отцом в скрипторий.

Любит маленький Данила глядеть на писцовый труд. Лист пергамента разлиновывается специальным приспособлением - кераксой, чтобы строчка ровная получилась. Почерк у писцов крупный, чёткий, "уставом" именуется такой почерк. Каждая буква стоит отдельно от другой, а заглавные выписаны красивой красной краской - киноварью. И много веков спустя останется в русском языке выражение "писать с красной строки". Вот отец выводит крупную букву в начале книги - буквицу, украшает её золотым узор ом... Данила хлопает в ладоши, ему весело, потому что в очертании строгой буквы проступают знакомые черты животных, а то и человечков. А до чего же красиво и торжественно выглядит готовая книга: переплёт у неё - из тонких деревянных досок, обтянутых кожей, застёжки у переплёта - золотые, а на уголках металлические наугольники, чтобы кожа не стиралась. Пройдёт время. Данила сядет рядом с отцом - ведь профессия книжного писца часто передаётся по наследству. И на полях одной одной из рукописных книг под по меткой "Отце писал досюду" появится приписка: "А читайте, исправляя, не кляня меня, бога ради, если где-то ребёнок ошибся"...

И книга эта дойдёт до нашего времени...

        На девственном листе, под узеньким окном,
        Неспешно буковки выводит он пером
        И между ярко - чёрными рядами
        Вставляет красную строку; весёлыми цветами
        И разноцветными головками зверей
        И птиц невиданных, - фантазии своей
        Искусной вязью, - вдоволь есть сноровки -
        Украсит он заставки и концовки
        И заголовки все, - ведь некуда спешить!
        Порою труд прервёт, чтоб лучше заострить
        Перо гусиное, и глянет: радость-солнце
        Столпами падает на стол через оконце;
        И чудится: в них вовсе не остыл
        Чуть синеватый дым невиданных кадил.
        Рой тучек в небе; плавными кругами
        Летают ласточки над хлебными полями,
        Шумящими вдали; а здесь, возле окна,
        Малиновка поёт и плещется волна.
        Склонившись над листом, заставки вновь выводит
        Он тусклым серебром; неслышно день проходит,
        Уж скоро будет ночь и первая звезда
        Благословит конец успешного труда.
         
        ( М. Богданович)

В 14 - 15 веках русский народ вёл борьбу за единство Руси, за освобождение от татарского ига. В это время появились былины, задушевные грустные песни, отразившие тоску русских людей о свободе, печаль о судьбе родной земли.

В этот период получили широкое распространение летописи. Возникают летописные своды. Славная победа русских воинов на Куликовом поле воспета в "Сказании о Мамаевом побоище" и в поэме "Задонщина".

Сохранились записки некоторых русских путешественников, в том числе впечатления новгородца Стефана о его поездке в Константинополь. Особый интерес представляет книга тверского купца Афанасия Никитина "Хождение за три моря". В ней автор рассказывает о своих приключениях и наблюдениях во время трёхлетнего путешествия по Каспийскому, Индийскому и Чёрному морям. Никитин первый из европейцев ( на 30 лет раньше Васко да Гамы ) совершил путешествие по Индии и описал её города, природу, быт и нравы народа. Ему нравится Индия, но, как истинный патриот, он восклицает: "Русская земля да будет богом хранима! На этом свете нет страны, подобной ей!"

Одним из литературных жанров в 14 - 15 веках были "жития".Это повести о князьях, митрополитах, основателях монастырей. Особую известность приобрели "Слово о житии князя Дмитрия Ивановича" и "Житие Сергия Радонежского" - основателя Троицкого монастыря под Москвой. Сохранились историко-литературные повести о борьбе удельных князей, о походе Ивана Третьего в Новгород и другие.

Но эра летописи заканчивалась...

В 16 веке развивалась культура и просвещение, создавались школы. Богатые землевладельцы и горожане для обучения своих детей нанимали домашних учителей. Возникли училища, в которых готовили духовенство. Книг не хватало и стоили они очень дорого. Переписка книг занимала несколько месяцев.

