Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Книга про армию. Пишем вместе.

  Все выпуски  

Книга про армию. Пишем вместе. дедовщина. продолжение


Информационный Канал Subscribe.Ru

Теперь немного о том, зачем вообще и кому нужна дедовщина. По сути, на настоящем этапе развития Вооруженных Сил дедовщина и служит им для того, чтобы были сыты волки и целы были овцы: офицерам, по большому счету, нужно, чтобы в подразделении поддерживались дисциплина и порядок, чтобы оно не выделялось в худшую сторону. Потому что ругают и хвалят их чаще всего не за то, что они преуспели в боевой подготовке, а за то, что у их солдата грязный подворотничок, что уборка закрепленной территории проведена некачественно, что в подразделении беспорядок… И так далее. Я думаю, что именно поэтому деды и большое количество офицеров на просторах нашей необъятной Родины негласно договорились о совместном порабощении молодых солдат.

Конечно, это никогда не выглядело беседами за столом переговоров, подписанием пактов, сопровождаемых пожатием рук и пресс-конференциями. Просто офицеру после получения очередной взбучки надо устранять недостатки. А так, как опыта влияния на коллектив у него может не хватать, а прилагать усилия по поиску усиления влияния на весь коллектив не очень хочется, так как это муторно и неблагодарно. В конце концов, и деньги офицеру платят вне зависимости от морального климата во вверенном ему армейском коллективе. Как бы вы поступили на его месте? Наверно, тоже попробовали бы пойти более простым лично для себя путем. Путь этот подразумевает нахождение группы, которой за определенную плату (в нашем случае это предоставление определенных вольностей) установит, по большому счету, уголовный порядок, базирующийся «на понятиях». И держится подобный порядок, естественно, не на убеждении, а на принуждении.

Делаю вывод: офицеру проще надавить на дедов-сержантов, посоветовав им устранить имеющиеся у офицера недостатки. Обратите внимание, что я написал «у офицера», а не «в подразделении». То есть выделил первопричину.

Дед-сержант, несмотря на кажущуюся вольность, на самом деле сильно зависит от своего начальника. Например, в таких мелочах, как отпуск, срок увольнения, внеочередное назначение в наряд или что-либо другое и потому не в силах отказать своему непосредственному. Сладить ему одному со всем подразделением тоже не под силу и естественным образом он зовет на подмогу свой призыв. Ту часть, на которую он тоже в силах влиять. Плюс ту часть, для которой разобраться с молодыми является делом чести (хотя с моей стороны это как раз – дело бесчестия). Далее следует карательная операция со всеми ее атрибутами: показательностью и чрезмерной жестокостью. В результате молодые солдаты исправляют ошибки офицера. Старики, оказав услугу офицеру, понимают, что могут выполнять роль опричников – карателей и дальше. Причем не обязательно для блага офицеров. В конце концов, у них тоже есть свои причуды и потребности.

Думаю, таким образом и рождается рабовладельческая пирамида дедовщины, выгодная всем. Кроме, как известно из истории, рабов. Естественно, что всякий строй вынужден, хотя бы для виду, прикрываться идеологическим лоскутом. В дедовщине есть, кроме беспросветности бытия и порция утешения для молодых, касающаяся прошлого и будущего.

Идеологический посыл, направленный на светлое завтра, озвучили мне еще до армии: «Тебя превратят в дерьмо, чтобы на базе этого дерьма на втором году из тебя выросла стройная березка». Посыл неверный, потому как, из моего опыта, на базе дерьма может вырасти только дерьмо. Только большего размера. И еще вонючей.

Относительно прошлого вам будет рассказано, что нынешних дедов гоняли в сто раз больше чем вас, а у вас – просто рай, по сравнению с тем, что было год назад. А вы, бессовестные и неблагодарные, не понимаете, как о вас заботятся. Предполагается, что после этого вы уже глядите на дедушку полными любви и сострадания глазами. По большей части, дедушка в это время лукавит. Хотя, может быть, он совершенно искренен. Просто свои переживания кажутся ему преувеличенными, а ваши, соответственно, преуменьшенными. Поэтому имеет смысл не доверять его словам от чистого сердца и не принимать их за столь же чистую монету.

