Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "В мире идей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2010 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
0 за неделю
Информационный бюллетень "Публичная библиотека" Выпуск 6 (58)
Информационный бюллетень
2010 год Осень Выпуск 6 (58) Спецвыпуск Всероссийский библиотечный Конгресс XIV Ежегодная сессия конференции РБА
16 — 21 мая 2010 года в Томске — Библиотечной
столице России — состоялся Всероссийский библиотечный конгресс: XV Ежегодная
сессия Конференции Российской библиотечной ассоциации. В выпуске:
Криворучко М.В.,
|
№ п/п |
Регион |
Количество библиотек |
ПК |
1 |
Чувашская Республика |
554 |
93% / 515 |
2 |
ХМАО |
237 |
92% / 218 |
3 |
ЯНАО |
86 |
85% / 74 |
4 |
Ярославская область |
426 |
85% / 363 |
5 |
Республика Саха (Якутия) |
525 |
84% / 441 |
6 |
Сахалинская область |
179 |
73,2% / 131 |
7 |
Астраханская область |
273 |
67,7% / 185 |
8 |
Мурманская область |
179 |
67,6% / 121 |
9 |
Ненецкий АО |
10 |
60% / 6 |
10 |
Волгоградская область |
816 |
56,8% / 464 |
Рейтинг регионов по количеству библиотек, имеющих доступ к Интернет (%)
№ п/п |
Регион |
Количество библиотек |
ПК |
1 |
Чувашская Республика |
554 |
92 % / 510 |
2 |
Сахалинская область |
179 |
68,2 % / 122 |
3 |
Магаданская область |
42 |
45 % / 19 |
4 |
Мурманская область |
179 |
36 % / 64 |
5 |
Белгородская область |
647 |
35 % / 220 |
6 |
Свердловская область |
938 |
34 % / 319 |
7 |
Ростовская область |
1107 |
32 % / 355 |
8 |
ХМАО |
237 |
29 % / 68 |
9 |
Томская область |
281 |
24% / 67 |
10 |
ЯНАО |
86 |
24% / 21 |
Рейтинг регионов по количеству библиотек, имеющих сайт
№ п/п |
Регион |
Количество библиотек |
Количество сайтов |
1 |
Пермский край |
818 |
42 |
2 |
Чувашская Республика |
554 |
34 |
3 |
Тамбовская область |
570 |
33 |
4 |
Ростовская область |
1107 |
20 |
5 |
Республика Бурятия |
487 |
18 |
6 |
Тверская область |
853 |
16 |
7 |
Республика Башкортостан |
1756 |
16 |
8 |
Новосибирская область |
884 |
15 |
9 |
Брянская область |
683 |
14 |
10 |
Республика Карелия |
252 |
14 |
Имел Гаврила скайп приличный,
Гаврила в блогерах ходил
Имея такую современную базу и хорошие мозги, продвинутых и увлечённых
сотрудников, чего мы только не делаем? Наши респонденты привели великое
множество примеров мероприятий, проведенных с использованием современных
технологий.
Среди наиболее интересных:
Видеоконференция в прямом режиме «Безопасность детей в Интернете»,
которая прошла 9 февраля 2010 в Новосибирской областной детской библиотеке.
Конкурсная программа «Web-гонки пожилых» МУК «Муниципальное
объединение библиотек города Екатеринбурга».
Команды пенсионеров-слушателей курсов «И-сеть. Интернет для пожилых»
соревнуются в скоростном поиске информации в глобальной сети и составлении
по собранным материалам презентаций.
Телемост «С книгой в будущее», который связал специалистов
библиотек Якутска и Покровска. Прямой эфир организовал Центр детства и юношества
Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия).
Интернет-экскурсия по учебным заведениям Удмуртской Республики, которую
подготовила и проводит Центральная районная библиотека села Селты.
С каждым днём всё больше библиотек приходит к мысли о необходимости
создания сайта.
Не соперничая с жюри Всероссийского конкурса сайтов, назову наиболее
любимые мною:
ЦБС Норильска http://www.mucbs.ru
МУК «ЦБС г. Орска» http://www.cbs-orsk.ru
«Библиотечно-информационная система» г. Нижневартовск http://www.mubis.ru
ЦГБ им. А.С. Пушкина г. Киров http://pushkin.vyatka.ru
МУК «ЦБС г. Белгорода» http://www.cbs.belgorod.com
МУ «ЦБС г. Кургана» http://cbs-kurgan.com
Сегодня посредством сайта библиотеки предлагают удаленным пользователям такие
услуги, как доступ к электронным каталогам, заказ книг, продление срока
их пользования.
Библиотеки «выставляют» на сайтах полнотекстовые коллекции
документов (как правило, это материалы краеведческого характера).
Анализируя востребованность информации, коллеги отмечают, что более всего пользователей
интересуют мероприятия библиотеки («Афиша»), календари знаменательных
и памятных дат, тематические дайджесты.
Для общения с читателями библиотекари используют новые технологии: информирование
по электронной почте, мобильному телефону и он-лайн сервисы (ICQ,
Skype и т.п.).
Новым шагом стала организация профессионального общения в сети. Это и технологии
Интранет (когда общение идет внутри библиотеки, библиотечной системы). И создание
различных библиотечных сообществ, открытых как для коллег, так и для читателей.
Большая часть их создается внутри различных социальных сетей («Мой
мир», «Одноклассники», «В контакте»).
Несколько примеров.
ЦУНБ им. Н. А. Некрасова г. Москвы взаимодействует со своими
пользователями посредством форума «Он-лайн справка», расположенного
по адресу http://www.nekrasovka.ru/forumlib/index.php
Здесь читатели могут получить исчерпывающие ответы на все вопросы, касающиеся
деятельности библиотеки: оставить фактографический запрос, узнать о наличии
литературы и периодических изданий, получить консультацию специалистов
библиотеки и многое другое. Свои пожелания и замечания по работе
библиотеки пользователи могут оставить в «Гостевой книге» форума.
МУ «ЦБС» муниципального района Белорецкий район Республики
Башкортостан и их сообщество «Библио-царство» http://my.mail.ru/community/biblio-zarstvo
Централизованная система муниципальных библиотек г. Омска создала сообщество
«Про чтение в Омске» http://vkontakte.ru/club6821690_
На данный момент здесь зарегистрировано более трехсот участников —
это студенты и школьники, не мыслящие своей жизни без чтения. Члены
группы имеют возможность обсудить прочитанную книгу, посоветовать, что читать,
просмотреть фотоальбомы-отчеты библиотечных мероприятий.
На «Одноклассники. ru» — сообщество «Отличный
библиотекарь».
Следующая инновация — блоги, которые создают библиотекари. Это и возможность
высказать свое личностное отношение к профессии и книге, и возможность
привлечь к этим вопросам новых читателей.
Блогов становится всё больше. Обращаю Ваше внимание на те, которые нам
хорошо знакомы:
«Централизованная библиотечная система» г. Пскова http://bibliopskov.blogspot.com/
«Мышь библиотечная» http://rusu-library.blogspot.com/
«Малая Герценка» МУК «Муниципальное объединение библиотек
города Екатеринбурга» http://malaya-gercenka.livejournal.com/
«Лампа. Ночь. Библиотека» методический отдел Новосибирской ОДБ им.
А. М. Горького http://kotbibliofil.blogspot.com/
27 мая библиотечному сообществу был представлен блог секции публичных библиотек
«Повелитель страниц» http://master-of-pages.blogspot.com/
Но сколько бы мы не понимали и принимали эти новые слова и понятия, мне хочется читать Пушкина, держа в руках книгу. И чтобы
Гаврила шёл кудрявым лесом
Гаврила Пушкина читал!
Лузанова Н. А., заведующая
методическим отделом МУК ЦБС г. Сургута
Юркевич Я.Б., заместитель директора
по библиотечной деятельности МУК ЦБС г. Сургута
metodcbs@admsurgut.ru
РЕАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ
Результативность деятельности библиотеки оценивается по определенному
набору показателей, которые закреплены в нормативных документах, рекомендательных
стандартах. В последние годы государственными органами власти, Российской
библиотечной ассоциацией разработаны многие важные нормативы, касающиеся деятельности
библиотек — это социальные нормативы и нормы (одобрены распоряжением
Правительства РФ от 03.07.1996 №
Вероятно, норматив пополнения библиотечного фонда включен в «Социальные
нормативы и нормы» в соответствии с рекомендациями, предложенными
международной практикой, а вслед за ними и российским профессиональным
сообществом. Но в рекомендациях ИФЛА/ЮНЕСКО и базовых нормах
РБА формулировка более конкретна и реальна для выполнения: в зависимости
от числа жителей района обслуживания — от 150 до 250
новых поступлений на 1000 жителей. Согласитесь, что нормативы «250
новых поступлений на 1000 жителей» и «250
книг на 1000 человек» значительно отличаются друг от друга.
В первом случае — это 250 новых поступлений (то есть в качестве
единицы учета не только книги, но и периодические издания, электронные
документы). Норматив, закрепленный распоряжением Правительства Российской Федерации,
ограничивается только книгами — 250 книг. В руководстве
ИФЛА/ЮНЕСКО — на 1000 жителей, в распоряжении правительства
РФ — на 1000 человек. В формулировке «250 книг
на 1 тыс. человек» можно трактовать этот норматив по-разному.
Прежде всего, понятие «...человек». Что имеется ввиду? Если это
численность населения, то на какую численность населения должна ориентироваться
библиотека в составе централизованной библиотечной системы, или центральная
библиотека, или централизованная библиотечная система в городе с развитой
сетью образовательных и ведомственных библиотек?
Аналогичными вопросами — определением целевого населения для публичных
библиотек — задавались наши коллеги из Швеции, когда апробировали
новые показатели в рамках проекта создания «Руководства по качеству»
[Adrial]. Какое население должно обслуживаться главной библиотекой? Что можно
сказать о населении для библиотеки — филиала? Кто является населением
для мобильных библиотек? Это только люди, живущие в районе обслуживания,
которые должны быть посчитаны? Что относительно людей, которые работают или
ходят в школу близко к библиотеке и посещают ее, но могут
жить в другом месте? Что относительно людей, которые живут в районе
библиотеки в течение лета, но не зимой? В некоторых областях
население удваивается или утраивается в течение определенных месяцев года.
Пока это только вопросы.
Если трактовать норматив как 250 книг на 1 тыс. населения административно-территориальной
единицы, можно ли его считать действительно минимальным, если он для
большинства общедоступных библиотечных систем в настоящее время недостижим?
В Ханты-Мансийском автономном округе в 2009 году этот показатель составляет
134 экземпляра на 1 тыс. населения (то есть 54 % от нормы),
в централизованной библиотечной системе г. Сургута — всего 91 экземпляр
на 1 тыс. жителей города (36 % от нормы). Для Централизованной
библиотечной системы г. Сургута с численностью населения города в 300 тыс.
человек данный норматив означает, что мы должны ежегодно обрабатывать не менее
75 тыс. книг, при фактическом ежегодном поступлении не более 30 тыс.
в год (и в эти 30 тыс. входят не только книги, но и другие
виды документов). С учетом прогнозных оценок средней стоимости 1 книги
на выполнение норматива потребуются средства в размере более 20 млн.
руб. ежегодно. Это увеличение объемов работы и финансирования более чем
в 2,5 раза при том, что у нас в течение последних нескольких
лет ситуация с финансированием комплектования достаточно стабильная, показатель
обращаемости фондов находится в норме. Считаем, что в настоящее время
для Централизованной библиотечной системы г. Сургута достижение установленного
распоряжением правительства Российской Федерации объема пополнения фондов в
размере «250 книг на 1 тыс. человек» в год объективно
невыполнимо. Потребуется значительное увеличение финансирования на комплектование
библиотечных фондов, расширение библиотечной сети и дополнительные площади
для размещения и хранения фонда ежегодно в размере 190 кв. м в книгохранении,
либо 300 кв. м в открытом доступе. Также потребуется реорганизация
технологических процессов обработки документов и увеличение числа сотрудников,
занятых в этих процессах.
Направленность данного норматива на такой значительный количественный рост
библиотечных фондов может служить фактором, сдерживающим развитие услуг по удаленному
доступу к информационным ресурсам, так как при этом электронные издания
не становятся собственностью библиотеки, следовательно, не являются
единицей учета.
Еще один норматив из данного распоряжения Правительства устанавливает минимальное
количество детских библиотек в административно-территориальных образованиях.
При этом показатель исчисляется исходя из численности школьников и дошкольников,
в то время, как детские библиотеки традиционно рассчитаны на жителей
населенного пункта до 14 лет, а не до 16 −17 лет.
Данное противоречие затрудняет применение установленного норматива.
В век активного внедрения и распространения цифровых и Интернет-технологий,
трансформации различных видов и форм обслуживания пользователей, организации
нового типа услуг необходимы новые параметры оценки деятельности библиотек.
По рекомендации ИФЛА/ЮНЕСКО «наравне с обеспечением мер к тому,
чтобы оставались открытыми разные каналы передачи и получения знаний и информации,
одной из главных задач публичной библиотеки сегодня должно стать обеспечение
доступа к электронной информации» [12]. Но, к нашему сожалению,
существующая система показателей, закрепленная в нормативах, не отражает
увеличивающийся объем цифровых ресурсов. При этом объем традиционных ресурсов
и показатели их использования (книговыдача) снижаются, что воспринимается
как ухудшение работы библиотек. Так, например, перераспределив средства для
подписки на электронные версии периодических изданий вместо печатных, мы,
с одной стороны, экономим площади для хранения изданий, увеличиваем ассортимент
предложений для читателей, с другой стороны, получаем снижение показателей
прироста фонда и книговыдачи, что негативно сказывается на оценке
нашей работы. Например, при установке в центральной библиотеке справочно-правовых
баз данных «Гарант», «Консультант Плюс» и энциклопедического
ресурса Интернета «Рубрикон» снизилось количество обращений к печатным
источникам с аналогичной информацией. Справочно-правовые системы, кроме
законодательной базы, содержат статьи из юридических и экономических
журналов, полнотекстовые учебные пособия. Проведенный анализ показал, что количество
проработанных пользователями электронных документов только в Центральной
городской библиотеке составляет порядка 12 тыс. в год, но они
не учитываются в качестве единицы выдачи и не плюсуются к общей
книговыдаче, хотя, по сути, заменяют идентичные печатные издания. Как оценить
и в чем измерить данные услуги? Существующая нормативная база не дает
ответов, в системе государственной статистики это не учитывается.
А именно наличие и качество предоставления таких услуг должны стать
параметрами оценки результативности деятельности библиотек в современном
мире.
Например, в Руководстве по качеству для библиотек Швеции два показателя
направлены на учет работы библиотеки в цифровой среде:
- процент достижения охвата целевого населения с помощью удаленных электронных
услуг библиотеки;
- число сессий на каждую электронную библиотечную услугу на члена целевого населения.
Сегодня кажется вполне вероятным, что расширение доступа к дистанционным
информационным службам и использованию Интернета для поиска информации
приведет к снижению числа физических пользователей и посещений публичных
библиотек, приведет к сокращению традиционной книговыдачи. Результаты статистики
свидетельствуют, что в муниципальных общедоступных библиотеках Ханты —
Мансийского автономного округа в 2009 году по сравнению с 2007
годом читателей стало меньше на 4, 64 %, количество посещений уменьшилось
на 3, 33%, книговыдача сократилась на 3,74 %. Но это не значит,
что библиотеки стали работать хуже. Наша привычная статистика, которая представлена
в формах
В 2004 году в Буэнос-Айресе стартовала инициатива создания глобальной
библиотечной статистики, которую можно было бы использовать библиотекам
всех стран мира. Секция по статистике и оценке ИФЛА, Институт ЮНЕСКО
по статистике и комитет ИСО TC 46 SC 8 «Качество —
статистика и оценка работы» объединили усилия, чтобы сформировать
и проверить новый набор статистики [Ellis]. Семьдесят шесть индикаторов
работы были идентифицированы во время проекта, из которых 23 были
выбраны как основные индикаторы, 15 из них были предложены для публичных
библиотек. Показатели охватывают следующие области:
- Доступность и возможности.
- Коллекции.
- Библиотечные мероприятия и события.
- Использование библиотеки и пользователи.
- Библиотечный штат.
- Расходы на деятельность.
Новая статистика, по мнению разработчиков, должна выполнять следующие требования:
- покрывать полный диапазон услуг библиотеки, традиционных и электронных;
- показывать роль библиотек в обществе и культуре;
- демонстрировать воздействие библиотек на население;
- облегчить сравнение на национальном и международном уровне;
- представлять достоверные результаты для публикаций и деятельности по продвижению
библиотек;
- ограничиваться оптимальным числом измерений, быть легкой и доступной для использования во всех странах.
Хорошо, если бы показатели работы публичных библиотек также отвечали бы этим требованиям. Статистика, представленная политикам, финансирующим органам или широкой общественности, должна влиять на стратегическое планирование деятельности библиотек, создавать и поддерживать уверенность в их эффективном функционировании.
Список литературы:
1. Adrial, C. J. Together We Shape Better Libraries: the Swedish
Quality Handbook Project / C. J. Adrial, J. Edgren, J. Nilsson,
S. M?nsby // IFLA Journal. — 2005. — V 31. — N 2.
— P.
2. Ellis, S. Global Library Statistics / S. Ellis, M. Heaney,
P. Meunier, R. Poll // IFLA Journal. — 2009. — V 35.
— N 2. — P.
3. Алешин, Л. И. Проектирование зданий библиотек : учеб.-практ. пособие /
Л. И. Алешин. — М. : Либерея-Бибинформ, 2008. — 240 с.
4. Кисловская Г.А. Планы без показателей бессмысленны, как и отчеты при
отсутствии читателей // Современная библиотека. — 2009. — N 3.
— С.
5. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках /
М-во труда и соц. развития РФ ; Центр. бюро нормативов по труду. — М.
: [б. и.], 1997. — 70 с.
6. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция. 2008
год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rba.ru/or/od/index.html .
7. Общедоступные библиотеки Российской Федерации в цифрах за 2008
год / Мин-во культуры РФ. — М. : [б.и.], 2009. — 186 с.
8. Общедоступные библиотеки Ханты-Мансийского автономного округа Югры в 2009
году / Гос. б-ка Югры. — Ханты-Мансийск : [б.и.], 2010. — 148 с.
9. Пол Р. Измерение качества деятельности библиотек / Розвита Пол, Питер
те Бокхорст ; пер. с англ. ; [науч. ред. Г. А. Кисловской]. — М.
: Пашков дом, 2008. — 314, [2] с.
10. Публичные библиотеки в век цифровой информации : рекомендации проекта
PILMAN Европ. комис. / [предисл. О. В. Устиновой ; под ред. Л. А. Казаченковой].
— М. : Гранд : Фаир-Пресс, 2004. — 409, [1] с.
11. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского АО — Югры от 31 марта
2009 г.
N
12. Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек.
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/ifla/ifla03.pdf
13. Фенелонов, Е. А. Муниципальные библиотеки: нормы организации сети,
основного ресурсного обеспечения / Е. А. Фенелонов // Библиотечное
дело. — XXI век. — 2006. — N 1.
— С.
Муниципальной информационной библиотечной системы города Томска
ask@library.tomsk.ru
Сегодня работа любой библиотеки — это не просто констатация нюансов и особенностей функционирования в режиме кризиса, но некое существование, когда кризис воспринимается, как что-то само собой разумеющееся и длящееся бесконечно. И то, что активных читателей становится меньше, а библиотеки в массе своей превращаются в центры культурно-массовой работы, никого не удивляет. Роль, функции, задачи и требования библиотек изменяются. Этот факт не столько удручает, сколько заставляет задуматься над перспективами развития и совершенствования услуг в соответствии с требованиями времени, общества. Обсуждению положительных и отрицательных моментов этих изменений посвящены тонны изданий. Задачей же муниципальной библиотеки как было, так и останется работа по пропаганде чтения среди населения, проживающего на территории обслуживания, для оказания этому населению информационных услуг с тем уровнем качества, которое оно требует. Никто не снимал с муниципальных библиотек задач просвещения и культурного развития населения, но первичной задачей все-таки остается удовлетворение информационных потребностей. Для решения вышеперечисленных задач в Томске работает Муниципальное учреждение «Муниципальная информационная библиотечная система» города Томска«.
Краткая историческая справка
Муниципальная информационная библиотечная система (МИБС) города Томска
— это 25 публичных библиотек, расположенных в разных районах
города, читателями которых являются более 66 тыс. томичей. Универсальный
фонд МИБС позволяет удовлетворять информационные потребности пользователей всех
возрастов. По итогам 2009 года единый фонд МИБС составляет около 650 тыс.
экземпляров книг, 350 названий газет и журналов, 1 685 тыс. экземпляров
документов на компакт-дисках, 3 300 экземпляров аудио- и видеодокументов
по различным отраслям знаний. На базе крупнейших библиотек, имеющих
наряду с универсальным фондом большое количество документов отраслевой
направленности, функционируют 10 информационных центров. К услугам
пользователей МИБС доступ к справочным правовым базам данных: «Гарант»,
«Консультант Плюс». Фонды МИБС комплектуются в соответствии
с запросами населения, проживающего в микрорайонах расположения библиотек.
Для оперативного и эффективного поиска документов в фонде МИБС существует
сводный Электронный каталог МИБС, который отражает фонд всех
МИБС города Томска была образована 1 июня 1998 года в результате объединения
трёх муниципальных учреждений: Централизованной библиотечной системы (ЦБС),
Детско-юношеской библиотеки «Фламинго» и Городской библиотеки
№ 7. В 1998 году в составе МИБС было 15 муниципальных
библиотек. В 1999 году начала работу вновь созданная уникальная библиотека
«Компьютерный мир». С 2002 года в МИБС реализуется мегапроект
по развитию библиотечного обслуживания «Открой свою библиотеку».
В
Далее для знакомства с объёмами работы МИБС города Томска необходимо представить основные индикаторы работы с 2004 по 2009 годы в виде таблицы.
Показатель |
Ед. учета |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Кол-во библиотек / |
библиотека |
19 / 3 |
24 |
24 |
25 |
25 |
25 |
Фонд |
экз. |
639 672 |
648 391 |
634 435 |
631 296 |
639 350 |
648 535 |
Поступления в фонд |
экз. |
21 401 |
39 533 |
31 455 |
26 737 |
29 894 |
26 660 |
Пользователи / |
пользователь |
64 339 / |
65 262 / |
67 107 / |
68 357 / |
68 617 / |
66 259 / |
Выдача документов |
экз. |
1 225 340 |
1 260 090 |
1 415 146 |
1 412 316 |
1 413 617 |
1 387 662 |
Посещения |
посещение |
547 940 |
555 826 |
593 758 |
588 779 |
591 623 |
586 911 |
Базы Данных |
БД |
19 |
21 |
23 |
25 |
28 |
28 |
Электронный каталог |
записей |
110 590 |
137 838 |
161 082 |
186 022 |
210 735 |
226 856 |
Посещения Интернет-сайтов |
посещение |
18 280 |
102 680 |
114 736 |
117 602 |
98 585 |
135 904 |
Цель деятельности МИБС города Томска —
обеспечить каждому жителю города возможность получить свободный доступ к информационным,
образовательным и культурным ресурсам через библиотеки.
Для общего представления об условиях работы и особенностях в сфере
библиотечного обслуживания населения необходимо напомнить, что город Томск —
это 518 тысяч жителей с достаточно компактной плотностью проживания, развитый
научно-образовательный комплекс (7 ВУЗов, академический центр), высокий
образовательный уровень жителей и высокий уровень «библиотечной конкуренции».
В 1998 году сложилась ситуация, которая требовала изменения в работе
муниципальных библиотек. Для активизации деятельности библиотек необходимо было
вначале определить «точку отсчета» и местонахождение в комплексе
библиотечного обслуживания города с тем, чтобы затем определить направления
прорыва и этапы работы в этих направлениях, которые со временем
явились бы своеобразными локомотивами для ускорения остальных направлений
работы.
Для определения и анализа внутренней библиотечной среды города потребовалось
оценить:
- доступность библиотечных услуг (охват населения библиотечным обслуживанием,
равномерность размещения библиотек, охват всех категорий пользователей, время
работы);
- уровень информационных ресурсов: качественный и количественный; обновляемость
фонда, наличие отраслевой литературы, наличие информационных ресурсов собственной
генерации, наличие документов на современных носителях, периодика (наличие
и потребность);
- доступность информационных ресурсов: объем электронного каталога к объему
фонда, количество компьютеров для пользователей, уровень доступа удалённых
ресурсов, внешний доступ к собственным ресурсам;
- уровень сервисных услуг;
- уровень комфорта условий работы для пользователей и персонала (интерьер,
мебель, оборудование);
- уровень подготовки персонала (образование, возраст, готовность к изменениям,
обучаемость);
- уровень финансирования (бюджетные, внебюджетные, благотворительные средства).
Кроме проблем и индикаторов внутренней среды необходимо было проанализировать внешнюю к библиотекам МИБС среду, а именно:
- имидж публичных муниципальных библиотек;
- востребованность библиотечных услуг;
- отношение администрации города Томска;
- отношение Думы города Томска;
- возможность привлечения дополнительного финансирования;
- конкурентный уровень работы областных, вузовских библиотек;
- библиотечное законодательство области;
- рынок труда.
В результате анализа внутренней и внешней среды по отношению к муниципальным библиотекам Томска можно было выделить возможные на то время конкурентные преимущества муниципальных библиотек:
1. Наличие интеллектуального, образованного городского сообщества с активными
культурными и образовательными потребностями.
2. Высокий потенциал рынка труда, благоприятное библиотечное законодательство.
3. Положительное отношение администрации города к проблемам библиотек.
4. Конкурсы грантовой поддержки библиотек.
На основе найденных конкурентных преимуществ библиотек МИБС была поставлена
цель: «Муниципальные библиотеки должны стать современными информационными
центрами, центрами общественной жизни микрорайона».
Для выполнения основной цели библиотекам МИБС требовалось решить задачи:
1. Обеспечение доступности библиотечных услуг.
2. Создание информационной среды, новых современных услуг.
3. Повышение имиджа муниципальных библиотек.
4. Создание профессиональной команды.
5. Изменение структуры управления.
Задача 1. Обеспечение доступности библиотечных
услуг решалась, прежде всего, увеличением количества, рациональным размещением
муниципальных библиотек; изменением (увеличением) часов работы; обслуживанием
в каждой библиотеке всех категорий пользователей.
Для решения этой задачи было проведено: изменение расписаний работы, создание
условий для обслуживания всех категорий пользователей (фонд, помещения). Также
было ясно, что в некоторых отдаленных районах Томска не хватало библиотек.
Так появился мегапроект «Открой свою библиотеку!», в рамках
которого были открыты с 2002 по 2007 год пять новых библиотек в отдалённых
районах города.
Задача 2. Создание информационной среды
потребовало провести обновление информационных ресурсов, обеспечить их доступность,
а также расширить перечень сервисных услуг.
В рамках решения этой задачи необходимо было создать отраслевые информационные
центры на базе библиотек, где был обеспечен стабильный объём запросов по этим
тематическим направлениям. Для улучшения качества обслуживания пользователей
и оптимизации процесса формирования фондов, основная деятельность ряда
библиотек МИБС имеет отраслевую направленность:
- «Академическая» — социальные науки (философия, психология,
социология), организация досуга.
- «Дом семьи» — педагогика, социальная психология.
- «Кольцевая» — культура межнационального общения.
- «Компьютерный мир» — техника, информационные компьютерные
технологии, литература на иностранных языках.
- «Лада» — фольклор, религия.
- «Северная» — экология, страноведение.
- «Солнечная» — эстетическое воспитание.
- «Сибирская» — краеведение.
- «Фламинго» — мировая художественная культура (культурология),
литературоведение, профориентация.
- «Центральная» — экономика, право, деловой Томск.
- «Эврика» — дизайн.
- «Юность» — здоровый образ жизни.
Кроме выбора направлений комплектования, потребовалось унифицировать и распределить
процесс заказа литературы по запросам библиотек, была выработана новая
политика комплектования.
Решение сложных вопросов невозможно было без использования новых информационных
технологий: освоение автоматизированной библиотечной информационной системы,
разработка и поддержание собственного Интернет-сайта с доступом к сводному
Электронному каталогу МИБС, внедрение в технологические процессы современного
оборудования.
В рамках этой задачи были выполнены проекты: «Создание центра экологической
информации», «Создание центра краеведческой информации», «Специализированная
библиотека «Компьютерный мир», «АБИС «ИРБИС»,
«Интернет-сайт МИБС» — www.library.tomsk.ru , «Открытая электронная
библиотека», «Создание распределённой информационной системы»,
«Программа ретроспективного ввода данных о документах», «Полнотекстовые
документы», «Интернет-справка», «Информационная служба
МИБС».
Задача 3. Повышение имиджа муниципальных библиотек
потребовало: обеспечение известности и узнаваемости; повышение привлекательности;
повышение авторитета, значимости, «неприкосновенности». Для этого
была необходима работа по разработке логотипов, слоганов, рекламной и информационной
продукции, досуговых мероприятий; организации социального партнёрства; осуществлению
ремонтов; изменению интерьеров, мебели; организации мест для комфортного обслуживания
пользователей.
В рамках этой задачи были созданы проекты: «Привлекательная библиотека»
на базе библиотек «Северная» и «Эврика»; «Создание
центра комфортного чтения «Веселая мозаика» на базе библиотеки
«Академическая»; «Сыщики во времени» —
совместный проект с Томской телерадикомпанией, где участники викторины
искали ответы в книгах муниципальных библиотек; «Литературное пространство
города» — проект библиотеки «Сибирская» по работе
с томскими писателями и поэтами; «Дети нашего двора» —
проект по привлечению детей в библиотеку «Истоки».
В результате выполнения этой задачи было кратно увеличено количество материалов
об опыте работы библиотек МИБС, публиковались информационные листовки,
проводились акции «Запишись в библиотеку» на улицах Томска,
где раздавались информационные буклеты и приглашения в библиотеки
по месту жительства. Сегодня можно сказать, что благодаря этим мероприятиям
население города знает о МИБС. И даже если жителям нет возможности
посещать библиотеки, то они всё равно знают о муниципальных библиотеках
и положительно отзываются об их работе.
Задача 4. Создание профессиональной команды
требуется всегда, когда нужно увеличить производительность труда и оптимально
расходовать ресурсы. Для этого было необходимо: повышать образовательный уровень
сотрудников; проводить обновление кадров; создать и поддерживать систему
мотивации на получение образования; постоянное повышение квалификации;
корпоративное взаимодействие.
В рамках решения этой задачи были проведены работы по увеличению заработной
платы в рамках принятия постановлений Мэра по доплатам библиотечным
специалистам; приглашение на работу молодых специалистов; проведение аттестаций;
создание комфортных условий для работы; создание и поддержание традиций;
организация и проведение корпоративных праздников; участие в работе
конференций, семинаров; приглашение специалистов для обучения.
Яркой и запоминающейся традицией стал проект «Томские библиотечные
встречи», который ежегодно в форматах конференций разного уровня
собирает профессионалов для обсуждения вопросов развития библиотек.
Уже стало доброй традицией в первых числах июля отмечать коллективом «День
рождения МИБС» на теплоходной прогулке по реке Томи.
Задача 5. Мобильная структура управления
потребовала: освоить проектное планирование; расширить права и обязанности
заведующих муниципальными библиотеками; развить горизонтальные уровни взаимодействия
библиотек; усилить требования к функционально-технологическим отделам,
администрации; оптимизировать формы отчётности.
Для решения этой задачи потребовалось провести мероприятия по оптимизации
структуры администрации, отделов, учёта обслуживания, учёта фондов; организовать
распределённую систему информационного обслуживания; сформировать подразделения
по созданию и сопровождению проектов.
Внедрение «Системы менеджмента качества» в библиотеках МИБС
позволяет по-новому взглянуть на систему взаимодействия с пользователем,
определить приоритеты для дальнейшего развития основного направления работы
библиотек МИБС — удовлетворение информационных запросов пользователей.
В заключение хочется сказать, что любые достижения, которые должны быть
не сиюминутными, а закрепленными во времени, необходимо проводить
после тщательного анализа ситуации, выработки направлений развития и представления
работы в тех условиях, которые планируется создать. Если же заниматься
только решением возникающих сиюминутных проблем, то со временем такая
организация не выдержит конкурентной борьбы в обществе, потеряет пользователей,
а затем и возможность существования.
«ПОВЕЛИТЕЛЬ СТРАНИЦ»
http://master-of-pages.blogspot.com
Главный редактор: С. Ф. Бартова
Ответственный за выпуск: М. В. Криворучко
Редакционная коллегия:
Бойкова О.Ф.,
Булюкина Н.В.,
Викулова В.П.,
Жукова Н.В.,
Карауш А.С.,
Кононенко И.М.,
Скурихина Я.Е.,
Устинова О.Ю.,
Чернявская Н.Л.,
Якимович В.В.,
Якубов Э.Н.
Адрес редакции:
624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13
тел
факс
E-mail:adm_lib@foramail.ru ; adm_lib@mail.ru
http://www.publiclibrary.ru
http://master-of-pages.blogspot.com/
За достоверность сведений, изложенных в публикациях, редакция ответственности
не несет
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материалов.
В избранное | ||