Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень "Публичная библиотека" Выпуск 33



Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вашему вниманию очередные материалы. В них освещаются разные стороны работы библиотек: история и инновации, работа специализированных библиотеки и центров.
Традиционно напоминаем, что мы всегда рады получать ваши материалы для публикации и знакомить с вашей работой коллег из России и стран ближнего зарубежья.


В выпуске:

  • Якубов Э. Н. Познавай мир с книгой
  • Мун М.Е. Взаимодействие национальных культурных объединений библиотеки в культурном и информационном обеспечении населения Ростовской области
  • Барабанова В.М. Публичный центр правовой информации на базе общедоступных библиотек
  • Царегородцева Л.Н. Новое имя - новые перспективы
  • Каширина З.И. Библиотека. Время. Мы.
  • Профессиональные встречи

Мун М. Е., заместитель директора
Донская государственная публичная библиотека
moon@dspl.ru



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ БИБЛИОТЕКИ
В КУЛЬТУРНОМ И ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Общественно-политическая ситуация в Ростовской области на протяжении последних лет устойчиво сохраняет характеристики стабильной и прогнозируемой, благодаря системе эффективного регулирования всех влияющих на нее факторов. Эта система служит основой взаимодействия Главы Администрации (Губернатора) области В. Ф. Чуба с общественностью.
В целях формирования механизма постоянного диалога власти и общественности, постановлением Администрации области N 67 от 21.02.02 г. создан Консультативный совет общественных и политических организаций Собрания общественности Дона при Главе Администрации (Губернаторе) области.
Этнический фактор серьезно влияет на общественно-политическую ситуацию области. По национальному составу 90% населения области составляют русские, 3,4% - украинцы, 1,8% - армяне, 0,9% - белорусы, по 0,4% - татары и чеченцы, в целом в области проживают представители около 100 национальностей. Для сохранения стабильности в сфере межнациональных отношений в области с 1992 г., действует Консультативный Совет представителей общественных организаций национальных групп при Администрации области, а также Советы межнационального согласия при администрациях муниципальных образований и Советы старейшин в крупных этнических диаспорах.
В начале 90-х годов, когда в обществе начались процессы национального возрождения, в области были созданы национально-культурные объединения. Сейчас их в области 22. Их деятельность во многом удовлетворяла этнокультурные потребности национальных групп. В то же время, жители области ближе знакомились с культурой, бытом, историей этнических групп.
Благодаря системе эффективного регулирования отношений с представителями национально-культурных общественных организаций в Ростовской области на протяжении последних лет устойчиво сохраняется стабильная и прогнозируемая межэтническая ситуация. Многонациональность - историческая характеристика нашего региона. Однако, известные события последнего десятилетия, ставшие причиной конфликтных ситуаций в некоторых республиках бывшего СССР, а также на Северном Кавказе, привели к определенным изменениям на этнической карте Ростовской области. Соответственно, возникли новые процессы в межнациональных отношениях.
В условиях привлекательности области сюда хлынул интенсивный миграционный поток, включающий трудовую миграцию и вынужденное переселение. За последние годы на Дон прибыло около 140 тысяч вынужденных переселенцев. А всего с начала 90-х годов - более 550 тысяч человек. В большинстве случаев, эти люди являются потенциальным источником конфликтных ситуаций. Кроме того, их пребывание создает дополнительную нагрузку на органы социальной сферы (в первую очередь, здравоохранения и образования) районов их поселения. А это, в свою очередь, способствует возникновению напряженности в межнациональных отношениях в некоторых районах области.
В этих непростых условиях 1144 общедоступных государственных и муниципальных библиотек области ведут работу по сохранению и развитию культур, языков, традиций народов, расширению сотрудничества и духовному взаимообогащению граждан всех национальностей.
Анализ работы выявил некоторые особенности работы библиотек с национальными группами. Во-первых, библиотечное обслуживание этнических групп, адаптировавшихся на Донской земле, тех, кто давно живет и трудится вместе с другими народами на Дону, воспринимает его культуру, образ жизни. К этой группе относятся армяне, татары, евреи, немцы, поляки, грузины, народы Северного Кавказа, корейцы и другие.
Национально-культурные объединения этих этнических групп активно возрождают культуру, традиции, язык и сотрудничают с органами культуры и библиотеками. Например, ассоциация донских армян "Нор-Нахичеван" ведет свою деятельность в тесном контакте с библиотеками Мясниковского района, на территории которого проживают 52% армян и 39% русских, книжный фонд на армянском языке составляет 1,5 тыс. экз.
Здесь в рамках программы “Возвращение к малой Родине” были проведены научно-практическая конференция “В семье единой”, конкурс “Лучшая летопись библиотеки”, выставка “Жизнь армянской общины”. Центральная районная библиотека провела Цикл передач на местном телевидении под рубрикой “Листая прошлого страницы!”. В библиотеках проведены мероприятия на тему “История переселения армян”, “Фольклор донских армян”, “Выразитель дум народных” (творчество М. Налбандяна), “Наш район в художественной литературе”. Проведены вечера: “Навеки вместе”, “Я в этом мире армянин”, “Быт, культура и обычаи донских армян”, вечер поэзии “Тема Родины в творчестве донских армянских поэтов”. Все библиотеки приняли участие в проведении праздника сел “Край донских армян, славим тебя”. В марте 2002 года прошли Дни Армянской культуры в Ростовской области.
Тесные связи установлены между библиотеками и корейскими национально-культурными объединениями: Ассоциацией корейцев Ростовской области (АКРО) и Ростовской городской корейской национально-культурной автономией (РГКНКА). В прошлом году проводились Дни корейской культуры в Ростовской области, большинство мероприятий которых были проведены в библиотеках Ростова, Батайска, Веселовского и Аксайского районов. В рамках проведения Дней корейской культуры в кинотеатрах области прошел фестиваль корейских фильмов.
Тесно сотрудничают с ассоциацией корейцев Веселовского района библиотеки района, где тон задает центральная библиотека. Большая часть корейцев занята в сельском хозяйстве. Для них библиотекари выполняют тематические справки и подборки материалов по темам. Центральная библиотека получила в подарок от областной Ассоциации видеокассеты, аудиокассеты, книги на корейском языке. За последние годы возросла тяга корейцев к изучению родного языка. Поэтому Центральная библиотека приобрела разговорники русско-корейского языка. ЦБ также выписывает газету “Российские корейцы”, получает в дар от Областной Ассоциации корейцев газету “Путь”.
Проведена конференция, посвященная творчеству известного российского писателя А. А. Кима “Весь мир - огромный дом”: была оформлена книжная выставка “Планета Анатолия Кима”, буклет, посвященный творчеству писателя. Сейчас здесь изучают свой язык и культуру корейцы разного возраста. Преподает корейский язык пастор методистской церкви Сергей Литовко. Центральная библиотека оказывает корейской школе информационную поддержку. Выросло число читателей-корейцев, которые активно пользуются видеокассетами с корейской музыкой и танцами, книгами по истории Кореи, произведениями корейских авторов, учебником “Начальный курс корейского языка” в 2-х. частях, самоучителями и разговорниками корейского языка.
При поддержке АКРО Донская государственная публичная библиотека установила связи с посольством Республики Корея, откуда получает книги, видеокассеты, которые передаются в библиотеки области.
Польская ассоциация передала ДГПБ книги на польском языке.
Немецкая ассоциация “Видергебурт” проводит в библиотеке свои мероприятия. Библиотеки активно предоставляют свои помещения национально-культурным объединениям для заседаний.
В последние годы к влиятельным политическим силам в регионе добавилась еще одна - казачество. Появление подобной структуры в социальном пространстве области - одна из специфических особенностей региона, которой администрации Губернатора удалось “овладеть”. Речь идет о том, что с начала 90-х годов казаки Юга России очень непросто переживали свое возрождение. Лидеры казачества быстро перешли от требований культурно-этнического возрождения к политическим. Появились лозунги об особом положении казачества как социального слоя на Дону, что представляло серьезную опасность для общественно-политической ситуации. Но, использовав систему мер по привлечению лидеров к участию в управлении на муниципальном и областном уровнях, Администрация области преодолела эту опасность, заручилась поддержкой казачества, сдерживает часто очень радикальные (присущие всякому движению на пике становления) устремления войсковых атаманов. В то же время, Администрация области способствует укреплению авторитета казачества в общественном мнении населения области. В этом отношении многое делается библиотеками области. Для библиотек интересна работа с казачеством, как субэтносом составившим славу донского края. Библиотеки поддерживают тесные связи с казачьими организациями, атаманами, активистами. Ведется большая и интересная работа по возрождению и сохранению казачьих традиций, обрядов, праздников, народного творчества. К широко известным именам М. Шолохова, В. Закруткина, А. Калинина в последние годы прибавляются имена Ф. Крюкова, П. Краснова и многих других авторов казачьего зарубежья. Кстати, ДГПБ на сегодняшний день обладает самой богатой коллекцией книг казачьего зарубежья, сложившейся из подарков наших земляков или их потомков. Среди них много уникальнейших книг.
К другой группе национальных меньшинств, ставших объектом библиотечного внимания относятся люди, поселившиеся на Дону в поисках работы в 80-е годы. Эта, уже адаптировавшаяся группа, сохранила все традиции и историческую память своей Родины. В работе с ними библиотеки наряду с традиционными, стараются найти новые формы. В Ремонтненском районе действует целевая программа “Сохранение и развитие национальной культуры народов Дона, межнациональное и международное сотрудничество”. В ЦБС прошли вечера по творчеству Р. Гамзатова “Крик его журавлей”, обзор литературы “Искусство Беларусии”, “Очерки о художниках Украины”, “Классики национальных культур”.
Третья группа этнических мигрантов самая сложная для библиотек - беженцы, вынужденные переселенцы. У нас пока нет такого жесткого противостояния как в Краснодарском крае. Но нужно и не допустить этого, поэтому библиотеки области стараются, в первую очередь, помочь этим группам адаптироваться к местным условиям жизни. Интересен в этом плане опыт Пролетарской центральной районной библиотеки, которая обеспечивает консультационную и информационную поддержку беженцев и вынужденных переселенцев, участвует в работе организаций, оказывающих им непосредственную поддержку. В целях снятия социальной напряженности была разработана программа создания центра информационной поддержки и культурно-просветительной работы с беженцами и вынужденными переселенцами путем создания бесплатных общественных консультационных пунктов, активизации культурно-массовой и информационной работы, организации и проведению встреч с представителями местной Администрации.
Создана модель информационного, культурно-досугового центра на базе центральной районной библиотеки (ЦРБ) г. Пролетарска Ростовской области.

ДАЛЕЕ >>>


Барабанова В. М., заведующая
Публичным центром правовой информации
МУ “Централизованная библиотечная система”
г. Калининград

pikalova@yandex.ru

ПУБЛИЧНЫЙ ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
НА БАЗЕ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК


Одним из важнейших условий развития образования, науки и культуры в России, ее социально-экономического прогресса, является возможность оперативного беспрепятственного получения нужной информации, которая может быть обеспечена только через систему общедоступных библиотек, при развитии и внедрении в них новейших электронных технологий, обработки, хранения и поиска информации, обмена ее по современным надежным каналам связи.
Сегодня всем без исключения социальным группам населения нужна правовая информация. Это самый востребованный вид информации, который является составной частью всех специализированных служб (деловой, социально-политической, образовательной, культурологической и других). Правовому просвещению населения уделяется в последнее время очень большое внимание.
В целях реформирования современного российского общества, прежде всего, необходимо воспитание молодого поколения россиян способных быть активными участниками общественной и политической жизни, понимать и ценить важность правопорядка, с уважением относится к правам других людей, демонстрировать терпимость к политическим, национальным, религиозным различиям.
Необходимость гражданско-правового воспитания, образования закреплена в международно-правовых актах и в нормах российского законодательства.

Приоритетными направлениями российского государства являются:

  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества
  • формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций, ратифицированной СССР 13.06.1990 г., отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН (ст. 29).
В соответствии со ст. 14 Закона РФ “Об образовании”, принятого в обеспечение Конституции РФ, содержание общего среднего образования должно быть ориентировано на создание условий для самоопределения личности, её самореализации, формирование человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 29.12.2001 г. N 1756-р, выражена необходимость формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
О необходимости предъявления новых требований к отечественной системе образования гражданственности, уважения к правам и свободам человека, - говорится в письме Министерства образования РФ N 13-51-08/13 от 15.01.2003 г. “О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации”. Причем данное направление рассматривается как базовое направление государственной политики в области образования.
В настоящее время на широкий суд общественности представлен проект Конвенции ООН по образованию в области прав человека, что свидетельствует о том, что проблема гражданско-правового образования носит международный характер. Особенно она актуальна для Калининградской области, территориально расположенной в окружении европейских государств.
Для реализации вышеуказанных задач необходимо объединение усилий органов власти, местного самоуправления, педагогов, общественных организаций, родителей в направлении активизации и модернизации просветительской деятельности в области гражданско-правового образования.
В Калининградской области, осознавая значимость проблемы гражданско-правового образования, активно занимаются правовым просвещением структуры гражданского общества те, кто предвидит: дети и молодежь - будущие политики, чиновники, депутаты и граждане, способные и неспособные повлиять на взаимоотношения, складывающиеся в обществе и государстве, в зависимости от того, какое они получат воспитание и образование. Задачей ряда общественных организаций региона является пропаганда прав человека и воспитание толерантности. В этом направлении они тесно взаимодействуют с Уполномоченным по правам человека в Калининградской области, депутатами Областной думы, школами и библиотеками.
Системой эту работу пока назвать нельзя, прецеденты отлаженной деятельности по правовому просвещению детей и молодежи разрознены, часть работы выполняется формально. Да и финансирование деятельности по правовому просвещению детей и молодежи крайне ограничено.
Для всех уже очевидно: использование разовых мер в преодолении правового нигилизма молодежи не дает позитивных результатов. Проблема воспитания правовой культуры у детей и молодежи является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только масштабными действиями при условии использования системного подхода в рамках целевых программ как на федеральном, региональном так и на муниципальных уровнях.
Открытие Публичного центра правовой информации (ПЦПИ) на базе муниципального учреждения “Централизованная библиотечная система” в муниципальном образовании “Черняховский городской округ” Калининградской области создало условия для качественно нового уровня правового просвещения граждан, а также дало новый импульс в развитии самой библиотеки как общедоступного информационного центра.
Особая роль в ПЦПИ отводится правовому просвещению детей и молодежи. ПЦПИ активно пропагандирует необходимость развития правового образования, воспитания в муниципальном образовании “Черняховский городской округ”.
В работе по правовому просвещению педагогов, внедрению передовых методов преподавания прав человека ПЦПИ тесно сотрудничает с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Калининградской области и Центром “Молодежь за свободу слова”, реализующим проект “Забота о завтрашних взрослых”. В рамках этого проекта на базе библиотеки были проведены семинары для учителей, в ходе которых продемонстрированы современные учебно-методические пособия по преподаванию права, прав человека.
В 2004 году в фонды библиотеки были безвозмездно переданы книги и периодические издания по правам ребенка, изданные при поддержке Фонда “Новые перспективы” и Детского фонда ООН ЮНИСЕФ.
Для обеспечения эффективного использования библиотечного фонда по правам ребенка, переданные книги и периодические издания размещены в Публичном центре правовой информации.
Основными пользователями книжного фонда по правам ребенка являются учащиеся 8-11 классов. Книги используются ими при написании рефератов, при подготовке докладов и для оформления школьных уголков.
Значительно возросла потребность молодежи в работе с правовой информацией и использованием компьютерных справочных систем “КонсультантПлюс”, “Гарант”. В первую очередь ими пользуются студенты, обучающиеся по различным специальностям юридического и экономического профиля.
Юрист ПЦПИ оказывает консультационную помощь нашим читателям по правовым вопросам.
В целях воспитания правой культуры у детей в ПЦПИ проводятся тематические книжные выставки по защите прав ребёнка.
Для координации деятельности с представителями администрации муниципального образования “Черняховский район”, занимающимися проблемами защиты прав детей и молодежи, правоохранительными органами, детскими общественными организациями на базе библиотеки проводятся семинары, круглые столы, молодежные форумы.
Правовое просвещение детей и молодежи - это основа, на которой строится деятельность Публичного центра правовой информации.
Поэтому основным направлением работы ПЦПИ является организация просветительской и информационной деятельности по формированию правосознания молодежи.
Актуальность и срочность этой работы показали исследования, проводимые сотрудниками ПЦПИ с целью выявления уровня информированности молодежи в области права. Результаты исследования показали, что, к сожалению, молодые люди не знают, какими правами и обязанностями в обществе они обладают, но понимают, что им недостаточно тех знаний, которые они получают в школе на уроках "Основы права", и они хотят получить эти знания и навыки для применения их в жизни.
Молодежь XXI века живет в коммуникативном мире, где информация стала одной из важнейших ценностей. Однако большая часть молодежи имеет ограниченный доступ к ней и к компьютерным технологиям. Для решения данной проблемы ПЦПИ выстраивает свою работу так, чтобы каждый молодой человек смог получить своевременно достоверную и качественную правовую информацию и консультацию по его проблеме.
ПЦПИ активно пропагандирует необходимость развития правового образования, воспитания в муниципальном образовании “Черняховский городской округ”.

Основной целью ПЦПИ является формирование правовой культуры у граждан, просвещение по вопросам соблюдения законных прав и выполнение конституционных обязанностей.

Для её достижения требуется решение следующих задач:

  • организация просветительской деятельности по формированию правосознания у граждан
  • проведение консультационной работы по защите прав и законных интересов граждан
  • освоение пользователями технических средств для получения правовой информации
  • подготовка и проведение мероприятий, направленных на профилактику правонарушений среди молодежи
  • привлечение внимание государственных и общественных организаций к проблемам защиты прав молодежи.

Основные направления работы ПЦПИ:

  1. информационная диагностика;
  2. консультационная служба
  3. правовое просвещение
  4. доступ к компьютерным технологиям и информационным ресурсам
  5. профориентация

ДАЛЕЕ >>>

Л. Н. Царегородцева,  
ведущий методист, менеджер проекта
МУК “Централизованная система
муниципальных библиотек г. Омска”

adm_csmb@mail.ru


НОВОЕ ИМЯ - НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ


В Омске 46 муниципальных библиотек. Некоторые из них носят имена, известные всему миру: Пушкина, Толстого, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Некрасова, Маяковского, Гайдара. Другие - имеют названия, отражающие основные направления работы библиотеки: “Отечество”, “Дом семьи”, Муниципальная детская компьютерная библиотека. Есть на карте города библиотеки, которые обозначены просто номерами, ряд библиотек имеет неактуальные, с позиций современности, названия. Нет в нашем городе библиотек, носящих имена земляков. А ведь омская земля богата талантами, и среди выдающихся деятелей культуры есть местные писатели и поэты. Их произведения - это наша история, увлекательный рассказ о людях и природе Сибирского края.
МУК “ЦСМБ г. Омска” по согласованию с управлением культуры администрации города Омска и обществом коренных омичей реализовали проект “Омским библиотекам - новые имена”. Цель данного проекта - увековечивание памяти писателей-земляков, создание образа видимой, привлекательной библиотеки для всех слоев населения г. Омска.
В ходе реализации проекта переименовано 11 муниципальных библиотек: библиотека N 36 - библиотека им.  Р. Рождественского; библиотека им. Энгельса - библиотека им. Л. Мартынова; библиотека N 15 - библиотека им. Г. Вяткина; библиотека N 34 - библиотека им. П. Васильева; детская библиотека N 21 - детская библиотека им. А. Ф. Палашенкова; библиотека им. 40 лет Октября - библиотека им. А. П. Чехова; библиотека N 30 - библиотека “Мир женщины”; детская библиотека N 7 - детская библиотека “Золотой ключик”; библиотека N 25 - библиотека “Радуга”; детская библиотека N 16 - библиотека “Дружба”; детская библиотека им. П. Морозова - “Первая детская библиотека”.
Библиотеками-участницами проекта были разработаны собственные локальные проекты. В них был отражен весь комплекс мероприятий, способствующий успешной реализации данного проекта: координация работы и установление партнерских отношений; работа с библиотечным фондом; реорганизация библиотечного пространства; создание комфортной среды для пользователей; информационная и рекламно-просветительская деятельность; анализ результатов работы по проекту.
Важнейший этап в реализации этого проекта - согласование его с городской топономической комиссией. Был подготовлен пакет документов, подтверждающий намерения библиотек изменить имена, названия и начать активную работу по выбранному направлению деятельности. Инициатива МУК “ЦСМБ г. Омска” была поддержана на двух заседаниях городской топономической комиссии, о чем свидетельствуют соответствующие документы. Далее предстояло внесение изменений в уставные документы и согласование изменений с Учредителем.
В течение года все библиотеки включились в реализацию проекта. Библиотеки, которым сегодня уже присвоены имена писателей-земляков, оказались особенно активны. Библиотеками установлены контакты с родными и близкими писателей, партнерские отношения с писательскими организациями города, местными музеями и краеведами. Ведется сбор документов о жизни и творчестве авторов (фотографии, личные вещи, печатное наследие, рукописи, сбор свидетельств очевидцев). Во всех библиотеках собраны пресс-досье, выделены персональные рубрики в картотеках, оформлены информационные зоны и созданы постоянно действующие экспозиции. Активно проводятся мероприятия, популяризирующие творчество авторов.
Интересные идеи, творческий подход и планомерность действий отличают деятельность детской библиотеки N 16 (ныне - детская библиотека “Дружба”). Коллектив с энтузиазмом и успешно в течение года вел различные виды работ по локальному проекту “Учусь дружить”. Почему именно дружба? Дружба - это понятие вечное, общечеловеческое. Дружба, по мнению юных читателей библиотеки, - это доброта, радушие, ум, жизнелюбие, бескорыстие, активность. Библиотека всегда уделяла первостепенное значение нравственному воспитанию подрастающего поколения омичей. И поэтому свою миссию определяет как создание оптимальной среды для духовной реализации растущей личности. Цель деятельности сегодня - введение читателя в мир общечеловеческих нравственных и культурных ценностей. Решаемые приоритетные задачи: формирование нравственных ориентиров детей; совершенствование их духовных качеств, толерантного мышления и гражданского сознания; создание атмосферы дружелюбия, единения и взаимопонимания; приобщение к культурному наследию, истории и традициям страны и родного города. Постепенно, с созданием особой предметно-эстетической среды, библиотека приобретает индивидуальность. Здесь формируется тематическая коллекция документов, выстраиваются новые партнёрские взаимоотношения, оформляются информационные стенды. Один из них сделан в виде “дерева дружбы”, на котором читатели развешивают “яблоки” с афоризмами, высказываниями героев книг, пословицами и поговорками о дружбе. Урожай богатый, т.к. “яблоки” созревают одно краше и спелее другого. Ещё один стенд носит название “Успехи наших читателей-друзей”. Ребята ведь не только читатели библиотеки, они увлекаются спортом и музыкой, любят танцы, изучают языки, осваивают компьютер, побеждают в конкурсах и олимпиадах… Пусть об их успехах узнает побольше детей и взрослых, а подростки смогут порадоваться и поздравить друг друга.
Целенаправленно выявляется лучшая художественная литература, и формируется специализированный фонд. Создана картотека “Учись дружить”; составлены библиографические списки “Сила в дружбе”; разработаны и распространяются листовки-закладки “Что читать о дружбе?”; проведены библиотечные уроки “Книга - наш друг и учитель”. Конечно, реализация проекта невозможна без сотрудничества с другими организациями. Друзья у библиотеки есть, надеемся, что их станет ещё больше.
Срок реализации другого проекта, по созданию на базе детской библиотеки N 7 библиотеки “Золотой ключик”, - два года. Цель данного проекта - формирование привлекательного образа библиотеки и книги в культурном пространстве Омска. Для её достижения коллективу необходимо решить следующие задачи: популяризация чтения в детской среде; создание в библиотеке особой предметно-эстетической среды, подчинённой идее проекта; создание атмосферы, благоприятной для организации детского чтения и досуга; повышение престижа библиотеки в глазах местного сообщества. В библиотеке сегодня оформлены книжные выставки и пресс-досье с материалами формируемых коллекций, информационная зона “Что открывает “Золотой ключик?””, создана библиотечка разных изданий книги А. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. В мае была проведена акция по сбору игрушек, открыток, рисунков, книг и др. экспонатов будущих музейных экспозиций библиотеки.
Проведены увлекательные массовые мероприятия по данной теме. Так, для учащихся вторых классов, была организована игра-перевоплощение - биография от имени героев книги “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Дети сами выбрали себе героев, от имени которых они хотели бы выступить, сделали костюмы и рассказали о себе.
Для учащихся третьих классов прошёл утренник “Путешествуем с Буратино”. Ребятам был оригинально представлен автор книги, новый проект библиотеки, будущие музейные экспозиции, организуемые акции. В заключении дети охотно отвечали на вопросы викторины, ни один ребёнок не остался равнодушным, даже тот, который ещё не успел дочитать эту книгу до конца.
Учащимся четвёртых классов было предложено подготовить инсценировки по книге А. Толстого, а затем организовано театрализованное представление, артистами которого были сами дети.
Объявленный конкурс на лучший рисунок и творческую работу продолжается, церемония награждения победителей состоялась на презентации нового имени библиотеки в марте этого года.
В течение года для ребят работал “Театр Карабаса-Барабаса”. Были подготовлены инсценировки, мини-спектакли. Юные актёры принимали участие в презентации летней программы чтения “Читаем и загораем”, в выпускном экзамене в Летней школе чтения и др. мероприятиях.
Продолжались занятия в школе “Буратино и Ко”. Проведены уроки по разным темам: беседа “Омские писатели - детям”; час пристального чтения по книгам серии “Дедушкины медали”; литературная викторина “С саквояжем Андерсена” (к 200-летию Г. Х. Андерсена); уроки внеклассного чтения “Великое славянство”, “Давайте познакомимся с Маленьким принцем” (к 105-летию А. Сент-Экзюпери), “Сказка с вопросами” (к 85-летию Д. Родари); литературный час “Для зверей приятель я хороший” по стихам С. Есенина; театрализованный урок “Певучие книги Т. Белозёрова”. Интересных и нереализованных идей ещё много, их внедрение продолжается в текущем году.
Библиотеке N 36 присвоено имя выдающегося поэта XX века - Роберта Рождественского. Идея дать одной из омских библиотек имя Р. Рождественского возникла по инициативе друга поэта, известного певца и общественного деятеля, Иосифа Кобзона.
Сотрудниками библиотеки был проведен опрос, цель которого - выявить отношение читателей к переименованию. Результат убедил в правильности выбора: стопроцентное одобрение, со стороны старшего поколения - даже восторженная реакция.
В ходе реализации проекта коллектив библиотеки начал формировать специализированный фонд документов, связанных с жизнью и творчеством Р.Рождественского (книги, газетные и журнальные публикации, рецензии, фотографии, аудио- видеозаписи, ноты песен, созданных на стихи Рождественского). Организована постоянная экспозиция “Радар сердца”, по которой уже проведен ряд экскурсий. Библиотека целенаправленно утверждает в сознании читателей свое новое имя: какой бы тематики мероприятие не проводилось, до его начала аудиторию знакомят с действующей экспозицией.
Установлены связи с родными и близкими Р. Рождественского, с омскими литературоведами и краеведами.
Преподаватели 2-х общеобразовательных школ включили в свой учебный план уроки, посвященные творчеству Р. Рождественского. Деятельность библиотеки поддерживается детской школой искусств. Преподавателями и учащимися этой школы к предстоящим мероприятиям готовятся музыкальные номера (песни на слова Р. Рождественского).
В апреле в библиотеке собрались десятки людей разных возрастов, чтобы принять участие в творческом конкурсе “Мгновения”. Идея конкурса возникла не случайно. Детские годы Роберта Рождественского были связаны с нашим городом. Он сам писал когда-то: “Я родился… в небольшом алтайском селе Косиха, недалеко от Барнаула. Но это было до моей памяти, а память начинается с города Омска, куда переехала наша семья”. Ведь даже те, кто не читал его стихов, так или иначе слышали их. В фильмах, в песнях…
Не думай о секундах свысока,
Наступит время, сам поймешь, наверное,
Свистят они, как пули у виска -
Мгновения, мгновения, мгновения…
Конкурс проводился при участии администрации Октябрьского округа, КТОСа “Шинник”, ООО “Торговый дом “Моторные масла””, получил замечательные отклики горожан, читателей библиотеки, общественности.
Особенностью работы библиотеки им. 40 лет Октября, новое имя которой - библиотека им. А. П. Чехова, является выявление уникальных документов, нетрадиционно раскрывающих различные стороны жизни и личности Чехова. Своими мероприятиями сотрудники библиотеки пытаются донести до пользователей мысли об актуальности и современности творчества А. П. Чехова.
В центре всей осуществляемой деятельности библиотеки им. Энгельса находится проект развития, связанный с присвоением библиотеке имени омского поэта Леонида Мартынова, 100-летний юбилей которого широко отмечался в нашем городе в прошедшем году. Коллектив библиотеки организовал цикл мероприятий, посвящённых этой дате. Наиболее эффективным оказался День поэта, атмосфера которого была пронизана приятными волнениями, неожиданными сюрпризами, литературными открытиями, лирическими поэтическими строками, минутами отдохновения и радости. Гостям и почитателям таланта поэта были представлены: презентация книжной экспозиции “Поэт во времени”; литературная экскурсия, посвящённая юбиляру; обзор книг о творчестве Л. Мартынова “И горизонты делаются шире”; литературно-музыкальная композиция “Капитан воздушных фрегатов”. В течение года мероприятия программы Дня поэта, а также часы поэзии, литературные вечера, посвящённые жизни и творчеству омского поэта, были проведены для разных целевых групп: старшеклассников, студентов Омского библиотечного техникума, ветеранов и пенсионеров.
Что же в конечном итоге изменилось в связи с переименованиями библиотек? Прежде всего, эта акция позволила каждой из них обрести большую индивидуальность, обогатить свою деятельность новым содержанием, сделать более интересной работу по традиционным направлениям. Переименование открыло иные возможности и перспективы пользователям, библиотеки стали более заметными в социокультурном пространстве города.



З. И. Каширина, директор
МУК Центральная городская библиотека
г. Трехгорный

gor_bibl@mail.ru


БИБЛИОТЕКА. ВРЕМЯ. МЫ.
(к 50-летию со дня основания)
Размышления о профессии


Сегодня, когда изменяются традиционные методы деятельности муниципальной библиотеки, когда создается образ муниципальной библиотеки как информационного центра с большим комплексом услуг для населения, особенно важно формирование у библиотекарей профессиональных ценностных ориентаций и новых взглядов на деятельность муниципальных библиотек.
Нашу профессию ждут серьезные перемены. В интересах библиотеки создать атмосферу, в которой бы высоко ценилось профессиональное развитие сотрудников. Это обеспечит реализацию планов и успех библиотеки.
В нашей библиотеке исследования профессиональной деятельности и личностных профессиональных качеств специалистов достаточно традиционны. В ходе реализации программы “Специалист” с целью стимулирования творческих начал и профессиональной активности библиотекарей в 2004 году в библиотеке проведено маркетинговое исследование “Профессиональные и личностные качества библиотекарей как фактор профессиональной успешности”. В основу исследования был положен метод контент-анализа сочинений библиотекарей на тему “Мастер библиотечных дел: кто он, какой он?”.
Наши размышления о профессии внимательно изучены, проанализированы и обобщены. А еще у нас появилось желание поделиться своими мыслями - очень разными, порою неожиданными - с коллегами и читателями библиотеки.

О. Тукмачева, главный библиотекарь
... В работе библиотекаря сочетаются многие виды деятельности. Наша профессия тем и хороша, что появляются все новые и новые горизонты, к которым можно идти и покорять новые вершины.
... Никогда не считайте, что Вы все познали и Вам нечему учиться. Библиотечная работа требует систематической учебы, самоотверженности, постоянного поиска новых интересных форм работы.
Да кто же он такой - библиотекарь?
Чудак? Фанатик? Странный человек?
Всегда серьезный и дотошный лекарь
Старинных книг и пухлых картотек?
Он как-то незаметно дарит людям
Мир нынешних и будущих идей.
Он до самозабвенья книги любит,
Но больше любит, все-таки, людей.

...Почему из сотен профессий я выбрала профессию библиотекаря? Любовь к книге и чтению? Да, но не только это. Главное, по-моему, это человек, дающий книгу, несущий людям свет познания. Через книгу мы помогаем человеку преодолеть сомнения, разочарования, испытать истинные минуты счастья.
...Коллективный портрет нашей библиотеки я бы назвала “Поколением оптимистов”.

Н. Кондратьева, главный библиотекарь
... Я думаю, что библиотечную профессию редко определяют как “мечту и дело всей жизни”. Как правило, в библиотеке работают “жертвы обстоятельств”, те, кто не поступили в вузы, или те, кому все равно где, лишь бы работать. Библиотекарями становятся случайно, потому что в юном возрасте невозможно представить то, что любимое занятие - чтение - однажды может повлиять на выбор профессии. Человек с амбициями карьериста или желающий овладеть престижной профессией никогда “добровольно” не станет библиотекарем. В библиотеку приходят люди, выражаясь языком статистики, “средних умственных, физических и творческих способностей”. Тогда откуда появляются те, кто сегодня на практике реализует идею о переходе библиотек в новое качество - “информационные центры”, кто не обладая техническим, медицинским, юридическим и другими образованиями, может оказать информационную и консультативную помощь читателям по всем интересующим их видам информации? Ответ на этот вопрос прост. Культурная среда библиотеки формирует человека, а желание знать и умение помочь другому способствуют становлению специалиста.
...В библиотеках Дон Кихоты не живут. Их место - в научных или театральных сферах. В библиотеках работают исполнители (в большинстве) и “улавливатели ветра перемен”.
...В нашем коллективе легко прослеживается динамика карьерного роста у тех, кто действительно озабочен своим положением в коллективе. Активность в работе, желание осваивать новые технологии, принимать участие в новых проектах, мобильность, уверенность в собственных силах - все эти качества гарантируют их обладателю должность в обмен на ответственность за качественную работу отдела или за реализацию перспективной идеи. Поэтому на вопрос "Вы считаете, что события происходящие в Вашей профессиональной жизни, являются результатом действия: внешних сил или случая, ваших коллег или руководителей, вашей собственной деятельности: активности, инициативности или неуверенности, пассивности” я даю следующий ответ: “Моя профессиональная жизнь формируется под воздействием всех обозначенных факторов. Если их проранжировать, то картина будет такой: первое место - собственная деятельность: активность, инициативность; второе место - участие в моей профессиональной жизни руководителя; третье место занимают "внешние силы".
...Из всех характеристик, которыми наделяется наша профессия, особую гордость вызывают “просветитель”, “интеллигент”, “душа - человек”.
...Идеальный библиотекарь - это тот, кто любит свою работу, любит себя в работе, и у него все получается, а реальный - это тот, кто “ушла бы хоть завтра, но как я без библиотеки?”, “всех денег не заработаешь, хожу на работу за удовольствием”. У реального библиотекаря не всегда хорошее настроение, бывают проблемы с коллегами, у него не всегда все получается, а он все равно работает и будет работать только в нашей библиотеке.
... В нашем коллективе работают люди разные, а наш коллективный портрет я бы назвала: “Кто, если не мы? Когда, если не сегодня?”

О. Денисова, заведующая отделом
... Каждый день в работе могут сочетаться многие виды деятельности. Станет ли та или иная деятельность рутинной, зависит от самого работника и, во многом, от руководителя. Если в работе начинает преобладать рутина, нужно срочно менять себя, отношение к работе или саму работу.
Словесный портрет идеального и реального библиотекаря составить не так-то просто. Библиотекарь - это человек, который в любое время и в любой ситуации должен помочь найти ту или иную информацию, посоветовать, к какому источнику информации лучше обратиться. Для сотрудника не должно существовать плохого настроения и все проблемы должны оставаться за порогом библиотеки. Он всегда обязан быть доброжелательным, отзывчивым, просто человеком, с которым приятно и легко общаться. К большому сожалению, в нашем коллективе есть люди, которые не только не соответствуют всем выше перечисленным качествам, но и всем, чем только можно, противоречат им. Библиотекарь - это лицо нашей библиотеки, а, следовательно, отношение посетителей к учреждению в целом складывается именно из отношения к каждому сотруднику в отдельности.
...Легко ли быть молодым в библиотеке? Нет, не легко. Какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, каким бы характером не обладал, приходя работать в библиотеку, он должен изучить её особенности, получить навыки общения с пользователями и коллегами в конкретной обстановке, суметь войти в коллектив. Пройдет достаточно много времени, прежде чем к мнению молодого библиотекаря начнут прислушиваться старшие коллеги. За первыми шагами молодого библиотекаря пристально наблюдают, чаще замечая недостатки, делая замечания. К сожалению, часто молодых не воспринимают всерьез. И вообще, всегда трудно делать что-нибудь в первый раз. При этом хочется отметить, что молодежь весьма активно и быстро овладевает новой техникой.
...Все чаше побудительными мотивами деятельности библиотекаря выступают желание достичь цели, признание коллег, ответственность за дело и возможность карьерного роста. Реализация этих “факторов удовлетворенности” формирует благоприятное отношение к работе

Л. Федорова, заведующая отделом
...Профессия библиотекарь считается не очень престижной, однако, Людмила Путина и Лоран Буш, в свое время, выбрали именно её - чем не пример для подражания?
...Библиотекарь сегодня это не “серая мышь” в очках и с прической “пучок” (который даже называли библиотекарским), бесконечно цитирующая различных авторов и влюбленная в Ахматову, а специалист, который сможет выполнить самый каверзный читательский запрос, умеющий работать со всеми источниками информации, вплоть до “всемирной паутины”.
...В своей профессии менять ничего не хочу. Возможно, потому что от этого яблока я откусила еще только кусочек...
...Легко ли быть молодым в библиотеке? Да также как и в жизни! Приходиться показывать и доказывать на делах (которые только начинаешь осваивать), кто ты и что ты можешь. Кто-то видит твои скрытые возможности, твой потенциал и помогает их развить (таких людей на моем пути, к счастью, встречается больше), а кому-то ты безразличен, лишь бы не мешал. Всё, как в жизни. Легко быть не может и не должно быть, иначе ты ничему не научишься, ничего не усвоишь. Только преодолевая трудности, покоряя новые высоты, человек может состояться. Когда легко что-то достается, оно не ценится.

М. Волкова, заведующая отделом
...Коллектив нашей библиотеки лично у меня вызывает ассоциацию с воздушным шаром. То есть часть коллектива играет роль баллона с газом (шар), а другая часть - мешков с песком (полезный балласт). Эти две части бесполезны друг без друга - шар без балласта неуправляем, его просто унесет в заоблачные космические выси, откуда ни ему, ни от него нет никакой пользы; ну, а балласт без шара просто не оторвется от земли. Так вот, шар - это творческая, активная часть коллектива, а балласт - это исполнители. Для полноценной работы библиотеки необходимо наличие в коллективе представителей и той, и другой категорий. По моему мнению, в нашем коллективе это соотношение оптимально: примерно 50x50.
...Библиотекарь, на мой взгляд, по-прежнему подвижник. Когда перед тобой открываются такие сокровища, какие заключены в книгах, то стремишься поделиться ими со всеми. В профессии библиотекаря меня привлекает не только работа с книгой и культурная атмосфера учреждения, но и возможность общения с людьми, и постоянное поступление новой информации, и появляющаяся с опытом способность четко систематизировать всё вокруг.
...Хоть и договаривались на этом внимания не заострять, но изменить в профессии мне хотелось бы только зарплату. Это как следствие, потому что оплата труда является показателем отношения к этому труду нашего государства. Пока, судя по нашей зарплате, государство, к сожалению, не очень-то высоко ценит наш труд. Вот это действительно очень хотелось бы изменить.
...Наш коллективный портрет я бы назвала “Брошенные на произвол судьбы, но сумевшие выжить и достойно продолжающие своё дело”. Длинно, конечно, зато полно и по существу.

И. Папихина, заведующая сектором
...Наш коллектив, на мой взгляд, достаточно уравновешен представителями двух основных категорий: ведущие и ведомые, романтики и прагматики, “выскочки” и “тихушники”. Именно это и дает результат стабильности в коллективе, иначе при преобладании одного из направлений, случился либо хаос, либо застой.
...Образ реального библиотекаря в нашей библиотеке максимально приближен к образу идеального библиотекаря, но предупредительности, такта, мобильности в работе и широкого кругозора добавить никому не помешает.
...О профессии библиотекаря могу сказать одной строчкой: “Библиотекарь - это лекарь”. А еще библиотекарь - это “последний герой” на острове в бушующем жизненном пространстве. И если написать историю о жизни библиотекаря, то она будет немного романтичная, немного грустная, но обязательно с хорошим концом. И если бы у девушек была возможность узнать об этой профессии больше, а еще лучше - поработать в библиотеке, то многие из них, наверняка бы, выбрали эту профессию.
...Думаю, что молодежи в нашей библиотеке достаточно легко работать, потому что существует “молодежная” прослойка и каждый из юных работников не одинок. Следует отметить, что оппозиции по отношению к молодежи не наблюдается. А если сказать об основном отличии стажистов от недавно пришедших в стены библиотеки, то у меня лишь одно серьезное замечание - это недостаток знаний в области литературы и отсутствие желания восполнить этот пробел.
...Я полностью реализую свои возможности, иногда даже сверх реализую. Ровное, стабильное и уважительное отношение в коллективе между коллегами - вот залог моей инициативы и претворения в жизнь творческих планов.
...Наше поколение находится в состоянии поиска. Возможно, оно запомнится потомкам, как нестабильное, переходное, но все-таки - устремленное взглядом в будущее и пребывающее в состоянии постоянного движения.
ДАЛЕЕ >>>



ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИМ. М. И. РУДОМИНО
ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОДГОТОВКЕ К ПРОВЕДЕНИЮ СЛЕДУЮЩИХ
ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОЕЗДОК В 2007 гг.
И ПРИГЛАШАЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕК, АРХИВОВ, МУЗЕЕВ И ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ПРИНЯТЬ В НИХ УЧАСТИЕ


“Россия - Чехия: культурное сотрудничество в Европе”
(апрель 2007 г.)

Профессиональная программа “Культурное сотрудничество в Европе” приурочена к работе международной книжной выставки-ярмарки “Мир книги”. Программа подготовлена совместно с Национальной библиотекой Чехии и Городской библиотекой Праги. В программу поездки (8 дней) включены профессиональные визиты в Национальную библиотеку Чехии, посещение музеев и памятников культурного наследия. В каждом посещаемом учреждении культуры планируется проведение круглых столов и профессиональных встреч, во время которых будут обсуждаться приоритетные направления деятельности учреждений культуры Европы: обеспечение сохранности культурного наследия, комплектование фондов, образовательная, воспитательная и социальная функции учреждений культуры. В период пребывания в Праге организаторы программы предлагают широкий выбор ознакомительных экскурсий, связанных с темами круглых столов и семинаров.
Планируемые сроки поездки: 20.04.2007-27.04.2007.
*Ориентировочная стоимость поездки: от 850 евро ; заявки принимаются до 01.01.2007
Координатор программы С. А. Горохова:
тел. (495) 915 0165,
факс (495) 915 3637,
gorokhova@libfl.ru


“ИФЛА 2007”
(август 2007 г.)

Поездка делегации российских специалистов на Всемирный конгресс библиотекарей и информационных работников ( 73-я Генеральная конференция и заседание Совета ИФЛА), который в 2007 г. пройдет в г. Дурбан, Южно-Африканская Республика. Организация поездки предусматривает оказание содействия в обеспечении участия во всех мероприятиях, проводимых в рамках конференции “ИФЛА 2007”, предоставление полного пакета услуг, связанных с получением виз, страховок, приобретением билетов и размещением в гостиницах, а также обеспечение трансфера.
Планируемые сроки поездки: 17.08.07-25.08.07
*Ориентировочная стоимость поездки: от 2300 евро; заявки принимаются до 01.02.2007.
Координатор программы О. А. Толстикова:
тел. (495) 915 0165,
факс (495) 915 36 37,
ombs@libfl.ru


ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ПОЕЗДКАХ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ В
ОТДЕЛЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СВЯЗЕЙ ВГБИЛ:
Телефон: (495) 915 01 65, факс: (495) 915 36 37,
эл.почта: gorokhova@libfl.ru; ombs@libfl.ru
*Стоимость поездок будет уточняться по мере приближения их сроков.

Главный редактор: С. Ф. Бартова
Ответственный за выпуск: М. В. Криворучко

Адрес редакции:

624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13
тел (34370) 9-05-85; 9-02-62
факс (34370) 9-05-85
E-mail:adm_lib@novotec.ru ; adm_lib@mail.ru
http://www.library.novouralsk.ru

За достоверность сведений, изложенных в публикациях, редакция ответственности не несет
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материалов


В избранное