Таким образом, вы будете находиться в состоянии человека, которому дарят будущее, говоря: «Терпи, сынок. Мы терпели больше. Вот вырастешь, станешь взрослым, будешь жить так, как мы живем».

Это как раз та вещь, которая подпитывает дедовщину и укореняет ее в солдатских головах. Есть возможность потерпеть год, а затем оставшееся время валять дурака. Такой вот коллективный обман страны, пославшей обучаться военному делу своих сыновей.

Если вас рассказывали о дедовщине в армии, то, наверняка, говорили о разных ее проявлениях. Итак, какая бывает дедовщина в моем, повторюсь личном понимании?

Ее проявления могут быть по моей опять же классификации нескольких видов. Во-первых, это требования выполнять работу, рассчитанную на всех. Наиболее простой пример, это когда «дед» курит во время коллективной уборки территории, переноски тяжестей, мытье полов и им подобных работ. Кроме того, деды следят за всем, что может помещать их спокойному армейскому времяпрепровождению. Поэтому готовьтесь к тому, что деды будут строго следить и за тем, чтобы, например, во время прохождения строем строй четко и громко печатал ногу. Уличенный, с точки зрения деда, в сачковании молодой получит чувствительный удар сапогом деда по каблуку. Этот сигнал означает, что старший брат видит все и по-отечески наказывает нерадивого сына.

Второй вид дедовщины, связан с желанием дедов как можно больше разнообразить время своего пребывания в казарме. Поэтому для молодых придумываются разного рода задания, порой совершенно небезобидные. Это своего рода посягательство на ваше достоинство, удар не по телу, а по психике. При этом выполнение этих заданий может быть как полезными для вас (помните, что я говорил про подъемы), так и ненужными лично вам (с моей точки зрения умение раздеваться до состояния «майка с трусами» за 45 секунд солдату не нужно). Из обидных и неприятных процедур может быть требование рассказывать про гражданскую жизнь и любимых девушек, катание табуреток по казарме… Потому как происходит это часто в положении «передвигаясь по-пластунски». Мне уже сказали те, кто читал книгу, что мои рассказы о жизни в армии могут быть направлены совершенно в другую сторону – в сторону укоренения дурных обычаев, рассказанных мной. Поэтому приведу наиболее, с моей точки зрения, безобидные примеры.

Я уже рассказал про катание табуретки. В глазах дедов это не табуретка, а военный автомобиль, мчащийся на помощь своим боевым друзьям. Поэтому они стараются помочь молодым водителям советами типа «тпру!!!», «врубай вторую передачу», «поддай газу!», «куда ты едешь, идиот!». Иногда наиболее неповоротливый автомобиль ускоряется дедовским сапогом вам по заднице.

Есть еще «дембельский поезд». Это когда деды, размечтавшись о возвращении домой, просят молодых солдат дать им почувствовать себя уже в пути домой. Для этого привлекается целая бригада: одни обязаны покачивать койку, имитируя движение поезда, другие создают звуковое сопровождение копируя звуки как самого паровоза, так и погромыхивание колес на стыках рельсов. Для полноты эффекта привлекается еще пара солдат, которые бегают с вениками вокруг кровати, изображая мелькающие за окном деревья. Наиболее изощренные деды просят сделать еще и мелькание за окном фонарей и вызов в купе проводницы с чаем.

Третья ступень дедовщины – обслуживание дедов. Вам могут приказать выстирать дедовские портянки, постоять «за дедушку» в наряде, отдать деду самые лучшие (или все) куски в столовой, поделиться содержимым посылки, которую прислали вам, сбегать за чаем или сигаретами. Причем деньги на пачку сигарет могут и не давать. Несколько раз мне приходилось читать, что в последнее время некоторых солдат вылавливали за занятием попрошайничества – деды требовали от них денег. Это сродни понятию рабства в армии, когда одна группа солдат коллективно владеет другой группой. Но и это еще не последний этап.

