Сегодня мы публикуем неизвестную многим статью Г.Г.Азгальдова
Поверить алгеброй гармонию... Можно ли? Нужно ли?
Полтора столетия назад появилась пушкинская строка «Поверил я алгеброй
гармонию». Интересна ее судьба. Настоящая поэзия всегда есть концентрат
мысли. И в этом коротком стихе, в очень лаконичной форме поэт (возможно,
сам того не ведая) выразил суть проблемы, которая и сегодня еще не
имеет однозначного решения и, более того, вызывает все больше споров.
Прежде всего, в этом споре существуют две противоположные точки зрения. И
если поэт Евгений Евтушенко утверждает, что «невозможно алгеброй
поверить гармонию», то специалист в области машинных методов
проектирования В. А. Кузьмин отстаивает противоположную точку зрения,
считая, что «поверить алгеброй гармонию» можно и нужно [1]; многие же
участники дискуссии занимают «промежуточные» позиции.
Конечно, сегодня проблема взаимосвязи гармонии и алгебры - это не только
проблема машинного (главным образом, с помощью ЭВМ) моделирования
процесса создания произведений искусства, моделирования художественного
творческого процесса, другими словами, — проблема создания произведений
искусства с помощью ЭВМ.
От большинства других научно-технических проблем эта проблема отличается
в одном важном отношении. Например, рассматривая какую-то проблему,
обычно исследуют ее только в единственном аспекте — аспекте возможности
ее решения, предполагая, что вопрос о необходимости ее решать уже не
дискутируется ввиду явной очевидности. Что касается проблемы «искусство и
ЭВМ», то, по нашему мнению, отнюдь не так уж очевиден ответ на вопрос:
нужно ли машинное создание произведений искусства? И, во всяком случае,
этот вопрос не меньше заслуживает специального рассмотрения, чем вопрос о
возможности машинного моделирования в эстетической деятельности
человека.
Поэтому в дальнейшем проблему «гармония и алгебра» (в современной
интерпретации «искусство и ЭВМ».) будем рассматривать в двух аспектах: с
точки зрения возможности и с точки зрения необходимости.
Итак, возможно ли применение ЭВМ в искусстве?
В любом творческом процессе, например, в научном, художественном, можно
выделить два этапа — этап созидания, когда и создается творческое
произведение, и этап оценки, когда это произведение получает
общественную оценку (с точки зрения «хорошо — плохо»). Проанализируем
сформулированный выше вопрос применительно к каждому из этих этапов.
К юбилею инициатора научной дисциплины квалиметрия
В декабре 2011 года Гарри Гайковичу Азгальдову исполнится 80 лет. В том числе и к этой дате библиотека квалиметролога
готовит к публикации в открытом доступе цифровые материалы о юбиляре и
научной дисциплине квалиметрия (видео, интервью, рассылки, статьи,
пресс-релизы, пособия, кейс-стади, задачи, методики). Мы будем
признательны нашим читателям и подписчикам за присланные (по теме "квалиметрия")
фото, копии документов (книг, статей), видео, истории (о квалиметрии и
на смежные темы), перечни опубликованных работ по теоретической и
прикладной квалиметрии, а также вопросы, адресованные Г.Г.Азгальдову
(вопросы будут использованы для подготовки видео- и печатных интервью.
Лучшие вопросы и материалы с указанием имен авторов войдут в
электронную историю квалиметрии и будут заданы Азгальдову Г.Г.). С
благодарностью примем отсканированные копии интересных документов,
которые можно было бы с гордостью вписать в историю научной дисциплины
квалиметрия.
Рожденная в СССР квалиметрия самостоятельно доказала свою
состоятельность на Западе. С 1968 года в разных странах мира изданы и
ежегодно издаются десятки монографий по квалиметрии, проводятся семинары
и конференции. Национальные и международные премии по качеству во
многих странах мира проводятся с использованием квалиметрических
методик. За последние 50 лет КВАЛИМЕТРИЯ стала и является единственной
из научных дисциплин, которая пришла на запад из России, а не наоборот.
Мы с удовольствием опубликуем информацию о ваших успехах и имеющихся
проблемах (связанных и с обучением квалиметрологов, и с применением
инструментария квалиметрического анализа, и др.).
Материалы и вопросы можно присылать по эл.почте kostin@labrate.ru . Поздравительный адрес юбиляру можно направить по адресу ЦЭМИ РАН - института, в котором в настоящее время работает Г.Г.Азгальдов (117418, г.Москва, Нахимовский проспект, дом 47, ЦЭМИ РАН).
"Новости Он-лайн библиотеки LABRATE.RU" - электронная рассылка, в которой сообщается о новых материалах на сайте www.labrate.ru, а также о новостях наших друзей, коллег и партнеров (в т.ч. в области оценочной деятельности).