И в 1553 году, по распоряжению Ивана Четвёртого, недалеко от Кремля, был построен Печатный двор. До этого в Москве были Частные типографии. Руководителем Государственной типографии стал дьякон Кремлёвской церкви Иван Фёдоров, человек одарённый и образованный, хорошо овладевший печатным делом. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

        Просыпались по застрехам птицы,
        Запевали третьи петухи.
        Поднималось солнце над столицей,
        Золотя шатровые верхи.
        Царь спешил на стройку. Там умело
        Возводили стены мастера
        Для большого, для живого дела -
        Первого Печатного двора.
        Вот они! Пока ещё без крыши,
        Меж лесами прорези окон.
        И заметно с каждым днём всё выше
        Становился дом со всех сторон.
        Царский глаз, усталый, воспалённый,
        Всё искал: не кроется ль изъян...
        Пред царём коленопреклонённый
        Книжный мастер - Фёдоров Иван.
        Царь Иван стал будто ростом ниже,
        С мастером Иваном говоря.
        Молодой, широкоплечий, статный,
        Перед Грозным Фёдоров Иван
        О палате рассуждал печатной:
        Где поставит он печатный стан;
        Пояснял он царственному тёзке,
        Как сушить печатные листы,
        Как хранятся для печати доски
        Да какие буквы отлиты...
        Грозный царь стоял и думал думу
        О дерзанье царственном своём.
        И в печати помощь видел Грозный
        Для своих больших державных дел...

1 марта 1564 года Иван Фёдоров выпустил первую книгу "Апостол", напечатанную по образцу русских летописей с красивыми буквицами на страницах и заставками в начале главы.

С этого дня отсчитывает свою историю отечественное книгоиздательское дело.

Против Ивана Фёдорова выступило духовенство. Оно объявило печатание книг колдовством и ересью. Печатный двор вскоре сгорел. Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец уехали в Литву.

        И тогда не знали два Ивана,
        Заведя горячий разговор,
        Что по воле вражеского стана
        Запылает их Печатный двор.
        Что объявят "ересью и ложью"
        Всю печать - не рукописный труд,
        И, призвав на "ересь" "кару божью"
        Двор Печатный ночью подожгут.
        Что потом боярин сговорится,
        Как бы им народ ввести в обман,
        Что покинет древнюю столицу
        Для чужбины Фёдоров Иван...

Несколько лет первопечатники работали в городке Заблудове в типографии литовского гетмана Ходкевича. Затем Иван Фёдоров с семьёй переехал во Львов. Он занял денег у ростовщиков и создал свою типографию, где напечатал русскую грамматику и первый печатный русский букварь. В послесловии он писал, что букварь "напечатан для пользы русского народа". Местная знать не поддержала русского первопечатника. Ростовщики потребовали уплаты долга и отобрали типографию.

Неожиданно Фёдоров получил приглашение от богатого украинского феодала Острожского, создавшего свою типографию в городе Остроге. Фёдоров переехал в Острог. Проработав там несколько лет, он вернулся во Львов с намерением создать собственную типографию, но раздосадованный его отъездом Острожский чинил ему всяческие препятствия. В последние годы жизни мастер испытывал большую нужду.

В 1583 году Иван Фёдоров умер.

Памятник Ивану Фёдорову был открыт в 1909 году в Москве, у Китайгородской стены. "Сквер был расцвечен флагами, - писали в тот сентябрьский день газеты, - дорожки посыпаны песком, у подножия памятника посажены цветы. За решёткой сквера, на площади у Третьяковского подъезда, у гостиницы Метрополь толпилось множество народа, занимавшего также все балконы и окна близлежащих домов".

На праздничном заседании археологического общества держал речь профессор Барсов: "Торжественна и знаменательна настоящая минута в истории русского просвещения. Мы открыли сегодня памятник не человеку высокого положения, не князю, не полководцу, не писателю, а простому рабочему печатного дела".

Таким мы и видим сегодня Ивана Фёдорова. Высокий лоб, волосы, перехваченные ремешком, внимательный взгляд из-под густых бровей.

        Мы умеем предками гордиться -
        Память о печатнике живёт,
        Фёдорову памятник в столице
        Сохраняет бережно народ.

Опустошительные междоусобные феодальные войны, набеги кочевников и монголо- татарское иго нанесли огромный ущерб русской книжности. Книги погибали при нашествии врагов, в походах и странствиях, при пожарах и наводнениях, рассыпались, когда враги сдирали с них драгоценные оклады, разрушали переплёты. Летописи свидетельствуют о массовом истреблении книг во времена войн. Когда приближался неприятель, люди уносили за надёжные стены не только хлеб и воду, но и книги. Некоторые из этих книг сохранились до нашего времени, позволяя заглянуть в прошлое, чтобы узнать "земли родной минувшую судьбу".

 

"Книги, пронизывающие века"

Обзор литературы

 

Однажды Анатоль Франс рассказал следующую легенду. Когда юный персидский шах Земир сменил на троне отца, он созвал всех мудрецов своего царства и сообщил им, что желает извлечь уроки из ошибок прошлого и повелел: "Напишите мне историю человечества".

Через двадцать лет учёные появились перед шахом, а за ними - караван верблюдов, навьюченный сотнями книг. Шах выразил благодарность, но сказал: "Доживи я и до старости, мне не хватит времени, чтобы прочитать столь длинную историю. Сократите её!"

Потрудившись ещё пятнадцать лет, учёные вернулись: "Мы всё сделали заново и уверены, что ничего не пропустили." Вслед за ними шагали три верблюда, нёсшие каждый по сто томов. Шах, старый и больной, отверг и этот труд и потребовал ещё сократить его.

Спустя десять лет мудрецы прибыли с огромным слоном, нагруженным уже одной сотней томов. "На этот раз, - сказали они, - мы были исключительно краткими." "Но недостаточно, - возразил им шах".

Прошло ещё пять лет. На костылях приковылял единственный оставшийся в живых мудрец, а за ним еле плёлся осёл, тащивший одну большую книгу. "Поспеши! - сказал часовой, - Шах при смерти..." "Умираю, - простонал шах, - так я и не узнал всей истории..." "О, нет, мой шах, - промолвил престарелый мудрец. - я сокращу её для тебя в три слова: они рождались, страдали и умирали!"

Если бы кто-либо задался целью узнать всё, что написано в книгах всех стран и народов за все века, то, несомненно, он попал бы в незавидное положение шаха Земира.

Вы подходите к книжной полке, и ваш взгляд скользит по хорошо знакомым вас книгам. Ведь есть книги "вечные". Которые читают из поколения в поколение, ими восхищаются, влюбляются в их героев. Давайте вспомним некоторые из них.

 


        В двух семьях, равных знатностью и славой,
        В Вероне пышной разгорелся вновь
        Вражды минувших дней раздор кровавый,
        Заставил литься мирных граждан кровь.
        Из чресл враждебных, под звездой злосчастной,
        Любовников чета произошла.
        По совершенье их судьбы ужасной
        Вражда отцов с их смертью умерла.

Этими словами Уильям Шекспир начинает свою бессмертную трагедию "Ромео и Джульетта". Впервые поставленная в Лондоне в 1595 году, пьеса стала невероятно популярной. В трагедии "Ромео и Джульетта" Шекспир нарисовал удивительно трогательную историю любви. Трагедия "Ромео и Джульетта" - гимн юности, любви и вместе с тем приговор страшной силе фанатизма. Два знатных семейства - Монтекки и Капулетти уже не помнят причин их вражды, но слепая ненависть уносит всё новые жизни, жизни тех, кто более других достоин счастья.

Для того, чтобы избежать брака с нелюбимым, Джульетта, тайно обвенчанная с Ромео, приняла снадобье, погрузившее её в такой глубокий сон, что родные поверили в её смерть. Ромео, вынужденный бежать из Вероны в связи с тем, что убил на дуэли родственника Капулетти, тайно возвращается в город. Услышав о смерти своей возлюбленной, он кончает жизнь самоубийством у гроба Джульетты. А проснувшаяся Джульетта убивает себя , увидев мертвого Ромео.