Четвертая ступень – садистская. Это когда по отношению к молодым царит беспредел – их избивают, иногда пытают, издеваются, терроризируют, заставляют заниматься вещами, выходящими за пределы физических возможностей человека. Здесь принцип очень прост и примитивен – деды ищут к чему придраться и, для того, чтобы эта придирка состоялась, дают вам то, что вы не можете выполнить. После чего вы получаете по полной программе. Не за то, что плохо выполняете, а за то, что деду так хочется.

Во времена моей службы зачитывали приказ, в котором говорилось об осуждении сержанта, который наказывал солдат весьма своеобразным методом – он их вешал. Не до конца, а так, что бы помучились. Занимался он этим достаточно долгое время. И никто ничего не говорил, до тех пор, пока сержант не передержал одного из молодых и тот умер. Понимаете глубину проникновения дедовщины в подобные части? Насколько должна быть подготовлена обреченность солдат, чтобы ни один из них не пожаловался офицерам на подобный образ наказаний?

Теперь попробую рассказать, каким образом строится дедовщина? Как доводятся молодые до той или иной стадии?

Редко когда молодых сразу унижают, что называется по полной программе, если только в казарме не присутствуют совсем уж отмороженные деды. Слишком все это тяжело – взять и подавить волю молодого человека, пришедшего с гражданки, пусть и наслышавшегося сверх меры про ужасы военной службы.

Все идет по опробованной технологии с проверкой готовности молодых сделать следующий шаг по закабалению себя в качестве послушного исполнителя воли дедов. Сначала следуют просьбы принести что-либо или поделиться чем-нибудь. В качестве аргумента используется призыв к армейской солидарности, типа: «молодой, тебе жалко что ли?» Молодому, как правило, ничего не жалко, если его просит об этом дед. После этого уже можно требовать принести что-либо из магазина, не платя за это деньги: «как-нибудь потом отдам». Затем можно послать молодого, приказывая, что ему надо принести, не суля отдачу. И параллельно поднять его ночью для уборки туалета и дежурства вместо деда. Заодно надавав ему по морде. И наказав завтра без денег в казарму не возвращаться.

Каждый человек сам выбирает для себя линию поведения в армии. Хочешь занять какое-то место в коллективе – борись за него. Можно уступить в малом, но нельзя уступать в принципиальном – так и будешь катиться до самого дна. На котором, смею вам сказать, будет несладко. Даже в условиях незначительной дедовщины.

Для того, чтобы облегчить свое состояние, старайтесь относиться к заданиям дедов с определенной долей юмора. Будет легче.

Если вы морально не готовы идти на компромисс, старайтесь либо не попадать в такие ситуации, либо дайте почувствовать дедам, что вас будет тяжелее заставить ублажать их, чем вашего соседа. Скорее всего, вы получите удар уже не по психике, а по лицу или другой части тела. Потому как не всякому деду понравится ваше поведение. Поэтому прежде чем отказать, прикиньте, как себя поведет дед или группа их. С одним дедом проще договориться – это такой же молодой, как и вы, только служит он на год побольше, чем вы. Черпайте знания о прошлом каждого деда. Кто-то что-то будет говорить о прошлых месяцах пребывания на казарменном положении.

Если дед, в свое время, так же ездил с тазиками по казарме, знайте, что его можно напугать. Раз напуганный будет напуган всю жизнь. Вне зависимости от статуса его на военной службе. Значит, его можно прижать и сделать, в ваших глазах, таким же молодым. Поверьте, это не так сложно. Если вам удастся сделать это – значит, он не подойдет к вам в течение оставшегося срока службы. Проще найти кого-то другого, чем снова пытаться заставить вас.

