Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Эзотерический вестник Александра Либиэра" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Эзотерическая литература.
Эзотерическая литература
Приветствую каждого, кто стал подписчиком нашей рассылки! В этом номере предлагаем вниманию читателя информацию, связанную с жизнью и творчеством великого писателя, философа и художника, основоположника "Школы живой этики" и учения агни-йоги, состоявшего в рядах Розенкрейцерского ордена (ДМОРК) - Николая Константиновича Рериха. Биография Николая Рериха.Начало. Рерих задумывает живописный цикл под названием Начало Руси. Славяне, в котором задается целью показать гармоническое слияние древнего человека с природой. Тему для картины Гонец. «Восста род на род» художник нашел в Повести временных лет - первой русской летописи, составленной в XII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. ...Рог золотого месяца появился из-за густого леса и осветил мрак ночи, вырвав из темноты высокий холм, похожий на муравейник, глухие жилища на нем, обнесенные высоким частоколом, тихую гладь реки и лодку с сидящим в ней стариком и стоящим гребцом... Состояние, полное тревоги, вызывает возникшее видение. Картина написана под несомненным влиянием Куинджи (мотив Лунной ночи), но внимание любителей искусства особенно привлекло сказавшееся в ней мироощущение. Неожиданным оказался и выбор сюжета. На полотне Рериха предстали безымянные герои древней истории. Мастерскую Куинджи посещали в основном художники, уже прошедшие хорошую школу рисования. Рерих еще в детстве брал уроки у скульптора и рисовальщика М.О. Микешина. Занятия у Куинджи, развившие в нем оригинальную индивидуальность живописца-колориста, по части рисования были недостаточны. Это хорошо понял сам художник при работе в 1898 году над следующей картиной - Сходятся старцы. В 1899 году картина Поход обратила на себя внимание С.П. Дягилева, пригласившего Рериха участвовать в выставке нового художественного объединения «Мир искусства». Отношения с этим вновь возникшим обществом, возглавляемым С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа, у Рериха складывались сложно и противоречиво, но, когда в 1910 году ранее распавшийся «Мир искусства» вновь возродился, Рерих был избран его председателем. В 1900 году Рерих едет в Париж, где посещает студию известного художника и педагога Ф. Кормона. Оставаясь верным своим темам и сюжетам (в Париже он продолжает работу над Славянской серией), но, используя опыт новых французских художников, Рерих овладевает цветом и рисунком. В Париже написаны картины Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь, Идолы, Заморские гости. Небольшая по размеру картина Красные паруса была одобрена Кормоном. Картину Заморские гости Рерих заканчивает в 1901 году. Масляные краски в полную силу цвета зазвучали на полотне. Новая для него стилизованная манера письма передает радостное, оптимистическое восприятие жизни. Некоторые картины Рерих сопровождал своеобразными по жанру литературными комментариями. В Заморских гостях воплотилась воображаемая поэтическая картина из статьи По пути из варяг в греки, написанной художником еще в 1899 году: «Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег... Новая струя пробивается по стоячей воде... подымет роды славянские - увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строй боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. У рулевого весла... сам конунг... стоит». Славянская серия Славянская серия продолжается в картинах Город строят (1902),
Строят храм (1904), Славяне на Днепре (1905) и других. В поисках
своего живописного языка, своей художественной манеры Рерих в это время
переходит от контрастной декоративности к тональной масляной живописи. Он меняет
фактуру мазка, стремясь к выразительному монументально-декоративному решению
картины. На этом пути он неизбежно должен был соприкоснуться с искусством
Врубеля. Особенно волновал Рериха колорит этого мастера - «таинственный голубой
цветок» (по его выражению), неувядаемо живущий в искусстве гениального русского
художника. Путешествие в Европу До 1914 года почти каждое лето Рерих посещал Европу: 1908 - Париж; 1909 -
Лондон, Голландию, Рейнские города Германии; 1911 - опять Голландия и
путешествие по Рейну; 1912 - вновь Париж. Что искал художник в этих
путешествиях? Еще Гоголь заметил, что и сама по себе «хороша далекая дорога!».
Но Рерих, словно предчувствуя угрозу уничтожения творений человеческого духа,
накопленных в веках, стремится как можно глубже постичь и выразить в своих
картинах характерные особенности русской и западной культур. Так, от картин
языческих времен в эскизах декораций к драме Г. Ибсена Пер Гюнт и опере
Р. Вагнера Валькирия до картин средневековья в эскизах декораций к
Тристану и Изольде Вагнера и Принцессе Малэн М. Метерлинка Рерих
создавал исторический образ западной культуры и быта. Так же как в эскизах
декораций к Снегурочке Н.А. Римского-Корсакова и Весне Священной
И.Ф. Стравинского, он воскресил жизнь языческих славян, а в живописных сюитах к
операм Князь Игорь А.П. Бородина и Псковитянка Н.А.
Римского-Корсакова - русское средневековье. Эти эскизы стали законченными
произведениями, проникнутыми глубоким пониманием музыки. Рерих называл их
музыкальным термином «сюиты», подобно его гениальному современнику, литовскому
художнику и композитору Николаю Чюрленису (1875-1910). И в будущем работы одного
цикла, уже не связанные с определенным музыкальным произведением, он называл так
же. Живопись Рериха всегда тесно сопряжена с его музыкальными впечатлениями.
Давно замечена ассоциативная зависимость между звуком и цветом. Рерих, можно
сказать, обладал цветовым звукосозерцанием. Рерих и Индия 1923 год был, пожалуй, единственным в жизни Рериха, когда он не написал почти
ни одной картины. Он переходил из мечты в реальность. Он вступал в «дебри Азии».
В декабре 1923 года Рерих в Индии. Начался первый этап жизни на Востоке,
сравнительно краткий. До осени 1924 года Рерих путешествует по Индии, пишет
серию картин Зарождение тайн. Во время путешествия по Сиккиму, области
древнейших буддийских монастырей, он делает большое количество этюдов,
разделенных им на две серии - Сикким и Монастыри и ступы. В это
время в Америке, в Нью-Йорке, открывается музей его имени. Осенью 1924 года из
Индии Рерих возвращается в Соединенные Штаты. Картины, предметы археологических
находок он размещает в нью-йоркском музее. Это еще более привлекает внимание
американских и европейских художественных и научных кругов к целям азиатских
экспедиций Рериха. Исторические пейзажи Как-то Рерих сказал о Врубеле: «Нет теплоты близости в дальнем сиянии, но
много заманчивости, много новых путей». Эти слова в полной мере приложимы к
личности и творчеству самого мастера. Религия мира В 1899 году в имении князей Путятиных произошла его встреча с Еленой Ивановной Шапошниковой (1879-1955), дочерью петербургского архитектора Ивана Ивановича Шапошникова и Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой. Свадьба состоялась 28 октября 1901 года. По воспоминаниям более позднего времени о Елене Ивановне, у нее были тонкие черты лица с легким румянцем на слегка смугловатой коже щек, карие глаза и пышные каштановые волосы. Ее облик сохранился на немногочисленных фотографиях, на рисунке 1910 года художника В.А. Серова и на нескольких портретах, написанных сыном Николая Константиновича и Елены Ивановны, художником Святославом Николаевичем Рерихом, из них самый известный - 1932 года.Елена Ивановна обладала многими талантами и главное - личным духовным опытом, на основе которого сложилось мировоззрение, развивавшееся вне ортодоксальной религиозной традиции. Ее детство и юность протекали в годы, когда философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) переживал «лазурные» явления ему Вечной Женственности, Мировой Души; когда нижегородский театральный критик Анна Николаевна Шмидт (1851-1905) создавала мистический трактат под названием Третий Завет, осознавая себя воплощенной Софией, Премудростью Божией, и когда писательница Елена Петровна Блаватская (1831-1891) под руководством Махатм Востока осуществляла замысел по образованию Универсальной религии на основе теософии - мистического учения, хранимого на протяжении тысячелетий Мастерами - Великими Посвященными среди человечества. Е.И. Шапошникова явилась последовательницей Е.П. Блаватской. Она ощущала себя в духовном контакте с Великими Мастерами как призванная к предназначенной ей миссии. Мировоззрение, художественная интуиция и научные поиски Н.К. Рериха явились благодатной почвой для восприятия мистического опыта Елены Ивановны и постепенного их соединения в общее самосознание, впоследствии облеченное Рерихом в формулу «практического идеализма». В 1920 году в Лондоне состоялась встреча Николая Константиновича и Елены Ивановны с их духовным Учителем, Мастером Мориа. Один из заветов, данный в Лондоне, звучал: «Оставьте все предрассудки - мыслите свободно». Эта встреча явилась началом ожидаемой миссии Елены Ивановны, выразившейся прежде всего в написании ею в контакте с Мастером на протяжении ряда лет цикла книг, издаваемых без указания имени автора, получивших название Агни Йога, или Учение Живой Этики. Образ Мастера для Н.К. Рериха стал внутренним духовным центром, которому Рерих посвятил все свое дальнейшее творчество. В живописи Николая Константиновича становится характерным медитативная отрешенность и возвышенность. В 1932 году Рерих пишет картину Святой Сергий Радонежский. На фоне неба с кристаллическими облаками и горы Маковец с Троице-Сергиевым монастырем перед воинским знаменем с образом Спаса Вседержителя стоит святой Сергий - ктитор, основатель Троицкого монастыря, с Троицким храмом в руках на белом плате со знаком из трех кругов. Вокруг головы святого сияет золотой нимб - символ святости и чистоты... Н.К. Рерих посвятил картину своему духовному Учителю, Мастеру Мориа, нарочито придав лику святого Сергия черты восточного мудреца. Подчеркнутая символическая связь объяснима указанием Мастера уже в первых строках начальной книги нового Учения на свое особое отношение к России. Художник имел намерение представить святого Сергия в облике создателя храма и защитника русской земли. Образ святого Сергия как вдохновляющий пример «Строителя Русской духовной культуры» занял особое место в живописи Рериха именно после встречи художника с Учителем в Лондоне (Святой Сергий, 1922; Сергий-строитель, 1924; Часовня Сергия, 1931; Сергиева пустынь, 1933). Он звучал мощной оптимистической нотой на фоне все возрастающей темы всемирной эсхатологии в живописи Н.К. Рериха, возникшей еще в 1912-1914 годах и завершившейся мрачным аккордом в картине 1941 года Армагеддон. Прикосновение к миру таинственного как к реальному духовному феномену, ставшее внутренним мистическим опытом, в живописи Н.К. Рериха получило отражение лишь на немногих полотнах (Сам вышел, 1922; Матерь Мира, 1924; Тень Учителя, или Его тень, 1932; Камень несущая, 1933). Восточные мотивы Картина Тень Учителя Рерихом написана в том же 1932 году, что и Святой Сергий Радонежский. Созерцание явления тени Учителя, подающего благословение, возвышается художником до степени благоговейного ее почитания, как иконы на камне. Очевидное сходство фигуры св. Сергия с тенью Учителя, возникшей на фоне локально-холодного, торжественно-строгого второго горного плана с возносимыми в космическое пространство снежными вершинами, порождает загадочную контаминацию - смешение образов, символ неразрывной связи Прошлого с Настоящим. Эту связь художник зачарованно усматривал в неизменно волновавшем его каменном царстве Земли.«Странно подумать, - писал он еще в 1908 году, - что, быть может, именно заветы каменного царства стоят ближе всего к исканиям нашего времени». Тогда же художником и поэтом Максимилианом Александровичем Волошиным прозорливо замечено, что «...дух Рериха... исключительно близок царству камня...». На протяжении всей жизни Н.К. Рерих хранил в себе священный культ Камня, возникший в нем при первых археологических раскопках на Севере России, где им были найдены предметы каменного века. В картинах Рериха каменные знаки древности обретали актуальную значимость эсхатологических символов. Так, по свидетельству самого художника, сюжетом для картины Меч Гэсэра (1932) послужило изображение меча на камне, найденное возглавляемой им Центрально-азиатской экспедицией в древнем урочище в Тибете. Обнаруженный археологический памятник тибетской культуры, запечатленный на картине, для современных художнику тибетцев и монголов обретал значение прокламации, провозглашения. Рерих знал, что подобные мечи на скалах в Тибете и Монголии местными жителями приписывались эсхатологическому герою Гэсэр-хану, а самим мечам - магическое свойство оружия, хранимого до наступления пророческих сроков пришествия в мир Героя. Таким образом, в картине Рериха одновременно получали отражение, как культурное прошлое, так и связанная с ним современная вера буддийско-ламаистской Центральной Азии и Тибета. Перед домом художника в долине Кулу стояло древнее каменное изваяние конного индийского князя по имени Гуга Чохан. Подобные изваяния имели распространение в Раджастане, одной из самых в прошлом воинственных областей Индии. Скульптура не раз служила моделью для картин Рериха. На полотне 1931 года - Гуга Чохан на фоне Гималайских гор и пышно цветущих деревьев долины Кулу. Картина - своеобразный гимн красоте северной Индии, стране, которую Рерих любил не менее России. Свои молитвенно-экстатические чувства к Индии он выражал в словах: «Вся прекрасная Индия, позволь еще раз послать тебе привет за все то влекущее и вдохновляющее, которым наполнены твои и луга, и рощи, и старинные города, и священные рощи, и великие люди». Отправляя в Америку и в Европу картины, написанные в Индии на «восточные мотивы», Н.К. Рерих стремился посвятить мир в свою сокровенную, сказочно-поэтическую религию волшебного Камня, исключительную в своем роде, заманчиво волнующую «архаику» человеческой души и фаустовскую неутоленную жажду знаний. Возникшее во второй половине XX века понятие «русский космизм» включает в плеяду его представителей и Н.К. Рериха, но космизм Рериха «русский» не в том, что он был русским по происхождению, но, прежде всего в восприятии им географической, исторической и духовной масштабности России как вселенской, в перспективе ее «космической» будущности. Чувство космизма, переживаемое наиболее чутко теми, кто воспринимал начало Нового времени на «смене вех» двух грандиозных эпох как состояние пророческого вдохновения, выразилось в патетических словах современника Н.К. Рериха поэта В.В. Маяковского: «Никому не дано знать, какими огромными солнцами будет освещена жизнь грядущего. Может быть, художники в стоцветные радуги превратят серую пыль городов, может быть, с кряжей гор неумолчно будет звучать громовая музыка превращенных в флейты вулканов, может быть, волны океанов заставим перебирать сети протянутых из Европы в Америку струн».
Источник: http://roerih.ru/
Творчество Николая Рериха: Скачать книги Рериха можно здесь: http://www.koob.ru/rerih/
Медиа-архивы: аудиокниги Рериха скачать.
Видео: "Старший сын" скачать; "Младший сын" скачать.
Заказать DVD-диск "Живая этика" (Лот №10) можно здесь. _____________
_____________
Пишите мне на libier@narod.ru и высказывайте Ваши мнения и пожелания относительно нашей рассылки. Удачи Вам на пути духовного восхождения и до встречи в следующем номере!
|
В избранное | ||