И лишь смерть их детей положила конец вражде семейств Монтекки и Капулетти. Вот как это описывает Шекспир:

        Капулетти:
        О брат Монтекки, дай свою мне руку.
        Вот вдовья часть Джульетты; я другой
        Просить не стану.
        Монтекки:
        Дам тебе я больше:
        Из золота я статую воздвигну.
        Пусть людям всем, пока стоит Верона,
        Та статуя напоминает вновь
        Джульетты бедной верность и любовь.
        Капулетти:
        Ромео статую воздвигну рядом:
        Ведь оба нашим сгублены разладом.

Последние слова произносит князь Веронский: "Но повесть о Ромео и Джульетте останется печальней всех на свете..."

Юные влюблённые столь чарующе правдоподобны, а история их любви столь трогательна, что читатели и театралы сразу же восприняли трагедию "Ромео и Джульетта" как основанную на реальных событиях. Сам же Шекспир на историчность не претендовал. В1597 году пьеса вышла под названием "Превосходно придуманная трагедия о Ромео и Джульетте".

Те, кто попадает в Верону, вряд ли задумываются над тем, жили ли здесь когда-либо реальные Ромео и Джульетта. Но, войдя во внутренний дворик палаццо Капулетти и взглянув на балкон, где происходила описанная Шекспиром встреча влюблённых, они, вероятно, начинают больше верить в эту сказку. В саду монастыря Святого Франциска легко представить себя присутствующим на тайной церемонии бракосочетания. В саду, подобном этому, брат Лоренцо мог собрать травы для снадобья Джульетте. И након ец, трудно не прослезиться у сумрачной усыпальницы, про которую говорят, что это и есть тот склеп, где умерли Ромео и Джульетта. И не так уж важно, есть ли свидетельства, доказывающие, что эта юная пара реально жила на свете. Важно то, что гений Уильяма Шекспира увековечил их любовь.

Ромео и Джульетта, Гамлет, король Лир, Отелло и Дездемона - их мысли и поступки известны всему миру. Но, как ни странно, о драматурге, создавшем эти персонажи, не известно почти ничего.

Литературное наследие Шекспира, возможно, одно из богатейших в мире: 37 пьес, 154 сонета, две большие поэмы и множество стихов. Однако сохранилось лишь два его изображения, претендующих на достоверность; не осталось ни писем, ни дневников, раскрывающих его чувства, а о почерке Шекспира свидетельствуют лишь несколько неразборчивых подписей и 147 строк сцены, которую он написал для пьесы.

Несмотря на то что достижения Шекспира - драматурга были признаны его современниками, сам он считал, что только стихи принесут ему заслуженную славу. Полное собрание его пьес было издано только через семь лет после его смерти, и некоторые учёные до сих пор утверждают, что не все они принадлежат перу драматурга.

Одни утверждают, что автор пьес - сэр Френсис Бэкон, известный философ того времени. По другим сведениям, автором шекспировских пьес был драматург елизаветинской эпохи Кристофер Марло. Некоторые утверждают даже, что под псевдонимом "Шекспир" скрывалась сама королева Англии Елизавета.

Но для нас это не столь важно. Давайте же будем считать, что Шекспир был. И принадлежит он всему человечеству.

        Высокочтимые Капулетти,
        глубокоуважаемые Монтекки,
        мальчик и девочка - ваши дети,
        в мире прославили вас навеки!
        Не родовитость и не заслуги,
        не звонкое злато, не острые шпаги,
        не славные предки, не верные слуги,
        а любовь, исполненная отваги.
        Вас прославила вовсе другая победа,
        другая мера, цена другая...
        Или всё-таки тот, кто об этом поведал,
        безвестный поэт из туманного края?
        Хотя говорят, что того поэта
        вообще никогда на земле не бывало...
        Но ведь был же Ромео, была Джульетта,
        страсть, полная трепета и накала.
        И так Ромео был пылок и нежен,
        Так растворилась в любви Джульетта,
        что жил на земле Шекспир или не жил,
        честное слово, не важно и это!
        Мир добрый, жестокий, нежный, кровавый,
        залитый слезами и лунным светом,
        поэт не ждёт ни богатства, ни славы,
        он просто не может молчать об этом.
        Ни о чём с человечеством не условясь,
        ничего не спросив у грядущих столетий,
        он просто живёт и живёт, как повесть,
        которой печальнее нет на свете.
         
