← Октябрь 2004 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
17
|
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ariom.ru
Открыта:
15-01-2001
Статистика
0 за неделю
Библиотека Лотоса. Эзотерика. Магия. Религия.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Как пользоваться этой рассылкой? Четко формулируешь вопросы, которые тебя сейчас интересуют более всего и начинаешь читать. Ответы на твои вопросы находятся в этом тексте. В большинстве случаев они проявляются сразу. Но порою приходится очень внимательно вглядываться - все зависит от твоей готовности принять ответ именно здесь и именно сейчас. Пробуй.
Роль и место мысли
Киев, 26.01.1999. Влад: - Почему вы решили встать на Путь? N20: - Я не решил, так вышло. Особенность моего Пути состояла в том, что начался он непроизвольно. Оккультная литература, в которой упоминалось о Пути, попадала мне в руки и до того, но ничего ценного, кроме забавных словосочетаний, я в ней не находил. Я был насмешником, циником и весельчаком. А потом я на какое-то время был вырван из обычной своей среды обитания и... кое-что переживал. И когда затем в руки ко мне попали комментарии Рамачараки к "Свету на пути" Мабель Коллинз, я прочел там о себе - о том, что я переживал. Это было очень точное описание. Но, что было для меня самым важным и определило дальнейший путь, - мой опыт описывался не теми словами, которыми бы я описывал его сам. Вместе с тем не узнать его было невозможно: это был опыт тех же переживаний, описанный другим человеком. И это стало для меня ключевым открытием: непосредственный опыт может описываться по-разному. Я раз и навсегда усвоил, что интеллектуальные конструкции представляют собой не более (и не менее) чем средство организации и передачи опыта. Звучит вроде бы самоочевидно. На самом деле, однако, это довольно редкое постижение, - во всяком случае, я немногих духарей встречал, которые бы действительно понимали роль и место мысли. В большинстве своем они были жертвами каких-то ментальных фиксаций - концепций, с которыми непроизвольно отождествляли свой опыт, - или страдали "детской болезнью левизны в дзен-буддизме", отрицая значение мысли вообще. А потом я стал развивать успех. В: - Успех? No20: - Ну да. Для меня было несомненным, что я без всякой посторонней помощи сделал первые шаги по какому-то пути, который, оказывается, известен и описан. В: - У вас был учитель? No20: - Внешнего учителя не было, учитель был внутренний. В: - Что это за внутренний
учитель? В: - А как это у вас происходило? No20: - Впадая в другую крайность - крайность объективизма, - можно сказать, что это был опыт сознательно-культивирующего отношения к интуиции. Говорят о бытовой интуиции, научной интуиции и т.п. Суть в том, что интуиция может давать ответы на любые действительно значимые для тебя вопросы. Для меня тогда самыми главным вопросом был вопрос о смысле жизни. Внешние, даваемые другими ответы я не ощущал таковыми, для меня это были просто слова. Гораздо интереснее было задавать этот вопрос самому себе: я не находил на него в себе не то что ответа, - никакого отклика вообще. Я ощущал лишь мягкое, гасящее звук молчание. Молчание это представлялось мне даже забавным: как же так, - задаешь вопрос, ну хоть бы эхо какое услышать! Полная тишина. Несмотря на это, от вопрошания я не отказывался. Равно как не отворачивался и от факта его безответности. Я ясно ощущал, как вопросы мои уходят куда-то в глубину; меня не покидало чувство, что там что-то есть. Я был открыт миру, принимал живое участие в молодежных тусовках, впитывал подобно губке жизненный опыт. Но все это происходило в присутствии и на фоне внутреннего молчания, - я все время краем уха прислушивался к нему. И, по-видимому, когда подошел срок, там, в глубине, все, что нужно, интегрировалось, и совершенно неожиданно для меня вышло на поверхность. Это случилось ночью, коща я ехал в поезде на третьей полке общего вагона. В мое сознание вошло слово. Смысл жизни оказался простым, как сибирский валенок. В: - И в чем же смысл жизни? No20: - Ну какой смысл произносить сейчас какое-то хорошо известное слово? Ясное дело, что оно так словом и останется. Но для меня за ним стояла вся совокупность моего опыта. Это была вершина некоего айсберга, всплывшего из глубин души. Эта вершина была неотделима от айсберга и вне его не имела смысла. Потом новое знание стало открываться мне опять и опять. Причем оно представлялось мне всякий раз несомненно истинным, поражало своей самоочевидностью. Пытаясь постичь природу этих откровений, я понял, что они являются не чем иным, как самопроизвольной интеграцией моего опыта, опыта моих собственных попыток осмысления жизни. Более того, я обнаружил, что механизм этот по сути дела идентичен с частично уже освоенным мною механизмом творчества, появления ("создания") новых образов, - я был тогда художником. Когда я прочувствовал, как материал загружается в бессознательное, как он выходит затем в преображенном виде на поверхность, и какие для этого необходимы условия, я стал культивировать их, то есть обслуживать этот механизм сознательно. Точнее, я стал служить ему. Потому что ключевым в этом процессе было личное отношение к нему как К Учителю, а не просто как к "механизму" интуиции или творчества. Я начал взаимодействовать с ним, я сознательно вступил с ним в личные отношения, и тем самым чрезвычайно интенсифицировал этот внесознательный источник знания. Должен сказать, что такая работа с глубинами своей души - это работа на грани одержимости. Непроизвольная концептуализация такого рода личных отношений, отождествление этого опыта с некой частной мыслеформой приводит к появлению всяких ''тибетских Махатм", "космических разумов" и тому подобных прелестей духовной жизни. Но сам по себе этот механизм реален. Он работает и, если человек не впадает в соблазн самоцельной его эксплуатации, вполне может работать конструктивно. Это именно тот источник, из которого люди получали новое знание во все времена, - знание, которое воспринималось как откровенное и продолжало воспроизводиться затем последующими поколениями. Источник этот в разные времена называли по-разному. Я могу говорить о нем как о "внутреннем учителе" или "механизме интуиции"; однако тонкость состоит в том, что сам для себя я его окончательно никак не называю. Я действительно склонен трактовать его как "интуицию", но вовсе не считаю такую безличную трактовку оптимальной. Как бы там ни было, именно способность не смешивать внутренний опыт и его интерпретацию помогла мне не слететь с катушек в условиях отсутствия внешнего учителя как критерия нормы и защитника психического здоровья. В: -А что, были такие ситуации, когда это могло произойти? No20: - У меня не было, но я видел, как это происходит с другими, когда они залипают на каких-то интеллектуальных конструкциях или учениях и отождествляют с ними свой опыт. У меня такого не могло произойти в принципе, так как опыт и его объяснения были растождествлены изначально. Я получил первый опыт Пути, не имея никакой теоретической базы. В: - Все-таки, как произошло, что вы вдруг начали получать этот опыт? No20: - В моем случае это произошло от полноты жизни, а полнота жизни была обусловлена судьбой - местом рождения и жизненными обстоятельствами. У меня было счастливое детство без лжи, манипуляций и сверх-опе-ки со стороны взрослых. Я знал, что такое любовь и нежность, и получил всего одну серьезную психологическую травму. Моя естественная поисковая активность (все эти исследовательские рефлексы и инстинкты) не была подавлена. В детстве и подростковом возрасте не было зажимов и комплексов неполноценности. Поэтому на каждом этапе своей жизни я извлекал из нее весь тот опыт, который можно и нужно было извлечь. В юности, например, благополучно самоутверждался, был признанным лидером. И однажды я начал ощущать, что подошел к какому-то пределу. Что я уже не знаю, чего еще хотеть. Чего еще извлекать. Все, что могло меня привлекать, отпало, так как все, что можно было, я в основных чертах уже испробовал: далее возможны были лишь бесчисленные вариации известного, а это меня не устраивало. Я был талантлив, я знал, что смогу все, за что бы ни взялся; я не знал только, за что мне следует взяться. Это логически подвело меня к вопросу о смысле жизни, - вопросу для меня не праздному и не академическому, но жизненно-насущному. В: - А почему вдруг у вас в ответ на этот вопрос открылся внутренний источник знания? Вопросом о смысле жизни задаются многие люди, но ничего подобного у них не происходит. No20: - Судьба! В критический момент имело место благоприятное стечение обстоятельств. Во-первых, я поехал учиться во Львов, и тем самым был вырван из привычной киевской среды, которая отвлекала меня от ощущения внутренней пустоты, смягчала ощущение ценностного вакуума. Эта среда обеспечивала достаточно интенсивные и привлекательные раздражители: прожигать жизнь в ней было весело и увлекательно. А когда я был лишен этой среды с ее отвлекающими факторами, смысложизненные вопросы вышли на передний план. Они стали неотвратимыми. В: - В каком возрасте это произошло? No20: - Мне было тогда лет двадцать. Но собственно соприкосновению с Учителем и выходу на Путь предшествовало еще одно обстоятельство: я бросил пить, курить и мясо есть. Вот. Но сделано это было вовсе не для того, чтобы вступить на Путь, а из любопытства. Знакомый сказал мне, что если месяц не пить - не курить - мясо не есть, можно выйти в астрал. И пообщаться друг с другом через астральную трубу. Ну, поскольку я был открыт неведомому, и вообще делать было нечего, то подумал: а чего бы не попробовать? И бросили мы с моим одноклассником, который остался в Киеве, пить-курить и мясо есть. На месяц. Под конец он сорвался, объелся пельменями. Ладно, решили ради чистоты эксперимента еще месяц не пить, не курить и мяса не есть. Эксперимент все равно провалился, но за эти пару месяцев мои мозги видно очистились от токсинов и во что-то я смог-таки врубиться. Так что налицо два судьбоносных обстоятельства: изоляция и очищение. Плюс третье - благоприятная среда. Дело в том, что во Львов я приехал с профессиональными иллюзиями: думал, что чему-то научусь. Но в первом же семестре мне стало ясно, что меня здесь ничему не научат, более того, что я потеряю и ту квалификацию, которая у меня была; обстановка там, надо сказать, действительно была разлагающая - не учат ничему и делать ничего не надо. Собирался бросать институт. Но где-то под конец первого семестра меня пробило и я понял, что именно такая обстановка мне и нужна, что я смогу здесь пять лет беспрепятственно заниматься Йогой. Так оно и вышло. В: - Была ли у вас какая-то группа, круг единомышленников? No20: - Нет, я был один и рос самостоятельно. В общем-то, в Киеве был круг друзей, не чуждых подобным интересам; но это было не очень серьезно. В: - Учились вы как, по книгам? No20: - С самого начала мне было ясно, что из книг я могу узнать лишь то, как другие люди осмысляли сходный с моим опыт в прошлом. Я рассматривал книги не как источник знания, а как исторические документы. И свидетельства того, что я не один. В: - А почему вы сами стали писать? No20: - По ряду причин. В голове у меня была каша, и чтобы как-то в ней разобраться, я не нашел способа более удобного, чем выносить эту кашу на бумагу, а потом разгребать ее, выясняя, что к чему. Знание, получаемое из внутреннего источника, поражало меня словно гром среди ясного неба, и я, естественно, тоже записывал эти откровения. Ну, и книги. Оказалось, что в книгах много воды, но встречаются ясно сформулированные мысли и точные наблюдения, созвучные моему опыту. Я их выписывал. Первоначально эти разрозненные записи и выписки никак между собой не были связаны. Потом в них стали просматриваться какие-то общие темы и они стали объединяться в более крупные фрагменты. Они были словно частями некой мозаики, которую я на каком-то этапе начал складывать сознательно, целенаправленно восполняя недостающие детали. Благодаря этому я стал постепенно уяснять для себя общую картину происходящего, начал сознавать свой Путь. В: - И в чем состоял ваш Путь? No20: - Я понял, что Путь представляет собой по существу процесс развития самосознания, эволюцию переживания того, "кто я". Все остальное -это цветы у дороги, средства передвижения и т.д., но не Путь как таковой. В: - Что вы делали для того, чтобы продвигаться по этому Пути? No20: - Ничего особенного я вроде бы и не делал. Это был в значительной мере спонтанный путь. В: - Что, никакой специальной практикой вы вообще не занимались? No20: - Вообще-то вначале я действительно занимался Хатха-йотой... В: - Но это привело к каким-то переживаниям или как? No20: - Это была работа, в результате которой я осознал, что у меня есть тело. И что оно живет своей жизнью, отличной от жизни ума и чувств. Трудно поверить, но до того, как заняться Йогой, я этого не сознавал. Все составляющие моей личности были слипшимися в один неопределенный ком, который я называл "собой". В: - Значит, какая-то практика у вас все-таки была? No20: - Ну, скажем так, практика самонаблюдения в естественном потоке жизни. В: - То есть основной опыт, который служил материалом для осмысления, вы получали посредством интроспекции? No20: - В данном случае вернее будет говорить именно о самонаблюдении, а не об интроспекции в узком смысле слова. Я получал опыт в ходе соприкосновения с жизнью и наблюдения, как моя психическая организация реагирует на жизнь, и как жизнь реагирует на меня, на мое поведение. Плюс знакомство с духовной литературой, то есть опытом осмысления подобной работы предшественниками. В: - Таким образом, это не было специальной практикой, выделенной из потока жизни? No20: - Да, в качестве практики я воспринимал саму жизнь во всем ее многообразии. А специальная практика ничего, кроме скуки, у меня не вызывала. У меня было ощущение, что выполнение упражнений, с точки зрения Пути, -это просто убитое время. Практика внимательного отношения к жизни представлялась мне гораздо более интересным и действенным занятием. В: - Вы просто участвовали в потоке жизни или намеренно помещали себя в какие-то ситуации? No20: - На каком-то этапе я действительно помещал себя в ситуации, которые бы угрожали моему образу себя. Это облегчало наблюдение за тем, как мой образ себя влияет на мое восприятие. В: - Не могли бы вы подробнее рассказать об этом? No20: - Рассказать о создании ситуаций, угрожающих образу себя? Это могли быть любые ситуации, когда я выглядел в глазах окружающих не самым достойным образом. Сейчас я припоминаю только ситуации неумеренного потребления алкоголя; собственно практикой можно было назвать переживание переживания того, что я натворил в невменяемом состоянии. Разумеется, я не стану рекомендовать пьянство как путь к свободе от себя. Потому что мне лично удалось выйти на Путь не в последнюю очередь именно благодаря отказу от спиртного. Ценность трезвого состояния я усвоил сразу и где-то года три-четыре вообще не брал в рот ни капли. А потом уже начал экспериментировать. В: -Долго? N220: - Долго ли я пил? Никаких особых усилий в этом направлении я не прилагал, просто не упускал случая надраться, когда представлялась такая возможность, а их было немало: дни рождения, молодежные вечеринки и т.п. Но напиваться, по-видимому, имело смысл лишь в компании, где меня считали человеком продвинутым и непьющим (потому как просто пьяный мужик в порядке вещей, чего тут такого); скоро таких компаний не стало и подобная практика утратила свою эффективность. Впрочем, необходимость в ней тоже отпала. В: -А помимо ситуаций алкогольного опьянения еще какие-нибудь ситуации вы создавали? No20: - Не помню. Собственно, жизнь полна таких ситуаций, когда мы выглядим в глазах окружающих не самым достойным образом. Было бы желание отслеживать. В: - Я почему спрашиваю, - иногда такие ситуации действительно случаются сами собой, но бывают и такие полосы жизни, когда ничего подобного не происходит. Тогда можно создавать их сознательно. Создание и проживание таких ситуаций действительно может рассматриваться как своеобразная практика выведения себя из равновесного, покоящегося состояния. Поэтому меня и интересует ваш опыт в этом направлении. No20: -Что плохого в равновесии? Мой опыт говорит мне, что если за равновесие не цепляться, продолжается оно недолго. С другой стороны, практика выведения из равновесия имеет тенденцию переориентироваться с себя на другого. То есть начинает человек с себя, а затем входит во вкус создания подобных ситуаций для других. Так, московская школа самодеятельного околотибетского эзотеризма, насколько я с ней знаком, занималась именно тем, что они там друг друга долбали, из равновесия выводили. Разумеется, пользу можно извлечь из чего угодно, в том числе и из того, что тебя кто-то пытается смешать с дерьмом. Но в большинстве случаев такая практика приводит не к декларируемому разрушению защит, а к их укреплению, появлению феномена "отмороженного сознавания", которое полагается целью человеческих стремлений. Защита ведь не сводится к бессознательности, она проявляется также в бесчувственности, не-переживании, не-реагировании, - в голой констатации происходящего. Я лично всегда предчувствовал, а с некоторых пор считаю, что защиты у каждого человека неслучайны и возникают с необходимостью. Защиты ломать нецелесообразно, потому что это приводит либо к их укреплению, то есть отодвигает момент возможного рассасывания, либо к декомпенсации, когда человек сталкивается с материалом, с которым еще не готов иметь дело. Я свои защиты уважал и не пытался поднять неподъемное. Но при этом во мне все время присутствовало легкое прощупывающее стремление двигаться в направлении, прегражденном защитой. И со временем это приводило к результатам, которые становились не поверхностным психологическим лоском, а органичной частью моей жизни. А противоположный, силовой подход напоминает мне попытку сократить срок беременности: "Как, ждать девять месяцев?! Нет, рожать будем здесь