Приведу пример своего отца, не связанный с дедовщиной, но, как мне кажется, отражающий суть явления перерождения наглых и буйных в кротких и послушных. Один из солдат во время построения повадился (наверно, шутки ради) несильно, но неприятно шлепать отца по голове стоя сзади него в строю. Отцу это все не очень нравилось. Неприятно все-таки стоять в ожидании очередного хлопка. И вот в один из дней, когда солнце показывало тень стоящих сзади, он увидел, что его вновь хотят ударить. После чего в момент удара отец чуть пригнулся и приподнял винтовку с пристегнутым штыком. По которому и пришелся удар. С последующим кровотечением. После этого случая раненый боец уже никогда не позволял себе не только действием, но и словом обидеть отца.

Не переусердствуйте с проявлением борзости, иначе в дело могут вмешаться другие деды. Некоторые вольности молодых разрешены в армейском коллективе только на личном уровне. Коллективное неповиновение наказывается быстро и жестоко

Если деды взялись за всех молодых (как, например, в наиболее безобидном случае с «вождением»), тут не имеет смысла показывать свою крутость. Кулаками против дедов выстоять тяжело – тут надо больше работать головой и норов проявлять не в прямом столкновении одного с пятьюдесятью. Но, как я уже говорил, все зависит от каждого отдельно взятого случая. Нельзя выдать универсальный рецепт на всю армейскую жизнь. Но в любом случае никогда (даже в случае один на пятьдесят) не давайте над собой издеваться, на показывайте, что вы боитесь. С моей точки зрения лучше получить по лицу, чем потерять уважение к себе.

Если к вам подошел дед и требует явно невыполнимые вещи, можете вспомнить басню Крылова про волка и ягненка, когда волк, как может, доказывает вину ягненка, а тот в сою очередь логично оправдывается. Чем оканчивается басня? Правильно. «Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать». «У сильного всегда бессильный виноват» - это из той же басни. Так что в этом случае ваша логика никому не нужна. Готовьтесь к бою. Это неприятно, но это так.

Очень помогает в отношениях с дедами наличие хороших отношений со другим авторитетным старослужащим. Чаще всего хорошие отношения между солдатами разных призывов возникают между земляками. Деду приятно иметь общие воспоминания, вам полезно заступничество деда во время ущемления ваших прав. Ни в коем случае не пытайтесь достичь хороших отношений при помощи всяческого угождения земляку – в лучшем случае вы станете не общим, а персональным рабом, о которого будут вытирать ноги. В армии положение в неуставной иерархии соотносится с тем количеством человеческого достоинства, которое осталось у человека. И если вы сами растеряли его, в благой надежде избавиться от кулаков, то я вам не завидую. Вам придется туго. Причем не только на первом году, а, быть может, и на втором.

Здесь я хочу привести еще одну выдержку из интернетовского сообщения об армии о провалившейся попытке искоренить дедовщину путем прохождения службы солдатами одного призыва.

Нельзя сказать, что опыты по искоренению «дедовщины» не проводятся. Так, в одной части взяли и сформировали всю роту (примерно 120 чел.) из защитников Родины одного призыва. Предполагалось, что будут они все работы (а «все работы» — это в основном мытьё полов) выполнять справедливо, поочередно… И будет у них процветать дружба и извечная российская взаимовыручка. Не тут-то было… Это — не американцы тупые, русские, известное дело, народ изворотливый и жутко смекалистый.

Короче, уже через месяц службы появилось несколько каст: «чуханы», «блатата» и т.д. До конца службы (все 2 года!!!) слабые духом — «чуханы» (народ, надо признать, замордованный и забитый более сильными до состояния скотины) выполняли всё за блатных и приблатненных. И с тоской думали «чуханы» о прелестях дедовщины, где год мучаешься сам, зато второй — валяешь дурака и отрываешься (читай — издеваешься) на других. Вот, реальный пример российской армии без дедовщины…

Видели бы вы внешний вид «чуханов»!!!

А вы говорите дедовщина…


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное