Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень "Публичная библиотека" 2010 - Выпуск N 53


Информационный бюллетень
ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

2010 год
Зима
Выпуск 1 (53)



Уважаемые коллеги!

Второй Всероссийский Форум публичных библиотек «Общедоступные библиотеки: вызовы времени» прошел в Санкт-Петербурге в декабре 2009 года. Его итоги представлены на сайте Российской библиотечной ассоциации http://www.rba.ru/conference/forum2/itog.html.
В ходе работы Форума было принято обращение к Президенту РФ Д. А. Медведеву.
Текст Обращения также направлен от имени РБА председателю правительства России В. В. Путину, Председателю Государственной Думы Федерального собрания РФ, Председателю Общественного комитета содействия развитию библиотек России Б. В. Грызлову и Главам исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации. На сайте представлены и ответы некоторых Глава регионов о состоянии библиотечной отрасли.
Завершал работу Форума профессиональный тур в Библиотеки Скандинавии.
В спецвыпуске информационного бюллетеня представлены отзывы участников Форума о профессиональной встрече

Обратите внимание! В развитие идей, высказанных на Форуме Л. В. Куликовой в докладе «Нормативный подход к технологической модернизации общедоступных муниципальных библиотек» РБА предлагает коллегам продолжить работу над «Базовыми нормами организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований». Текст документа опубликован на сайте http://www.rba.ru/conference/forum2/itog.html. Надеемся, что Вы примите активное участие в разработке этого документа!

В выпуске:

  • Бартова С. Ф. Общедоступные библиотеки: вызовы времени
  • Бартова С. Ф. Публичные библиотеки: ответы на вызовы времени
  • Семенова Е. Зимняя сказка
  • Павидис С. Н. Библиотеки без преград
  • Бакалова С. Сказочное новогоднее путешествие

Бартова Светлана Федоровна, член Совета РБА, председатель секции публичных библиотек
директор МУК «Центральная публичная библиотека» НГО
bartova@foramail.ru

ОБЩЕДОСТУПНЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ:
II Всероссийский форум публичных библиотек


II Всероссийский форум публичных библиотек «Общедоступные библиотеки. Вызовы времени» прошёл в Санкт-Петербурге 8–10 декабря 2009 года.
По-моему, все мероприятия Форума нужно рассматривать и оценивать в комплексе: именно так он задумывался организаторами, и именно так он должен восприниматься и вспоминаться его участниками.
Напомню, II Всероссийский форум публичных библиотек это: полтора дня пленарных заседаний, подведение итогов 3-го Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, работа трёх круглых столов, экскурсия в Президентскую библиотеку имени Б. Н. Ельцина, Российскую национальную библиотеку, публичные библиотеки Санкт-Петербурга и профессиональный тур в Скандинавию с посещением библиотек Швеции и Дании. Наконец, II Всероссийский форум публичных библиотек — это Обращение к Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву.
Уверена, что при подобной оценке минувших событий Форум воспринимается как важный этап в дальнейшем развитии библиотек, который сделал акценты на технологической модернизации публичных библиотек, обеспечении библиотечной отрасли современными нормативами и стандартами, необходимости внесения изменений в текущее законодательство.
Основными организаторами II Всероссийского форума публичных библиотек являются Российская библиотечная ассоциация, Министерство культуры Российской Федерации, Российская национальная библиотека, Комитет по культуре Санкт—Петербурга, Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского (Санкт—Петербург).
Цель форума — консолидировать усилия библиотечного сообщества в современных условиях, не допустить резкого снижения финансового и материального обеспечения публичных библиотек со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
В Российской национальной библиотеке собралось 315 представителей национальных, республиканских, научных, публичных библиотек из 53 регионов России. С приветствием к присутствующим обратились: президент РБА, генеральный директор РНБ В. Н. Зайцев, заместитель председателя Комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга В. Ю. Панкратов, депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга К. Э. Сухенко и др.
Название II форума — «Общедоступные библиотеки. Вызовы времени» — подчеркивало его актуальность и важность обсуждаемых проблем. Уже традиционными на Форуме стали темы: правового обеспечения деятельности библиотек, повышения социальной роли общедоступных библиотек, организации открытого доступа к информации.
«Программа Форума была интересной, информационно насыщенной и профессионально полезной. Отмечаю актуальность круглых столов, возможность познакомиться с муниципальными библиотеками Санкт-Петербурга. Большую практическую ценность имели выступления по результатам исследований, проведенных секцией публичных библиотек. Лично для меня — это материал для выступлений перед коллегами на протяжении всего 2010 года», — пишет заместитель директора Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова Татьяна Смелова.
Хорошую организацию Форума отмечают все коллеги. Но есть мнения, которые тоже хочется опубликовать. Вот что справедливо пишет главный библиотекарь отдела новых информационных технологий Республиканской детской библиотеки Республики Марий Эл Елизавета Семёнова: «И, как всегда бывает на конференциях, регламент никто не соблюдал. Я понимаю, как трудно прерывать выступающих, особенно если доклады интересные. Просто пожелание: может быть, стоит учитывать варианты с задержками и включать в программу меньшее количество докладов, чтобы оставалось время для обсуждения. И еще хочется поменьше докладов типа „отчет“, а такие были. Потому что зачем, спрашивается, ехать в такую даль из дома, чтобы услышать отчет о работе другой библиотеки?»

Продолжая тему итогов II Форума, хочу выделить главное.


Во-первых, поскольку от РБА публичные библиотеки ждут каких-то конкретных документов, то инициатива создания новой редакции «Базовых норм организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований» с включением и подробным раскрытием разделов материально-технического обеспечения, обеспечения информационно-технологического и даже кадрового, была по достоинству оценена участниками Форума. Уже сейчас на сайте РБА появилась информация об этом документе, называются разделы его новой редакции (уже пособия!), и звучит призыв к коллегам присылать свои предложения по его наполнению.
Во-вторых, после I Форума (декабрь, 2007 года) в некоторых регионах страны были приняты программы развития библиотечного дела, созданы общественные комитеты содействия библиотекам. Посмотрим, как отреагируют региональные и муниципальные власти сегодня на информацию о II Форуме, направленную в их адрес Оргкомитетом, и Обращение к Президенту РФ.
В-третьих, в Приветственной телеграмме в адрес участников II Всероссийского форума публичных библиотек Министр культуры Российской Федерации А. А. Авдеев написал: «Уверен, что работники публичных библиотек примут активное участие в претворении ответственных задач по инновационному развитию библиотечного дела в регионах России».

Отклики с мест убеждают в том, что министр прав в своей уверенности. Судите сами.
Юсупова Валентина, директор ТБК г. Тольятти: «Сейчас, после Санкт-Петербурга, увидев, что развитие продолжается, и не так у всех все плохо, я как бы силы почерпнула, если можно сказать, для дальнейших „боев“. Уже были у руководителя департамента, инициировали „круглый стол“ с властью по дальнейшей программе автоматизации, будем готовиться».
Мартынова Элеонора, заместитель директора МУК ЦБС г. Таганрога: «События подобного рода, для библиотекарей — рабочий праздник, а возможность сравнить — двойной подарок. Увидели, узнали, накопили столько, что хватит рассказывать целый год. Программа насыщенная, разнообразная, интересная, демократичная. Увидели, в каких условиях работают коллеги в Санкт-Петербурге и в Скандинавии, но не расстроились, а утвердились, что надо меняться, и по капле, которая камень точит, менять вокруг себя хотя бы маленькое пространство».
Якунина Тамара, директор ЦГБ им. В. И. Ленина г. Нижний Новгород: «С наилучшими пожеланиями от нижегородцев. Не случайно наша делегация была такой представительной на Форуме, в 2008 году произошла смена директоров ЦБС на 50 %. Организация и проведение Форума было на самом хорошем деловом и человеческом, в плане общения, уровне. Была очень хорошо спланирована Программа Форума, сочетание профессионального общения и культурного просвещения сделало Форум незабываемым событием 2009 года. Все материалы будут изучены нашими специалистами».
Игошина Алла, директор МУК ЦБС Канавинского района г. Нижний Новгород: «Две недели были просто незабываемыми, понравилось все: и Форум, и общение с коллегами из разных городов, и, конечно же, Скандинавия! Сейчас изучаем все презентации, все выступления на Форуме, есть много интересного для работы. Лично для меня Форум и посещение библиотек Скандинавии явились своеобразным толчком к дальнейшему развитию нашей Канавинской ЦБС. Хочется очень многое сделать!».
Андреева Любовь, заместитель директора МУК «ЦБС» г. Сочи: «Хочу поблагодарить Вас за интересную и заставляющую думать программу в Питере. Особая благодарность за поездку в Скандинавию и возможность познакомиться с работой библиотек. Как результат поездки, я могу рассматривать изменения в смете ремонта ЦГБ г. Сочи, которые внес директор после моего рассказа и показа фотографий. Мы запланировали перепланировку первого этажа с заменой перекрытий на стеклянные перегородки и возможно больший открытый доступ на абонементе. Я считаю, что поездка удалась и дала силы на следующий год».

Уверена, что Форум 2009 года запомнится нам новыми друзьями, полезным общением, приобретением опыта, конструктивными решениями. Одним словом, все мероприятия Форума стали для нас лучшими мгновениями года.


Бартова Светлана Федоровна, член Совета РБА, председатель секции публичных библиотек
директор МУК «Центральная публичная библиотека» НГО
bartova@foramail.ru

ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА: ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ


Наверное, многим из вас знакомы эти строки: «И я иду в библиотеку и там сижу до десяти.//Порядочному человеку в России есть куда пойти!»
Какой же должна быть современная библиотека, чтобы стать привлекательной для «порядочного человека»? Готова ли она ответить на вызовы нового времени?
Сегодня библиотеке, много столетий являвшейся «монополистом» в мире знаний и информации, приходится вступать в жёсткую конкурентную борьбу со многими социальными и коммерческими учреждениями. Каждая библиотека, разумеется, сама определяет свою стратегию и тактику ведения «боя» за читателя, упрочения своего имиджа и престижа. У кого-то это получается лучше, у других — хуже. Но очень важно, чтобы опыт, накопленный нашими коллегами, стал общим достоянием и был использован для достижения общих целей.

«Проблему нельзя держать в одной позе»
В. С. Черномырдин

Сейчас в регионах страны ситуация очень разная, а проблемы библиотек, обозначенные на первом Форуме ПБ, не только не разрешились, но и обострились из-за кризиса. Но все понимают, что именно в этой ситуации нельзя сидеть, сложа руки, и рассчитывать, что всё само пройдёт. Во все времена именно кризис являлся мощным толчком к обновлению, к поиску новых идей и решений, реализации творческих проектов. Анализ деятельности публичных библиотек показал, что в сложных экономических условиях они сумели не выживать, а жить полноценной жизнью.
Стало очевидно, что в условиях кризиса первыми страдают библиотеки, в которых отсутствует механизм управления, в частности стратегия управления. В связи с этим, многие библиотеки внедрили систему антикризисного управления, главная особенность которой — способность быстро «подстраиваться» под меняющуюся среду и создавать возможности для стабилизации, улучшения позиций библиотеки, устранения слабых сторон, которые могут способствовать кризисной ситуации.
Антикризисная команда библиотеки осуществляет действия по исключению рисков, которые могут иметь место в процессе работы, а именно:

  • риск утраты престижа библиотеки
  • риск падения эффективности и качества работы
  • риск потери кадрового потенциала
  • риск снижения управляемости

Что же сегодня происходит в библиотеках, и как библиотеки избегают этих рисков?

Риск первый — утрата библиотекой престижа. Чтобы понять, как позиционируется сегодня библиотека в обществе, я выписала все определения современной библиотеки, которые мне встретились в профессиональной прессе. Вот что получилось:

  • Культурный центр
  • Информационный центр
  • Интеллектуальный центр
  • Социальный центр
  • Мультикультурный центр
  • Мультимедийный центр
  • Мобильный центр (библиобус, библиомобиль)
  • Общедоступное учреждение
  • Открытое пространство
  • Виртуальное пространство (сайт — структура библиотеки)
  • Место для встреч
  • Учреждение сферы обслуживания
  • Организация библиотечного характера
  • Заведение

С чем-то можно согласиться, что-то вызовёт улыбку или даже возмущение (ведь для многих из нас библиотека по-прежнему — «храм»). Мы понимаем, что если библиотеку называть «заведением», это не прибавит ей авторитета.
В перечисленных определениях отсутствует такое: «Библиотека, как развивающийся механизм», учреждение, которое всегда требует расширения своего пространства. Не случайно, темой ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек в этом году стала — «Библиотечное строительство на современном этапе».
В рамках совещания обсуждались следующие вопросы:

  • Строительство, реконструкция и ремонт библиотечных зданий как одно из приоритетных направлений региональной политики в области библиотечного дела;
  • Инфраструктурное обеспечение библиотечных зданий в современных условиях;
  • Библиотечное строительство как организация сетевого взаимодействия библиотек;
  • Бюджетное и инвестиционное финансирование как обеспечение библиотечного строительства;
  • Создание Президентской библиотеки как новой информационно-технологической модели библиотеки.

Открывая совещание, заместитель министра культуры РФ Андрей Евгеньевич Бусыгин отметил, что из 46 тысяч общедоступных библиотек 8,4% требуют капитального ремонта и находятся в аварийном состоянии. Несмотря на то, что эта доля постепенно сокращается, число таких библиотек всё же значительно — 3 857.
В 2010 году Министерство культуры РФ выделит 470 млн. рублей на строительство библиотек по всей стране (для 16 библиотек субъектов РФ).
Уже в следующем году заканчивается реконструкция нескольких библиотек (Оренбургской, Рязанской областных библиотек и НБ Республики Карелия).
В сентябре после ремонта открылась Тюменская областная библиотека с региональным центром Президентской библиотеки.
После принятия в прошлом году городской целевой программы «Развитие культуры городского округа Самара на 2008-2012 гг.» около 100 миллионов рублей из городского бюджета заложено на ремонт объектов культуры, в том числе, библиотек. Руководитель Управления культуры администрации Самары Александр Дорофеев сообщил, что «средства, выделяемые на отрасль культуры, увеличились более чем на 30%».
Согласно городской целевой программе «Культура Кубани. Библиотеки города Сочи 2008-2010 годов» на развитие библиотечной системы выделено 2,7 миллиона рублей.
В 2009-2010 годах планируется компьютеризация всех 17 филиалов Централизованной библиотечной системы Сочи. Что касается пополнения книжных фондов, в этом году на приобретение литературы для ЦБС выделено порядка 700 тысяч рублей, в планах увеличение суммы до 1,5 миллиона.
В ближайших планах — ремонт четырёх библиотек.
Как отметил директор Центральной библиотечной системы города-курорта Валентин Волков, для библиотекарей — это приятные новости, несмотря на то, что ремонтировать четыре объекта одновременно достаточно хлопотно, к тому же важен контроль за качеством выполняемых работ.
Ремонт остальных филиалов Центральной библиотечной системы запланирован к 2013 году.
Бесспорным и долговременным лидером в вопросе укрепления материально-технической базы библиотек является Ханты-Мансийский округ, где ежегодно реконструируются более 10 библиотек. И это не случайно, потому что губернатор ХМАО Александр Филиппенко убеждён: «Чтение — самый достойный способ сохранить в себе человека».
На совещании директоров исполнительный директор РГБ Владимир Иванович Гнездилов сформулировал 10 факторов, которые необходимо учитывать, приступая к строительству библиотеки:

  1. Чёткое понимание, для кого и чего нужна библиотека.
  2. Взаимосвязь архитектурных решений и библиотечных технологий.
  3. Соответствие окружающей среде.
  4. Гибкость, приспособляемость (это означает то, что проектировать здание и помещения в нём следует таким образом, чтобы можно было их легко переоборудовать, приспособить под насущные нужды, не ломая и снося все подряд).
  5. Безопасность людей и фондов.
  6. Энергосбережение.
  7. Проблема света.
  8. Комфортность
  9. Доступность для инвалидов
  10. Заключение. Увидеть ошибки. Признать и исправить их.