и сейчас!" Так обстояло дело с ситуациями. Ничего особо выдумывать не приходилось. Это была постоянная работа по отслеживанию собственных глупостей и ляпов в межличностных отношениях. В жизни каждого молодого человека такого добра хватает. В: -А как складывались ваши отношения с властями? Вас не преследовали, вы не ощущали на себе давления? No20: - Нет. Наоборот... Действительно, большинство духарей в то время страдали так называемой "гэбэфренией", - считали, что живут под колпаком, что КГБ спит и видит, как бы их сграбастать. Я посмеивался над этими настроениями, полагая, что у Конторы есть дела посерьезнее. Кроме того, из контактов с гэбэшниками, - а в нашем институте они пытались вербовать едва ли не каждого студента, - я выяснил, что их вездесущность и осведомленность далеко не столь велика, как считалось в народе. Хотя за эзотерическими библиотеками они действительно охотились и изымали их регулярно. Так что библиотеки надо было беречь. А изготовление и распространение идеологически сомнительной литературы преследовалось в уголовном порядке. Поскольку же я занимался этим в достаточно крупных на то время масштабах, какие-то меры предосторожности применять приходилось, - например, я не держал телефонной книжки, в телефонных разговорах был очень аккуратен и вообще предпочитал пользоваться телефонами-автоматами. В: - При этом вы говорите, что не только не ощущали давления, но "наоборот". Что значит "наоборот"? Вообще, что вы можете сказать о своем ощущении атмосферы того времени начала восьмидесятых? N220: - Хм, из чего складывается мое ощущение атмосферы того времени? Да, ощущения давления не было, было ощущение реальной опасности... Я бы так сказал: это было ощущение здорового - соизмеримого, преодолеваемого - сопротивления среды. У меня было ясное ощущение задач времени. Из этого ощущения задач и усилий, направленных на их разрешение, для меня, собственно, и складывалось общее ощущение атмосферы, о которой вы говорите. В: - Что это были за задачи? No20: - Понимаете, это был период сродни самой темной части ночи, наступающей перед рассветом. У меня лично было такое ощущение, что строй, который сейчас называют эпохой застоя или эпохой развитого социализма, - это НАВСЕГДА. Ни у меня, ни у кого-либо из моих знакомых, ни у "Радио Свобода" не было ни малейшего предчувствия того, что развитой социализм рухнет в одночасье. Мне было ясно, что надо что-то делать именно в этой исторической обстановке, приняв ее правила игры, - исходя из наличного положения вещей в интеллектуальной и социальной сфере, исходя из наличного отношения властей к инокультурному опыту саморазвития человека. Я усматривал свою задачу в том, чтобы привнести этот опыт в наличную культуру, - привнести в такой форме, которую она не смогла бы отвергнуть. Нужно было представить проблему так, чтобы от нее нельзя было отмахнуться. В: - То есть представить ее на языке, близком-к научному? No20: - Задача состояла в том, чтобы переосмыслить этот опыт в психологическом ключе и изложить языком, который бы был свободен от самоцельных и необязательных мистических накруток, - языком, который бы был узнаваем, и против которого сложно было бы что-то возразить. А поскольку я знал, что опыт и мыслительные конструкции жестко не связаны, я был совершенно свободен в выборе интеллектуальных средств выражения. У меня не было ощущения, что мне приходится пудрить мозги власть предержащим с помощью эзопова языка "психологической науки"; у меня было ощущение, что я решаю новую историческую задачу. Новая культура не принимала традиционных идеологических схем, но я знал, что опыт, который люди уже не раз излагали по-разному, может быть еще раз изложен иначе, -изложен так, чтобы стать органичной частью наличной культуры, получив тем самым возможность в ней жить и развиваться. Но для осуществления этой задачи нужно было сперва выявить основы, нащупать основания, на которых зиждется предшествующий опыт саморазвития человека, и на которых можно было бы построить что-то новое. И хотя колосс социалистической культуры рухнул, и в настоящий момент эта интеллектуальная работа по выявлению основ никому не нужна, я не считаю, что она пошла прахом. Более того, я подозреваю, что она будет тем немногим, что останется от эпохи развитого социализма в копилке общечеловеческого культурного наследия. В: - Я не согласен с тем, что сейчас эта работа по выявлению основ никому не нужна. По-моему, принимая во внимание засилье мистического бреда, сейчас она нужна более чем когда-либо. No20: - Да, я работал в жанре демистификации мистики, но дело ведь к этому не сводилось. Меня интересовали прежде всего вопросы методологии саморазвития человека, и мои работы последнего периода посвящены именно этому. Я считал очень важным, с одной стороны, донести до других эту сферу опыта в ее чистоте, не искаженной игрой воображения и интеллектуальной неряшливостью; с другой, - донести ее в такой форме, в которой бы эта чистота могла быть воспринята и усвоена наличной культурой. То есть социалистической культурой. Я искал язык, жизнеспособный именно в этой культуре. Между тем она приказала долго жить. Вздохнула под конец полной грудью и испустила дух. Соответственно, продукты этой культуры утратили жизнеспособность, перешли в разряд исторических памятников. В том числе и я со своим творчеством оказался за бортом истории. Впрочем, не только я, все мы там оказались: так как новая, не-социалистическая культура еще не сформировалась, культурно-значимые средства самовыражения у нас в настоящее время отсутствуют. Культурно-значимые в смысле способности обеспечивать воспроизводство соответствующего опыта в социальном масштабе. Мы вошли в переходный период - период мычания и изучения иностранных языков. Свой собственный язык у нас появится лишь тогда, когда наша культура вновь обретет какие-то более-менее устойчивые, зримые очертания, и можно будет попытаться выяснить, что, о чем, как и зачем говорить. Вот тогда и пригодится опыт моих методологических изысканий. В: - В каких работах они представлены? No20: - В Самиздат эти работы не попали. Они собраны в книге под общим названием "Очерки эзотерической психологии эпохи развитого социализма". Это 1985-87 год. Я тогда открыл для себя то, что называю "психологическим механизмом духовного развития"; и поездил по Европейской части СССР, обсуждая схему этого механизма с разными знающими людьми. В: - Вы публиковали где-нибудь его описание? No20: - Нет. Планировалась публикация в третьем выпуске "Вопросов саморазвития человека", - издавал я такой ежегодник, - но этот выпуск так и не вышел в свет, потому что я переключился на другой проект, представлявшийся мне в то время более неотложным. Кроме того, был у меня доклад на какой-то психологическо-методологической конференции, где я попытался сжато изложить эту и две другие методологические схемы. В: -А над чем вы теперь работаете? No20: - После того как окончательно стало ясным, что социалистическая культура погибла, я отошел от интеллектуального творчества и занялся тем, чем имеет смысл заниматься в наше время - переводами того, что уже сделано. В: - Почему вам представляется актуальным именно это? И именно для вас? No20: - Для меня? Потому что ничего другого я делать не умею. Зато это умею делать как следует. А вообще, поскольку мы находимся на начальном этапе становления новой культуры, мне представляется важным, чтобы некоторые стороны инокультурного опыта саморазвития человека могли служить для нее полноценным строительным материалом. В некоторых книгах ясно излагаются позиции, по отношению к которым, как я считаю, важно самоопределиться каждому, кто вступает на Путь. И мне хотелось бы, чтобы эти позиции были изложены на русском языке столь же ясно и убедительно, как на языке оригинала, а не так, как это делается в нынешней коммерческой спешке. В: - У вас есть ученики? No20 - Нет. Как я уже говорил, мой Путь в значительной степени был обусловлен судьбой. Многое мне было дано, а не достигнуто осмысленными усилиями, опыт которых можно бы было транслировать. Например, у меня никогда не было страха смерти как психологического небытия и поэтому мировоззрение мое никак не обусловлено этим страхом; но у меня не было и опыта преодоления страха смерти, поэтому я не в состоянии передать такой опыт другим. Я не Мастер, я Специалист. В: - Что вы, как специалист, могли бы посоветовать тем, кто вступает на Путь? No20: - Как специалист, я мог бы посоветовать молодым людям ознакомиться с моей книгой "Эволюция сознания в документах", где начало Пути описано без каких бы то ни было идеологических и гуроидальных накруток; к сожалению, эта книга еще не опубликована. Но, признаться, даже этот совет представляется мне сомнительным, - ведь причины и мотивы вступления на Путь у разных людей различны. Все выходят на Путь по-разному. В: - И все-таки, что, по-вашему, могло бы подвигнуть людей на духовный ^ поиск? Верно, у каждого свои мотивы; но может быть существуют и некие I общие мотивы? Выявив их, можно было бы целенаправленно пробуждать у людей соответствующую мотивацию. No20: - Знаете, я серьезно сомневаюсь в том, что ее нужно пробуждать. Это было бы насилием, в котором нет необходимости. Потому что человечеству нужны разные люди. И кому дано, у того мотивация сама пробудится. Разумеется, этому можно способствовать путем создания благоприятной среды, в том числе путем предоставления соответствующих образцов. А "пробуждать мотивацию", по-моему, все равно что тащить морковку за листья, чтобы она росла быстрее. В: - Имеется ли у вас какой-нибудь критерий того, что человек на верном пути, а не съехал в кювет? No20: - Когда никаких явных расстройств не наблюдается, для меня лично критерием служит отсутствие рисовки, желания произвести впечатление, а также желания самоутвердиться в образе себя за счет умаления или принижения образа человека, с которым имеешь дело. Отсутствие подобных поползновений на уровне микромоторики говорит мне, что человек на верном пути. В: - Что для вас служит знаком того, что все идет как надо, что это не самообман, не прелесть? Обычно такая контролирующая функция принадлежит наставнику. А что делать, когда наставника нет, как в вашем случае? No20: - Самообман - это не страшно; если есть установка на честность в отношениях с собой и другими людьми, он быстро вскрывается. Мне повезло в том плане, что честность представляет собой ведущую черту моей личности. Я просто не хочу обманывать себя. С другой стороны, я готов принять факт любого самообмана: с кем не бывает. Действительность, в том числе действительность вскрывшегося самообмана, для меня всегда интереснее, чем сам самообман, неведение относительно этой действительности. Самообман, он ведь чему служит? В основном тому, чтобы не болело. А этого я не боюсь. В: - По рассказам многих из тех, кто вступал на путь без наставника, у них были периоды, когда личные пласты стирались и возникало ощущение предельной свободы, едва ли не всемогущества. И многие на этом сорвались. Был ли у вас такой этап? No20: - Этап всемогущества? В: - Да, когда снято много защит, возникает что-то такое, с чем действительно очень трудно совладать, - отсутствие каких-либо норм и критериев допустимого-недопустимого. No20: - Нет, связи с землей я никогда не терял. Социальные нормы я вдоволь попинал когда положено было - в подростковом возрасте. Потребность в самоутверждении через попрание норм была удовлетворена, и я уяснил инструментальную роль последних. Я понял, что они служат не для угнетения, а для удобства. Что касается норм и критериев допустимого -недопустимого в межличностных отношениях, то я понял, что единственно необходимым и, по-видимому, достаточным критерием тут служит любовь к ближнему. И что меня удивляло по большому счету в некоторых продвинутых духарях, так это то, что не любят они ближнего. И готовы делать с этим ближним что угодно - для его же блага, разумеется. Защиты там ломать и так далее... В: - То есть как это - для его же блага? No20: - Ну, идеологически это связано с представлением о благе как некоем сверхценном состоянии, которому нужно принести в жертву все остальные. Практически же речь идет о бесчувственности. Так что если вы еще испытываете отрицательные эмоции в связи с тем, что я над вами измываюсь, значит у вас проблемы; а я вам оказываю неоценимую услугу, помогая эти проблемы осознать, - для вашего же блага. Это классика. Даже книга такая есть - "Для вашего же блага" - о скрытой родительской жестокости. По-видимому, тут действительно воспроизводятся какие-то родительские отношения. Меня в детстве родители не мучили, - во всяком случае, мучили не до такой степени, чтобы я стал воспринимать подобные отношения как должные и оправданные. Поэтому повышение прозрачности моих личных границ не приводило к преступлению границ другого лица. В: - Но разве стирание личных границ не приводило к какому-то высвобождению сил, проявлению большей свободы? No20: - Я бы не сказал. Очевидно, это связано с тем, что я чувствовал себя достаточно свободным мальчиком и до того: со свободой я разобрался в подростковом возрасте. "Стирание личных границ" у меня было связано не столько с ощущением всемогущества, сколько с ощущением всеведения. Разумеется, первые прозрения отражались на поведении. Когда это с тобой случается, твой первый порыв - донести весть о возможности такого кайфа до других. Это ж класс! Так давайте все вместе, это же так просто. И вдруг оказывается, что многие этого кайфа не понимают, и водку бросать пить не хотят... Ну, и начинаешь постепенно осмыслять ситуацию, осматриваться. В: - То есть у вас был такой мессианский период, когда вы пытались как-то привлечь окружающих? No20: - Да, был. Но весьма непродолжительный. В: -А как все обошлось? Благодаря чему? No20: - Благодаря развитому чувству здравого смысла и удовлетворенной в положенное для этого время потребности в самоутверждении. Вообще этап трансперсонализации, как я его называю, прошел у меня очень быстро. Я сразу соприкоснулся с планами, где я есть все, где меня нет и т.д. В: - И каким был следующий этап? No20: - На следующем этапе остро встал вопрос "А что же дальше?" Все, о чем в книжках написано, достигнуто, - ты един со вселенной, ты все и ничто. Что дальше? Жизнь ведь только начинается, а уже, похоже, приехали. В общем-то, что мне делать в целом понятно: способствовать на своем месте всеобщей эволюции, "вести все живые существа к просветлению". Вопрос в другом: как мне быть? Какой опыт обретать мне, самосознающему абсолюту, на предстоящем этапе существования в физическом теле? Или, в терминах воплощения, зачем мне это воплощение? И вы знаете, в конце концов я пришел к неожиданному для себя выводу: раз я принял человеческую форму, задача моя состоит в том, чтобы стать человеком, узнать, что это такое. Обретенный ранее трансперсональный - надличный - опыт становился таким образом фундаментом моей личности, основой дальнейшего пути. На этом пути меня ожидало много интересного... В: - Что,например? No20: - Ну как, - вся жизнь. Уже не как практика, а как приключение, где за каждым поворотом тебя ожидает что-то новое. Например, я обнаружил, что не чувствую происходящее, что моя способность ощущать, чувствовать, испытывать эмоции приглушена. Она была приглушена не в такой степени, как у большинства "практикующих" духарей, поскольку я, в отличие от них, никогда сознательно не ставил перед собой такой задачи - ничего не испытывать, то есть на все не реагировать. Мне было интересно наблюдать именно за тем, как я реагирую, и не позволять при этом моим реакциям влиять на мое поведение и восприятие. Однако эмоциональная сторона моей натуры при этом как бы оставалась за кадром, не становилась предметом специального рассмотрения и, тем более, развития. Я отнюдь не был бесчувственным сухарем, но у меня возникло ощущение, что я способен чувствовать гораздо больше. Оно возникло у меня, когда я осознал, что не люблю своих родителей, точнее, не чувствую той любви, которая во мне есть. Я знал, что люблю их как носителей безусловных ценностей и, скажем так, подателей всего, что у меня есть, - но я не чувствовал этого. И мне очень захотелось вновь обрести возможность испытывать эту любовь, испытывать это чувство, незаметно затоптанное в передрягах взросления. И когда я столкнулся с одной заграничной программой психологической реанимации личности, это желание послужило серьезным мотивом для того, чтобы заняться этой программой и создать условия для ее внедрения в Киеве. Правда, по истечении семи лет программа зачахла, но я свое получил. В ходе этой работы у меня как-то возник образ длинного каравана беженцев, которые возвращаются со своими тюками и тележками из эвакуации, - это были мои чувства. Ну, это так, частный эпизод становления человеком, живым человеческим существом, - возвращение себе тех человеческих возможностей, которые по необходимости утрачиваются на ранней стадии развития, в детском возрасте. Собственно, не утрачиваются, а как бы отодвигаются на задний план, уходят в тень бессознательного, - у кого больше, у кого меньше. В: - Как это делалось? No20: - Существуют специальные методики, но это уже совсем другая история. В: - То есть, если описывать ваш путь в целом, можно сказать, что на первом его этапе имела место трансперсонализация, стирание личности, а на втором произошел возврат к личному, но с сохранением надличного фундамента. No20: - Где-то так, хотя я бы не стал говорить о стирании личности. С самого начала присутствовало сознание того, что надличный опыт становится ресурсом моей личности, становится неотъемлемой частью меня как действующего лица, - он становится своего рода килем, позволяющим всякий раз возвращаться в точку покоя. И мне кажется, именно этот баланс личного и надличного, наряду с чувством здравого смысла, честностью в отношениях с самим собой, а также способностью различать опыт и его интеллектуальное оформление, помогли мне не пойти ко дну в условиях одиночного плавания по водам Сансары.
"Сайт Лотоса.
Системы развития человека" 27 сентября - Календарь событий: Москва, фестиваль «Тибет: традиции, искусство, философия» - большое мероприятие 25 сентября - Фото-музей:
Янтры - символические изображения, используемые для медитативных практик.
Простейший вариант практики - просто рассматривать определенную янтру
в течение минуты. 24 сентября - В рамках 17-й Московской международной выставки-ярмарки состоялось вручение дипломов "Бестселлер года". Издательству "София" были вручены грамоты в восьми номинациях! Почти все успехи связаны с книгами Пауло Коэльо. Поздравляю любимое издательство :))) 21 сентября - Сант Тхакар Сингх "Только Совершенный может сделать вас совершенными" 20 сентября - Форумы Лотоса: Эвтаназия. Убийство или легкая смерть? 19 сентября - Г.
Рейнин, В. Бондаренко "Морфология российской вечеринки"
18 сентября - обновлен, дополнен и технически откорректирован список интернет-радиостанций мира вещающих дружественную для нас музыку: New Age, World, африканскую, азиатскую, суфийскую, медитативную. Заходим, слушаем и восхищаемся тому, как все классно устроено в этом мире :)) 16 сентября - Сант Тхакар Сингх "Мы должны познать закон жизни, чтобы спастись" 12 сентября - Фото-музей: Карельские безумия, фрагменты Летнего лагеря Школы по Второй Логике 10 сентября - Форумы Лотоса: Долой попсу из эзотерики :))) 9 сентября - Практика
Самоосознавания Гурджиева 8 сентября - "Мои лучшие книги на сегодняшний день", коллективный опрос в свободной форме. Публикуйте свои списки книг, которые вас в последнее время особенно зацепили. Комментарии приветствуются. Все списки будут сохранены и рекомендованы тем, кто не знает, чего читать, куда копать. 6 сентября - еще одно тематическое исследование по теме "Мир Духовного: люди ищут" - данные о предпочтениях и интересе людей к тем, либо иным «духовным темам». 3 сентября - опубликованы дополнительные цифры рейтинга популярности авторов книг Библиотеки Лотоса. Использованы данные Рамблера 2 сентября - Экхарт
Толле: фото 1 сентября - Школа по Второй Логике проводит цикл ежемесячных 2-х дневных семинаров-тренингов по Второй логике для всех желающих. Преподаватель: Клейн 30 августа - Клейн "О Второй логике" 28 августа - новые книги в Библиотеке Лотоса: Станислав Дворко "Джонатан Ливингстон по имени Чайка"; Думанский Алексей, Думанская Наталья "Ребенок Мудрости"; Дэн Миллман "Повседневная просветленность"; Мантэк Чиа, Дуглас Абрамс Арава "Даосские секреты любви"; Мантэк Чиа, Майкл Винн "Даосские секреты. Совершенствование мужской сексуальной энергии"; Мантак и Маниван Чиа "Даосские секреты. Совершенствование женской сексуальной энергии" 26 августа - Религия: новостная лента 25 августа - Форумы
Лотоса: Как обрести
себя и не растерять всех? 22 августа - Мераб
Мамардашвили: об авторе 21 августа - Экхарт Толле "Сила момента сейчас", обсуждение книги на форуме 20 августа - Эзотерическая литература: самые популярные авторы, мною проведено вольное исследование и составлен рейтинг наиболее популярных авторов. По-моему именно такого исследования нам всем и не хватало :))) 19 августа - Буддизм
в России, историческая справка 17 августа - Энциклопедия современной эзотерики: Холотропное Дыхание 16 августа - Догэн "Практика Дхьяны" 13 августа - Андрей Сидерский: об авторе 10 августа - Открывается подписка на Виртуальный Тренинг "Изменение Привычной Картины Мира", на вторую закрытую ступень. Тема: "Развитие и преобразование Интеллекта" 23 июля - Алан Уотс: об авторе 21 июля - Что такое Бусидо? 20 июля - Форумы Лотоса: Как развиваться дальше? - классика Пути: первый этап пройден, вслед за моментами "глубокого счастья" становится гораздо хуже, чем было в самом начале... что делать? 18 июля - Форумы Лотоса:
Марихуана: Курить
или не курить? 17 июля - новые книги в Библиотеке Лотоса: Экхарт Толле "Сила момента сейчас"; Сеонг Сан "Посыпание Будды пеплом. Учение Дзен"; Ошо "Творчество"; Ошо "Автобиография духовно неправильного мистика"; Ошо "Гусь снаружи"; Кристофер С. Килхэм "Пять Тибетских Жемчужин"; 16 июля - новые книги в Библиотеке Лотоса: Джон Г. Беннетт "Духовная психология"; Джон Г. Беннетт "Энергии: материальные, жизненные и космические; Джон Г. Беннетт "Учителя Мудрости"; Джон Г. Беннетт "О Субуде"; Нина Андреева "Энергия преображения: изменяем жизнь, совершенствуя тело"; Константинов С. В., Смирнова Л. В. "Если ты не осёл, или Как узнать суфия. Суфийские анекдоты"; Клейн "В помощь Дзенствующему. Красный Дзен Хелп" все номера; Клейн "В помощь Дзенствующему. Белый Дзен Хелп" все номера; Питер Кэлдер "Око Возрождения" (потерянная глава); 15 июля - Свами
Вивекананда: фото 14 июля - Форумы Лотоса: Гурджиев 13 июля - На форумах Лотоса введена новая система рейтингования сообщений, которая, как я надеюсь, позволит более точно ориентироваться в потоке сообщений, а также активно влиять на "читаемость" полезных тем. Подробности в правилах С возникшими вопросами обращаться на форум "Вопросы модераторам" 12 июля - Пауло
Коэльо: об авторе 11 июля - Сергей
Джагдиш "Влияния и связи", кто не читал - рекомендую прочесть.