        (М. Алигер)

 


На наших книжных полках много книг, которые мы читаем в детстве: воспоминание о них долго сохранит всякий, кто хоть однажды встретится с их героями, и одно из первых мест среди них принадлежит великому мечтателю Жюлю Верну.

Вершиной творчества Ж. Верна считается трилогия, первый роман которой - "Дети капитана Гранта", следующие части - "Двадцать тысяч лье под водой" и "Таинственный остров".

"Дети капитана Гранта" вышли в свет в 1868 году. В этой книге нет удивительных научных открытий, она традиционна для жанра приключенческого романа. И всё же это произведение занимает в сердце читателей особое место. Трудно найти книгу, в которой столь же ярко отразилась бы безграничная любовь автора к нашей земле, его восхищение перед удивительным богатством и многообразием её природы.

Капитан Грант, свободолюбивый шотландец, не пожелавший мириться с угнетением своего народа англичанами, отправляется на корабле в поисках острова в Тихом океане, где бы он мог основать колонию свободных шотландцев. Его корабль терпит крушение. Его соотечественник лорд Гленарван, найдя в океане бутылку с документом, из которой явствует, что Грант в беде, отправляется на поиски вместе с дочерью и сыном капитана и другими спутниками. Они пересекают три океана вдоль 37-й параллели. В месте с ними мы поднимаемся на Кордильеры, в повозках пересекаем леса и степи Австралии, на борту яхты "Дункан" бороздим безграничные просторы океана; знакомимся с природой Новой Зеландии и попутно узнаём массу интереснейших сведений об истории, этнографии, флоре и фауне этих далёких стран.

Мы уже с первых страниц романа проникаем симпатией к его героям: благородному лорду Гленарвану, майору Мак-Набсу, чудаковатому и рассеянному, но до самозабвению влюблённому в географию секретарю парижского географического общества Паганеля.

Мы только начали читать роман, а его герои уже стали нашими друзьями, и с каждой страницей наша любовь к ним всё крепнет. Мы радуемся их удачам, огорчаемся их неудачам, огорчаемся временным поражениям и верим в победу.

        Кто весел, тот смеётся,
        Кто верит, тот добьётся,
        Кто ищет, тот всегда найдёт.

 


Ходил автор с рукописью по издателям - никто не хотел печатать. Наконец, один взялся за дело, и книга сразу стала сенсацией. Раскупала широкая публика, восхищались знатоки, книгу эту и сейчас читают. Называется она "Робинзон Крузо". Книга выдержала четыре издания за три месяца. Помня о том, что успех порождает успех, Дефо написал вторую часть, а затем и третью. Но если "Крузо", том 1, прочли миллионы, "Крузо", том 2, тысячи, то о существовании "Крузо", том 3, слыхали единицы. Но первая книга Даниэля Дефо "Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо" знаменита на весь мир.

А начинается она так:

"С самого раннего детства я больше всего на свете любил море. Я завидовал каждому матросу, отправляющемуся в дальнее плавание. По целым часам я простаивал на морском берегу и не отрывая глаз рассматривал корабли, проходившие мимо.

Моим родителям это не нравилось...

...И вот, не спросившись ни у отца, ни у матери, - в недобрый час! - 1 сентября 1651 года я на девятнадцатом году жизни сел на корабль, отправляющийся в Лондон.

Это был дурной поступок: я бессовестно покинул престарелых родителей, пренебрёг их советами и нарушил сыновний долг. И очень скоро мне пришлось раскаяться в том, что я сделал."

До того, как очутиться на необитаемом острове, он чуть не погиб во время сильного шторма, был захвачен в плен турецкими пиратами и продан в рабство, бежал в Бразилию, где купил плантацию и в конце концов занялся работорговлей. Он как раз находился на борту судна, отправляющегося в Африку за рабами, когда его корабль наскочил на рифы неподалёку от устья южноамериканской реки Ориноко. Все погибли, кроме Крузо, которого волной вынесло на необитаемый остров.

До Даниэля Дефо никто из писателей не отважился написать роман об одиночестве человеке. Вместо того, чтобы впасть в отчаяние, Крузо без промедления приступил к освоению дикой природы. Он выращивал злаки, мастерил мебель, приручал диких коз и осваивал гончарное мастерство.