И, главное, помнить что «Мелочи не играют решающей роли. Они играют всё!», как сказал известный американский миллионер Харви Маккей.
Логическое продолжение тема библиостроительства получила и на втором Форуме публичных библиотек. Многие годы спрос на проекты реконструкции, а тем более строительства новых зданий был отложен, и это привело к определённому информационному вакууму. Возникла потребность обсуждения этих проблем внутри профессионального сообщества, появились публикации в печати. И в рамках секции публичных библиотек более года назад был создан круглый стол «Библиотечные здания, архитектура, дизайн, организация пространства». Участники круглого стола в библиотеках Василеостровского района Санкт-Петербурга провели заседание на тему «Организация библиотечного пространства: поиск смысла и формы», где состоялся обстоятельный разговор о мировых тенденциях в современном библиостроительстве, новых принципах организации пространства, о взаимодействии библиотек и проектно-архитектурных организаций и многом другом.
Участники форума не обошли своим вниманием и проблемы сельских библиотек. Напомню, что из 46 тысяч муниципальных библиотек России, 36 тысяч — сельские библиотеки. Ситуация во многих из них более сложная, чем в городе, поэтому столь важны два проекта Министерства культуры, вошедшие в программу «Культура России». Это создание модельных сельских библиотек и создание мобильной системы обслуживания населённых пунктов, не имеющих библиотек.
Программа «Создание модельных сельских библиотек» реализуется с 2006 года. За это время создано более 180 модельных библиотек в 46 субъектах РФ. Реализация этой программы не останавливается: только за последний месяц были открыты модельные библиотеки в Псковской, Новосибирской, Ивановской областях, три — в Республике Башкортостан.
На Первом съезде сельских библиотекарей, который недавно состоялся в Брянске, его участникам был представлен библиобус, который разработчики назвали КИБО (комплекс информационно-библиотечного обслуживания). Это — современная мобильная библиотека: помимо полутора тысяч книг, КИБО компьютеризирован, имеет на крыше антенну для двухстороннего доступа к Интернету из любой точки и автономную систему питания. Реализацию проекта осуществляет Фонд «Пушкинская библиотека». Появление КИБО на российских дорогах позволит решить проблему библиотечного обслуживания небольших посёлков и деревень, населенных пунктов, расположенных в труднодоступных местах. Ведь одно из его преимуществ то, что в отличие от традиционных библиобусов, его можно устанавливать на любую платформу, вплоть до гусеничной.
В последнее время проявилась ещё одна тенденция в библиотечном обслуживании — стали открываться так называемые частные библиотеки.
В конце октября известный финноугровед Петер Домокош (профессор Будапештского университета, патриарх финноугроведения) открыл в Сыктывкаре (Республика Коми) библиотеку имени себя, передав в ее фонды 4,5 тысячи книг, которые он собирал в течение полувека. «Было немало претендентов на его уникальную коллекцию книг, но Петер Домокош выбрал Россию, а в России — Коми. Мы не будем здесь держать его книги под замком: уже начата работа по переводу изданий в электронный вид, чтобы любой желающий в любой точке мира смог воспользоваться книжными сокровищами», — отметил на презентации библиотеки экс-глава республики Коми Владимир Торлопов.
В Череповце (Вологодская область) в одном из торговых комплексов появилась библиотека, созданная целиком и полностью на частной основе. Идейным вдохновителем её создания стал известный в Череповце человек — проректор по экономическим и внешним связям ЧГУ Василий Черняков.
Библиотека в основном цифровая (более 30 тысяч наименований электронных книг, научных статей), хотя ее в фонде есть и 4 тысячи печатных изданий. Кроме того, эта библиотека заключила договор с РГБ на предоставление доступа к банку диссертаций, чего не могут себе позволить другие библиотеки Череповца.
Несмотря на то, что библиотека коммерческая, книги горожанам будут выдаваться бесплатно (в режиме читального зала). Новая библиотека направит свои усилия в первую очередь на помощь студентам и научным работникам
В планах хозяев библиотеки — создание единой базы данных книг совместно со всеми библиотеками города, а затем — включение в российские корпоративные проекты.
Сотрудники муниципальной библиотеки Череповца уверены, что государственные и частные интересы не будут сталкиваться. Библиотеки будут не конкурентами, а партнерами.
А в Калуге открылась первая в России губернаторская библиотека, в которой пока только три тысячи книг, подаренных губернатору А. Д. Артамонову высшими должностными лицами, творческими союзами, предприятиями, друзьями. Как оказалось, Анатолий Дмитриевич имеет к библиотечному делу самое непосредственное отношение: в своё время он три года работал библиотекарем в читальном зале и сохранил об этой работе самые приятные воспоминания. Пока планируется, что губернаторская библиотека будет обеспечивать информационные потребности администрации города. А в будущем её планируют сделать общедоступной. «Я очень рад, что в областной администрации появилась своя библиотека, — сказал Губернатор на торжественной церемонии открытия. — Количество госслужащих постоянно сокращается, появляются свободные кабинеты. Думаю, что в ближайшее время площади, отведенные под библиотеку, увеличатся». В заключении Анатолий Дмитриевич Артамонов выразил уверенность, что в ближайшее время библиотеки будут открыты и при администрациях многих районов области.
Эти и многие другие примеры показывают укрепление позиций библиотек в регионах, признание их значения и властными структурами и местным сообществом. Но, вместе с тем, очевидно, что главной составляющей престижа библиотеки является состояние её фонда, его обновление и пополнение современной литературой и периодикой. С другой стороны, достойное комплектование — «один из базовых показателей эффективной деятельности органов государственной власти субъектов федерации». Эти слова принадлежат министру культуры и национальной политики Республики Башкортостан Ильдусу Илишеву. Что же происходит сегодня на самом деле?
Как и по любому другому вопросу, ситуация очень разная: кто-то комплектуется только за счёт федерального бюджета, кто-то имеет приличные деньги на комплектование, но у них возникают проблемы, связанные с ФЗ № 94, а кто-то не может освоить средства в связи со скудностью книжного рынка в регионе.

«Что не убьет — сделает сильнее»
Ф. Ницше

Проект «Содействие в повышении комплектования книжных фондов библиотек» реализуется Министерством культуры РФ с 2008 года. Тогда впервые на комплектование муниципальных библиотек были выделены средства из федерального бюджета в объёме 300 млн. рублей. В 2009 году выделено 450 миллионов руб., в 2010 году министерство культуры выделит 300 млн. рублей на комплектование. Кроме этого, правительство выделит не менее 50 млн. рублей на приобретение ведущими библиотеками «толстых» литературных журналов. Речь идет о приобретении журналов местными, районными и городскими библиотеками.
На коллегии Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан комплектование библиотечного фонда было названо особой проблемой. В 2008-м по этим показателям Республика занимала 19-е место и израсходовала более 70 миллионов рублей. В этом году ситуация значительно ухудшилась: на приобретение книг для библиотек муниципальных образований выделено всего 13 миллионов рублей.
Директор ЦБС Белорецкого района Башкортостана Рашит Мухамедиев, участник Первого Форума ПБ, пишет: «Единственное, на что мы можем рассчитывать, — это подписка на периодику: она на протяжении последних пяти лет стабильна (550 тыс. руб.). Источники комплектования: республиканская программа (примерно на 200 тыс. рублей ежегодно к нам поступают книги издательства „Китап“) и федеральная субсидия. В 2009 году мы получили 411 тыс. руб.
Ещё один источник — платные услуги. В этом году на средства от платных услуг мы приобрели книг примерно на 100 тыс. рублей».
Под угрозой срыва из-за нехватки денег получение периодики в 2010 году в Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. Белинского. Стоимость подписки на одно полугодие — 3,5 миллиона рублей. Обычно деньги выделял областной бюджет. Кстати, в 2009 из-за отсутствия средств библиотека не закупила ни одной новой книги.
Свои проблемы в Республике Дагестан. Фонды библиотек Хасавюрта пополняются новыми книгами по краеведению — даром республиканского министерства по национальной политике, информации и внешним связям. Однако приобретение необходимых книг из российских издательств на деньги федерального бюджета (380 тыс. рублей) затруднено «из-за отсутствия предложений местных книготорговцев», — сообщает директор муниципального учреждения «Хасавюртовская городская централизованная библиотечная система» Эльмир Якубов. «Чтобы полнее представить репертуар новинок российских издателей, мы хотим брать три-четыре экземпляра одного названия. Нам же навязывают не менее пяти УПАКОВОК».
Достаточно много денег на комплектование в этом году у Централизованной библиотечной системы Липецка: она финансируется на минимальном уровне, и это 3 млн. рублей, причём, коллеги надеются получить ещё и областную поддержку. «Не скажу, что слишком жирно, но в современных условиях я довольна», — пишет директор ЦБС Виктория Якимович.
В течение пяти лет (с 2004 по 2009) на территории Норильска замечательно работал Некоммерческий фонд культурных инициатив Михаила Прохорова. Ежегодно в городе проводилась книжная ярмарка, на которой книги продавались по издательским ценам (т. е. в 2-3 раза дешевле, чем в Красноярском крае), так как М. Прохоров полностью компенсировал доставку книг самолетом в Норильск.
В настоящее время ЦБС Норильска, получив Губернаторскую субсидию, реализует новый проект: «Организация информационного обслуживания слабовидящих в библиотеке». 536 тыс. рублей они получили на специализированное оборудование и аудиокниги.

«Дефицит денег помог задуматься о модернизации»
— из Бюджетного послания Президента РФ.

Наверное, при желании можно усмотреть некоторый парадокс в том, что, с одной стороны, не смотря на все трудности, библиотеки вообще еще существуют. С другой стороны — модернизация библиотек, попытка стать по-настоящему современными информационными учреждениями, без чего о престиже говорить невозможно.
Все библиотеки Волгоградской области будут оснащены современным компьютерным оборудованием. Об этом шел разговор на видеоконференции, состоявшейся в администрации области под председательством вице-губернатора Василия Галушкина. В работе конференции приняли участие руководители всех муниципальных образований региона, ряда библиотек. Из регионального фонда для модернизации библиотечных учреждений выделяется 29 млн. рублей. Эти средства позволят оснастить техникой все 426 общедоступные библиотеки области. Как отметил Василий Галушкин, это первый этап модернизации действующих библиотек, главная цель которого — внедрение автоматизированных систем, формирование электронных каталогов полнотекстовых ресурсов.
В 2010 году 3,5 млн. рублей будет выделено из областного бюджета для библиотек Нижегородской области на закупку компьютеров. Кроме того, 10 млн. рублей на эти цели будут выделены из бюджетов муниципальных округов региона.

«Его пример другим наука....»
А. С. Пушкин.

Может быть, кому-то из вас понравится опыт Приамурья, их сотрудничества на паритетной основе. Власти области планируют обеспечить все свои библиотеки компьютерами с выходом в Интернет. Библиотек в области более 400 библиотек, только 32 из них имеют компьютеры, а выход в Интернет есть только в 17 библиотеках. «Сегодня в Дальневосточном федеральном округе мы находимся на одном из последних мест, потому что в других регионах Дальнего Востока эти вопросы решены», — говорит министр культуры и архивного дела Алексей Самарин. По подсчетам областного минкультуры, чтобы компьютеризировать все библиотеки, необходимо 11,3 миллиона рублей. В бюджете на 2010 год минфин заложил пока только 3 миллиона. Эти средства позволят обеспечить компьютерными местами 48 библиотек.
Министр культуры предложил поддержать этот проект амурскому отделению партии «Единая Россия», и идея была одобрена. «Мы предложим фракциям представительных органов в муниципальных образованиях рассмотреть вопрос о втором рабочем месте за счет местных бюджетов, — отметил лидер амурских единороссов Александр Башун. — А также обратимся в местные политсоветы партии „Единая Россия“, чтобы они связались с предпринимателями, и те подарили бы библиотекам третий компьютер».

Для многих происходит сейчас кардинальное переосмысление роли сайта библиотеки, так как наш пользователь ушёл в этом вопросе далеко вперёд.
Только что прошёл российский конкурс на лучший Интернет-ресурс с позитивным контентом, ориентированный на детско-юношескую аудиторию. Его организаторы: Оргкомитет по проведению Года безопасного Интернета в России, Фонд Развития Интернет, Координационный центр домена RU, Автономная некоммерческая организация «Региональный сетевой информационный центр» (RU-CENTER) http://positivecontent.ru.

Лауреатом этого конкурса с призом 50 000 рублей стала Свердловская областная библиотека для детей и юношества. Таким образом, она внесла свой вклад в дела и свершения «Года безопасного Интернета в России». Если вам интересно познакомиться со всеми лауреатами Конкурса, ведь это, по мнению Жюри, лучшие российские Интернет-ресурсы для детей и юношества, вы можете это сделать на сайте http://positivecontent.ru/node/268.

Ну, а во время работы нашего Форума состоится церемония награждения победителей Третьего Всероссийского конкурса сайтов муниципальных библиотек.

10 декабря на круглом столе «Региональная библиотечная политика: информационные и социальные аспекты» прозвучит передовой опыт библиотек по сохранению своего авторитета в партнерстве региона.

Риск второй: падение эффективности и качества работы.
Чтобы избежать этого риска, библиотекари продумывают новые формы и направления деятельности.
«Как пройти в библиотеку?» — теперь можно спросить и в 2 часа ночи. Областная универсальная научная библиотека им. Тимирязева г. Винницы открыла информационную линию по номеру (0432) 50-00-92, которая будет работать 24 часа на сутки, 7 дней на неделю в автоматическом режиме.
Перечень голосового меню включает информацию о местонахождении библиотеки, ее структурных подразделениях, историю и настоящее, о том, как стать читателем библиотеки, воспользоваться услугами, которые она предоставляет.
Пункт меню, который информирует об акциях и мероприятиях, проходящих в библиотеке, будет обновляться ежемесячно. Уникальной является возможность оставить работникам библиотеки сообщение или вопрос.
Активно в своей работе библиотеки начали использовали сервис онлайн — сообщений ICQ.
В Астраханской областной детской библиотеке появилась услуга общения с читателями в режиме «онлайн». Теперь у всех библиотекарей на компьютерах установлена электронная почта и ICQ. А значит, необходимые сведения о наличии книг в фонде читатели могут получить мгновенно, не тратя время на поход в библиотеку.
Помимо информации о наличии в фондах библиотеки интересующего издания читатели также могут спросить о датах жизни писателей, общественно-политических деятелей, датах исторических событий. Срок обработки ответов на Интернет-запросы — до 1 дня.
К «виртуальному библиографу» по номеру ICQ 583—386-586 можно обратиться и в Централизованной библиотечной системе Братска. И вы получите ответ о наличии книги. Есть еще «виртуальный библиотекарь», по этой программе можно выполнять тематические запросы на определенную тему. Служба принимает запросы от всех горожан, независимо от возраста, уровня образования и места проживания.
Проект «Мобильная справочная служба «Я ищу ответ» начал работать в ЦПБ Новоуральска в феврале 2009 г.
Для занятых и современных тинейджеров мобильный телефон — это средство не только связи, но и повышения самооценки: звонки и sms-сообщения являются показателем востребованности подростка. Желание ребят всегда быть «на связи» натолкнуло на мысль использовать мобильный телефон для привлечения их к пользованию услугами библиотеки. Нам казалось, что эта современная коммуникационная технология и электронная почта сделают библиотеку для подростка более доступной.
Ответы предоставляются объемом не более 300 печатных знаков в электронном виде и 150 в sms-сообщении с указанием источника получения информации. Или предоставляется список литературы, содержащий не более 10 названий. Или производится подбор литературы в Зале делового чтения библиотеки.
Если в России речь идёт о создании инновационной экономики и общества знания, то и библиотеки надо позиционировать как информационные центры. Наверное, поэтому в настоящее время вновь столь велико внимание к ПЦПИ.
Напомню, что МК России совместно с Федеральным агентством Правительственной связи и информации при Президенте РФ (в настоящее время с ФСО России) и Российским Фондом правовых реформ в 1998 году начало работу по созданию публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек. За эти годы в стране создано около 3800 ПЦПИ. В них сосредоточена и предоставляется правовая информация в электронном и традиционном виде.
В 2009 году на базе региональных и муниципальных библиотек планировалось создание 300 публичных центров правовой, деловой и социально-значимой информации.
Разработан порядок информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Сформирован перечень нормативных правовых актов, направленных на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг, в том числе вопросов оказания таких услуг в электронном виде.
Определен перечень государственных услуг, требующих первоочередного перевода их оказания в электронный вид к 2010 году.
На основе ПЦПИ развернута огромная работа по правовому информированию и правовому просвещению населения. Во многом благодаря открытию центров происходит переосмысление и подтверждение новой роли библиотек в жизни местных сообществ.
Например, в 23-х муниципальных библиотеках Республики Чувашия в этом году открылись бесплатные консультационные пункты по социально-правовой помощи и просвещению населения.
В Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Горького открылось отделение центра правовой помощи населению Рязанского филиала Московского университета МВД России.
В Грозном состоялось открытие публичного центра правовой информации (ПЦПИ) на базе Центральной городской библиотеки.
С марта 2009 года центрам правовой информации Спецсвязь ФСО России и Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» выдают свидетельства нового образца.

Риск потери кадрового потенциала

«Аванс! Как мало в этом слове!»

Одной из проблем в обращении к Президенту Российской Федерации В. В. Путину, принятому на первом Форуме ПБ, была названа низкая заработная плата работников библиотек: «Низкая заработная плата приводит к оттоку из библиотек квалифицированных кадров и молодежи». Очень обидно, когда уходят профессионалы, но ещё обиднее — видеть, как мало молодёжи, выпускников вузов приходит на работу в библиотеки. Проблему удаётся решить лишь там, где для молодых находят новые мотивации — перспективы творческого и карьерного роста, участие в интересных проектах.
Для развития библиотеки нужны новые идеи и проекты. Энергия, мобильность, энтузиазм, здоровые амбиции и честолюбие молодых специалистов позволяют воплощать инновации. Так считают молодые библиотекари Новоалтайска.
В «Центральной городской библиотеке» г. Новоалтайска работает более 50 человек. Средний возраст библиотекарей — 36 лет. Самому старшему — 53 года, самому молодому — 19 лет. В возрасте от 19 до 30 лет здесь работает 28% молодых сотрудников. Наличие довольно большого количества молодых специалистов (1/3 часть коллектива), желание быстрее адаптироваться в профессиональной сфере, придать учреждению достойный, престижный вид и подвигло молодёжь в 2004 году объединиться и создать Молодежный творческий Совет.
Цель объединения: способствовать утверждению профессии в инфраструктуре Новоалтайска, иметь фактическую возможность влияния на библиотечную политику города. Это добровольное объединение молодых библиотекарей, в структуре которого несколько секций: инноватики, журналистики, связей с общественностью и досуга.
«На собственном опыте мы убеждаемся, что социальная активность молодых библиотекарей даёт реальные результаты, а, значит, это необходимо продолжать и развивать», — пишет руководитель Молодежного творческого совета библиотекарей Новоалтайска Наталья Маликова.
На протяжении уже семи лет Молодежный совет работает в ЦСМБ города Омска. Успешность его деятельности доказывает тот факт, что второй раз за время своего существования Молодежный совет муниципальных библиотек стал лауреатом молодежной премии Мэра города Омска (2004г., 2009г.).
Среди последних ярких мероприятий Молодежного совета:
В рамках краеведческого просвещения молодежи и подготовки к празднованию 300-летия города разработана игра-путешествие «Омская крепость», размещенная на сайте библиотеки. История города началась с основания крепости, поэтому крепость — сердце Омска, место, где из военного поселения родился город. Заочное путешествие по Омской крепости поможет молодым омичам проверить свои знания по истории родного города, познакомиться с его архитектурными памятниками, построить виртуальный макет Омской крепости.
В День толерантности представителями Молодежного совета ЦСМБ была инициирована информационно-просветительская акция «Город общения». Сотрудники Центральной городской библиотеки вышли в этот день на улицы города, с целью узнать мнение омичей о толерантности, легко ли идут на сближение с людьми другой национальности и вероисповедания, где черпают информацию о традициях и обрядах других народов.
По результатам опроса только 10% омичей имеют представление о значении слова «толерантность». Все респонденты (100%) ответили отрицательно на вопрос «Имеет ли национальность значение при выборе друзей?».
Горожане не только ответили на вопросы специалистов библиотеки, но и получили информационные листовки о Дне толерантности, визитки, буклеты о работе Центров правовой информации для населения, созданных на базе муниципальных библиотек города.
Я думаю, что многим из вас хорошо известна корпоративная газета «БЭМС», которую уже несколько лет издаёт Молодежный совета библиотеки. Приобретённый журналистский опыт позволяет им эффективно сотрудничать с редакцией городского журнала о культуре и искусстве «Омская муза», в котором молодые библиотекари не только публикуют свои статьи, но и ведут постоянную рубрику «Мнение».
Помимо профессионального становления и развития молодые библиотекари города Омска ведут активную общественную жизнь. Они вошли в состав Молодежной секции Совета при Мэре города Омска, являются инициаторами общегородских благотворительных акций, поддерживают молодежные проекты своих друзей и партнеров.

Два анонса на следующий год.
И первый от РБА: секция юношеских библиотек и секция «Молодые в библиотечно деле» приглашают нас в Пятигорск на первую Всероссийскую школу молодого библиотекаря «Разговор на равных: библиотека и молодёжь». Она пройдёт в июне.
Второй — от РГБМ. Она приступила к организации виртуального объединения молодых библиотекарей России. Новый проект называется «Молодежный библиотечный форум». Его основная цель — виртуальное объединение молодых библиотекарей во имя продвижения библиотечной идеи в обществе. В ближайшее время на сайте библиотеки появится информационная страница и в социальных сетях — обращение к молодым библиотекарям с призывом принимать участие в Форуме.

Риск снижения управляемости
Хочется ещё раз напомнить о важности создания системы антикризисного управления библиотекой, когда администрация библиотеки может быстро «подстраиваться» под меняющуюся среду и тем самым создаёт возможности для укрепления позиций библиотеки. Это помогает нам работать более собранно и эффективно. Одним из современных инструментов управления библиотекой следует рассматривать менеджмент качества, который в настоящее время всё более внедряется в практику библиотек.
Секция ПБ проводила большое анкетирование, один из вопросов которого звучал так: Планируете ли Вы внедрять в библиотеке систему менеджмента качества?
Треть библиотек, принявших участие в анкетировании, ответила положительно. Но вообще, внедрение менеджмента качества в библиотеках находится на разных этапах: от теоретической проработки вопроса до конкретных результатов.
С 2005 г. одно из определяющих направлений стратегии развития ЦБС Рязани — стратегия внедрения менеджмента качества.
Начинали они, как и все, с определения миссии библиотеки, проведения социологических исследований. За эти годы была проведена большая аналитическая работа деятельности ЦБС (оценка эффективности работы библиотек ЦБС, эффективности основных направлений деятельности библиотек ЦБС, анализ охвата библиотечным обслуживание населения города Рязани и др.). Были разработаны документы базового уровня: с 2000 года разработано и отредактировано свыше 115 регламентирующих библиотечную деятельность документов, более 160 должностных инструкций на библиотечных работников.
Эта документация легла в основу разработки «Концепции развития МУК «ЦБС г. Рязани» и «Программы развития МУК „ЦБС г. Рязани“ на 2006-2010 годы».
Для определения эффективности и качества работы учреждения в рамках ежегодного муниципального задания на оказание муниципальной услуги Централизованной библиотечной системой г. Ноябрьска были разработаны показатели социальной эффективности деятельности учреждения, дающие всестороннее представление о качестве работы ЦБС.
В связи с актуальностью проблемы качества в деятельности библиотек в современных условиях, с целью координации работы структурных подразделений и необходимостью методического содействия им в решении задач менеджмента качества, в 2008 году в МУ «Муниципальная информационная библиотечная система» г. Томска была введена дополнительная штатная единица заместителя директора для руководства данным направлением.
Централизованная библиотечная система г. Сургута в 2008 году приняла участие в I окружном конкурсе «Внутрибиблиотечные системы менеджмента качества деятельности и услуг» и заняла 1 место!
В некоторых территориях эта работа носит систематический характер, и уже стала хорошо известна коллегам. Первопроходцем является, пожалуй, Псковская область. С 2004 года здесь проходит Зональная школа качества для библиотек области. И на протяжении нескольких лет именно Псковская ОУНБ проводит Международную Школу качества для руководителей и ведущих специалистов библиотек РФ.
Региональные Школы менеджмента качества проходят в Республике Чувашии и Свердловской области.
Признанным лидером в работе по внедрению менеджмента качества в деятельность библиотеки и в обучении коллег является Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского, Санкт-Петербург. Показательно проведение ЦГПБ в октябре 2009 года Второй международной научно-практической конференции «Менеджмент качества и деятельность библиотек». Напомню, что первая НПК «Менеджмент качества путь к успешной библиотеке» состоялась в 2007 году и была посвящена, в основном, теоретическим аспектам данного вопроса. Она, по сути, усилила интерес библиотек к этой теме, что позволило вторую конференцию сделать более «практической»

НЕТ — КРИЗИСУ! ДА — РАЗВИТИЮ!

Таким образом, сам по себе кризис даёт нам новые возможности развития, переход на новый качественный уровень деятельности, когда мы не просто выживаем, но и развиваемся.

Сегодня можно сформулировать следующие стратегические направления развития публичной библиотеки:

  • усиление позиций в региональной библиотечной политике, интеграция в единое информационное пространство региона и России
  • модернизация библиотечного обслуживания пользователей
  • внедрение новых моделей и форм обслуживания, образовательных и коммуникативных технологий.

Семенова Е.,
Государственное учреждение культуры Республики Марий Эл
«Республиканская детская библиотека»


ЗИМНЯЯ СКАЗКА
(впечатления от поездки)


Зимний лес... Говорят, дома сейчас холодно, за тридцать мороза. А здесь снег, наверное, ноль или даже небольшой плюс. Деревья в снегу — зимняя сказка.
Мы в Швеции, а лес почти такой же, как у нас. Только здесь больше сосен и елок.
Вчера мы были в Копенгагене. Сейчас даже не верится, что действительно были. Хорошо, что есть фотографии. Конечно, есть и сувениры: «Русалочка» (как без нее!), магниты, еще что-то. Соседка пересчитывает деньги, сортирует шведские и датские. У меня тоже есть, тоже как сувениры. Но фотографии все равно лучше. В памяти остаются только самые яркие впечатления, а фотографии бесстрастно хранят все.
Зимняя сказка. Вся эта поездка, как сказка. Финляндия, Швеция, Дания... Не знаю, почему я всегда мечтала увидеть именно Скандинавию. Мечтала почти с самого раннего детства. А сейчас еду в автобусе по этой зимней сказке и не могу поверить, что это правда.
Может быть, если бы мы не попали сегодня в кафедральный собор города Лунда, я написала бы об этой поездке по-другому. Но сейчас мне хочется писать именно так — о сказке.

Хотя, наверное, начать нужно с того, что это — профессиональная поездка. В Петербурге проходил Всероссийский форум публичных библиотек. А после форума все, кто хотел, а, главное, мог, отправились в профессиональную поездку в библиотеки Швеции и Дании. Но я уверена, что для всех участников это путешествие стало сказкой наяву. И поэтому не будет отчета, только впечатления.
Считается, что в Скандинавских странах живут самые счастливые люди. Мы этого точно не знаем. Но они точно очень приветливые. Хотя когда сорок три русских библиотекаря ломятся в один магазин, сохранить хладнокровие и улыбку на лице очень сложно.
Начиналось наше путешествие в Хельсинки. Вообще, обожаю Финляндию. Скалы вдоль дороги, удивительно, как на этих камнях растут деревья. В Хельсинки мы были в субботу. На выходные многие едут в Финляндию из России, поэтому на границе мы простояли часа четыре. Но визит в столицу Финляндии (хотя это и не входило в первоначальный план) заставил забыть о проблемах. На центральной площади Хельсинки стоит памятник русскому императору Александру Второму. Интересно. Архитектура в центре Хельсинки очень напоминает Петербург.
Вдоль всей Сенатской площади, загибаясь на Эспланаду, стояла огромная очередь. Мы не смогли выяснить, куда все пытаются прорваться.
Интересное впечатление производит сувенирная ярмарка на набережной. С одной стороны, обилие разнообразных сувениров: кожа, меха, браслеты, ножи, не считая магнитов и брелоков. Но ходишь от палатки к палатке — и все одно и то же. С другой стороны, иногда среди стационарных палаток стоят настоящие умельцы, продающие удивительные вещи собственного изготовления.
Ближе к вечеру мы отправились в Турку — самый старый город в Финляндии. В кафедральный собор Турку мы попали по счастливой случайности: за пятнадцать минут до нашего прибытия закончилась свадебная церемония, а через десять минут должна была начаться служба и двери закрывались.
В замке Турку при реставрации стен специально оставляли участки без штукатурки, чтобы была видна старая кладка. Удивительное ощущение живой истории. Хотя мы и не прошлись по залам замка, но даже во дворе, в окружении замковых стен, возведенных в тринадцатом веке, историей просто воздух пропитан. И это не парадные дворцы Петербурга, это настоящий жилой замок эпохи средневековья.
Из Турку в Стокгольм мы переправлялись на пароме Silja Line, назывался он «Baltic Queen». Ужин на пароме — это надо пережить! От обилия еды разбегаются глаза. Не помню уже, сколько заходов к «шведскому столу» сделала лично я. Много. Забиралась на верхнюю полку в каюте с трудом.
В каютах ночью темно. Абсолютно никакого проблеска. Честно говоря, неуютно. Особенно, когда вспоминаешь, что на пароме 9 этажей таких кают, а вокруг открытое море.
Гид сказала, что Стокгольм — это роман на всю жизнь. Она была права. Старинные узкие улочки, высокие дома, сувенирные лавки на улице Королевы. Отдельная радость — Юргорден, остров музеев. Жаль, что мы не попали в музей корабля Васа. Зато мы были в Юнибакене — музее сказок Астрид Линдгрен, прокатились на поезде из Юнибакена, родной деревни сказочницы, в Нангилиму. Это надо видеть. Все герои сказок, как живые. Эмиль спал в кладовке, а рядом были разбросаны шкурки от колбасы. Карлсон летал над крышами, а потом мы заглянули в его комнату, там ужасный беспорядок. Огромная крыса и Крошка Нильс Карлсон... Только фотографировать там категорически запрещено.
После поезда мы попали в домик Пеппи Длинныйчулок. Детям там позволено делать все что угодно: кричать, бегать, играть, кататься с горок. В следующем зале стоял макет пиратского корабля, бассейн с шариками, маленькая сцена. А в уголке в специальном шатре укрылись папа с ребенком и читали книжку. Неудивительно, что родителям приходится силой уводить детей из этого места.
На следующий день мы были в Гётеборге, посетили городскую библиотеку. Самое удивительное, что читателям в библиотеке позволяют гораздо больше, чем у нас в России. Читатели и едят, и даже спят в библиотеке, прямо с книгами в руках.
Интересный эпизод произошел следующим утром. Ночевали мы в небольшой гостинице, кроме нашей группы там было не много постояльцев. Утром за завтраком мы слышали, как мужчина за соседним столиком интересовался, откуда так много женщин сразу. Официантка ответила, что из России. Они, конечно, разговаривали по-шведски, но «фрёкен» и «русска» было понятно.
Копенгаген — основная цель нашего путешествия. Здесь мы видели две библиотеки. Первая — центральная районная библиотека Хвидовра (Hvidovre), вроде бы так это пишется. Это район Копенгагена. Здесь нас встретили очень тепло, напоили чаем, читали по бумажкам заранее подготовленные тексты на английском. Наверное, если бы в любую нашу ЦБС приехали библиотекари со всей Дании, мы бы встречали их точно так же. Если говорить о самом ярком впечатлении от поездки в профессиональном плане — это, конечно, библиотека Хвидовра.
Королевская библиотека «Черный алмаз». Тут все совсем по-другому. Это уже и не библиотека по сути, а большой информационный центр, куда приходят с конкретной целью, чаще учебной или научной. Но, что интересно: в библиотеку может зайти любой человек с улицы просто посмотреть, если захочет. И его никто не будет останавливать и выпытывать, зачем он пришел.
В принципе, если сравнивать наши районные ЦБС и Российскую национальную библиотеку, получится примерно то же самое. Хотя в РНБ просто так с улицы не зайдешь.
Кроме библиотек мы еще побывали в королевском замке Розенборг. Опять же — настоящий жилой замок с сохранившимися интерьерами, а не парадный дворец. Хотя хранилище королевской короны меня не впечатлило. Бриллиантовые кладовые Эрмитажа все-таки богаче. А с другой стороны, в бункере под Розенборгом хранятся украшения, которые королева может в любой момент надеть на какое-нибудь торжество. А кладовые Эрмитажа — это музей.
Сам Копенгаген мы почти не видели. И, к сожалению, не смогли даже подъехать к Русалочке, большинство центральных улиц было перекрыто полицией из-за антиглобалистов.
Говорят, что на следующий же день после нашего визита в Копенгагене начались какие-то беспорядки. Но нас все это уже не касалось.
В обратный путь мы отправились из шведского города Лунд, о котором я уже упоминала в начале. Самые яркие впечатления из не профессиональных — это Юнибакен и собор в Лунде. Мало того, что мы смогли попасть в этот собор (гид сказала, что он нечасто бывает открыт), так еще в это время там шла репетиция большого детского хора. Мы ходили по собору одиннадцатого века и слушали рождественские песни в сопровождении органа! А потом нас пустили в крипту — самую старую часть собора. И дети пели прямо над нами. Впечатление на всю жизнь...

Мы уже в поезде. Через час будем в Чебоксарах, а там и дом рядом — часа полтора на машине. Вспоминать все сложнее, как будто, чем дальше мы отъезжаем от границы России, тем меньше реальности в пережитой сказке. Только знакомая мелодия как будто все еще звучит где-то рядом: «Silent night, holy night...» Правда, дети в соборе пели по-шведски.


Павидис Светлана Николаевна, заведующая отделом библиотечного маркетинга
Библиотеки Автограда, г. Тольятти


БИБЛИОТЕКИ БЕЗ ПРЕГРАД


Впечатления о поездке, конечно же, самые позитивные. Да и как может быть иначе, если предоставлена такая шикарная возможность посетить сразу три скандинавские страны. И хотя автобусные поездки они в принципе не из легких, благодаря хорошо организованному и продуманному отдыху мы чувствовали себя в пути вполне комфортно. Гид, которая сопровождала группу, очень добросовестно относилась к своим обязанностям. Её активное желание передать нам максимум информации, в конце концов, захватило и нас. Поэтому, еще раз хочу поблагодарить за организацию тура.
В декабре 2009 года участникам II Всероссийского форума публичных библиотек представилась возможность продолжить знакомство с библиотеками Скандинавских стран. И если в 2007 году — это были библиотеки Финляндии, то сейчас мы посетили Швецию и Данию. Программа была разработана таким образом, что группа побывала в библиотеках разного типа: Центральной городской библиотеке г. Гётеборга (Швеция«, муниципальной библиотек Hvidovre г. Копенгагена (Дания) и Национальной библиотеке Дании. Это позволило создать более целостную картину библиотечного обслуживания в двух странах Скандинавии. И хотя, время посещения было ограничено, нам удалось узнать о правовом поле, в котором работают библиотеки, технологию организации обслуживания, а так же уловить и особенности организации библиотечного обслуживания.
Но что не могло не привлечь внимание во всех библиотеках, в которых мы были, так это большое количество посетителей!
Так, например, количество посещений Центральной библиотеки Гётеборга 1 млн. 400 тыс. в год на 500 тыс. жителей города. Это довольно крупная библиотека, обслуживающие отделы которой расположены на шести этажах, есть книгохранение и функциональные (административные) отделы. Библиотечное пространство разбито на этажах на зоны: молодежная, детская, зона художественной литературы, зона периодики, зона по специальному обслуживанию людей с ограниченными возможностями и т.п. Довольно много компьютерных мест для самостоятельной работы. Места для самостоятельной работы расположены очень удобно во всех библиотечных зонах.
По возвращению домой хочется, прежде всего, проанализировать и понять именно тот факт, что способствует такому активному посещению библиотек, как Швеции, так и Дании.
Мои выводы основываются на фактах и информации, которую мы получили непосредственно при личном общении с сотрудниками библиотек.
Было интересно услышать, что в Швеции в «Законе о библиотечном обслуживании» сказано, что каждый муниципальный округ должен иметь публичную библиотеку. И поэтому, именно муниципальные власти несут ответственность за наличие библиотеки на их территории, а если предпримут попытку закрыть библиотеки, то это может быть только филиал. Согласно закону библиотеки финансируются на долевом участии государства и муниципалитета. Выделяя средства, власти не могут вмешиваться в деятельность библиотек. Библиотека сама решает, что она приобретает, какие программы проводит. Соблюдается политика «на расстоянии вытянутой руки», т.е. муниципальные власти могут только высказать свое мнение и отношение по поводу работы библиотеки на правах любого гражданина. Это сформулировано в законе. Так же в законе уделяется большое внимание библиотечному обслуживанию людей с ограниченными возможностями, иммигрантов, национальных меньшинств, которые имеют право на библиотечное обслуживание и доступ к информации, как и любой житель Швеции. И этот пункт закона выполняется как со стороны муниципальных властей, которые финансируют издание специальных книг, издания на нетрадиционных носителях и обеспечивают их регулярное пополнение в фонды библиотек. Издание адаптированной литературы не облагается налогом. Так и Центральная библиотека Гётеборга со своей стороны очень активно работает по программам с данной категорией пользователей. В детском отделе находится специальный раздел для детей с ограниченными возможностями: «Яблочная полка». Известная американская корпорация, производитель компьютеров Apple Inc, которая разработала линейку персональных компьютеров широко известную под названием «Macintosh», в 1993 году поддержала библиотечный проект по обслуживанию людей с ограниченными возможностями. А так как символ корпорации — яблоко, отсюда и такое название «Яблочная полка». В фонде собраны издания на специальных носителях, формируются комплекты «книга + говорящая книга», которую можно прослушивать с разной скоростью. Тактильные книги для слабовидящих детей и издания адаптированные для легкого чтения. В отделах художественной и отраслевой литературы имеются специализированные компьютеры с укрупненной клавиатурой, брайлем, программой увеличения текста, синтеза речи. Размещение специализированных фондов и оборудования в различных отделах библиотеки уравнивает права данной категории читателей.
На высоком уровне автоматизация — все процессы библиотечного обслуживания автоматизированы. Сдача и запись книг ведется пользователями самостоятельно через автоматы по возврату и выдаче книг. Пользователь считывает код читательского билета и код книги и, в зависимости от того, какую операцию необходимо выполнить, автомат либо записывает книгу, либо считывает, после чего выдается чек. На чеке указаны сведения пользователя, дата выполнения операции и записанная литература или сданные книги. Автоматы по возврату книг находятся только на первом этаже в холе при входе. Автоматы для записи книг размещены во всех залах библиотеки, что очень удобно — взял книгу и сразу можешь ее записать.
Сданные книги автоматически попадают в «робот» по возврату книг, который размещен на первом этаже. Он представляет собой конвейер, куда попадают книги, сданные в залах через автомат возврата. Продвигаясь по конвейеру, книги сортируются по разделам. Так как в городе действует единая система (единый читательский билет), книги, сданные из других библиотек, так же отсортировываются, после чего размещаются в специальные тележки-контейнеры, который в дальнейшем поднимается библиотекарем в соответствующий отдел для их расстановки.
Но, если читатель самостоятельно работает с фондами, записывает и самостоятельно списывает взятые книги, то чем же занимаются библиотекари? Библиотекарь записывает при первом посещении и выдает читательский билет, в залах выполняет функции консультанта справочно-информационного обслуживания. В библиотеке организована интересная услуга: «Библиотекарь на час», когда читатель может пригласить библиотекаря для общения, обучению и рекомендациям по ресурсам Интернет, для знакомства со специализированными фондами. Штат сотрудников библиотеки составляет 90 человек в т.ч. административные работники. Как сказала работник библиотеки, многие сотрудники работают не полный рабочий день.
Читательские билеты во всех библиотеках, которые мы посетили — бесплатные. Плата берется только при восстановлении утраченного билета. Все библиотечные услуги бесплатные, в том числе и Интернет. Платными являются только услуги ксерокопирования и распечатки.
Фонд Центральной городской библиотеки Гётеборга составляет 320 тыс. единиц. По нашим меркам — это совсем небольшой фонд, но если учесть, что ежегодно выделяется 7 млн. крон (это около 31 млн.руб.) на комплектование, то не удивительно, что на полках находятся только новые издания. Из этой суммы более млн. крон тратятся на издания на языках эмигрантов( это языки, которые не изучаются в школах) и на адаптированные медиа-ресурсы. В фондах библиотеки большое количество изданий CD и DVD, которые так же выдаются на дом. Как отметила сотрудница библиотеки: «У нас нет запасных фондов, все издания предоставлены в распоряжение читателей, а в книгохранении находятся книги малоиспользуемые читателями».
Так что же так привлекает посетителей в библиотеки Швеции и Дании?
Безусловно, это и своевременное пополнение фондов, комфортная организация пространства, бесплатность библиотечных услуг и, прежде всего доступ к ресурсам Интернет, организация автоматизированного обслуживание все это играет не последнюю роль. Но мне кажется секрет в самом подходе к понятию «посетитель библиотеки». Дело в том, что зайти в библиотеку, взять книгу, воспользоваться компьютером может любой. И для этого не обязательно записываться, предоставлять документ. Достаточно просто войти и заняться своим делом: работать в Интернете, искать информацию по каталогу, делать уроки, играть с ребенком в игровой зоне и т.п. И только при условии, что ты хочешь взять издание на дом, тебе необходимо будет записаться и взять читательский билет. В библиотеках полное доверие к своим посетителям. Когда мы задали вопрос: «А если читатель все-таки пронесет через электронные ворота, защищающие от несанкционированного выноса, незаписанную книгу — это же воровство?». На что нам ответили с непониманием: «Но ведь он вернет ее в следующий раз». Я не идеализирую и не рисую себе идеальные картинки с идеальными читателями, но минимум формальностей и максимум доверия и свободы дает результат. Причем такой подход и отношение к посетителям не только в городских библиотеках Швеции и Дании, но и в Национальной библиотеке Дании. Различие только в том, что там есть читальные залы, где работают с изданиями, которые нельзя выносить из библиотеки. Но туда так же приходят студенты (в основном мы увидели молодежь), которые целыми группами «оккупируют» пространство библиотеки и довольно вольно себя там чувствуют. И как сказала сотрудница библиотеки: «В статистику их занести невозможно, если они не пользуются фондами библиотеки».
Библиотеки, которые мы посетили — это «библиотеки без преград»!
Важно было увидеть и постараться понять, что необходимо делать, что бы наши библиотеки так же были востребованы. Что бы жители наших городов знали, что публичная библиотека — это, прежде всего, дружелюбная территория для реализации их жизненных потребностей.


Бакалова С.,
Централизованная библиотечная система г. Пскова


«СКАЗОЧНОЕ» НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ


Дания, Швеция и Финляндия сказочные страны в самом прямом смысле этого слова. Это страны, где жили и творили известнейшие сказочники мира — Ханс Кристиан Андерсен, Астрид Линдгрен, Туве Янсон.
Андерсеновская русалочка, наверное, самый известный туристический объект Дании. Мы были возле нее уже в сумерках. Это с одной стороны, плохо, т.к. не получилось сделать четкую фотографию, но с другой стороны, хорошо, — потому что туристов поблизости не было, и мы смогли немного отрешиться от суеты путешествия, вспомнив о том, какой глубокий образ создал Андерсен в этой совсем не детской сказке. Дания в целом, с ее аккуратными, маленькими, разноцветными домиками, несколько хмурыми замками, и парком «Тиволи» (Tivoli — I love it — «Я люблю это») производит впечатление сказочной страны.
Теперь переберемся в Швецию. В Стокгольме есть удивительный музей героев произведений Астрид Линдгрен. Он называется Junibaken. Посетив его, понимаешь, действительно тот, кто родился в Швеции, вытащил счастливый билет. В выходные целыми семьями шведы проводят время в этом музее, вместе со своими детьми погружаясь в волшебный мир героев Астрид Линдгрен. К сожалению, многое из произведений писательницы не переведено на русский язык и, судя по всему, именно лучшее, потому что известному нам Карлсону уделено совсем немного внимания. «По секрету» нам сказали, что сами шведы Карлсона недолюбливают, т.к. считают, что он часто «подставлял» Малыша. В этом музее все можно трогать руками, вы становитесь настоящими гостями Пеппи или плывете на пиратском корабле.
А путешествие, которое Вы совершите в вагончике, даст возможность почувствовать самого себя одним из героев Астрид Лингрен. В вагончике текст для Вас прозвучит на любом языке. Мы, естественно, слушали русский вариант.
В здании Городской библиотеки Тампере (Финляндия) находится Музей Мумми троллей.
Может быть, туристическим фирмам есть смысл составить тур по «сказочным местам» Скандинавии, думаю, что у родителей, думающих о развитии своих детей такое путешествие будет пользоваться успехом, ... ну и у детских библиотекарей, конечно!
Читайте добрые и мудрые сказки сами и вместе с детьми, и будет Вам счастье!

Фоторепортаж о Втором всероссийском форума публичных библиотек и профессиональном туре по библиотекам Скандинавии смотрите в Блоге «Проба пера» http://bibliopskov.blogspot.com/search/label/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B8%20%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0

Главный редактор: С. Ф. Бартова
Ответственный за выпуск: М. В. Криворучко
Редакционная коллегия:
Алексеева Л.Н.
Жукова Н.В.
Карауш А.С.
Конкина Г.С.
Кононенко И.М.
Коробкина Т.Е.
Михнова И.Б.
Соловьева И.В.
Устинова О.Ю.

Адрес редакции:

624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13
тел (34370) 9-05-85; 9-02-62
факс (34370) 9-05-85
E-mail:adm_lib@foramail.ru ; adm_lib@mail.ru
http://www.publiclibrary.ru

За достоверность сведений, изложенных в публикациях, редакция ответственности не несет
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материалов


В избранное