10 июля - Форумы Лотоса:
"Я потеряла себя,
как жить?" 8 июля - новые книги в Библиотеке Лотоса: В.Лебедько, А.Марьяненко, К.Ковальчук, М.Заречный, Д.Толстоногов "Истина и деньги, мир общего и мир частного"; Свами Веда Бхарати "Начальная практика медитации"; C. Панков "Мудры - йога пальцев. Руководство" 7 июля - Личный опыт: отчет о семинаре Марины Жикаренцевой 6 июля - Владислав
Лебедько, об авторе 5 июля - Рам Дасс "Зерно на мельницу" - одна из моих самых любимых книг. Рекомендую :)) 3 июля - Энциклопедия
современной эзотерики: Микао
Усуи 2 июля - Форумы Лотоса: Кастанеда - камень преткновения
"Аудио-Библиотека
Лотоса. Лекции, семинары, беседы в mp3-формате" 2004 09 01 - Клейн "Перевод понимания в действие", беседа в mp3 в Летнем Лагере Школы по Второй Логике 2004 08 31 - Экхарт Толле "Сила момента сейчас", аудио-книга в mp3 в прочтении автора 2004 08 30 - Экхарт Толле "The Realization of Being", лекция в mp3 2004 08 28 - Экхарт Толле "Even the Sun Will Die", лекция в mp3 2004 08 25 - Клейн "Последний фильм", беседа в mp3 2004 08 23 - Клейн "Семь Чакр" 2004 08 21 - Клейн "Упайа-пати", беседа в mp3 2004 08 19 - Клейн "Танец с Богом", беседа в mp3 2004 08 17 - Клейн "Козьи Наки" 2004 08 15 - Клейн " Непроявленный мир", беседа в mp3 2004 08 13 - Клейн "Люди не умеют работать", беседа в mp3 2004 06 09 - Игорь Калинаускас "Субъект и инструменты его жизни" - лекция, как водится, в mp3 2004 06 08 - Ошо "Ваше сокровище внутри вас" 2004 06 06 - Ошо "Сон бабочки" 2004 03 09 - Леонард Орр "Ребефинг" 2004 03 02 - Лама Оле Нидал "Беседа с Вэлином" 2004 01 05 - Клейн
"Интернет как элемент Пути", часть 3 2004 01 02 - форумы Лотоса: музыка в 2003 году
Адметас
- островок ищущего сознания Портал
Paramatman.Ru: йога, джнана, аюрведа NataS
Академия
Фэншуй Горловое
пение Практика
Здоровья. Сайт Al Niko НадПроф
Издательство
"София"
Расписание некоторых ближайших просветляюще-продвигающих событий: лекций, семинаров, тренингов, поломничеств, медитационных лагерей и т.п. 2004 10 05 - Москва: тренинг Джозе Стивенса 2004 10 14 - Новороссийск: фестиваль «Новые смыслы в духовном развитии» 2004 10 14 - Москва: фестиваль «Тибет: традиции, искусство, философия» 2004 10 22 - Москва: семинар по Второй Логике 2004 10 22 - Москва: презентация Творческой мастерской радости и счастья Заверюхи 2004 10 23 - Египет: семинар Хатха Йоги (Сидерский & Зенченко) 2004 11 19 - Москва: семинар по Второй Логике 2004 11 27 - Питер: семинар Валерия Синельникова
Открыта подписка на Виртуальный Тренинг Открыта подписка на
Виртуальный Тренинг Тренинг продлится
до Нового Года. Для участия в Тренинге нужно выслать заявку по адресу lotos@ariom.ru В заявке указать:
На основе заявки принимается решение о форме твоего участия в Тренинге. Заявки принимаются до 1 ноября 2004 года, а Тренинг начнется уже в августе. Тем, кто подключится в середине, нужно будет самостоятельно ориентироваться по ходу. Архив Виртуального
Тренинга: Дополнительная
информация:
Дружественные рассылки. Подходим. Подписываемся :))
Выпускающий редактор рассылки: Лотос |
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: lit.book.library.lotos |
Отписаться |
В избранное | ||