Робинзон Крузо - человек неистощимой энергии. Другой на его месте пропал бы, если бы оказался среди таких смертельных опасностей. Стоило Робинзону хоть на миг опустить свои неутомимые руки, отказаться от ежеминутной борьбы с грозными силами природы, и пустынный остров, куда его забросила буря, стал бы его могилой.

Тяжела работа, которую ему приходится делать. Строит ли он крепость, ставил ли вокруг неё частокол, выдалбливает ли из громадного дерева лодку, - он отдаёт этой работе все силы. И это помогает ему выжить.

На протяжении почти трёх столетий история Робинзона Крузо пленяет воображение читателей всего мира. И внуки её читают с тем же волнением, с каким её читали деды и прадеды.

 


Книги Александра Дюма входят в круг любимого чтения миллионов читателей во всём мире. Подчёркивая популярность знаменитого романиста, Андре Моруа не без основания утверждал: "Если на каком-нибудь необитаемом острове ещё существует Робинзон Крузо, то он, наверное, читает сейчас "Трёх мушкетёров".

В чём же секрет этого писателя? В чём секрет огромного успеха книг, написанных более ста лет тому назад? А секрет прежде всего в том, что Александр Дюма умел создавать увлекательные, полные динамики сюжеты, его книги волнуют воображение, заставляют нас с интересом следить за ходом событий, в которых историческая правда соединяется с изрядной долей вымысла.

В 1844 году А. Дюма начал публиковать роман "Три мушкетёра", первую часть знаменитой трилогии, в которую вошли также романы "Двадцать лет спустя" и "Виконт де Бражелон".

В начале романа Д,Артаньян въезжает в Париж без денег, с мечтами о славе и с письмом к капитану королевских мушкетёров де Тревилю. И по мере чтения романа мы влюбляемся в этого бесшабашного, неугомонного гасконца.

Писатель на фоне политических, дворцовых интриг рассказывает увлекательную историю приключений трёх храбрых мушкетёров Атоса, Портоса, Арамиса и их друга Д,Артаньяна, которые смело и бескорыстно сражаются против козней кардинала Ришелье.

Для того, чтобы воскресить драматизм жизни 17-го столетия, чтобы показать фигуры исторических персонажей - кардинала Ришелье, Людовика Тринадцатого, герцога Бекингема, Анны Австрийской, нужно обладать могучим творческим воображением и виртуозным воображением рассказчика.

Главный герой "Трёх мушкетёров" Д,Артаньян - лицо историческое. Прототипов Д,Артаньяна было несколько. Один из них, Шарль де Баатц Д,Артаньян, был храбрый военный, ловкий посредник в тайных интригах двора во Франции и за границей, он погиб в 1673 году от ядра вражеской пушки.

Однако существовал и другой знаменитый Д,Артаньян, многие черты которого перешли в роман. Это Пьер де Монтескью, граф Д,Артаньян, умерший в 1725 году. Именно он носил титул маршала Франции, который получает в в конце жизни Д,Артаньян у Дюма.

Был ещё и третий Д,Артаньян - Поль, брат Шарля де Баатц, штрихи биографии которого также были использованы Дюма.

Что же касается трёх других героев, Атоса, Портоса и Арамиса, то они тоже существовали в действительности. Атос родился в провинции Беарн, был превосходным фехтовальщиком, но не пережил одну из своих многочисленных дуэлей: труп его был найден в окрестностях знаменитого Пре-о-Клерк.

Портос носил имя Исаака де Порто, он происходил из знатного рода и служил в отряде королевских мушкетёров.

Третий персонаж - Арамис ( его имя Анри Д,Арамиц ) также числился в рядах мушкетёров.

Но к сожалению, очаровательная Констанция Бонасье, её любовь к Д,Артаньяну - вымысел писателя.

Но у Александра Дюма искусно переплетается вымысел и историческая правда, что делает его романы увлекательными, захватывающими.

Александр Дюма придал своим героям столь живой облик, что и поныне во Франции их чтят как замечательных деятелей прошлых времён: Д,Артаньяну воздвигнут памятник в Оше, дорожные указатели в Гаскони напоминают о том, что знаменитые мушкетёры жили когда-то в их крае.

И в нашей стране книги Александра Дюма читаются с глубоким интересом, потому, что как сказал Александр Иванович Куприн, "образы, вызванные и возвеличенные Дюма, живут сотни лет и передаются миллионам читателей. Их можно назвать вечными спутниками человечества".

Возьмите эти книги в руки. Перечитайте их ещё раз. И отыщите вечное в забытом.

 

Поле чудес

 

1. Первые книги - глиняные. А писали на глиняных плитках деревянными трёхгранными резцами. При нажиме на мягкую глину резец давал клинообразный отпечаток. Какое название носила эта письменность?
КЛИНОПИСЬ
2. Писчий материал, который выделывался из шкуры животных. Шкуры отбеливали, чистили скребкам, полировали пемзой. Получался белый, тонкий и чрезвычайно прочный материал. Как он назывался?
ПЕРГАМЕНТ
3. 1марта 1564 года вышла первая печатная книга "Апостол". Через год вышла вторая книга - сборник молитв, по которому обучали детей грамоте. Как называлась эта книга?
ЧАСОСЛОВ

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ:

Всего не знает никто - так много знаний накопилось на свете. Они хранятся в книгах, как на почте письма - "до востребования". Но не такое уж лёгкое дело быстро найти нужную книгу среди миллионов других. Поэтому и создали люди книги, куда сложили в алфавитном порядке все свои знания о мире. Что это за книги?
ЭНЦИКЛОПЕДИИ

ФИНАЛ

        Врезанные в память письмена
        Бегущие столетья не сотрут.

Так сказал о книге великий английский поэт, живший более 4-х столетий назад. Как его имя?
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР

 

Выставки

 

1. РЕДКИЕ КНИГИ БИБЛИОТЕКИ

Цитата:
        И глядят в таинственном молчании,
        с полок заголовки старых книг.

2. ВАРВАРСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Цитата:
"Кто тебя унесёт, да поплатится за то смертью, пусть его поджаривают в аду, пусть его трясёт лихорадка и швыряет на землю падучая, пусть его земным уделом станут виселица и колесование".
( пожелание в одной из книг, хранящейся в библиотеке Британского музея).

 

Заключение

 

Однажды детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили, есть ли будущее у книги? Линдгрен ответила:

"С таким же успехом можно спросить: есть ли будущее у хлеба? У розы, у детской песенки, у майского дождя?.. Лучше спросить: есть ли будущее у человека?.. Если оно есть у человека, оно есть и у книги. Потому что, если однажды мы научились черпать радость и утешение в книгах, нам без этого не обойтись... Для многих книги также нужны, как хлеб и соль. И сколько бы ни изобретали замысловатых кассет, и телевизоров, и других заменителей.

В человеческом мозгу хранятся книжные сокровища, которые не умрут. Все они там - "Одиссея" и "Божественная комедия", "Война и мир" и "Давид Копперфилд"...

 

Литература:

  1. Владимиров Л. И. Всеобщая история книги. - М.: Книга, 1988.
  2. Календарь школьника на 1990 год.
  3. Кончаловская Н. П. Наша древняя столица: Картины из прошлого Москвы. - М.: Дет.лит., 1986.
  4. Круг чтения. Календарь. 1989.
  5. Любителям чтения о книгах и библиотеках: Хрестоматия. - М.: Мирос, 1993.
  6. Осетров Е. Н. Сказ о друкаре Иване и его книгах. - М.: Малыш, 1979.
  7. Сыров С. Н. Страницы истории: Книга для чтения на русском языке. - М.: Русский язык, 1983.
  8. Тарунов А. Рождение образа: к 400-летию со дня смерти Ивана Фёдорова. - Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. - 1983. - N 1.- С. 80 - 86.

 

 

Составила:
Людмила Валериановна Лысенко,
библиограф МБО Веселовской ЦБС
Уважаемые коллеги!
Поделиться мнением о материалах рассылки и прислать свои разработки вы можете по адресу scenario@biblio.donpac.ru
Архив Рассылки
Наши люди в WWW
| NEVERMORE | KEPMEK |

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное